| 21:53 | 28.01.2015
Валентина и Михаил Волгины
Рассказы о цирковых мастерах прошлого.
На фото. ВАЛЕНТИНА и МИХАИЛ ВОЛГИНЫ
Когда читаешь пожелтевшие рецензии на цирковые программы 30-х годов, то убеждаешься — в каком бы городе ни была опубликована статья, авторы, словно сговорившись, писали о вытеснении с нашей арены зарубежных гастролеров. Понятное дело — этим жил тогда молодой советский цирк, это было для него самым насущным. О том же, собственно, рассказывала и пьеса «Под куполом цирка» Ильфа, Петрова и Катаева, поставленная Московским мюзик-холлом. В спектакле с огромным успехом выступали молодые гимнасты Валентина и Михаил Волгины.
Аттракцион Волгиных был создан специально для этой постановки и назывался «Летающая торпеда». Заметим, что их вращающийся аппарат явился прообразом всех последующих «вертушек»— ракет, спутников, кружащих в цирковой полусфере. Романтический по духу номер Волгиных был в то же время окрашен светлым лиризмом, который зримо ощущался и в коротких паузах между отчаянно смелыми трюками и в «выходной репризе» — своеобразном лирическом прологе.
Они появлялись в легких белых костюмах: Валентина в трико, на плечах газовая накидка, развевающаяся во время полета, как флаг, на голове — белый парик; Михаил в шелковом стилизованном комбинезоне пилота. Подойдя к веревочной лестнице и взявшись за нее, гимнасты вскидывали головы кверху — там серебрилась вытянутая торпеда. Оценивающе оглядывая ее, они словно примеривались к предстоящему полету. Валентина первой начинала подъем, достигнув середины лестницы, оборачивалась и мягкой приветливой улыбкой приглашала следовать за собой партнера; и он быстро-быстро взбирался за ней. Их номер был красивой песней без слов, любовным дуэтом в воздухе. И трюки, сколь бы ни были они сложны, становились для Волгиных лишь средством выразить себя, свои чувства, свой молодой задор.
Триумфальный путь «Летающей торпеды» по крупнейшим циркам страны был, к сожалению, недолгим: рентген показал у Михаила туберкулез легких. И двадцативосьмилетний гимнаст, одаренный артист, вынужден был отказаться от удачно начатой карьеры. Человек творческий, большой выдумщик, обладающий режиссерскими способностями, Михаил Никитич Волгин стал художественным руководителем цирка. Валентина приступила к подготовке сольного номера, тренером и автором которого был Михаил. Хотя в художественном отделе Управления цирков ему сказали: «Сделайте для нее несложный номерок», — он и слышать не хотел об этом — если не лучше торпеды, то уж во всяком случае не хуже...
Курсант аэроклуба ВОЛГИНА к выполнению задания готова!
Время было военное, напряженное, репетировали главным образом по ночам после представлений. Днем Валентина ходила в аэроклуб — готовилась стать парашютисткой-десантницей; на аэродроме поражала всех невиданной смелостью, удивительной ориентировкой в воздухе, ставила спортивные рекорды.
Первое ее выступление с новым номером состоялось в декабре 1943 года в Тбилисском цирке. На трапеции в большом каче она выполняла трюки, сложность которых определялась на профессиональном языке как «мужская работа». В финале (это и было необыкновенной выдумкой Волгина) с мостика, уже на второй трапеции, она взлетала под купол и, в высшей точке оторвавшись от трапе, сделав красивое двойное сальто с прогнутой спиной, стремительно падала вниз и повисала на штрабатах (веревки, уложенные в петли и прикрепленные к ногам). Валентина была в расцвете творческих сил. Гимнастка самого высокого класса, она проделывала сложные трюки легко, уверенно, публика принимала ее восторженно. Художественное впечатление усиливалось специально написанной музыкой, прекрасно подчеркивающей ритмически и эмоционально каждую часть номера, и до тонкости продуманным костюмом — черное трико, высокие перчатки, черная с серебром накидка.
Это был второй дебют Валентины в Тбилиси. Первый состоялся восемнадцать лет назад, еще в старом тифлисском цирке, на Куре. В ту пору она была ученицей знаменитого Донато. Немногим известно, что маститый полетчик, «король комиков» приходился ей дядей: он был родным братом ее матери, популярной в свое время гротеск-наездницы Александрины. С девятилетнего возраста Валя воспитывалась в семье Донато; там среди первоклассных полетчиков, в атмосфере азартных тренировок она сформировалась как гимнастка. В конце 20-х годов Валя Борисова (это фамилия ее отца-атлета, известного под псевдонимом Ван-Риль второй) выступала в групповом женском номере «Рогерс», потом в полете Евгения Моруса. где блистала в качестве вольтижера. Она первой среди женщин исполняла двойное сальто в руки ловитора. И вот в начале тридцать второго — встреча с Волгиным. Он тоже был «воздушником», создал с Иваном Платоновым на традиционном «бамбуке» номер, поражавший невиданным удальством.
...Телеграммой из главка Валентину вызвали в Москву для участия в Первом Всесоюзном смотре новых номеров. В дорогу собирались невесело: у Михаила температура — 39, он ехал вопреки категорическому запрету врача.
В Москву прибыли с опозданием. Их торопили с подвеской аппаратуры. В спешке не была учтена разница в сферическом пространстве куполов Тбилисского и Московского цирков. И произошло непоправимое: выполняя финальный трюк, Валентина Михайловна Волгина разбилась. Это было 26 января 1944 года. А вскоре не стало и заслуженного артиста республики Михаила Волгина. Так оборвалась короткая, но необыкновенно яркая жизнь двух выдающихся мастеров арены, с именем которых связана одна из самых волнующих страниц истории советского цирка — новаторский поиск в жанре воздушной гимнастики.
Р. СЛАВСКИЙ
оставить комментарий
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1968 г.