В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Верните Маяковского цирку

В 1930 году в Первом Московском госцирке была поставлена пантомима-феерия «Мо­сква горит» В. Маяковского, посвященная собы­тиям революции  1905 года.

В следующем сезоне «Москва горит» шла в цирках Ленинграда и Киева. С тех пор пантомима Маяковского на арене не появлялась, хотя проекты ее возобновления и возникали. Это большое упущение. «Москва горит» — произведение совершенно   незаурядное.

Маяковский, глубоко изучив материалы по истории пер­вой русской революции, широко и изобретательно исполь­зовал их в своей пантомиме-феерии, превратив ее в мас­совое народное зрелище. Поэт любил цирк и охотно рабо­тал для него. Он отлично понимал специфику циркового искусства и в своем произведении очень широко использо­вал возможности различных жанров, причем каждый номер или трюк у него теснейшим образом связан с содержанием представления. Нет необходимости говорить о блестящем поэтическом мастерстве,   вложенном в   текст, о его остроумии — это неотъемлемые качества творчества Маяковско­го. Здесь особенно важно то, что текст и зрелищные эле­менты, предуказанные в ремарках, представляют неразрыв­ное единство.

В нынешнем году отмечается 60-летие революции 1905 года. И как нельзя более своевременной будет новая постановка «Москва горит». Пантомима-феерия Маяков­ского заключает в себе такой мощный общественно-поли­тический запал и такие художественные достоинства, что и в наши дни она прозвучит с огромной силой, если ей будут отданы те любовь, мастерство и внимание, которых она заслуживает. Она может и должна быть поставлена полностью, без изменений. Только конец произведения, свя­занный со злободневными для 1930 года политическими событиями, сегодня оказывается устаревшим, и при поста­новке пантомимы-феерии эпизоды с кулаком и с папой римским следует заменить другими. Но в поэзии Маяковского дышит такая могучая жизненная сила, что, возмож­но, удастся сделать это, пользуясь текстами самого автора. Переработка произведения великого поэта требует вели­чайшей бережности к его слову.

Новая постановка «Москва горит» должна многим обо­гатить наше цирковое искусство.
 

А. ФЕВРАЛЬСКИЙ, доктор искусствоведения

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100