В Ленинградском цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В Ленинградском цирке

За кулисами Ленинградского цирка, в небольшом боковом коридоре, по которому несколько раз в день проходят, направляясь на манеж то репетировать, то выступать, артисты, висят объявления.

Они — зеркало производственной и общественной жизни. Остановимся возле них, посмотрим, чем живет коллектив. Вот объявление о предстоящем партийном собрании: на нем будут обсуждаться вопросы идеологической работы. Извещения о различных мероприятиях месткома. Текст социалистического обязательства на 1979 год. А рядом с ним — красочно оформленный плакат со словами поздравления: во Всесоюзном социалистическом соревновании театрально-зрелищных предприятий во втором полугодии 1978 года Ленинградский цирк завоевал первое место, ему присуждено переходящее Красное знамя Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.

Это крупный успех ленинградцев, причем уже не первый. В седьмой раз завоевывает цирк города Ленина почетную награду. За высокими показателями, которых он добивается, не только выполнение и перевыполнение финансово-экономических планов, но и большой творческий труд по созданию новых номеров, представлений, парадов-прологов.

В преддверии 60-летия советского цирка хочется проследить путь, пройденный одним из ведущих цирков страны, который вступил во второй век своего существования. Ему идет уже сто второй год. Многое видели его стены. Но самый плодотворный период приходится на годы Советской власти. Вся история Ленинградского стационара в советское время — это история борьбы за становление и развитие отечественного циркового искусства.

Она началась еще тогда, когда не было ни государственного училища, ни центральных студий, поставляющих циркам нашей страны отличные исполнительские кадры. Тогда, в тот ставший уже далеким период, Ленинградский стационар своими силами готовил артистов, ставил, новые аттракционы, клоунады, пантомимы. Он занимался творческими поисками, экспериментировал, иногда ошибался, но чаще всего достигал успеха. Здесь работали В. Труцци, Е. Кузнецов, Е. Гершуни, А. Арнольд, Ю. Юрский, Г. Венецианов, люди оставившие яркий след в отечественном искусстве. Ленинградцы привлекали также к созданию цирковых спектаклей видных театральных режиссеров, балетмейстеров, композиторов, художников. Уже сам этот факт говорил о постоянном стремлении Ленинградского цирка добиваться высокого качества представлений, показываемых на его манеже, желании сказать свое слово в советском цирковом искусстве.

Традиции эти живы и поныне. Для работы над парадами-прологами, тематическими представлениями Ленинградский стационар неизменно привлекает крупные творческие силы. Музыку пишут композиторы Г. Портнов, А. Колкер, О. Хромушин, С. Пожлаков, Г. Фиртич, Я. Дубравин, танцы ставят балетмейстеры Н. Долгушин, В. Васильков, К. Ласкари. Яркостью, оригинальностью отличается оформление манежа и сценической площадки, костюмы и реквизит, создаваемые Р. Юношевой, являющейся в последние годы главным художником цирка и очень удачно постигшей характер и особенности циркового искусства.

Ежегодно из стен цирка выходят новые номера, на которых как бы стоит незримая марка: «Сделано в Ленинграде». Это очень обязывающая марка. «Сделано в Ленинграде» — значит, сделано хорошо, добротно, как и положено в городе на Неве, городе высокой культуры. Достаточно перечислить некоторые из работ последних лет, чтобы убедиться: то, что создается в Ленинграде, действительно отличается художественными достоинствами, отмечено истинно хорошим вкусом. Это аттракционы «Фестиваль «Северное сияние», в котором дрессировщики В. и А. Денисенко объединили белых, бурых и гималайских медведей, и «Русская тройка», соединяющая вольтижные упражнения на лошадях с прыжковой акробатикой (руководитель — народный артист РСФСР Н. Ольховиков). Воздушный полет с использованием турников, демонстрируемый артистами Ескиными, акробатическая сюита «Скоморошники» в исполнении труппы Солохиных, акробатическая пантомима «Запорожская Сечь», руководимая В. Москаленко.

Особое предпочтение старый цирк на Фонтанке всегда отдавал произведениям большой формы. Да и где, как не в Ленинграде, одном из крупнейших культурных центров страны, располагающем богатыми творческими возможностями, создавать такие произведения! В 20—30-х годах здесь были поставлены спектакли «Черный пират», «Махновщина», «Шамиль», «Конек-горбунок», «Москва горит» («1905 год»), «Тайга в огне», аттракцион «Люди морского дна», в 50-х — «Праздник на воде», «Выстрел в пещере», «Карнавал на льду», «Приключения поводыря с медведем». Почти каждое из них стало событием в истории советского цирка.

Ныне уже второй год Ленинградский цирк живет под знаком работы над новым, большим сюжетным представлением в двух отделениях — «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. Пушкина. Премьера должна состояться в дни празднования 60-летия советского цирка, исполняющегося в этом году.

Сейчас, когда спектакль еще не завершен, трудно давать ему оценку. Но когда читаешь сценарий, то невольно ловишь себя на том, что с интересом следишь за тем, как изобретательно и остроумно элементы цирка вплетены в сюжетную канву. Не случайно это произведение было отмечено на конкурсе, проводившемся Союзгосцирком, второй премией (первая осталась неприсужденной). Его авторы — заслуженный артист Белорусской ССР А. Шаг и главный режиссер Ленинградского цирка А. Сонин. Они же и постановщики. Композитор — О. Хромушин, балетмейстер — К. Ласкари, художник — Р. Юношева.

Сама по себе мысль обратиться к поэме Пушкина, попробовать воплотить ее на цирковом манеже — счастливая мысль. Эта поэма, которую поэт написал в двадцатилетием возрасте, сказочна, полна ярких красок, фееричности и, как никакое другое произведение, просится быть переведенной на цирковой язык. Постановкой «Руслана и Людмилы» откроется еще одна страница цирковой «Пушкинианы», в которой уже есть «Бахчисарайская легенда» (по «Бахчисарайскому фонтану») и «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Рассказывает один из авторов сценария и постановщиков, А. Сонин:

— Наш спектакль представляет собой по жанру пантомиму. Хотя мы и придерживаемся в нем первоисточника, тем не менее специфика цирка диктует, разумеется, свое особое прочтение замечательного пушкинского творения. Зритель увидит красочное зрелище, в котором будет много всевозможных «волшебных» превращений, исчезновений и появлений.

Каждый день идут репетиции: утром — конные, днем — с животными и птицами, которые будут появляться по ходу действия: козами, собаками, голубями, воронами. Работа над «Русланом и Людмилой» взята под особый контроль. Она не сходит с повестки дня, служит предметом обсуждения и на партийных собраниях и на заседаниях художественного совета. Три раза в неделю собираются в кабинете у директора цирка или у главного режиссера все, кто имеет отношение к постановке. Докладывают о степени готовности оформления — реквизита, бутафории, костюмов. Тут же вносят необходимые уточнения, поправки.

Подготовка к основной премьере предстоящего юбилейного сезона 1979—1980 годов благотворно сказалась на всей текущей работе Ленинградского цирка. Вот лишь один пример. Последняя программа сезона 1978—1979 годов, носившая название «Весенние встречи», предварялась парадом-прологом, в котором хореография, вообще занимающая видное место на ленинградском манеже, предстала в совершенно ином качестве. Едва ли не впервые она приобрела по-настоящему цирковой характер. Исполнявшиеся балетным ансамблем танцы были тесно увязаны с акробатикой. Балерины демонстрировали курбеты, флик-фляки и другие акробатические элементы. И все потому, что на смену прежним танцовщицам, незнакомым с акробатикой, пришли другие, набранные по конкурсу для выступлений в «Руслане и Людмиле». Пока же они приняли участие в текущей программе, которая стала для них проверкой способностей, дала им возможность заранее привыкнуть к манежу, к зрителям. В результате выиграли все: и цирк, и танцовщицы, и зрители, которые увидели, как можно и нужно ставить на манеже танцы.

Мы не случайно остановились столь подробно на постановке «Руслана и Людмилы», так как она является своеобразным подарком ленинградцев к юбилею советского цирка. Но, разумеется, не только этим заполнен сегодняшний день цирка города на Неве.

Ленинградский цирк располагает, как мы уже сказали, большими возможностями, и не только в постановочном плане. Давно известна его активная работа по повседневному повышению профессионального и культурного уровня артистов, выступающих на его манеже. Даже такое мероприятие, как разбор на художественном совете текущих программ, неизменно превращается в глубокий, принципиальный разговор о путях развития советского циркового искусства, его жанров. Стенограммы обсуждений, в которых принимают участие критики, писатели, художники, композиторы, режиссеры — представители смежных видов искусств, — могли бы послужить основой для интересных теоретических работ по тем или иным творческим вопросам. Положительное влияние подобного рода обсуждений на практическую деятельность цирковых артистов отмечается многими.

Ныне ленинградцы решили пойти еще дальше. Они организовали специальный семинар, цель которого все та же — повышение профессиональных знаний артистов, приезжающих для выступлений в городе Ленина. Вот что по этому поводу говорит директор цирка И. Кирнос:

— Учебная работа всегда была характерной для Ленинградского цирка. Я не говорю уж о созданной в 20-х годах экспериментальной студии-мастерской, из которой вышло несколько принципиально новых в ту лору номеров. Вспомним послевоенный период, когда при нашем цирке были созданы сразу две студии: конно-акробатическая и музыкальной клоунады. Их деятельность строилась по всем правилам учебных заведений — с зачетами и дипломными работами. Среди выпускников этих студий — целый ряд известных мастеров манежа: Е. Амвросьева, Э. Рогальская, Т. Рокотова, В. Орлов, И. Тряпицин, А. Векшин, В. Ветлицин и другие.

Мы считаем своей обязанностью заниматься повышением профессионального мастерства артистов, знакомить их с тем новым, что появляется постоянно на манеже. Наш семинар будет состоять из лекций и бесед на темы: как создается цирковой номер и технология его построения, забытые жанры, сатира и юмор в цирке, публицистика в параде-прологе, смежные виды искусств — балет, музыка, вокал и их использование на манеже. Включены н такие темы, как техника безопасности в цирке, роль в представлении униформы, такелажное дело и др. Занятия уже начались. Вводную лекцию «60 лет советского цирка» прочитал заведующий Музеем циркового искусства А. Левин.

Однако надо внести уточнение. Семинар предназначен не только для артистов «конвейера». Двери широко открыты и для участников художественной самодеятельности и их руководителей, с которыми у Ленинградского цирка давняя дружба. В Ленинграде и области более тридцати цирковых студий, несколько народных цирков. Создан городской клуб любителей циркового искусства, объединяющий свыше тысячи человек. Ленинградский цирк осуществляет над ними шефство, а раз в году, сразу же после закрытия сезона, на целый вечер представляет манеж участникам цирковой самодеятельности, которые демонстрируют на нем свое искусство. Это яркое, увлекательное зрелище и в то же время волнующее. Каким счастьем, радостью светятся глаза девчушек с пышными капроновыми бантами в косичках, ребят, выходящих в роли акробатов, гимнастов, жонглеров, эквилибристов на «всамделишную» арену. И кто знает, может быть, впоследствии многие из них станут профессиональными артистами. Такое бывает нередко. Одним из энтузиастов работы с цирковой самодеятельностью является режиссер И. Руф.

Юбилей советского цирка отмечается в год, который назван Международным годом ребенка. Ленинградским стационаром ранее проводился праздник цирка для детей. Точнее, целая декада,в течение которой в дома пионеров и школьников, в школы и профессионально-технические училища приходили артисты. Они посвящали юных зрителей в специфику своей работы, рассказывали об искусстве смелых и ловких. Перед ребятами выступали также писатели, художники, композиторы, чье творчество связано с цирком. Ныне все это будет повторено, только в еще более широком масштабе.

Между прочим, коль речь зашла о юных зрителях, то следует сказать о еще одном начинании Ленинградского цирка. Известно, что специальные детские спектакли готовятся лишь к дням школьных каникул, во все другое время на утренниках идет то же самое дивертисментное представление, что и вечером.

В дни весенних школьных каникул 1979 года ленинградцы показали юным зрителям представление «Проделки клоуна Мая» (сценарий Б. Гершта, режиссер А. Сонин, музыка О. Хромушина, танцы в постановке К. Ласкари), оказавшееся настолько удачным, что его решили оставить в репертуаре до конца сезона. Оно шло с успехом на всех утренниках. Теперь в Ленинграде думают о том, чтобы закрепить эту творческую удачу.

Ленинградский цирк — шеф многих коллективов города и области. О том, насколько серьезно подходит он к этой работе, свидетельствуют договоры о творческом содружестве, которые заключаются при этом с предприятиями, учебными заведениями. Уже шесть лет шефствует, например, Ленинградский цирк над ПТУ № 99. В этом году шефство было скреплено торжественным актом в самом училище, куда приехали руководители цирка, артисты.

Встречи с артистами ожидаются и в производственных объединениях «Кировский завод», «Электросила» имени С. М. Кирова, «Ижорский завод», где уже не раз принимали у себя мастеров арены. Не забыты и труженики села. Для них на сцене Дома культуры города Гатчины идет представление «Цирк — любовь моя». Оно посвящено юбилею советского цирка. Помимо участников художественной самодеятельности в нем выступают в порядке шефства и артисты-профессионалы.

Следует сказать и о Музее циркового искусства, без участия которого не обходится ни одно юбилейное празднование. Так будет и на этот раз. В большом выставочном зале музея открывается экспозиция «Советскому цирку — 60». Этой же теме будут посвящены и передвижные выставки.

На знамени Ленинградского цирка — две правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов. Еще ни один цирк не удостаивался такой чести. Ленинградский цирк — первый. Но с тех, кому много дано, и спрос больше. Спрос с ленинградцев велик. Однако они, как мы видим, многое и делают.

М. МЕДВЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования