В гостях у Ирины Зеленой
Выполняя задание редакции, я с «пристрастием» допрашивала давно любимую артистку о ее сегодняшней жизни, о работе. Рина Васильевна говорила с деловитой и пылкой увлеченностью, свойственной ей, а я невольно поражалась ее бурной энергии, многообразию интересов.
Р. В. Зеленая. Фото А. Иконникова
...Мы сидим за кофе у нее дома, где много книг и удивительных сувениров, подаренных ей в разных городах и странах. Из окна открывается вид на тихий московский переулок.
— Долго ли вы работаете над своими эстрадными миниатюрами?
— Иногда даже слишком долго. Ведь герой самого маленького рассказа должен полюбиться зрителю. Можно придумать много смешных вещей, над которыми будут хохотать, но сердца это не заденет. Надо угадать тему, которая волнует зрительный зал, а волнует нас то, чем мы живем сегодня.
— Есть вещи, на которые затрачиваешь больше года. И авторы часто сетуют на меня. Коротенький рассказ Евгения Пермяка «Как это было» нравился мне по теме, но пришлось «мучиться», чтобы все стало на место. Слишком трудно устами ребенка решать сложнейший моральный вопрос.
Вдруг актриса переходит на детскую скороговорку, на захлебывающуюся речь ребенка, И сразу передо мной возникает трогательный и гордый ребячий образ. Душевная драма крохотной девочки, покинутой отцом, оскорбленной его жалкими подачками... Я чувствую, как сжимается горло, передо мной — чудо перевоплощения, предельное мастерство актера. Хорошо сказал на юбилее актрисы Михалков:
—Читать о детях так, как читаете вы, не может никто. Это самобытно и оригинально именно тем, что это неповторимо.
Это — не жанр, это «творческая находка» талантливой, вечно ищущей актрисы. И сразу понимаешь, почему так досадно бывает слушать иное пустое, бездумное кривлянье. Ведь многие актрисы весь свой «творческий поиск» ограничивают тем, что попугайски подражают Рине Зеленой, а не детям, а она тем временем продолжает искать новое. ... На письменном столе груда писем, рукописей, корректуры статей. Пишут дедушки и мамы, рассказывают о детях, советуются. Ведь Рина Зеленая не только актриса. Она — общественный деятель, педагог. В «Учительской газете» она пишет о воспитании, на собраниях родителей и педагогов рассказывает о своих наблюдениях над детьми, о методах воздействия на самых трудных из них.
— Уважение к детям — это основа основ воспитания. Суметь увлечь чем-то ребенка — вот путь к его сердцу, — поясняет артистка.
Чтобы подружиться со своим маленьким, но очень воинственным соседом, Рина Зеленая придумала удивительную игру — писать вместе с ним стихи. И вот победа: вместо того чтобы сокрушать все вокруг, играя в войну, он тихо сидит рядом с тетей Риной. Они смотрят в окно на снег и увлеченно сочиняют «Стихи о зиме».
Снег несется сверху вниз
И ложится на карниз.
Он по воздуху летает
И дороги заметает.
Он кружится, словно птица,
И на дворника садится.
Тот скорей берет лопату,
Снег сгребает, словно вату.
На дворе большие кучи
вырастают,
Может быть, только весной они
растают.
Стоят деревья все в лесу
И держат ветки на весу.
Нельзя рубить деревья,
Нельзя губить деревья,
Они ведь делают природу
И чистый воздух для народа.
Нужно любить и знать детей, их образ мыслей, чтобы вместе со столь юным соавтором создать эти очень свежие, очень детские стихи.
— Я не перестаю думать о детях ни на минуту (параллельно со всем другим, над чем я работаю, — продолжает актриса. — Даже если детей нет в комнате, я придумываю, что бы они могли сказать в том или ином случае...
Украдкой заглядываю в записную книжку Рины — действительно она испещрена записями. «Стиральную машину, купленную для сестры, нужно отправить в Воронеж.
— Это, наверно, очень сложно, — говорит папа. Мама отвечает:
— Нет. Есть такая организация...
— Да, — подхватывает трехлетний малыш, — Организация Объединенных Наций».
— Дети видят и запоминают всё, — поясняет Рина Зеленая.
«Отец говорит дочке:
— Не бегай всё время к соседям. Наверное, ты им уж надоела.
— Ну что ты, папа. Я пришла к ним, они сами мне сказали:
«Только тебя тут не хватало!» Вот одна из последних записей: «Я лучше всех рисую в детском садике.
— Кто тебе сказал?
— Я сам вижу».
На стопе большая папка с надписью «К. Чуковский».
— Что это? — спрашиваю я.
— Это диафильм, только что законченный мною и В. Глоцером. Самое трудное в этой работе было не то, что мы пересмотрели тысячи кадров, фотографий, огромный материал об этом замечательном человеке. Самое трудное было отказаться от многого, чтобы отобрать только пятьдесят девять кадров и сделать к ним короткие надписи, доступные самым маленьким детям. Зато теперь благодаря этому диафильму все дети Советской страны от бухты Провидения до Кушки смогут сами увидеть сказочного дедушку Корнея Чуковского, комнату, где он работает, библиотеку, созданную им для детей все округи, знаменитые «Костры» у него в Переделкино: «Здравствуй, лето!», «Прощай, лето!»... Актриса рассказывает мне о съемках на «Мосфильме» у режиссера А. Птушко в философской «Сказке о потерянном времени» Евг. Шварца.
— Думаю, что это будет великолепный подарок школьникам, — говорит она. — Художники, режиссер и актеры делают там настоящие «киночудеса».
В свою роль нерадивой школьницы актриса (как и ее партнеры) вложила немало юмора. Творчество Рины Зеленой неотделимо от кино. Она — соавтор (с А. Барто) сценария фильма «Подкидыш». А сколько ролей и эпизодов создано ею в наших кинокомедиях! Невозможно забыть ее — директором ателье мод в «Девушке без адреса» или в картине «Весна») в гротесковом облике гримерши киностудии. В самых коротких эпизодах перед зрителем возникают остро очерченные Риной Зеленой, всегда живые, подсмотренные у жизни люди. Недавно по телевидению в картине «Веселые звезды» она снова появилась в облике «уцененной куклы», неуклюжей и трогательной, горестно рассказавшей о том, как «от рождения» искалечили ее недобросовестные люди. Как хорошо, что этот сатирический фельетон существует на кинопленке, и как жаль, что другие «взрослые» фельетоны, как сценка у зубного врача, как «Русалка из Яузы», исчезли, оставшись только в памяти зрителей. (Вы помните ее зубного врача, мещанку, охваченную личными заботами и общественными «нагрузками», которая не успевает «снизойти» до сидящего в кресле несчастного пациента и вырвать у него зуб?) А ведь зрителей сатирическое «взрослое!» творчество актрисы очень интересует. Конечно, разговор все время возвращается к эстраде. С каким уважением и страстной заинтересованностью говорит о ней актриса, бессменный член жюри всех конкурсов артистов эстрады.
— Трудно представить себе, какое количество номеров приходится просмотреть, чтобы найти достойных. А смотреть надо все. — говорит она, — помня формулу: «А вдруг пропустишь что-нибудь прекрасное». Эстрада — это всегда новаторство, всегда изобретательность, всегда открытие, а не унылый повтор всего того, что уже было, было...
Грустно видеть, как певицы, приехав на концерт, «дерутся» за исполнение какой-то песенки. Неужели так беден наш репертуар? Трудно поверить. Это просто неумение или нежелание делать новое... Имя Рины Зеленой близко не только нам, советским слушателям. Ее ловят по радио наши друзья за рубежом и далекие чужие страны, где она с успехом гастролировала, передавая манеру и строй речи на других языках. В Англии она читала и советских авторов и стихи английских поэтов на их родном языке.
— Конечно, нелегко пробиться к сердцам слушателей через преграды чужого языка, — улыбается Рина Васильевна. — Кто, например, может научить меня, как разговаривают английские дети? Мне приходилось немало времени проводить в детских парках, у нарядных витрин магазинов, повсюду, где толпятся дети, прислушиваясь к их речи, к чужим для меня интонациям.
В Польше Рина Зеленая выступала по-польски, в ГДР — по-немецки, в Чехословакии — по-чешски, читая стихи детских поэтов тех стран или переводы советских поэтов. Она объездила, гастролируя, всю нашу страну — от Сахалина до Прибалтики, от целинных земель до Молдавии... Географическая карта на стене привлекает мое внимание. Это — подарок Рине от экипажа самолета Н-559. Здесь прочерчен путь группы актеров, выступавших с концертами на Великом Северном пути: Москва, Амдерма, Диксон, Хатанга, мыс Шмидта, бухта Провидения. А из Тикси — в Ледовитый океан на дрейфующую льдину «Северный Полюс»!
Два часа проходят слишком быстро. Но вот уже является Дед Мороз из журнала «Пионер», чтобы сняться вместе с нею для журнала. Приходится уступить ему место. Прощаясь с нею, от души желаю сохранения душевной молодости, успеха во всех творческих поисках, обогащающих советское искусство.
Т. КУЛАКОВСКАЯ
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий