В ожидании цирка
С давних пор российскую провинцию делили на города «театральные» и «нетеатральные». Не было только городов «цирковых», во всяком случае, термина такого не существовало. Город же, о котором пойдет речь, может быть назван цирковым по праву... В одном из его величественных зданий помещался цирк «Олимп».
Я с детства помню это здание, правда, тогда оно уже не называлось «Олимпом», но еще оставалось цирком. В нем шли великолепные представления. Первым экраном выступали мировые знаменитости, такие, как известная конюшня Барум, изумительный жонглер Максимилиан Труцци, бесстрашные тирольцы Оттонес, исполнявшие на канате веселую сценку. Здесь набирали силу отечественные мастера, правда, не всегда успевшие расстаться с «заграничными псевдонимами» — акробаты Манион, полет с батудом Эвальдо (Эльворти), акробаты на пьедестале Мариано.... Пробивались на афиши и русские фамилии — Гладильщиков, Свирины. Но были и совсем эксцентричные псевдонимы, вроде «2 Физкульт 2»...
В цирке кипела большая жизнь. С успехом шла пантомима «1905 год» в постановке А. И. Вольного, в которой я, кстати, будучи студентом театрального техникума, изображал восставшего потемкинца.
Город любил цирк и охотно посещал его. Но однажды здание было отобрано под кинотеатр. Цирковой город оказался без цирка. Все же цирк оставил о себе добрую память у горожан, он пленил молодежь своим романтическим миром, и многие куйбышевцы связали в дальнейшем свою судьбу с цирковым искусством. Когда, например, в нынешнем сезоне вывел на манеж своих «Слонов и танцовщиц» заслуженный артист РСФСР А. Н. Корнилов, местная «Волжская коммуна» не без гордости отметила, что это — «парень из нашего города».
БОЛЬШАЯ ДРУЖБА
В 1936 году в дальнем уголке городского парка открылся примитивный шапито, которому суждена была долгая жизнь. Он не прекращал своей работы даже в дни Отечественной войны. А в послевоенные годы зародилась у цирка большая дружба со строителями одной из первых строек коммунизма — Волжской ГЭС имени В. И Ленина. В течение восьми лет все цирковые коллективы выезжали на строительство, с момента закладки котлована до торжественного пуска первых агрегатов. В качестве корреспондента «Советского цирка» я бывал в этих поездках и помню, как все население строительных городков высыпало на Волгу встречать артистов. На белоснежных катерах цирковой оркестр играл «Выходной марш» Дунаевского. Следом плыли самоходки с конюшней и хищниками. А на берегу покачивались огромные транспаранты с теплыми приветствиями в адрес шефов.
Представления давались на стадионах, но всегда шли по полной программе. Даже воздушные гимнасты не оставались в городе: ведь именно здесь заслуженные артисты РСФСР Полина Чернега и Степан Разумов впервые подвесили свою «стрелу» на подъемный кран, что потом уже стало традицией.
Начальник строительства Герой Социалистического Труда И. В. Комзин, не пропускавший ни одного представления, всегда душевно благодарил артистов под бурные овации переполненных трибун. Это была большая и крепкая дружба! Давно уже скрылись под водой стадионы, на которых проходили первые выступления. И. В. Комзин успел за это время построить Ассуанскую плотину. Волжскую ГЭС превзошли по своей мощности наши новые гиганты. Но я уверен, что на всю жизнь останутся в памяти у артистов цирка (а перебывали там почти все) эти радостные и величественные праздники...
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
В этом году Куйбышевскому шапито исполнилось тридцать лет. На одном из представлений его бессменный директор В. М. Мусатов вышел на манеж и торжественно вручил памятный подарок десятимиллионному зрителю. Но город давно перерос шапито! Выть же куйбышевцам с сентября по май вовсе без цирка просто невозможно. И цирковой город останется цирковым...
В будущем году он получит прекрасное зимнее здание (одновременно с ним будет построена и гостиница для артистов). Заложено это здание в центральном районе, в окружении современных кварталов и бульваров, каскадом спускающихся к красавице Волге. Рядом с ним будут воздвигнуты Дворец спорта, Дом политического просвещения и другие здания. Цирк получит достойную прописку в Куйбышеве!
Но все это будет только завтра... Пока же долготерпеливый шапито трещит по всем швам. Если какой-либо номер на манеже вам покажется скучным, вы имеете возможность сквозь дыры в брезенте разглядывать небесные светила. В' дождливые дни намокает воздушная аппаратура, а манеж покрывается лужами. Впрочем, у меня не поднялась бы рука эти дыры залатывать, так как они все же служат некоторой отдушиной при той нестерпимой жаре, которая царит в помещении. Если вам дадут пропуск в директорскую ложу, лучше оставайтесь в одном из проходов — там не столь жарко. Двор цирка тесен, рабочие помещения убоги. Поскольку Куйбышев не курортный город, то частные квартиры для артистов становятся трудно разрешимой проблемой. С гостиницами еще хуже: одна-две комнаты — это тот максимум, который выделяется гостиницами цирку.
Но, может быть, не стоит волноваться — ведь в будущем году обещают построил, зимний цирк. Однако безмятежно полагаться на будущее рискованно: все силы сейчас заняты Дворцом спорта, и нынешнее положение на строительной площадке вселяет тревогу. Очень может быть, что цирк своевременно не будет открыт. А этого никак нельзя допускать! Цирковой город должен иметь свой цирк к сроку! Он заслужил это...
И хочется верить, что недалек тот час, когда новый цирк радушно распахнет двери своему верному зрителю и снова будет притягивать молодежь в свой удивительный романтический мир. А, возможно, когда-нибудь «Волжская коммуна», рассказывая о еще неведомом нам сегодня артисте, снова напишет, что этот великолепный мастер — не кто иной, как «парень из нашего города»...
ЮРИЙ БЛАГОВ, спецкор «Советской эстрады и цирка»
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий