Ван Зо-ли
Жил в Москве известный врач-гомеопат китайского происхождения Ван Зо-ли. У него было шестеро детей. Но нас с вами интересуют только двое – Владимир Ван Зо-ли и Сергей Ван Тен-тау – потому что оба брата стали фокусниками.
Вообще в сложном для русского уха построении Ван – это фамилия. По-китайски сын Ван Зо-ли не может быть тоже Ван Зо-ли, а должен зваться, например, Ван Тен-сян, но сыновья записали в своих документах, не особенно вдаваясь в частности, имена (разумеется, вымышленные), которые удобнее произносить в России. Так оказалось, что два родных брата носят разные отчества: старший – Сергей Валентинович Ван Тен-тау, а младший – Владимир Валентинович Ван Зо-ли.
Братья-погодки (Сергей – 1908 г.р., Владимир – 1909 г.р.) жили дружно, оба увлекались спортом. В двадцатых годах из Китая приехала знаменитая группа артистов. Лю Кум-хай, руководитель группы и дальний родственник отца, увидел акробатические прыжки, сальто-мортале мальчиков и уговорил родителей отпустить с ним подростков, в которых он разглядел артистический талант.
Первым уехал Сергей. Затем отец, скрепя сердце, отпустил к Лю Кум-хану Владимира и его младшую сестру. Дети регулярно присылали родителям обширные, подробные письма, знакомые твердили об успехах, появлялись доброжелательные отзывы в газетах - и отец, наконец, перестал беспокоиться о правильности выбора своих детей.
Письма письмами, но неизвестно, как поступил бы добропорядочный врач, если бы увидел, как в финале номера его дети поднимаются в воздух, подвешенные на собственных, особым способом заплетенных косичках…
Затем братья освоили фехтование, вращение китайского трезубца; Сергей метал ножи, обрисовывая ими силуэт Владимира; Владимир прыгал в обруч, утыканный острыми ножами. Когда, по соображениям безопасности, этот трюк исполнять запретили, ножи заменили особой зарядкой и, прыгая сквозь обруч, затянутый бумагой, Владимир оказывался одетым в неизвестно откуда взявшийся халат (позже этот трюк показывал в цирке Александр Ван Зе-вей, еще позже Владислав Гусев).
Талантливых братьев пригласили работать в Москонцерт (в те годы он именовался МОСГОМЕЦ). Вскоре каждый из них стал исполнять собственный номер.
Ван Зо-ли показывал иллюзионный номер с сыном Сашей.
Открывался занавес, и зрители видели сидящего старика-китайца с бородой. Старик курит китайскую трубку, размышляя о чем-то. Из-за кулис доносится чарующая мелодия флейты. Старик прислушивается, зовет музыканта, и на сцену выходит мальчик с удочкой, играющий на флейте. Старик в восторге от музыки, ему хочется самому попробовать сыграть, но в его руках флейта издает лишь какие-то жалобные звуки вместо прекрасной музыки. Тогда внимание старика переключается на удочку. Мальчик забрасывает леску в зрительный зал и ловит золотую рыбку. Старик выбрасывает из стоящей с ним рядом вазы цветы и пускает рыбку в воду. Миг – и на удочке еще рыбка. Мальчик передает удочку старику и тот тоже ловит рыбку. Ах, какая замечательная удочка! Как бы ее заиметь?
Старик пытается выпросить волшебную удочку у мальчика, соблазняя того на обмен. Хочешь волшебную тарелку? Я закручу ее на твоей удочке, видишь, она не падает, даже если удочку наклонить до земли. А вот еще такая же тарелка на бамбуковой палочке, держи крепче! Но мальчик не соглашается на обмен. Наигравшись с тарелками, он возвращает их старику: его удочка лучше.
Тогда старик вытаскивает изо рта множество шариков. Мальчик смеется, но опять отказывается отдать удочку. Не соблазняют его и чашки, которые от легкого удара друг о друга наполняются молоком. Выпьешь молоко, ударишь чашками, а они снова полны холодного живительного напитка.
Старик показывает, как из пустого бочонка можно вытащить фрукты, баранки, китайскую посуду. Не нравится – пусть все исчезнет, а из того же бочонка я появлю огромный (как только поместился в небольшом бочонке?) чайник с горячим чаем.
Ладно, я знаю, чего ты хочешь! Старик выносит большую белую пекинскую утку, хлопает в ладоши, а утка в ответ машет крыльями. Да, за такую утку мальчик согласен отдать удочку.
Старик укладывает утку в ящик и протягивает его мальчику. Довольный мальчик уходит, но, заглянув в ящик, возвращается: старик, ты обманул меня – ящик пуст! Разобрали ящик по дощечкам – нет утки. Старик берет жаровню, открывает крышку – утка там, но… жареная!
В 1958 году, выступая на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, Александр Ван Зо-ли был удостоен звания дипломанта, а отца, отбывшего на очередные киносъемки, наградить забыли…
Спустя несколько лет Александр изменяет иллюзии и становится великолепным музыкантом, а отец продолжает успешно сниматься в кино и показывать на эстраде фокусы, перемежая их шутками, играет на…пиле мелодии по заявкам зрителей, выступает в качестве художника-моменталиста, покоряя зрителей легкостью и непринужденностью исполнения.
Людмила Дикуль 1995 г.
По заказу редакции энциклопедии для детей и родителей "Мир цирка".