Вечеров в куплете - утром в газете
Клуб одного из районов Алтайского края. Напряженно притих переполненный зал: суд выкосит приговор хулигану. И хотя подсудимый получил по заслугам, люди подавлены.
Как случилось, что в их коллективе, у почитаемых родителей вырос моральный урод?! Каждый, кажется, чувствует себя виновным в том, что чего-то не заметил, прошел мимо чужой судьбы.Это состояние передалось и цирковым артистам, которые, заблаговременно приехав в клуб для выступлений, оказались свидетелями происходившего. Интуиция подсказывала: просто, без всякого перехода начинать представление, не переключив настроение зрителей, — невозможно. На сцену выходит уже немолодой человек — руководитель коллектива московской группы «Цирк на сцене» Н. И. Березовский. Вместо обычного парада-монолога он начинает разговор о только что происшедшем. Взволнованно читает он написанный им экспромтом монолог. Оказывается, в то время, когда на первом этаже клуба шел суд, на втором был слышен... «шум, звон голосов и жаркий спор». Это юные пионеры обсуждали опыты селекции. На этом противопоставлении и построил свой монолог артист.
«Смотрю и верю юной силе, отрадны их задор и пыл», — читает артист, и постепенно теплеет на душе слушателей.
«Да, замечательная смена растет на радость старикам!» — радуется зал.
Звучат заключительные слова: «На дне кувшина есть порой осадок, зато вверху кристальная вода!..» И хотя созданное за такое короткое время стихотворение еще не было художественно завершено, дружный вздох облегчения проносится над залом. Каждый верит: «остатки темных сил исчезнут навсегда!» В зале оказались представители районной печати. Вскоре на странице газеты «Знамя коммунизма» появилось стихотворение «Два этажа». Вот такая необходимость перестраиваться, подчас тут же, на месте, жить интересами зрителя возникала у Березовского не впервые. Свои гастроли коллектив начал в Барнауле, где был тепло принят публикой. Но артистов ждал сельский зритель, и они снова отправляются в путь. Село Алтайское. Здесь, рядом с Домом культуры, на глазах удивленных прохожих из груды алюминиевых труб и брезента как на дрожжах начинало расти новое сооружение — передвижной автотеатр. Слетевшиеся, как стайки воробьев, мальчишки обступили строителей. Они с любопытством следили за происходящим, рассматривали металлические переплетения каркаса, пытались помогать монтажникам, о чем-то спорили.
— Цирк приехал!.. Московский! Вскоре об этом событии узнало все село. Интерес к нему оказался значительный — у билетной кассы выросла длинная очередь.
И тут выяснилось, что приветствие москвичей, с успехом принятое в Барнауле, не годится на сей раз. Многие из зрителей — вчерашние москвичи, ленинградцы, киевляне. Молодые инженеры, врачи, учителя приехали сюда по зову партии строить новую жизнь. Это не могло оставить артистов равнодушными. Заново написанное приветствие прозвучало живо, интересно, свежо. В свои выходные дни О. А. Родионова и Н. И. Березовский проводили творческие встречи с художественной самодеятельностью районных домов культуры. Н. И. Березовский как автор помогал готовить репертуар агитбригадам, выезжающим на поля, а О. А. Родионова проводила с ними режиссерскую работу. Эта дружба оказалась настолько крепкой, что поддерживается уже в течение трех лет. За сто десять дней гастролей вместо запланированных шестидесяти было дано сто пятьдесят шесть представлений. Совместно с работниками районной прессы за время поездки было выпущено шесть газетных страниц, посвященных выступлениям артистов цирка. Это высоко подняло авторитет коллектива и явилось новой формой дружеского общения с тружениками города и деревни. Стремление участников поездки жить интересами зрителя, быть в центре всех событий подсказало им, что, приезжая на гастроли, артист должен чувствовать себя не гостем, а знатоком того или иного края, города, села.
В Белорецк артисты выехали, имея отредактированную программу со вступлением, написанным А. Безыменским; в этом вступлении говорилось о значении сатиры, которая, по меткому выражению Н. С. Хрущева, «прочищает лоры» и «помогает выпалывать сорняки в нашем быту». В честь 200-летия города Белорецка совместно с местным писателем Р. А. Алферовым было написано приветствие «Друзьям белоречанам», рассказывающее о прошлом и настоящем города, о его людях и их славных делах. Маленький коллектив, продолжая начатое им большое и полезное дело в Чебоксарах, куда приехал к землякам только что вернувшийся из космоса А. Николаев, создал программу, посвященную подвигу космонавта. А на очереди новая поездка в города Целиноград, Ангарск, Иркутск, Джамбул... Вместо сцены — манеж передвижного цирка. И опять помогает опыт дружеских связей с местной общественностью для получения материалов для нового, уже «манежного» репертуара. Город Целиноград. Во вместительном цирке-шапито, установленном рядом с вышкой строящегося телецентра, звучит увертюра. Но вот музыка умолкает. Свет прожекторов освещает чтеца-артиста, читающего стихотворное приветствие целинникам. В юбилейный, десятый год освоения целины особенно убедительно звучат слова: «Здесь наше будущее строят, и край несказанно расцвел, когда сюда рабочим строем пришел веселый комсомол!»
Во всех городах шли парады-монологи, написанные на местные темы. Были созданы репризы и клоунады, непосредственно адресованные зрителям. С особенным успехом звучала клоунада «Средство от ожирения» и реприза «Солнце всходит и заходит… за водицей народ ходит...» Куда бы ми приезжал передвижной цирк—всюду завязывалась тесная дружба с сельским зрителем. В Иркутске были проведены специальные представления для тружеников совхозов. Они прибывали в цирк на десятках машин из сел, расположенных за 20—30 километров от города. Для них были исполнены впервые «Сибирские припевки», созданные Н. Березовским. В Казахстане артисты группы выезжали в совхозы Джамбульской области. В этих молодых хозяйствах добротные постройки: кирпичные жилые дома, каменные скотные дворы. Выступления артистов цирка проходили в больших светлых клубах, выстроенных из железобетона, в зрительных залах, вмещающих до 500 человек. Все, что увидели и узнали артисты в целинных хозяйствах, нашло отражение в репертуаре бригады.
Привезенный репертуар оказался настолько злободневным, что был почти весь опубликован в печати. Во время творческих встреч, сопровождавшихся дружескими беседами, с обменом мнениями, планами, крепла связь артистов со зрителями. Это не могло не сказаться плодотворно в их работе. Удачный опыт использования в своих выступлениях репертуара на местном материале позволил Н. И. Березовскому и О. А. Родионовой отказаться от старого принципа цирковых сатириков: «утром в газете — вечером в куплете» и действовать по совершенно новому: «вечером в куплете — утром в газете».
Г. НОВИКОВА
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий