В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В разгаре учебный год

Многие артисты цирка в свободное от репетиций и выступлений время раскрывают учебники или спешат на занятия в вечернюю школу, на лекции в заочный институт.

30 творческих работников цирка являются сту­дентами-заочниками ГИТИСа. Еще больше артистов занимаются в средних школах. Но, к сожалению, учатся не все, кому надо по­высить свой общеобразовательный и культур­ный уровень, в том числе и те, кто не имеет даже среднего образования. У нас много мо­лодежи — одна треть творческого состава. Но из 700 комсомольцев половина не имеют даже среднего образования.

Сейчас на работу в Союзгосцирк не при­нимают артистами тех, кто не окончил десять классов. Но в прошлые годы, особенно в по­слевоенные, в систему цирков пришло много людей с пяти-семиклассным образованием. Жизнь шла вперед, цирковое искусство разви­валось, а кое-кто из них ничего не сделал, чтоб продолжить учебу. Среди таких артистов есть и молодые люди: В. Пучков (родился в 1932 году) окончил всего 5 классов, Л. Уваев (родился в 1934 году) окончил 6 классов. Се­миклассное образование у Н. Светлорусова (родился в 1935 году) и из номера В. Довейко Ю. Борисова (родился в 1938 году), но оба они не учатся. Этот список можно про­должить. В чем причина?  Некоторые заявляют, что учиться им поздно, стыдно, мол, в «по­жилом» возрасте садиться за учебники, дети будут смеяться. А будут ли? Может быть, ху­же остаться невеждой, не знать основ наук, которые дает средняя школа?

Такое ли серьезное препятствие возраст? Нет. Можно и нужно учиться, если даже человеку за 30 лет. Хорошо известна зрителям ар­тистка 3. Тарасова. Зинаиде Александровне за пятьдесят. Но в прошлом году она успешно окончила Институт иностранных языков. Ей было нелегко учиться, она занята в аттрак­ционе, имеет семью, но упорство, настойчи­вость, желание достичь цели привели к же­ланному результату. Режиссер Союзгосцирка Казимир Казимировнч Бобок прошел большой путь артиста цирка. За плечами у него было немало про­житых лет, когда он поступил в Государствен­ный институт театрального искусства. Два го­да назад окончил его. Артистка Ю. Ларио­нова широко известна советскому и зару­бежному зрителю. Отдавая внимание и время работе в номере, семье, она училась и в этом году закончила ГИТИС. Ее дипломная работа на тему о развитии советского цир­кового искусства получила высокую оценку.

Убедительны ли эти примеры для тех, кто считает себя «пожилым» для того, чтобы по­высить свои знания, кто сетует на трудности совмещения  работы  с  учебой? Нам думается, что эти примеры должны заставить многих пересмотреть свою точку зрения и не тратить впустую драгоценного времени.

Вопрос общеобразовательной учебы дол­жен быть в центре внимания всех обществен­ных организаций. Они призваны добиваться, чтобы артисты, ассистенты и другие работ­ники, не имеющие среднего образования, получили его, а те, у кого есть среднее образование, стремились поступить в высшее учебное заведение. В том коллективе, где это­му придают серьезное значение, многие учат­ся. В аттракционе народного артиста РСФСР Э.    Кио   вечернюю   школу   посещают   11    человек. Это результат воспитательной работы с людьми руководителя аттракциона Э. Кио, секретаря партийной организации Р. Немчинской, председателя месткома И. Брюханова. Хорошо поставлено дело с уче­бой в коллективах Белорусском, Цыганском и других. Но, к сожалению, не все руководители номеров, аттракционов заботятся о том, чтобы артисты учились. Воозьмем, к примеру, номер «Акробаты-прыгуны» Максимовы. Сам руководитель номера В. Максимов окончил заочно институт, а среди участников номера учатся далеко не все.

Артист — высокое звание. Чтобы выполнить свой почетный долг, он должен обладать культурой, иметь основательную общеоб­разовательную подготовку. Давно известна истина: чем больше знаний у человека — тем полезнее он Родине. В Программе КПСС го­ворится, что среднее образование должно обеспечить прочное знание основ наук, усвое­ние принципов коммунистического мировоз­зрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уров­нем развития науки и техники, с учетом по­требностей общества, способностей и жела­ний учащихся, а также нравственное, эстети­ческое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения. Естественно, что в условиях нашей работы много трудностей для занятий без отрыва от производства. Но эти трудности преодолимы. Об этом говорят мно­гие примеры, сама жизнь. Тот, кто настойчив в достижении поставленной цели — тот доби­вается своего, успешно заканчивает среднюю школу или  высшее учебное заведение.

Директора цирков, партийные, профсоюз­ные и комсомольские организации должны оказывать помощь всем работникам цирка, ко­торые занимаются заочно в средней школе или высшем учебном заведении. Хочется надеяться, что постоянно будет возрастать число заочников, а те, кто уже учатся, успешно сдадут экзамены, получат Ди­пломы.
 

И. ЧИХИРА

Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100