В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 21:53 | 28.01.2015

Валентина и Михаил Волгины

На фото. ВАЛЕНТИНА и МИХАИЛ ВОЛГИНЫРассказы о цирковых мастерах прошлого.

На фото. ВАЛЕНТИНА и МИХАИЛ ВОЛГИНЫ

Когда читаешь пожелтевшие рецензии на цирковые программы 30-х годов, то убеждаешься — в каком бы горо­де ни была опубликована статья, ав­торы, словно сговорившись, писали о вы­теснении с нашей арены зарубежных га­стролеров. Понятное дело — этим жил тогда молодой советский цирк, это было для него самым насущным. О том же, собственно, рассказывала и пьеса «Под куполом цирка» Ильфа, Петрова и Ка­таева, поставленная Московским мюзик-холлом. В спектакле с огромным успе­хом выступали молодые гимнасты Ва­лентина и Михаил Волгины.

Аттракцион Волгиных был создан специально для этой постановки и назы­вался «Летающая торпеда». Заметим, что их вращающийся аппарат явился прообразом всех последующих «верту­шек»— ракет, спутников, кружащих в цирковой полусфере. Романтический по духу номер Волгиных был в то же вре­мя окрашен светлым лиризмом, кото­рый зримо ощущался и в коротких пау­зах между отчаянно смелыми трюками и в «выходной репризе» — своеобразном лирическом прологе.

Они появлялись в легких белых ко­стюмах: Валентина в трико, на плечах газовая накидка, развевающаяся во вре­мя полета, как флаг, на голове — белый парик; Михаил в шелковом стилизован­ном комбинезоне пилота. Подойдя к ве­ревочной лестнице и взявшись за нее, гимнасты вскидывали головы кверху — там серебрилась вытянутая торпеда. Оценивающе оглядывая ее, они словно примеривались к предстоящему полету. Валентина первой начинала подъем, до­стигнув середины лестницы, оборачива­лась и мягкой приветливой улыбкой приглашала следовать за собой партнера; и он быстро-быстро взбирался за ней. Их номер был красивой песней без слов, любовным дуэтом в воздухе. И трюки, сколь бы ни были они сложны, станови­лись для Волгиных лишь средством вы­разить себя, свои чувства, свой молодой задор.

Триумфальный путь «Летающей тор­педы» по крупнейшим циркам страны был, к сожалению, недолгим: рентген показал у Михаила туберкулез легких. И двадцативосьмилетний гимнаст, ода­ренный артист, вынужден был отказать­ся от удачно начатой карьеры. Человек творческий, большой выдумщик, обла­дающий режиссерскими способностями, Михаил Никитич Волгин стал художе­ственным руководителем цирка. Вален­тина приступила к подготовке сольного номера, тренером и автором которого был Михаил. Хотя в художественном отделе Управления цирков ему сказали: «Сделайте для нее несложный номе­рок», — он и слышать не хотел об этом — если не лучше торпеды, то уж во всяком случае не хуже...

Курсант аэроклуба ВОЛГИНА к выполнению задания готова!Курсант аэроклуба ВОЛГИНА к выполнению задания готова!

Время было военное, напряженное, репетировали главным образом по ночам после представлений. Днем Валентина ходила в аэроклуб — готовилась стать парашютисткой-десантницей; на аэродроме поражала всех невиданной смелостью, удивительной ориентировкой в воздухе, ставила спортивные рекорды.

Первое ее выступление с новым но­мером состоялось в декабре 1943 года в Тбилисском цирке. На трапеции в боль­шом каче она выполняла трюки, слож­ность которых определялась на профес­сиональном языке как «мужская рабо­та». В финале (это и было необыкновен­ной выдумкой Волгина) с мостика, уже на второй трапеции, она взлетала под купол и, в высшей точке оторвавшись от трапе, сделав красивое двойное саль­то с прогнутой спиной, стремительно па­дала вниз и повисала на штрабатах (ве­ревки, уложенные в петли и прикреп­ленные к ногам). Валентина была в расцвете творческих сил. Гимнастка са­мого высокого класса, она проделывала сложные трюки легко, уверенно, публи­ка принимала ее восторженно. Художе­ственное впечатление усиливалось спе­циально написанной музыкой, прекрасно подчеркивающей ритмически и эмоцио­нально каждую часть номера, и до тон­кости продуманным костюмом — черное трико, высокие перчатки, черная с сереб­ром накидка.

Это был второй дебют Валентины в Тбилиси. Первый состоялся восемнадцать лет назад, еще в старом тифлисском цирке, на Куре. В ту пору она была уче­ницей знаменитого Донато. Немногим из­вестно, что маститый полетчик, «король комиков» приходился ей дядей: он был родным братом ее матери, популярной в свое время гротеск-наездницы Александрины. С девятилетнего возраста Ва­ля воспитывалась в семье Донато; там среди первоклассных полетчиков, в ат­мосфере азартных тренировок она сфор­мировалась как гимнастка. В конце 20-х годов Валя Борисова (это фамилия ее отца-атлета, известного под псевдони­мом Ван-Риль второй) выступала в групповом женском номере «Рогерс», по­том в полете Евгения Моруса. где бли­стала в качестве вольтижера. Она пер­вой среди женщин исполняла двойное сальто в руки ловитора. И вот в начале тридцать второго — встреча с Волгиным. Он тоже был «воздушником», создал с Иваном Платоновым на традицион­ном «бамбуке» номер, поражавший не­виданным удальством.

...Телеграммой из главка Валентину вызвали в Москву для участия в Первом Всесоюзном смотре новых номеров. В дорогу собирались невесело: у Михаила температура — 39, он ехал вопреки ка­тегорическому запрету врача.

В Москву прибыли с опозданием. Их торопили с подвеской аппаратуры. В спешке не была учтена разница в сфе­рическом пространстве куполов Тбилис­ского и Московского цирков. И произош­ло непоправимое: выполняя финальный трюк, Валентина Михайловна Волгина разбилась. Это было 26 января 1944 года. А вскоре не стало и заслуженного арти­ста республики Михаила Волгина. Так оборвалась короткая, но необык­новенно яркая жизнь двух выдающихся мастеров арены, с именем которых свя­зана одна из самых волнующих страниц истории советского цирка — новаторский поиск в жанре воздушной гимнастики.
 

Р. СЛАВСКИЙ

оставить комментарий

Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1968 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100