Ветераны
Во Всесоюзном доме композиторов все в этот вечер было неoбычно: музыка звучала не только со сцены, но и в фойе – диксиленд играл узнаваемые, «ностальгические» мелодии.
На фото. Вeтepaны первых советских джазовых оркестров. У микрофона — А. НЕСТЕРОВ
Народу было много, пришедшие смотрели друг на друга, не веря своим глазам. Восклицания, a порой даже слезы — многие не виделись десятилетиями. B этот вечер здесь была встреча ветеранов советской эстрады и джаза.
Идея организации такого вечера-Встречи у московских композиторов возникла давно. Музыкaнтам хотелось увидеть друг друга, вспомнить o былом, послушать любимые мелодии, помузицировать...
Но собрать всех музыкантов, стоявших у истоков советского эстрадного искусства, многие из котoрых давно уже не работают, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше, оказалось не так-то просто. Композитор Борис Фиготин, энергичный человек и способный организатор, взялся за дело.
И вот праздничный вечер наступил. утесовцы, покрассовцы, цфасмановцы, музыканты, игравшие в разных джазовых коллективах в 20-e, 30-е, 40-е, 50-е годы — вeтерaны и «молодыe» — из 60-х, 70-х, 80-х. На сцене — A. M. Полонский, A. M. Котлярский (специально приехaвший на этот вечер из Ленинграда), M. П. Кaдомцев. Из «молодыx» — Ю. C. Саульский, И. B. Якушенко, Б. C. Фиготин, Г. A. Гаранян. И в зале знакомые лица — P. Сикора, И. Бржевская, б. Матвеев, A. Козлов и многие другие.
Звучит музыка. Ансамбли ветеранов, специально собравшиеся для этого концерта, играют знакомые и трогательные мелодии, которые напоминают o том времени, когда трудно и долго шагал советский джаз к своему признанию.
Бескомпромиссные музыканты, верящие в то, что советская эстрада будет жить, очень много сделали для этого. И доказательство тому — молодые, достойно продолжившие их дело. За роялем — Борис Фрумкин, руководитель ансамбля «Мелодия» (сын старейшего трубача Михаила Фрумкина, недавно ушедшего от нас), вместе со своими коллегами Игорем Кантюковым и Александром Симановским. Леонид Чижик, с уважением отдающий дань ветеранам своей виртуозной импровизацией «Капелла Дикси» под управлением Льва Лебедева, играющая «ретро-программу»...
B зале стало тихо и торжественно, когда композитор Кaрэн Хачатурян пригласил на сцену музыкантов — участников парада Победы на Красной площади 9 Мая 1945 года. Один за другим вставали музыканты, и было ощущение, что они держат в руках свои инструменты — кто трубу, кто валторну, кто саксофон — и в зал сейчас польется музыка...
C вниманием слушал зал рассказ Бориса Фрумкина o преданности музыканта музыке (он передал привет от отца собравшимся на эту встречу). Михаил Фрумкин, больной, прикованный к постели, не расставался со своей трубой — она была рядом c ним до последнего дня. И когда он брал ее в руки, чувствовал, что жив.
В этот вечер многие впервые услышали рассказ A. M. Котлярского, старейшего тенор-саксофониста, тридцать два года проработавшего в оркестре Леонида Утесова, o съемках фильма «Веселые ребята». Много написано об этой картине. Но повествование участника событий, полное юмора, было интересно для всех. Ведь это был рассказ об оркестре, o музыкантах, которых почти все знали лично, c которыми многие участники вечера работали и дружили.
Фильм снимался а Москве, и тогдашние утесовцы помимо съемок были приглашены играть в «Метрополь». Режим был таким: в 6 часок утра — на съемки фильма, а в 6 вечера — возвращение в гоcтиницу, в 8 вечера — начало концeртa «Джаз Утесова» в «Эрмитаже», а в час ночи начиналась программа в «Метрополе». График более чем плотный, но никто не жаловался на усталость.
Все были молоды, и жизнь была яркой и интересной. A когда Лев Беемшлаг включил пленку c записью оркестра Александра Цфасмана, в котором играл когда‑то, то зал буквально взорвался аплодисментами. Настоящая музыка неза6ываема.
За ударную установку сел Борис Матвеев, известный барабанщик, много лет игравший в Государственном эстрадном оркестре БССР. Взлетели барабанные палочки. Зазвучала музыка. Это была молодость джаза. Она жива и в старых ритмах и в новых современных аранжировках. Концертная программа вечера в Доме Композиторов доказала это еще раз.
Ж. БРАГИНСКАЯ
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.
оставить комментарий