Великовозрастный Зюзя под опекой родителей
И вот мы в цирке на детском спектакле. Короткая, заряжающая свежестью лесного утра увертюра.
Луч света выхватывает из темноты «галерки» героев представления Кешу и Тишу (артисты В. Серебряков и А. Трофимов). Друзья-весельчаки держат путь в пионерский лагерь, да, как видно, немного заблудились... Тем временем пробуждается лагерь: горнисты играют «подъем». Где-то невдалеке возникает песня: «Мы идем тропой лесною, хорошо шагать по ней...» (автор музыки — А. Лепин). На ярко освещенную лесную поляну строем выходит отряд пионеров. Рапорт вожатому: койки заправлены, в палатках порядок, дорожки подметены.
— А теперь — купаться!..
Массовые сцены, подобные этой, органически включены в сюжетную ткань спектакля. Балетмейстер И. Ковтунов, педагог-тренер Р. Ковтунова немало потрудились, добиваясь их цельности и выразительности. Как не удивиться невежеству Балбеса, который, набрав корзину поганок и мухоморов, побросал белые грибы.
...А между тем Кеша и Тиша уже нашли дорогу в пионерский лагерь. Но на лесной поляне они неожиданно встречаются с Зюзей Обжоркиным по прозвищу Балбес (артист А. Карельский). Зюзя — великовозрастный баловень, маменькин сынок, которого сердобольные родители возят в детской коляске. Он не любит и не умеет беречь природу. Съев полрюкзака всяческой снеди, припасенной папашей и мамашей, замусорил красивую лесную поляну. На стволе березы в память о себе «расписался» перочинным ножиком. Кеша и Тиша зовут Зюзю с собой в пионерский лагерь: там-то, мол, от таких вещей тебя отучим. Но и в лагере Балбес продолжает свои проделки. Ребята выпускают на волю пойманных птиц, а в это время он мучает петуха... Друзья леса Кеша и Тиша решили проучить Зюзю, но он убегает. Пионеры гонятся за Балбесом...
Кеша и Тиша артисты В. Серебряков и А. Трофимов.
— Но ведь это же цирк, а не театр юного зрителя, — пожимает плечами бывалый зритель, — а тут, судя по всему, больше от театральной комедии, а не от манежа.
Позвольте уверить, это не так. Мы начали с пересказа сюжета лишь для того, чтобы оттенить необычность этого циркового представления. Каждую сцену, каждый поворот в развитии действия режиссер стремится решить цирковыми средствами. На манеже, как и всегда, торжествует искусство коверных и акробатов, жонглеров и гимнастов. Но, разумеется, требования, предъявленные сюжетом, заставили в ряде случаев отступить от канонов. Характеры героев комедийного спектакля реальнее и полнокровнее, нежели традиционные образы клоунов. Это можно сказать не только о Кеше и Тише, несущих положительное начало, но и о Зюзе Обжоркине, который, по замыслу сценаристов, должен быть, вероятно, самым гротескным персонажем спектакля (в исполнении А. Карельского — Зюзя, на наш взгляд, несколько проигрывает — у актера, играющего школьника, слишком уж «взрослые» внешние данные).
В отличие от обычной программы не только клоуны, а и артисты других жанров обрели дар речи. И хотя для мастеров манежа дело это нелегкое, они овладевают им довольно успешно. В «Тайнах зеленого леса» сложных игровых диалогов пожалуй, больше, чем в «Анюте». И кое-где отсутствие профессиональной речевой подготовки дает о себе знать — то в не очень четкой дикции (как, например, у Е. Краснокутской — мать Зюзи), то в недостаточном чувстве слова, излишней риторичности. Но это в общем-то придирки. В целом же анютинцы успешно справились с репризами, зарекомендовали себя синтетическими актерами. Упомянем, к примеру, В. Серебрякова (Кеша), акробата, который выступил достойным партнером артиста разговорного жанра А. Трофимова, создав запоминающийся образ пионера-организатора и в то же время весельчака-балагура.
— Летом, во время гастролей в Хабаровске, — вспоминает Трофимов, — мы давали концерт в пионерском лагере. Общение с ребятами, «подслушанные» разговоры помогли мне и Валерию найти живые черточки и детали для исполнения ролей Кеши и Тиши... Репетировали мы упорно, иной раз ночами, спорили.
Не меньше «болел» за свою роль и такой опытный актер, как Ф. Тугаев. Между до нелепого строгим капитаном парохода «Анюта» и не в меру заботливым папашей Зюзи — дистанция огромного размера. И все же в новой роли актер сумел найти точные, скупые штрихи, чтобы до конца высмеять безвольного родителя. Вернемся к спектаклю, посмотрим, как дальше развивались события на манеже. Обитателей лесного лагеря молниеносно облетает известие, что к ним 8 гости едут артисты цирка. Казалось, вот-вот последует каскад разнообразных номеров. Но... умело сотканная сюжетная канва заслоняет дорогу штампу. Пионеры предлагают артистам посмотреть
сначала их концерт. А пока продолжается встреча ребят с артистами, родители Зюзи укладывают своего сыночка спать. Сон Балбеса, убаюканного в детской коляске, — своего рода кульминация спектакля. Мальчику открываются тайны зеленого леса. Перед ним в задумчивом танце проплывают березы, длинноухие зайчата резвятся в траве... Он видит незабываемые по красоте ночные картины. На сцене мы видим лесную сказку — балетную сцену, решенную с выдумкой, красочную, идущую при фантастическом освещении. Разбуженный пионерами, Зюзя дает слово никогда больше не вредить лесу, оберегать родную природу. Контакт со зрительным залом, установившийся у артистов по ходу спектакля, делает юных зрителей как бы участниками происшествий. Вместе с пионерами-зрителями пионеры-артисты решают, как поступить с Зюзей: простить, оставить смотреть цирковое представление или наказать. В лагере—цирк. Демонстрируют свое блестящее мастерство акробатическая группа Демкиных, артисты Т. Осташенко, Л. Кострюкова, В. Агеев и другие. Впрочем, отличными цирковыми номерами зрители восхищались с самого начала спектакля. Да и как могло быть иначе, если в роли пионеров выступали акробаты с подкидными досками Юрьевы, а дрессированные медведи В. Тина вместе с ребятами резвились на лесной пасеке.
Заключительная сценка — посадка аллеи друзей леса — решена средствами балета. Заметим, что сами по себе балетные номера сделаны на высоком уровне, каждый из них смотрится отлично. Но как раз здесь постановщику явно изменило чувство меры; для детского спектакля в «Тайнах зеленого леса» балета слишком много, особенно если учесть, что отдельные номера, такие, как танец дрессированных лошадок, непомерно растянуты. Маленького зрителя это утомляет.
Сценка на лесной пасеке. Артисты В. Серебряков и А. Трофимов
Попутно отметим и еще один недостаток — некоторые диалоги растянуты, что снижает темп представления. Но это уже вина авторов либретто. Беда, кстати сказать, устранимая. В целом же мастера арены преподнесли детям чудесный подарок, создав спектакль яркий, веселый в полном смысле цирковой. Активный смех зрителей — лучшее тому подтверждение. И в то же время спектакль неназойливо учит хорошему, органически пронизан большой, благородной мыслью.
...Наверняка многим приятно будет узнать, что в творческих планах коллектива еще одна детская постановка — героико-комедийный спектакль по известной трилогии И. Василенко («Волшебная шкатулка», «Артемка в цирке», «Золотые туфельки»). Материал для циркового представления благодатнейший, хотя от артистов он потребует полной отдачи творческих сил. Ясно одно — коллективу «Анюты» такая заявка по плечу.
В. РЯБИНИН
Журнал Советский цирк. Март 1965
оставить комментарий