В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Верность клятве

В середине ноября 1941 года, когда, затаив дыхание, мир с тревогой и надеждой прислушивался к грохоту великой битвы под Москвой, прокатилось весть о невиданном подвиге возле Дубосекова. Здесь, у маленького железнодорожного разъезда, затерявшегося в лесах Подмосковья, двадцать восемь гвардейцев-панфиловцев в неравном бою с армадой фашистских танков сложили свои головы, обретя вечное бессмертие.

Говорят, что в час кончины перед мысленным взором человека проходит вся его жизнь, все самое светлое и дорогое, чем он жил, чем дышал. Если это так, то, вероятно, Кожбергенову виделись тогда неоглядные солнечные просторы родного Казахстана. Перед Бондаренко, возможно, вставали зеленые каштаны Киева... Ну, а Шепетков? Какие мысли теснились тогда а его голове? Возможно, ему. воздушному гимнасту, виделся залитый огнями цирк, переполненный зрителями, которым он всегда щедро отдавал свой талант, весь жар молодого сердца.

...Враг не прошел, небольшой разъезд стал для него неодолимым препятствием.

«Положи на сердце эту песню,
Эту строчку каждую возьми!..
Жизнь гвардейца! Повторись! Воскресни
Песнею о двадцати восьми!»

Взволнованные строки поэмы Михаила Светлова как бы воскресили богатырское мужество гвардейцев.

А нынешней весной на манеже Киевского цирка в пантомиме «Подвиг» была воскрешена картина прерванного войной представления. Артисты, уходя на фронт, клянутся возвратиться с победой и доиграть этот спектакль. Затем перед зрителями возникают сцены героической борьбы советских людей с фашистами, а завершается пантомима яркой, красочной программой, которая звучит как выполненная клятва.

Премьера этого спектакля, осуществленного в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, состоялась в знаменательный день — 9 Мая. С тех пор вплоть до окончания сезона — до 29 июня — пантомима шла еженедельно девять раз (по субботам — два представления, по воскресеньям — три) при неизменно переполненном зрительном зале. И могу засвидетельствовать, что спектакль, занимавший вес первое отделение и длившийся ровно полтора часа, от начала до конца очень горячо принимался публикой. Он проходил, что называется, на одном дыхании. И когда после заключительной сцены по радио звучало объявление: «Антракт!» — зрители, все до единого, сидели не шелохнувшись на своих местах. И только через несколько мгновений зал разражался овацией. .То была весьма и весьма красноречивая реакция, ярче всяких слов утверждавшая неоспоримый успех этого произведения — плода старательных усилий большого творческого коллектива.

—    Мы не могли, не имели права иначе отнестись к этой работе,— сказал мне постановщик спектакля, главный режиссер киевского стационара заслуженный артист УССР Борис Заец,— ведь речь в ней идет о Родине, о несокрушимой мощи нашего народа.

Сценарий «Подвига» написан знаменитым партизаном, дважды Героем Советского Союза А. Федоровым в содружестве с заслуженным работником культуры Украинской ССР директором Киевского цирка В. Никулиным.

Я спросил прославленного партизана:

—    Как возникла идея этого представления?
—    Идея принадлежит моему соавтору Владимиру Никулину. Он с жаром рассказывал мне о людях арены—участникам войны, об Иване Шепеткове, Михаиле Туганове, Владимире Довейко, Юрии Никулине и Михаиле Шуйдине, Льве Осинском, Николае Шульгине, Анатолии Новожилове и еще об очень многих; рассказывал об артистических бригадах во главе с Владимиром Дуровым, Карандашом, Александром Александровым-Сержем, Борисом Вяткиным и других, обслуживавших наши фронтовые части, корабли, партизанские отряды и соединения, госпитали и пункты формирования. Я и сам очень люблю искусство манежа, его праздничную. лучезарную атмосферу. И, разумеется, охотно согласился написать сценарий, но при условии непременного соавторства В. Никулина, хорошо знающего цирк, его людей, много пишущего о них.

Тот, кому знакома великолепная книга А. Федорова «Подпольный обком действует», несомненно обнаружит ее близость, ее, так сказать, духовное родство с пантомимой «Подвиг», хотя их прямых связей вы нигде не найдете.

Сюжет спектакля — это борьба партизан с гестапо. Партизанским отрядом руководил разведчик Федор, роль которого проникновенно играл народный артист РСФСР Владимир Довейко. Гестапо возглавлял хитрый и коварный полковник Вольф, его образ убедительно создан артистом Владимиром Титовым — рвжисссром-инспектором манежа.

Изобретательность и тонкий вкус постановщика пантомимы счастливо сочетаются с отличным подбором музыки и се аранжировкой, принадлежащей заслуженному артисту УССР Василию Петрусю (музыка Д. Шостаковича, А. Александрова, М. Блантера, В. Мурадели, И. Дунаевского, Г. Веревки, П. Майбороды, А. Штогаренко) и весьма колоритным оформлением, автор которого — заслуженный художник УССР Леонид Брискман.

Следует отметить, что творческий коллектив «Подвига» сумел четко и ярко выделить одну из главных причин, обусловивших великую машу победу. Речь идет о нерушимой братском дружбе советских народов. Эго нашло свое отражение и в стихах Л. Волынского:

«В суровые дни испытаний,

Услышав за Родину клич,

Москву защищал киевлянин,—

Сражался за Киев москвич.

Да, именно >та священная дружба, воспитанная партией, стала тем несокрушимым бастионом, о который вдребезги разбился вал фашистского наступления.

Одна за другой перед зрителями проходят сцены, как бы возвращающие нас о ту далекую лору, ставшую уже достоянием истории. Многие из них весьма красочны. Особенно впечатляет своей тревожной напряженностью необычайно динамичная сцена рукопашной схватки во время нападения партизан на оккупантов.

Умело поставлен также концерт артистов ‘в Лесограде на праздновании годовщины Великого Октября. С интересом смотрится и картина -варьете». В этих сценах, как впрочем и в других, очень хороши дивертисментные номера, среди которых надо в первую очередь отметить изящный акробатический этюд Любови и Виталия Воробьевых, восточный танец а исполнении заслуженной артистки Узбекской ССР Мамлакат Ташкенбаеаой, эффектный номер воздушной гимнастки, демонстрируемый Ниной Стрекаловой и Вмтасом Казлаускасом, выступления эквилибристов на столе заслуженных артистов Латвийской ССР Елсмы и Андрея Куделиных и акробатов с ренскими колесами, возглавляемых Лидией Давидович.

Как всегда, большой успех у публики имеют участники аттракциона акробатов-прыгунов «Романтика», руководимые Владимиром Довейко, и джигиты во главе с заслуженным артистом Северо-Осетинской АССР Эдуардом Кюченовым.

Говоря об удачах этого спектакля, нельзя умолчать еще о двух одаренных исполнителях — известном клоуне народном артисте Латвийской ССР Антонио и популярном комике Романе Ширмане Первый из них, как обычно, превосходно исполняет многие забавные репризы, находящие у публики живой отклик. Вот к примеру.

...Антонио озабоченно шагает по манежу с парой сапог в руках.

—    Ты куда? — спрашивают его.
—    В исторический музей.
—    Зачем?
—    Несу исторический экспонат: сапоги фашистского коменданта, о которых он вчера драпал от партизан.
—    А как ты это докажешь?
—    Да они еще до сих пор насмерть перепуганы. Гляди вот...

Клоун опускает наземь сапоги и громко восклицает:

—    Ахтунг! Партизаны наступают!
Сапоги сами срываются с места и стремглов убегают за кулисы под смех всего зала.

Очень хорош и Роман Ширмам, исполняющий роли официанта в немецком офицерском ресторане и продавца на толкучке. Гам. на рынке, ом с непередаваемым юмором безуспешно пытается сбыть непопулярный товар — портрет Гитлера, то и дело истошно вопя:

— Меняю Гитлера на мыло! Меняю Гитлера на мыло...

И снова зал разражается смехом.

Смех — непременный элемент любого циркового представления. В пантомиме «Подвиг» он, я бы сказал, особенно предметен. Ведь в ней немало места занимают образы врагов, которых и авторы и исполнители саркастически высмеивают, помня золотое правило, сформулированное А. В. Луначарским: «Смех убивает. Если публицист зовет вас... осмеять врага, то это значит, что вы окончательно и бесповоротно осудили его, как нечто вами превзойденное. . Действительный, здоровый, победоносный тон, гомерический смех — есть праздник полной победы».

Именно так и воспринимается этот спектакль, ставший значительной идейно-художественной победой не только киевского стационара, но, в определенной мере, и всего нашего циркового искусства.

Могут спросить: а недостатки? Неужто их совершенно нет в пантомиме?

К сожалению, есть. И не столь уж безобидные. Так, не очень убедительно звучат в пантомиме трагедийные ноты, например, один из кульминационных эпизодов, когда гибнет от фашистской пули юный партизан Василек...

Попутно хочется заметить, что выступление иллюзиониста «Икс» (он же немец-антифашист» партизан Карг, роль которого весьма успешно играет артист Леонард Страде) проходит бледновато. И дело тут, видимо, в том, что манипулирование мелким реквизитом, например, сигаретами, никакого впечатления в большом зрительном зале не производит, зритель попросту не замечает, ме видит мастерства фокусника, нс в состоянии оценить его.

В конце июня в Киевском цирке завершился очередной сезон. Его апофеозом стала пантомима «Подвиг» — впечатляющий спектакль, высоко оцененный и зрителями и печатью. И будет очень обидно, если вместе с сезоном окончится существование этого многокрасочного произведения, которое вполне достойно того, чтобы быть показанным в остальных цирках Советского Союза. Нет никакого сомнения, что зрители всей страны, так же, как киевляне, с величайшим интересом отнесутся к этой героической пантомиме.

ЯН ОСТРОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100