В цирке Ринглинг-Барнум-Белей
Я так много слышал об этом цирке, читал о нем и даже писал сам. И всегда мечтал в него попасть. В самом деле — крупнейший в мире цирк с десятками артистов, со множеством животных, дающий представления одновременно на трех манежах.
Я знал, что это цирк передвижной, что до 1956 года для него строились шапито, а затем он перенес свои выступления во дворцы спорта и на стадионы. Знал я также, что свою деятельность цирк начал в 1873 году и его организатором был Финеас Тейлор Барнум — крупнейший американский импрессарио, заботящийся прежде всего о том, чтобы поразить зрителей масштабами представлений и не жалеющий денег на рекламу. Его примеру последовал Дж. Белей. Однажды в цирке Белея произошло примечательное событие: родился слоненок. Это был, кажется, первый случай рождения слона в неволе. И Барнум прислал телеграмму, в которой предлагал купить животное за большую сумму. Что же сделал Белей? Он перепечатал телеграмму в виде афиши и добавил: «Вот что думает мистер Барнум о слоне мистера Белея». И этот трюк имел успех. Позже Барнум и Белей объединили свои предприятия. А в 1906 году во главе цирка встали пять братьев Ринглинг, известные цирковые администраторы. Их потомки Джон и Генри Ринглинг владеют цирком сейчас.
Цирк Ринглингов сегодня — типичное капиталистическое дело. Его президент Джон Ринглинг владеет 51 процентом всех акций предприятия, но живет в Швейцарии и в дела цирка не вмешивается — он только получает от него доходы. Второй брат — Генри иногда путешествует с цирком, но он оставил за собою только контрольные функции. Все организационные заботы лежат на Руди Бранди, художественной же стороной занимается Тролли Родин — швед по национальности. Он прежде сам владел цирком и в этом качестве приезжал на гастроли в нашу страну. Сейчас Родин ездит по белу свету в поисках новых первоклассных номеров. Два раза по одному маршруту с теми же артистами цирк не ездит. Своей постоянной труппы у Ринглингов нет, как нет у них, кроме группы слонов, и собственных животных.
Встреча с этим цирком состоялась у меня в крупнейшем городе Канады — Монреале. Мне было приятно узнать, что большая часть программы составлена из выступлений артистов, приглашенных из социалистических стран: Болгарии, Польши, Венгрии, Югославии. Значит, цирковое искусство там за последние годы очень выросло, ибо по традиции у Ринглингов выступают только первоклассные исполнители. Если говорить честно, представление, которое я видел в Монреале, мне не особенно понравилось, хотя каждый номер в отдельности был хорош. Прежде всего парад поставлен без всякой выдумки — просто по стадиону проходят все артисты и провозят животных. Костюмы подобраны случайно, и сочетание их кажется безвкусным. Очень слаб балет — такое впечатление, что танцуют плохо подготовленные любители.
Клоунов много — шестнадцать человек. И все они одеты в нарочито буффонные костюмы, и все раскрашены до предела. Стремительно пробегая по стадиону, они останавливаются на несколько секунд в разных местах, чтобы исполнить трюк, но трюки, подаваемые вне образа и вне характера, кажутся случайными, механическими и поэтому не смешными. Относительно лучшими мне показались две интермедии. На стадион выехал небольшой пикап, и из него вышли все клоуны и вдобавок еще вытащили ослика. Как они там все разместились — уму непостижимо! И еще: по полю движется крошечный автомобильчик, его останавливает полисмен, которого играет карлик. Из машины выходит громадный клоун. Конечно, чтобы ему устроиться там, надо обладать навыками клишника, то есть уметь изгибаться и «складываться».
Теперь о самом представлении. Когда на трех аренах одновременно демонстрируются три номера, внимание рассеивается. К тому же исполнители так далеко отстоят от публики даже первых рядов, что не видно ни мимики, ни актерских взаимоотношений. Да и впечатление от трюков теряется. Ну, скажем, выступают болгарские комические акробаты Митчкаровы. Их номер построен на сложных акробатических комбинациях, завершаемых так называемыми каскадами, то есть акробатическими падениями на землю. Но я со своего места вижу только то, что люди подпрыгивают вверх и со всего размаха приходят на землю спиной. И номер приобретает несвойственную ему грубость.
Даже у первоклассных гимнастов-полетчиков — австралийцев Гоанс и мексиканцев Вайнес, — когда они выступают одновременно, в значительной мере теряется успех при исполнении такого сложнейшего трюка, как тройное сальто-мортале в воздухе. Это же касается акробатов с подкидной доской и тем более — жонглеров, дрессировщиков собак и голубей и других артистов, требующих большей камерности зала. Мне показалось что высшую школу верховой езды артистка Тролле Родин демонстрирует на самом высшем уровне. Превосходными мне показались и дрессировщицы собак из Исландии: животные без всякого понукания проделывают те же акробатические упражнения, что и их хозяйки (говорю об этом предположительно, так как внимательно рассмотреть номер не было возможности).
Прибавьте к сказанному следующее: едва раздается свисток режиссера — арена немедленно должна быть освобождена. Закончил артист свое выступление или не закончил, успел он показать свои главные трюки или не успел, все равно он обязан предоставить площадку для очередного выступления. При таких условиях и аплодисменты почти не возникают. Артисты, с которыми я беседовал, говорили, что работать у Ринглингов трудно, главным образом потому, что теряется контакт с аудиторией, а это значит — иссушается артистическое сердце и выступления становятся механическими.
В программе цирка есть несколько номеров с животными. Но опять-таки, когда на одной арене выступает слон, лама и зебра (дрессировщик Алекс Готье), на другой львы (дрессировщица Адела Смежа), а на третьей слон, лама и зебра (дрессировщица Этель), когда все это происходит одновременно, разобраться во впечатлениях трудно. Правда, номер со слонами поставлен здорово. Слоны — их четырнадцать — также действуют на трех аренах, но синхронно и в стремительном темпе, а в конце номера все слоны строят пирамиду.
Для лучших дрессировщиков делается исключение. Когда выступают Франц Альтгоф или Шарль Бауман, две другие арены пустуют. У Альтгофа тигр ездит на лошади и исполняет так называемый курс: вскакивает на галопирующую лошадь и снова спрыгивает с нее, трижды повторяя этот трюк пока лошадь обегает манеж. Что же касается Ш. Баумана, то он выступал в Москве и зарекомендовал себя талантливым дрессировщиком и артистом; сейчас он работает не хуже. И, наконец, три аттракциона цирка. На высоченной качающейся мачте (ее высота не менее пятидесяти метров) упражняется эквилибрист. На мачте он стоит на ногах, на руках и на одной руке. Артисты мне говорили, что меры предосторожности принимаются, но публика этого не видит. Более того, артист желает все для того, чтобы взвинтить нервы публике. Здесь идет демонстрация опасности, доведенной до апогея.
Такая же демонстрация присутствует и в номере артистов Космос. По канату, растянутому над стадионом на большой высоте, ездит мотоциклист; под мотоциклом прикреплен мост, на котором балансируют две гимнастки (на профессиональном языке это называется «чертов мост»). Мотоциклист становится на руль, делает на руле стойки на двух руках и на одной руке. И без того трюки опасные, а тут еще диктор усиливает нервозность и прямо-таки истерически говорит о том риске, которому подвергают себя артисты. Диктор делает «психологические паузы», когда кажется, что артист вот-вот сорвется. Честное слово, когда я сейчас вспоминаю об этих номерах, у меня холодеют руки.
Аттракцион, который при известных условиях мог бы быть великолепным — это своеобразный балет в воздухе. На двадцати вращающихся перпендикулярно к земле подвешенных канатах (по-цирковому это называется кор-де-парель) упражняются одетые в разноцветные трико гимнастки. В центре действует солистка, кстати, артистка из Болгарии. Номер мог бы быть очень красивым, если бы, так сказать, кордебалет исполнял свои упражнения законченнее, чище и добился бы большей синхронности, а так выступление выглядит каким-то любительским.
Вот, кажется, объективный рассказ о величайшем шоу в мире, как называют свои представления Ринглинги. И все-таки я задаю себе вопрос: в чем же причина успеха этого цирка? Думаю, что ответ следует искать в слове «величайшее». Ринглинги как бы говорят публике: мы приезжаем в ваш город не чаще раза в год, а иногда и того реже, и предлагаем за один вечер посмотреть все лучшее, что есть в цирке. Вы хотите клоунов — их множество, вас интересуют звери — пожалуйста. Акработы, гимнасты, жонглеры, наездники — все они представлены в большом количестве. Цирковые сенсации также имеются.
В общем получается цирковая ярмарка: богатая, пестрая и не очень-то организованная. Я думаю, что происходящее у Ринглингов разрушает цирк как искусство, уничтожает творческие взаимоотношения между артистами и публикой. Это идет в общем ряду буржуазного искусства, представители которого все больше думают о том, чтобы поразить яркостью и парадоксальностью формы, а то и откровенными кривляниями, забывая при этом о содержании.
Ю. ДМИТРИЕВ, спецкорр. «Советской эстрады и цирка» Монреаль
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий