В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 11:02 | 12.11.2019

В цирке Умберто

В цирке УмбертоКисловодский цирк обступили жилые и производственные вагончики с броской надписью: «Цирк Умберто».

Цирк Умберто — один из трех чехословацких передвижных коллективов — в Советском Союзе не первый раз. Сюда, в Кисловодск, коллектив приехал после успешных гастролей в Волгограде.

За кулисами в тесноте (да не в обиде) уживаются рядом десятки лошадей и пони, зебры и верблюды, буйволы, яки, слониха Вина, лев Макс с семью львицами и другие четвероногие — почти семьдесят голов. Обилие животных не случайно: половину программы представляют номера дрессуры. Для нас это не совсем привычно. Но преобладание в программе номеров дрессуры — давняя традиция чехословацкого цирка.

Вторая особенность этого коллектива — удивительная разносторонность артистов, среди которых подавляющее большинство молодежь. В программе занято всего двадцать три исполнителя. А ведь из шестнадцати номеров — четыре групповых. Почти все артисты участвуют в двух-трех номерах.

Художественный руководитель коллектива Роберт Штипка представляет четвертое поколение старой цирковой семьи Штипковых, а его девятнадцатилетний старший сын, названный по обычаю тоже Робертом, — пятое. Путешествуют по разным странам чешские артисты в своих квартирах-вагончиках всей семьей, с детьми, которые тоже связывают свое будущее только с цирком. Таких семей в цирке Умберто шесть, и все они потомственные артисты цирка. А так как в Чехословакии нет пока цирковой школы, учат в основном старшие, передающие потом свои номера детям.

Год от года возрастает мастерство талантливых чешских дрессировщиков, все более отточенными становятся трюки, но хотелось бы видеть и интересные композиции, и оригинальную подачу трюков.

В цирке Умберто представление начинает Роберт Штипка-младший. Он выводит на манеж крупного вороного арабского жеребца и крошечного белого пони. Оба в нарядных сбруях и с ярко-красными султанами на головах. Это трогательное сочетание огромной лошади и маленького пони неизменно вызывает добрую улыбку зрителей, тем более что маленький пони старательно копирует все пируэты и стойки своего партнера. В заключение шестерка пони после нескольких несложных, но число исполненных перегруппировок, проходит на задних ногах вокруг арены.

Но вот заканчивается это выступление, а на манеже — восьмерка зебр Яна Рангла. Мы видим те же трюки, что и в предыдущем номере, те же перестроения, и табло. И сам по себе хороший номер уже не производит должного впечатления на зрителя. А вскоре эти же перестроения и пируэты демонстрируют яки и буйволы Богумила Навратила. Обидно, что интересные, но однообразные по трюкам, по манере подачи номера дрессуры попали в одно отделение программы.

А вот смешанная группа животных Богумила Навратила-старшего, во главе с живой, эмоциональной слонихой Биной, своеобразна и красочна. И редкие у нас одногорбые верблюды — дромадеры, гордо выступающие в караване за Биной, и маленькие пони одного роста со своими партнерами — собаками колли — все очень впечатляюще. А восточные мелодии придают номеру особый экзотический колорит.

Легкая, непринужденная манера исполнения присуща всем дрессировщикам цирка Умберто. Ян Малек, сын известного укротителя львов Крыштофа Малека, входит в клетку с хищниками пританцовывая, что создает особую атмосферу непринужденности. Звери его весьма активны и охотно идут на трюк, зачастую даже заигрывая с укротителем, причем солидный лее Макс сам служит примером послушания для своих семи подруг.

В эффектном номере Роберта Штипки-старшего на арену выходит восьмерка красавцев коней, приобретенных в СССР четыре года назад. В этом номере, так же как н в совместной работе отца с сыном, нет каких-либо особо оригинальных перегруппировок и фигурных движений, которых бы мы раньше не видели. Но покоряют четкость и темп исполнения, артистичность и мастерство дрессировщиков.

В финале «Высшей школы» вороной конь Штипки-старшего пляшет «Калинку», так полюбившуюся зрителям.

В других жанрах, представленных цирком Умберто, особенно выразительны два номера семьи Бертис.

Отто Бертис виртуозно балансирует предметами из чешского стекла, сверкающими разными красками. В ритме пленительной музыки испанского болеро, подчеркивающей характер номера, элегантный артист, зажав а зубах рукоятку кинжала, ставит на его конец острие шпаги, на эфесе которой чудом держится поднос с вазой и бокалами. Всю эту хрупкую пирамиду Бертис переносит через переходную лестницу. Пружинящая верхняя половина лестницы не закреплена, и он раскачивается на ее вершине. Все в этом оригинальном номере красиво: и внешность артиста, и музыка, и реквизит. Все способствует успеху.

Второй номер семьи Бертис — эквилибр на моноциклах, исполняемый Марией Бертис, ее двумя сыновьями и их женами, — также превосходен. Мария Бертис — уроженка Моравии, и вся группа выходит в красочных национальных костюмах, под звуки моравской мелодии.

Артисты демонстрируют колонны на моноциклах из двух и трех человек, фигурную езду на четырехметровом моноцикле, копфштейн на голове партнера, сидящего на высоком моноцикле. А последний трюк поистине уникален. Андрей Бертис, прыгая почти с пятиметрового моноцикла, отбивает подкидную доску, с которой Илона Бертис делает сальто в плечи Отто, сидящего на моноцикле высотой в два с половиной метра.

Два больших групповых номера исполняют три брата Вольф со своими женами: эквилибр на вольностоящих лестницах и на оригинальных лобовых першах в форме восьмиугольных трапеций.

Три номера показывает семья Кратели — сестры Иржика и Даша, а также муж Даши — Войкан. Иржика — прирожденная комическая актриса. А это проявляется во всех трех ее номерах, акробатическом с подкидной доской, в дуэте с сестрой на тугой проволоке и в номере «Акробаты-эксцентрики».

Иржика и в жизни веселая. На вопрос, не трудно ли ей работать в трех номерах и по воскресеньям выступать девять
раз, она рассмеялась:

— Могу совсем, не уходить с манежа. Я с четырех лет работаю в цирке и очень люблю его.

Особенно нравятся зрителям акробаты-эксцентрики. Здесь маленькая Иржи, выступая с высоким Войканом, весьма забавна в качестве нижнего партнера. Остроумны и ее веселые заигрывания со зрителями. Но задача развеселить зрителя почти целиком ложится на плечи молодых коверных братьев Вацлава и Фердинанда Навратилов — Вина и Фреда.

Вик и Фред еще четыре года тому назад тоже были акробатами-эксцентриками. И, как видно, хорошими, в чем можно убедиться, глядя на их веселые с элементами акробатики репризы. Молодые коверные не пошли по легкому пути копирования. Большинство реприз, исполняемых ими, наши зрители видят впервые.

Рассказывая о своих творческих замыслах, братья говорят, что а дальнейшем они задумали, по примеру советских коверных, включить в свои репертуар пародийные и сатирические репризы, укрепить контакты с публикой, попытаться как-то связать отдельные номера программы.

Много ярких, запоминающихся номеров продемонстрировали нам талантливые чехословацкие артисты. Но советский зритель, привыкший к жанровому многообразию циркового искусства, посмотрев программу Умберто, был немного огорчен тем, что, кроме дрессуры и номеров акробатики и эквилибристики, не познакомился с другими жанрами замечательного чехословацкого цирка.

Особую роль в успехе программы сыграло качество аккомпанемента. Чешские артисты благодарили оркестр Кисловодского цирка и его дирижера В. Волкова за отличное сопровождение программы.

Уезжая в Прагу, Роберт Штипка сказал:

— Работая в Советском Союзе, мы испытываем большой творческий подъем. Артисты очень довольны радушным приемом в цирках Волгограда и Кисловодска и благодарны советским зрителям за их теплое, дружеское расположение к нам.

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100