В каком направлении пойдет цирк. Т. Ассовская - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В каком направлении пойдет цирк. Т. Ассовская

В каком направлении пойдет цирк. Т. АссовскаяНедавно Т. Г. Ассовская была назначена на должность заместителя генерального директора Союзгосцирка по творческим вопросам. Цирковые артисты хорошо знают Татьяну Георгиевну как начальника художественного отдела Союзгосцирка, потом — заместителя директора Всесоюзной дирекции. Состоялась беседа нашего корреспондента Р. Славского с Т. Ассовской. Предлагаем ее читателям.

— Начнем, Татьяна Георгиевна, нашу беседу с самого простого: расскажите, пожалуйста, какие пути привели вас в цирк!

— Я выросла в Москве, в семье, где очень любили искусство. С детства я проявляла интерес к сцене, и когда пришла пора, то выбрала институт при Московском Художественном театре, который окончила с отличием. Как раз в это время Игорь Моисеев создавал новый коллектив — ансамбль классического танца. Он пригласил меня, и там я проработала несколько лет.

— Завлитом!

— Нет. Там был очень маленький штат и я исполняла обязанности режиссера, завпоста, финансиста, заместителя директора. Вела программу на разных языках. А в афишах и программках значилась главным художником — по моим эскизам изготовлялись костюмы и декорации. Мне выпало счастье находиться рядом с такими людьми, как Асаф Мессерер, как Касьян Голейзовский и близко наблюдать их работу. Я ведала всей гастрольной деятельностью ансамбля. В семнадцати странах побывала вместе с этим прославленным коллективом. От Игоря Александровича я переняла эстетическую школу и методы практического осуществления эстетических позиций в творческой жизни. Низкий поклон ему за эту школу.

А вот своим приходом в цирк, своим приобщением к нему обязана Георгию Сергеевичу Агаджанову. Два фактора оказали воздействие на мой окончательный выбор остаться в цирке (говорю так, потому, что были и колебания). Первое: это то, что я, воспитанная на МХАТовских традициях глубокого уважения к труду и творчеству актера, столкнулась с невероятной самоотдачей артистов цирка и второе — впечатление от спектакля «Русские самоцветы», созданного режиссером Головко. Когда 17 лет назад я впервые увидела столь яркое зрелище на манеже, то поверила в огромные возможности цирка, которому решила посвятить дальнейшую жизнь. Во все тонкости циркового дела меня посвящали: Карандаш (дружила я и с его семьей), Владимир Александрович Волжанский и Валентин Иванович Филатов.

Но главное — это не то, что я пришла в цирк 17 лет назад, а вот теперь назначена на столь ответственную должность. Главное то, что за эти годы сделано. Я горжусь, что с моей помощью встали на ноги многие молодые артисты цирка, которые являются сегодня цирковыми «звездами». А больше всего преисполнена гордости, что имела отношение, вернее, творческое-прикосновение к созданию В. А. Волжанским его классического творения — спектакля «Прометей».

Я непосредственно участвовала в создании ряда национальных цирковых коллективов и некоторых новаторских номеров, таких, как «Скейтбординг», возглавляемого А. Калининым, или «Воздушные акробаты» под руководством В. Станкеева и ряда других.

— Татьяна Георгиевна, читателям нашего журнала было бы интересно познакомиться с вашей художественной программой — в каком направлении мыслите вы развитие цирка!

— Моя художественная программа, хочу это подчеркнуть, должна рассматриваться в общем контексте всей деятельности Союзгосцирка: экономической, производственной, финансовой, плановой, прокатной. Моя личная деятельность определяется эстетической художественной концепцией, моим видением циркового искусства. А знание цирка за 17 лет творческой деятельности, надеюсь, у меня имеется. За эти годы сложились взгляды, оценки, отношения к цирковому искусству. И это поможет мне осуществить целый ряд практических задач. Здесь есть программа минимум и программа максимум, рассчитанные на ближайшее и более длительное время.

Я считаю, что путь, по которому должен идти цирк в ближайшие годы, — это развитие самых разнообразных зрелищных форм: и программ дивертисментного характера, и постановочные пантомимы, и гала-представления, и феерии, и возрождение конного цирка и цирка зверей, повторяю — самые разнообразные формы. Прежде всего, как я думаю, наши усилия должны быть направлены на укрепление уже завоеванных советским цирком творческих позиций, которые мы стали слегка утрачивать. Цирк в моем представлении — это завлекательное, жизнерадостное зрелище. Праздник ловкости, красоты человеческого тела, праздник юмора. Сегодня цирк все более и более уходит в так называемую классику, а вот забавность растерял. Вернуть цирку утраченную привлекательность — одна из первоочередных задач. Но основная моя цель — разбудить творческую активность людей и всячески способствовать воплощению новых оригинальных идей.

Что еще считаю я для себя программным? Проведение в Москве международных конкурсов артистов цирка. Любителям циркового искусства известно, что самый представительный конкурс подобного рода проводится в Монте-Карло. Но почему там? Почему не у нас? Ведь престиж советского цирка во всем мире чрезвычайно высок, и такой конкурс, если, конечно, он будет хорошо организован, убеждена, ожидает успех.

— Но соперничать с Монте-Карло, согласитесь, трудновато. А может и невозможно.

— А кто говорит, что легко? Постараемся найти такое направление, какое не будет перекликаться с Монте-Карло. Наш смотр должен стать тематическим, должен иметь собственное художественное лицо. Конечно, дело упирается в финансовый барьер. Нужна валюта. А ее у нас нет. И вот в чем парадокс. У нас очень много запросов от иностранных импресарио, в том числе и самых крупных. Предлагают многолетние контракты — на пять лет и более. Но, оказывается, мы не заинтересованы в этих контрактах...

— Как так!

— А вот представьте. Не заинтересованы... Отправляя на гастроли своих артистов, мы тем самым обедняем наши цирки, снижаем художественный уровень программ, а значит, теряем зрителя. Ведь за рубеж мы посылаем, как правило, лучших мастеров. Отсюда — невыполнение финансового плана, который исчисляется в рублях. А по валюте мы плана не имеем. К тому же заработанную валюту полностью отдаем Гос-концерту Министерства культуры СССР без какой-либо компенсации. Хотя бы в советских рублях. Словом, заработанные нами доллары, фунты и марки бесследно утекают... И вот приходится бороться за то, что принадлежит нам по праву. Я знаю, среди многих вопросов эта проблема для нашего генерального директора Г. Я. Андрющенко является одной из важнейших. Наша первоочередная задача на сегодня — добиться во что бы то ни стало получения тех валютных сумм, которые артисты Союзгосцирка зарабатывают. Тогда у нас была бы возможность положительно решать вопросы обмена программами, приглашения крупных артистических сил, различного рода закупок животных, оборудования, проведения международных конкурсов.

— Приближаются праздничные дни — семидесятилетие советского цирка. Что делается в этом плане! Что ждет зрителей и работников цирка!

— Составлена широкая программа. Могу показать «План мероприятий по 70-летию Советского цирка в 1989 году». Все пункты, конечно, не перечислить, но главнейшие назову. Это специальные праздничные программы, которые подготовят ведущие цирки. Это большое юбилейное представление — оно состоится в Москве в сентябре. Это и освещение в прессе и по телевидению достижений советского цирка. И буклеты на шести языках, и проведение в августе в Москве «Дня цирка», и конкурс детского рисунка на тему цирка, и пресс-конференция по проблемам циркового искусства. Это и проведение кавалькад и выставок. Порадую и коллекционеров: имеется договоренность о выпуске в свет к юбилею конверта и пяти видов марок, посвященных цирку.

— Татьяна Георгиевна, я слышал, что вы серьезно интересуетесь дельфинами, их содержанием и дрессировкой и что среди ваших планов — создание дельфинария. Если это так, то что практически делается для осуществления этого замечательного замысла!

— На Западе дельфинарии, как вы знаете, достаточно распространены, а в нашей системе пока что ни одного. Но могу сообщить: уже имеется договоренность. В Москве отведена площадка для будущего строительства. Возможно, подобный же мы возведем и в Сочи. Недавно я встречалась с представителями американской фирмы, которая строила дельфинарии в Штатах. Создать у нас первоклассный дельфинарий, действительно, моя мечта. В этом деле у меня много союзников: Вальтер Запашный, Борис Бирюков, Шаг-Новожилов. Так что, дельфинарии тоже можете причислить к программе нового руководства Союзгосцирка.

— Мне не раз доводилось слышать разговоры о кризисном состоянии творческой жизни современного цирка. Что вы думаете по этому поводу!

— Я считаю и твердо стою на том, что никакого кризиса, о котором иногда говорят, в цирковой системе нет. Никакой потери интереса публики к цирковому зрелищу тоже нет. Цирк как любили, так и любят. И вместе с тем, не могу сказать, что у нас все в порядке. Главное, что не устраивает — одинаковость номеров: они стали похожи один на другой, как близнецы. Произошло это не вчера и не позавчера, а значительно раньше. В шестидесятые годы цирк начал осуществлять программу массового строительства крупных стационаров. Строить строили, а чем, какой художественной продукцией заполнять манежи этих дворцов не заботились. Не существовало ни плана творческого обеспечения новых манежей, ни плана подготовки артистических кадров. В результате — нечем заполнять «конвейер». Я пришла в цирк в 1972 году и хорошо помню эту ситуацию. В сформированных программах не хватало по пять-шесть номеров. И тогда был брошен клич: «Приходите к нам! Давайте, давайте, давайте!» И пошел поток из народных цирков, а еще больше — из спорта. И начался процесс, который я называю «спортизацией цирка». Спортсменов влилось очень много. Они были отлично подготовлены, прекрасно сложены. Жанры акробатики и гимнастики развивались в то время необычайно активно. Но у всякой медали есть и оборотная сторона: актерского мастерства, образности, игры, сценического общения — всего этого им и не хватало. В количественном отношении удалось насытить «конвейер». Но за счет чего? За счет снижения художественного качества. Цирк пошел по легкому пути — дублированию уже существующих образов. Тут-то и начали плодиться номера-двойники. Последствия «спортизации» мы ощущаем и по сию пору. И первейшая задача, какую мы ставим перед всеми цирковыми деятелями, — совершенствовать искусство, поднимать его художественный уровень. Необходимо разбудить дремлющие силы работников цирка, зажечь в их душах огонь творческой активности. Ставлю себе в качестве первоочередной задачи — создание условий для творчества.

— Что подразумеваете вы под словом «условия»!

— Сложный вопрос. Он упирается в реорганизацию всей системы. А это в первую очередь влечет за собой пересмотр старых норм выступлений. Не могу сказать со всей определенностью, что решу эту проблему, но добиваться буду настойчиво. Ибо уверена, что 30 выступлений в месяц официально, а фактически и все 40, а то и 50 — истощают творческую энергию артистов, лишают их возможности думать о будущем, а в конечном итоге ведут к творческому бесплодию. Вопрос, повторяю, непростой, связанный с экономикой. И что греха таить, именно эта эксплуатация лучших творческих сил и дает нам прибыль.

Создавать условия — это также поддерживать творческие начинания. Условия — это и стимулирование всего нового и интересного. Это и материальное поощрение. Это и хорошие репетиционные площадки. В Краснодаре мы строим крупный комплекс — стационар для создания новых номеров и аттракционов с дрессированными животными. Подобного рода базы намечается возвести и в других регионах — в Свердловске и в Ташкенте. Отмечу и еще один момент, касающийся создания условий. У нас много цирков с двумя манежами, но второй манеж используется из рук вон плохо. Он не стал базой творческого роста артистов. К сожалению, сегодня наша основная беда — почти полное отсутствие директоров, любящих и знающих цирковое дело. В подавляющем большинстве это люди далекие от цирка. Они главным образом прокатывают готовое. Притом — прокатывают плохо. Мало, очень мало и режиссеров-энтузиастов, с которыми артистам хотелось бы сотрудничать. А ведь еще не так давно многие цирки работали весьма и весьма плодотворно. Назову хотя бы Тульский цирк, когда его директором был сначала отец, а потом сын Калмыковы. Сколько там было выпущено номеров, аттракционов, программ! Или взять Пермский цирк, когда его возглавлял Александровский, а режиссером был Тернавский. Тоже бурлила творческая жизнь.

Но вернусь к стационарам, располагающим двумя манежами. Это — Кострома, Иваново, Челябинск, Свердловск и другие. Мы рассматриваем эти цирки как потенциальную базу для ярких творческих свершений. А они сегодня почти бездействуют. По-хозяйски ли это? Правда, должна исключить Свердловский цирк: там хорошее руководство, там люди активные и работа ведется полным ходом. Надо им только помогать. Что же касается других стационаров, то нужно серьезно думать о переброске туда по-настоящему творческих сил. Основательной реконструкции требует и наш харьковский филиал Всесоюзной дирекции. Сегодня он пребывает в допотопнейших условиях.

— С января этого года все предприятия страны перешли на новый метод хозяйствования — хозрасчет. Какие перемены в связи с этим произойдут в жизни работников Союзгосцирка!

— Союзгосцирк никогда не получал дотации, всегда был на самоокупаемости да еще давал прибыль. Другое дело теперь, в связи с общими переменами в экономической политике мы перешли на один из трех видов хозрасчета, предложенных ведущими экономистами нашей страны. Многие в этой связи хотят ощутить реальные результаты хозрасчета для себя лично. Повысится ли зарплата? Улучшатся ли условия работы? На последний вопрос отвечу сразу: да, улучшатся. Что же касается зарплаты, то не все здесь продумано и отлажено, в том числе и нашими экономистами и плановиками. Лично я думаю: может так получиться, что той конкретной выгоды, на какую рассчитывают артисты, может и не быть. Ведь существует проблема развития циркового искусства в целом. Следует поднять его материальную базу. Улучшение условий труда, техники безопасности — все это требует значительных средств. Хозрасчет позволит направить средства в первую очередь на эти цели. А решить все вопросы одновременно хозрасчет все равно не сможет.

— Полагаю, что для артистов цирка небезинтересен результат эксперимента коллектива под руководством Юрия Куклачева, перешедшего год назад на самоокупаемость!

— Все же для серьезных выводов этого срока еще мало. Юрий Куклачев работал в особых условиях, можно сказать, тепличных — в Сочинском цирке, где представления, как правило, идут с аншлагом. И притом — по нескольку раз на дню. Сейчас группа Куклачева выехала на гастроли за рубеж. Так что, повторяю, делать выводы — рановато. Следует накопить опыт.

— Социологи из Института искусствознания провели опрос зрителей в трех цирках средней полосы России и пришли к заключению: цирк посещается главным образом детьми, затем идут взрослые, а молодежь почти не ходит к нам. Ваше мнение на этот счет!

— Во-первых, я с этим заключением не согласна. Три цирка из семидесяти семи — это слишком мало. Социологи, к сожалению, не проводили сопоставительного анализа. То есть, не сравнивали посещаемость цирков, скажем, десять лет назад и теперь. Тогда было бы основание говорить: вот раньше молодежь ходила, а теперь — нет. Это социологи так думают, что раньше ходили часто, а теперь — редко. Поделюсь личными наблюдениями. Я много езжу, много смотрю и скажу — в цирках отдаленных городов много молодежи. Наша ли в этом заслуга? Может быть, и не наша. Слишком мало в этих городах культурных развлечений, мало зрелищных предприятий. Цирки Москвы тоже не показательны. Здесь слишком высок процент зрителей-иностранцев. В цирках же крупных городов, где выбор сценических зрелищ большой, да молодежи несколько меньше. Но это вовсе не значит, что цирк сделался «детским». Дети — постоянная наша публика. Так было всегда и так будет.

И поскольку дети — традиционно наш контингент, то постараемся радовать их чем-то новым. А вот как сделать, чтобы и молодежь ходила к нам побольше,— надо думать. Я, знаете ли, частенько задаюсь вопросом — что происходит с молодежью? Молодежь требует новых форм искусства. Эти новые формы мы и должны создавать. Не могу сказать, что мы уже готовы к этому, что мы хорошо изучили запросы молодых зрителей. Вот жалуются, что молодежь не ходит слушать классическую музыку. Ходит, но мало. Лишь те, у кого с детства развит музыкальный вкус. Массы же тяготеют к эстраде.

Я побывала во многих странах и всюду спрашивала у владельцев концертных залов: скажите, когда у вас бывают аншлаги? Отвечают: когда выступают «звезды» эстрады или уникальные спортивные матчи. Вот и мы стали думать о создании масштабных представлений, в которых бы «звезды» нашей эстрады объединились со «звездами» арены. Нам представлялось, что это будет гала-концерт, где прозвучат современные ритмы, где зрители увидят современные молодежные танцы, модные костюмы. Но поняли — это тоже неверный путь. Почему? Да потому, что в этом случае цирк оказался бы в положении тех работников театральных касс, которые всучивают вам билеты «с нагрузкой»... Мы решили искать внутри своего искусства новые формы, интересные молодежи. Ведь старой дорогой идти дальше все равно нельзя. И раз у молодежи есть тяга к яркой зрелищности, следует изобретательно откликаться на этот запрос. И мы будем искать в этом направлении.

— А теперь поговорим о том, что интересует всех артистов цирка, о наболевшем — о тарификации.

— Должна сказать, что я получила ужасное наследство, приняла дела в хаотическом состоянии. Представляете: у нас скопилось полторы тысячи нерассмотренных актов на тарификацию. Полторы тысячи! Просто непостижимо! Основная часть лежит с 1984 года, а встречаются и с 1981 года! И теперь мне предстоит разобраться с этим завалом, со всей этой дикой несправедливостью. Руководство нашло возможным выделить на проведение тарификации 450 тысяч рублей. Чтобы наконец-то восстановить социальную справедливость.

В работе государственной тарификационной комиссии главное — профессионализм и честная, справедливая, объективная оценка. За очень короткий срок мы провели несколько заседаний ГТП, где в строгом порядке очередности поступления актов были рассмотрены в сторону значительного повышения ставки более пятисот артистов.

— Среди актуальных проблем сегодняшнего цирка выделяется проблема клоунады. Думаю, вы согласитесь с тем, что манежу стало недоставать самобытных клоунских фигур с яркой индивидуальностью. А в более широком смысле — как вы расцениваете обострившийся в последнее время дефицит юмора в цирке!

— Дефицит юмора обнаружился везде. Помню, когда я была еще девочкой, а потом студенткой и бывала на концертах, то вместе со всем зрительным залом веселилась от души. Сейчас, по моим наблюдениям, смеются меньше. Быть может, это — дань определенному времени. Осмысление сложной жизни, происходящее сегодня у наших людей в связи с ошибками прошлого, о которых мы слышим каждый час. И в том, что мы стали меньше смеяться, я вижу отголосок этих переживаний.

— А что вы думаете о цирковой режиссуре!

— Вопрос чрезвычайно важный, и потому несколько задержимся на нем. Итак, в практике существует две разновидности режиссерской деятельности: режиссеры, которые числятся в штате цирков, и режиссеры-практики, создающие новое. Что касается первых, то их функции ясны: принять готовую программу или в лучшем случае подготовить «елочное» представление — и то не всегда это делают они. Короче говоря, основная их обязанность — осуществлять прокат готовой художественной продукции. Но это, прямо скажем, не устраивает нас. Хотелось бы, чтобы эти люди смелее решали и чисто постановочные задачи. Но еще более важно, чтобы они вели занятия по актерскому мастерству. Сюда входят и уроки грима, и балетный тренаж, и желательно, чтобы еще и музыкой занимались. Изучение музыки, кстати сказать, для цирковых артистов особенно важно. Если бы они глубже постигали музыкальные формы, какими увлекается сегодняшняя молодежь, то могли бы успешнее выстраивать свои номера по-современному.

— Но далеко не всякий режиссер, находящийся в штате того или иного цирка, способен проводить такую работу.

— Согласна, не всякий. Но штатный режиссер может привлекать специалистов со стороны, ведь они имеются в любом областном городе.

— В мое время такие занятия были неотъемлемой частью цирковой жизни.

— Тем более необходимо возродить хорошую традицию. А теперь перейдем ко второй категории режиссеров, занимающихся, собственно, постановочной работой.

В большинстве случаев они подразделяются на тех, кто специализируется на создании отдельных номеров, и тех, кто ставит цирковые спектакли. Однако часто, даже очень часто, бывает, что человеку, который способен выстроить целую программу, не дано придумать и срежиссировать оригинальный номер. И наоборот. В сущности говоря, это две разные профессии. В общем должна сказать, что мы располагаем большим количеством опытных режиссеров, в том числе и в группах «Цирк на сцене», и в училищах. Думается, нет нужды в перечислении. А то ведь как бывает? Забудь кого-нибудь назвать — обид не оберешься. Привлекаем мы новых режиссеров, например, из кино — Г. Юнгвальда-Хилькевича, его творческий тандем с Юрием Куклачевым принес неплохие результаты. Много полезного для цирка сделали Сергей Каштелян и Ролан Быков. Мы намерены и дальше привлекать для творческого содружества ведущих режиссеров из театра, кино, балета.

— Но ведь Союзгосцирк ежегодно получает мощное режиссерское пополнение — выпускников ГИТИСа!

— С моей точки зрения, в ГИТИСе не всегда достаточно серьезно подходят к подготовке режиссерских кадров, слишком легко раздают ответственное звание «режиссер цирка». Видимо, делается скидка на «цирковое искусство» как на второсортное зрелище. Защита диплома, например. Каким образом она происходит? Выпускник предъявляет описание собственного номера или, в лучшем случае, парада-пролога, «елочного» представления. И, пожалуйста, он уже режиссер-постановщик. Особенно это касается заочников. Считается, что они получили квалификацию, на самом же деле коэффициент их полезного действия слишком мал. Конечно, среди выпускников есть очень одаренные люди, успешно творящие на манеже, но их мало. И вообще у многих наших режиссеров отсутствует требовательность к себе как к художнику, ответственному за судьбы циркового искусства.

— И все-таки, что нового создадут в юбилейном году наши режиссеры, наши артисты! Появится ли что-то крупное, типа «Цирка на воде»!

— Могу прямо сказать: в этом году не появится. Почему? Потому, что и «Цирк на воде» и «Цирк на льду» — художественное открытие. Планировать же открытия, как вы понимаете, трудно. И все же могу назвать несколько крупных работ, созданных в последнее время, которыми мы вправе гордиться. Это конная пантомима «Гусарская история», имевшая хорошую прессу, это акробаты-прыгуны под руководством Пузанова, «Скейтбординг» Калининых, «Скакалки» Акишиных. Могу назвать еще крупный интересный номер «Канат над сеткой» — группа Ю. Чижова, режиссер Р. Гранидер. К числу явных творческих достижений отнесем и замечательные «Воздушные полеты» под руководством Херца, Родина, Молчан, Головко, Станкеева. Каждый из этих «Полетов» — новое слово в жанре воздушной гимнастики, новое слово и в освоении подкупольного пространства огромных зданий цирков-дворцов. Согласитесь, такого раньше не было, чтобы артисты, только что выпущенные из стен репетиционного манежа, сразу же завоевали приз на столь престижном Международном конкурсе, как Монте-Карло. Я имею в виду полет Станкеевых, получивших «Серебряного клоуна». Мстислав Запашный, человек по-настоящему творческий, беспокойный, профессионал с ног до головы, завершает работу над крупной пантомимой «Спартак».

Сделано и делается немало.

 оставить комментарий

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru