Важное замечание
В статье «Судьба жанра» («Советский цирк» № 10, 1962) я попытался проанализировать современные воздушные номера. Мне хотелось указать на то, что их исполнители прекратили своп творческий рост и допускают однообразие трюков.
Основное внимание во время разбора я преднамеренно уделил вращающимся механическим аппаратурным номерам (вертушкам). Они принадлежат к числу труднейшей разновидности воздушно-гимнастического жанра. В этих номерах занято немало великолепных артистов. Они создают под куполом образы смелых, отважных людей. Я писал статью в надежде, что она вызовет дискуссию среди мастеров манежа, направит их творческую энергию на ликвидацию в их номерах недостатков и на создание новых произведений циркового искусства. Однако дискуссии не получилось. Ответил только режиссер С. Морозов. В его статье «Воздух без воздуха» («Советский цирк», № 3, 1963), безусловно, есть верные высказывания. Сам он в прошлом — прекрасный артист, работал в воздушном полете и в номере «Турники». На его глазах происходило становление советского цирка, в котором Морозов принимал самое активное участие, занимаясь в Цирковом училище воспитанием молодежи.
Поэтому вызывает крайнее удивление высказывание автора статьи «Воздух без воздуха» о том, что в 30—40-е годы советские цирковые артисты «варились в собственном котле», не создавали ничего оригинального и только копировали аппаратуру и трюковой репертуар у иностранцев. Это ошибочное высказывание Морозова и заставило меня вновь выступить на страницах журнала. Я не собираюсь заниматься с ним полемикой по поводу отдельных неправильных и спорных оценок его статьи (например, о том, что кордепарель относится к трудному жанру), а постараюсь доказать, что Морозов неверно осветил историю нашего цирка, принизил роль отечественных мастеров манежа в развитии циркового искусства. Еще в дореволюционном цирке, несмотря на засплие иностранных артистов, русские полетчики считались одними из лучших. Именно тогда работали знаменитые воздушные полетчики Кавреллис, Ж. Руденко, Д. Донато (Писсиути), Джиовании (Ф. Конев).
Ж. Руденко, Д. Донато и Джиовании успешно выступали в 20-е годы и в советских цирках, В этот период когорта русских воздушных виртуозов пополнилась такими выдающимися артистами, как М. Подчерников (Эльворти), А. Дашевский и Е. Морус. М. Подчерников поражал зрителей своим двойным сальто-мортале, исполняемым в прекрасном полете с трапеции на трапецию. Аркадий Дашевский, работавший в номере Д. Донато, всегда четко и уверенно делал двойное сальто-мортале. Е. Морус, сын и ученик Д. Донато, уже тогда считался одним из первоклассных вольтижеров. Его талант особенно ярко расцвел в 30—40-е годы, когда он каждый вечер на представлении исполнял тройное сальто в руки ловитора. Можно вспомнить и о таких прекрасных полетах 30-х годов, как полеты В. Галагана, Ю. Рябинина и Ф. Морозова.
В своей статье С. Морозов превозносит иностранных воздушных гимнастов, гастролировавших у нас в СССР в 20-е годы. Несомненно, полеты Леотарис и Максим были первоклассными. Однако по трюкам они уступали нашим отечественным номерам.. Помню, в 1923 году в Ростов-на-Дону в цирк В. Труцци и Н. Никитина приехали французские артисты Максим. В это время там заканчивал работу М. Подчерников. Иностранцы были так потрясены виртуозным мастерством русского артиста, что даже не решались выступать после него. «Это не люди. Это — черти!» — восторженно говорил Максим о наших полетчиках. Советские воздушные гимнасты никогда не занимались плагиатом у иностранцев, а шли самостоятельным творческим путем. Именно в 30-е годы, когда, по словам С. Морозова, наши артисты не общались с зарубежными мастерами и были предоставлены самим себе, создан ряд оригинальных воздушных номеров с вращающейся аппаратурой. Одним из первых ее применил Б. Эдер {аттрак-цион «Эйфелева башня»).
В 1933 году под цирковой купол поднялась знаменитая «воздушная торпеда» Волгиных. Вслед за ними артисты Бараненко показали зрителям свою «жар-птицу». В то же время Д. Зементов и автор этих строк создали воздушную карусель из четырех исполнителей. Несколько позже начали работать с партнерами на вращающейся аппаратуре артисты В. Лисин и П. Щетинин. 40—50-е годы связаны с дальнейшими успехами воздушных гимнастов. Исполнители достигли новых творческих высот. И поэтому, когда отечественный цирк вышел на мировую арену, наши артисты оказались не только не хуже зарубежных коллег, но даже превзошли их по своему мастерству. Спрашивается, как могли завоевать такой успех советские воздушные гимнасты, если они, как это ошибочно утверждает С. Морозов, только копировали иностранных гастролеров. Сам, возможно, того не желая, Морозов умалил достоинство наших мастеров, которые вошли яркой страницей в историю русского и советского цирка. Нам, советским артистам, не пристало забывать о тех, кто внес свой вклад в развитие циркового искусства. В «Воздухе без воздуха» С. Морозов отозвался в пренебрежительном тоне о наших воздушных .гимнастках. Он с иронией пишет о том, что жены артистов прямо из кухни попадают в номера своих мужей. По-моему, нет ничего зазорного, если «домработница» полюбила цирковое искусство и после долгих и упорных тренировок стала артисткой. Так, кстати сказать, пришли на манеж известные воздушные гимнастки В. Волгина, Е. Синьковская и П. Чернега, С. Бадина, М. Рябннина. В нашей стране для ищущих открыты все пути. К тому же профессия артиста цирка — это не профессия избранных. Об этом тоже нельзя забывать.
Нельзя забывать и о будущем воздушного жанра. Старым мастерам манежа необходимо отдать все свои силы и знания воспитанию молодых воздушных гимнастов, от творческих успехов которых зависит дальнейший подъем советского циркового искусства.
С. РАЗУМОВ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий