Вечеров в куплете - утром в газете - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вечеров в куплете - утром в газете

Клуб одного из районов Алтайского края. Напря­женно притих переполненный зал: суд выкосит приговор хулигану. И хотя подсудимый получил по заслугам, люди подавлены.

Как случилось, что в их коллективе, у почитаемых родителей вырос мораль­ный урод?! Каждый, кажется, чувствует себя виновным в том, что чего-то не заметил, прошел мимо чужой судьбы.Это состояние передалось и цирковым артистам, кото­рые, заблаговременно приехав в клуб для выступлений, оказались свидетелями происходившего.  Интуиция подсказывала: просто, без всякого перехода начинать представление, не переключив настроение зрите­лей, — невозможно. На сцену выходит уже немолодой че­ловек — руководитель коллектива московской группы «Цирк на сцене» Н. И. Березовский. Вместо обычного пара­да-монолога он начинает разговор о только что происшед­шем. Взволнованно читает он написанный им экспромтом монолог. Оказывается, в то время, когда на первом этаже клуба шел суд, на втором был слышен... «шум, звон голосов и жаркий спор». Это юные пионеры обсуждали опыты селек­ции. На этом противопоставлении и построил свой моно­лог   артист.

«Смотрю и верю юной силе, отрадны их задор и пыл», — читает артист, и постепенно теплеет на душе слушателей.
«Да, замечательная смена растет на радость стари­кам!» — радуется   зал.

Звучат заключительные слова: «На дне кувшина есть порой осадок, зато вверху кристальная вода!..» И хотя созданное за такое короткое время стихотворе­ние еще не было художественно завершено, дружный вздох облегчения проносится над залом. Каждый верит: «остатки темных сил исчезнут навсегда!» В зале оказались представители районной печати. Вско­ре на странице газеты «Знамя коммунизма» появилось сти­хотворение   «Два   этажа». Вот такая необходимость перестраиваться, подчас тут же, на месте, жить интересами зрителя возникала у Бере­зовского не впервые. Свои гастроли коллектив начал в Барнауле, где был теп­ло принят публикой. Но артистов ждал сельский зритель, и они снова отправляются в путь. Село Алтайское. Здесь, рядом с Домом культуры, на глазах удивленных прохожих из груды алюминиевых труб и брезента как на дрожжах начинало расти новое сооруже­ние — передвижной   автотеатр. Слетевшиеся, как стайки воробьев, мальчишки обступи­ли строителей. Они с любопытством следили за происходя­щим, рассматривали металлические переплетения каркаса, пытались помогать монтажникам, о чем-то спорили.

— Цирк   приехал!..   Московский! Вскоре   об   этом   событии   узнало все  село.  Интерес  к  нему оказался значительный — у билетной кассы вы­росла длинная очередь.

И тут выяснилось, что приветствие москвичей, с успехом принятое в Барнауле, не годится на сей раз. Многие из зрителей — вчерашние москвичи, ленинградцы, киевляне. Молодые инженеры, врачи, учителя приехали сюда по зову партии строить новую жизнь. Это не могло оставить артистов равнодушными. За­ново написанное приветствие прозву­чало живо, интересно, свежо. В свои выходные дни О. А. Родио­нова и Н. И. Березовский проводили творческие встречи с художествен­ной самодеятельностью районных до­мов культуры. Н. И. Березовский как автор помогал готовить репертуар агитбригадам, выезжающим на поля, а О. А. Родионова проводила с ними режиссерскую работу. Эта дружба оказалась настолько крепкой, что поддер­живается уже в течение трех лет. За сто десять дней гастролей вместо запланированных шестидесяти было дано сто пятьдесят шесть представле­ний. Совместно с работниками районной прессы за время поездки было выпущено шесть газетных страниц, посвя­щенных выступлениям артистов цирка. Это высоко подняло авторитет коллектива и явилось новой формой дружеского общения с тружениками города и деревни. Стремление участников поездки жить интересами зри­теля, быть в центре всех событий подсказало им, что, при­езжая   на   гастроли,   артист   должен   чувствовать   себя не гостем, а знатоком   того   или иного   края, города,   села.

В Белорецк артисты выехали, имея отредактированную программу со вступлением, написанным А. Безыменским; в этом вступлении говорилось о значении сатиры, которая, по меткому выражению Н. С. Хрущева, «прочищает лоры» и «помогает выпалывать сорняки в нашем быту». В честь 200-летия города Белорецка совместно с мест­ным писателем Р. А. Алферовым было написано приветст­вие «Друзьям белоречанам», рассказывающее о прошлом и настоящем города, о его людях и их славных делах. Маленький коллектив, продолжая начатое им большое и полезное дело в Чебоксарах, куда приехал к землякам только что вернувшийся из космоса А. Николаев, создал программу,  посвященную  подвигу космонавта. А на очереди новая поездка в города Целиноград, Ан­гарск, Иркутск, Джамбул... Вместо сцены — манеж перед­вижного   цирка. И опять помогает опыт дружеских связей с местной об­щественностью для получения материалов для нового, уже «манежного»   репертуара. Город Целиноград. Во вместительном цирке-шапито, установленном рядом с вышкой строящегося телецентра, звучит увертюра. Но вот музыка умолкает. Свет прожекто­ров освещает чтеца-артиста, читающего стихотворное приветствие целинникам. В юбилейный, десятый год освое­ния целины особенно убедительно звучат слова: «Здесь наше будущее строят, и край несказанно расцвел, когда сюда рабочим строем пришел веселый комсомол!»

Во всех городах шли парады-монологи, написанные на местные темы. Были созданы репризы и клоунады, непо­средственно адресованные зрителям. С особенным успе­хом звучала клоунада «Средство от ожирения» и реприза «Солнце всходит и    заходит… за  водицей    народ ходит...» Куда бы ми приезжал передвижной цирк—всюду за­вязывалась  тесная  дружба с сельским  зрителем. В Иркутске были проведены специальные представле­ния  для  тружеников  совхозов.  Они  прибывали  в  цирк  на десятках машин из сел, расположенных за 20—30 километ­ров от города. Для них были исполнены впервые «Сибир­ские  припевки»,  созданные  Н.  Березовским. В Казахстане артисты группы выезжали в совхозы Джамбульской области. В этих молодых хозяйствах доб­ротные постройки: кирпичные жилые дома, каменные скот­ные дворы. Выступления артистов цирка проходили в боль­ших светлых клубах, выстроенных из железобетона, в зри­тельных залах, вмещающих до 500 человек. Все, что уви­дели и узнали артисты в целинных хозяйствах, нашло от­ражение   в   репертуаре   бригады.

Привезенный репертуар оказался настолько злободнев­ным, что был почти весь опубликован в печати. Во время творческих встреч, сопровождавшихся друже­скими беседами, с обменом мнениями, планами, крепла связь артистов со зрителями. Это не могло не сказаться плодотворно  в   их  работе. Удачный опыт использования в своих выступлениях ре­пертуара на местном материале позволил Н. И. Березов­скому и О. А. Родионовой отказаться от старого принципа цирковых сатириков: «утром в газете — вечером в куплете» и действовать по совершенно новому: «вечером в ку­плете — утром   в   газете».
 

Г. НОВИКОВА

Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования