В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В родной стихии

Фрагмент номера с сивучами дрессировщика Василия Тимченко.Нет нужды особо представлять чита­тeлям дрессировщика Василия Тимченко. Около десяти лет работает он с морскими животными — сивучами и котиками — и за эти годы стал довольно известен.

Поэтому, когда в Москве формирова­лась программа, посвященная Междуна­родному фестивалю молодежи и студентов, вопрос, кого пригласить для выступ­ления на воде (решено было использо­вать все три манежа), не возникал — естественно это должны быть морские животные Василия Тимченко. B город Тольятти, где он гастролировал, полетела телеграмма-вызов. И вот B. Тимченко — на водном манеже Московского цирка.

Автору этих строк приходилось видеть работу артиста на манеже цирка, на льду Олимпийского дворца спорта и вот те­перь — на воде. После очередного про­смотра возникло много вопросов. Первый из них касался перестройки работы c ма­нежа на бассейн.

В. Тимченко: Получив приглашение из Московского цирка, мы c Татьяной и об­радовались и заволновались. C одной стороны, центральная площадка, состав подбирается очень сильный, да и престиж­но выступать в фестивальной программе. Но c другой — как поведут себя ластоногие в манеже-бассейне? Ведь до сих пор им приходилось работать лишь на ковре. Бассейн же за кулисами — дом, где они отдыхают и кормятся. Начали понемногу репетировать и сразу же столкнулись c трудностями. На манеже мне достаточно было позвать животное по кличке, и оно шло на трюк. B воде же сивучи заигрывались, не слышали моего голоса. Дрессиpoвщики дельфинов в подобной ситуации используют сви­сток. Но цирк — не футбольное поле. Вспомнил свой особый сигнал: резкий гортанный звук, напоминающий крик чай­ки. Он привлекает ко мне внимание животных, а на трюк я их посылаю взма­хом руки.

Готовясь к работе на воде, нам приш­лось отказаться от всех групповых трю­ков. Площадка в центре бассейна, мы ее называем «поплавок», мала, и больше двух-трех животных на ней не умещается. Да и некоторые «персональные» трюки мы убрали, Например, в манеже один из сивучей в начале номера показывает пируэты, балансируя при этом мяч. На «поплавке» этого не получилось: тюлень (сивучи относятся к их семей­ству), крутя пируэты, неизменно ска­тывался в воду. Начинаем теперь так: сивуч, вылезая из воды на площадку, становится на задние ласты рядом со мной и поигрывает мячом...

Корр.: Очень эффектный тpюк! Пуб­лика всегда аплодирует.

В. Тимченко: Спасибо на добром слове! Этот трюк мне предложил вынести из середины в начало номера режиссер A. Шаг-Новожилов, который ставит нам сейчас новый аттракцион «Ластоногие друзья»... Так вот, если «ушли» многие старые трюки, то нужно было готовить новые, связанные c водой… Неуклюжие, довольно беспомощные на ковре сивучи в воде превращаются в ловких и быстрых пловцов. Бассейн буквально кипит от их передвижений. Используя скоростные Возможности тюленей, я подготовил трюк, который когда-то репетировал c дельфи­нами в Абрау-Дюрсо: перепрыжку через препятствия. Три сивуча разгонялись, a затем синхронно перелетали по воздуху над шестами, положенными одним кон­цом на барьер, a другим — на «поплавок». Говорю об этих прыжках в прошед­шем времени, так как нас попросили их снять: сивуч настолько тяжел, что если случайно в прыжке задевал шест, то Конец его крошил «поплавок»...

Корр.: Обратил внимание, что вы все время упоминаете сивучей, a где же ваши морские котики

В. Тимченко: Для манежа — бассейна вполне хватает шести сивучей, иначе в воде будет толкучка. Чтобы не держат целый год котиков за кулисами, я временно передал их в один окенариум. Перееду в другой город — вновь веря их в аттракцион...

Корр.: Все-таки родная стихия значь многое. Каждый, кто приходит в зоопарк обязательно задерживается y вольера тюленями — настолько интересно наблюдать за этими животными. И ведь ничего особенного они не делают: плавают, ныряют, иногда попрошайничают. Видимо, действует магия воды, необычный вид животных, обитающих в далеком Тихом океане.

Что же говорить o цирке, где эти животные к тому же показывают настоя­щие фокусы! даже такой несложный трюк, как перенос мяча носом, вызывает у зрителей восторг. Из разговора c Тим­ченкo я узнал, что названный трюк под­готовили, если так позволительно выра­зиться, вынужденно. Репетировали «волей­бол»: Татьяна бросала мяч, a один из сивучей сильно бил по нему ластом. Мяч летел в зал. Но иногда сивуч промахи­вался, мяч оставался в воде. Униформи­сты доставали его сачком на длинной ручке, которого боялись животные. Тогда возникла идея: раз они такие пугливые, пускай сами доставляют нам мячи! Легко сказать, намного труднее сделать. O том, как пришел успех, расскажет сам дрес­сирoвщик.

В. Тимчеико: Вы видели собаку, по команде приносящую хозяину палку? Этому же мы Научили и сивучей. Потом вместо палок стали бросать мячи. При­носить-то они их приносили, но при этом покусывали. Я поставил на дно бассейна тумбу, чтобы тюлeнь мог опираться на нее задними пастами. Почувствовав опору, животное стало увереннее обращаться с мячом и постепенно приучилось его носить, не сжимая при этом челюсти. Особенно хорошо «поноска» получается y Нептуна. Он наш штатный подавальщик мячей!

Корр.: A сколько всего новых трюков было подготовлено для этой программы?

В. Тимчеико: О трех я уже упомянул. Есть еще комический, рассчитанный на то, чтобы зрители немного расслабились, посмеялись. Главный его исполнитель — вожак стада сивуч Солти, весящий почти тонну, — уходит под воду и на какое-то время пропадает из поля зрения зрите­лей. Затем он, выпрыгивая из воды, де­лает «свечку» и плюхается передними ла­стами на барьер. Неожиданное появле­ние из воды огромной добродушной мор­ды Солти обычно вызывает переполох среди сидящих в первом ряду. Как-то там расположились американские туристы. После внезапного «явления» сивуча они полезли наверх... прямо по креслам и сидящим в них зрителям! С мех в зале долго не умолкал. При всем этом нужно заметить, что трюк совершенно безопа­сен для публики...

После этого Солти вползает на барь­ер и «плывет» по нему, отталкиваясь ла­стом от пола. На обычном манеже такой трюк невозможен — кожа животного не смочена водой, а потому не скользит по барьерному покрытию.

Корр.: A c каким трюком было больше работы?

В. Тимченко: Поначалу c каждым. Случалось, тюлень «ложился на дно» —уходил под воду и не показывался отту­да. Приходилось прекращать репетицию, ведь способов заставить его выплыть наружу нет. Но теперь они привыкли к работе в воде и особых сюрпризов не преподносят.

Долго мы ломали голову над трюком «вышка». Казалось бы, чего проще — взобрался сивуч на вышку и прыгнул вниз! По лестнице тюлень взбирался лег­ко, a вот в воду даже за рыбкой не хотел прыгaть, осторожно спускался по сту­пеням. Пришлось пойти на хитрость: когда сивуч оказался на вышке, я выплеснул в бассейн целое ведро рыбы. На нее накинулись другие сивучи, и тот, на вышке, от досады, что ему ничего не останется, си­ганул в воду!

Корр.: Если раньше аттракцион «Морские животные» выглядел солидно, я бы сказал, классически, то теперь он больше напоминает веселую игру. Пока один из сивучей показывает свое мастерство, дру­гие крутятся в воде, взбираются на «по­плавок» и ныряют c него. Хотя ход номера подчинен строгой логике, живот­ные ведут себя свободно. О ни толкутся на «поплавке», стараясь заслужить рыбку, показывают, кто во что горазд, a наибо­лее смелые суют изящно очерченную голову прямо в сумку c рыбой, Вися­щую не поясе y дрессировщика. Исчезла дистанция между артистом и зверьми. A что по этому поводу думает дрес­сировщик?

В. Тимченко: Я пошел на это не спе­циально. Попробуйте-ка на трехметро­вой площадке держать на расстоянии да­же двух сивучей!

A вообще непосред­ственный контакт c животными имеет и положительные и отрицательные сто­роны. Между нами усилилось доверие, звери стали воспринимать меня как свое­го, что пи... C другой стороны, пугливые, боящиеся резких движений сивучи чаще «прихватывают» меня. Посмотрите, сколь­ко латок на костюме, шрамы показы­вать не буду. Бывает, сивуч, того не замечая, сбивает меня c ног — y нас ведь раз­ные весовые категории... Но, вы говорите, со стороны наше близкое общение выгля­дит зрелищным? Прекрасно! Ведь мы работаем для зрителей.

Корр.: B цирке города Тольятти произошло, на мой взгляд, удивительное событие: всего за неделю c небольшим появился практически новый номер c мор­скими животными. По сравнению со старой работой изменилось буквально все, начи­ная от рабочей площадки (вода вместо ковра), кончая оригинальным финалом.

B Московском цирке, куда они прибыли за несколько дней до премьеры, номеру дали... три репeтиции! Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые выступле­ния «Морских животных» выглядели не­сколько сумбурно. Но время все расстави­ло по местам. Сейчас номер засверкал всеми красками. И это не затертая от ча­стого употребления метафора. Многокра­сочность зрелища, забавное поведение сивучей, интересные трюки, манера пове­дения дрессировщиков, выводящих на первый план не себя, a животных,— все, буквально все позволяет говорить o рождении замечательного произведения циркового искусства. Жаль, что его увидят только зрители нового московского цирка!
 

Беседу вел АЛЕКСАНДР ДРИГО

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100