| 11:55 | 4.07.2016
Виктор Плинер - режиссер цирка
Моя артистическая карьера сложилась так, что, занимаясь акробатикой, мне одновременно приходилось быть тренером и воспитателем детей. Я выступал на манеже с «Икарийскими играми», а особенность их такова: роль «верхних» здесь чаще всего выполняют дети.
Юных исполнителей, разумеется, можно увидеть и в номерах вольтижной акробатики, и у канатоходцев, джигитов, жокеев, с также в номерах с подкидными досками. Но в «Икарийских играх», как правило, занято по трое-четверо ребят сразу. Это обращает на себя внимание. А поэтому ко мне часто обращались с вопросом, как эти дети приходят в цирк?
Отвечая на вопрос — как дети становятся артистами? — можно, несомненно, ограничиться конкретными биографическими фактами, а можно постараться выявить основную причину, побуждающую ребят отказываться от своей довольно беззаботной жизни и привыкать к новой, трудовой и более сложной.
И тут я всегда вспоминаю слова Н. Добролюбова о способности человека переживать одно из святейших высоких, редких мгновений — мгновение сердечного увлечения искусством.
Мне кажется, именно такое «сердечное увлечение искусством» заставляет этих маленьких романтиков ломать тот привычный ритм жизни, при котором они, выучив уроки, могли сколько угодно бегать по улице, летом — играть в прятки, зимой — без конца гонять шайбу и в сорок пятый раз смотреть «мультик» про «Бременских музыкантов». Становясь учениками в цирке, они подчиняются строгой дисциплине труда: школа, усиленные репетиции, после определенной подготовки — выступления на манеже. К этому прибавляются еще частые переезды из города в город и, следовательно, смена школ, учителей, одноклассников. А это, согласитесь, не так-то уж легко. Но преодолевать трудности ребятам помогает их увлеченность цирком, их признание.
Кто они, наши юные артисты? Однозначно ответить на такой вопрос нельзя. В первую очередь, конечно, ученики в цирке это дети артистов. О цирковых династиях писалось много.
Начав с естественного для ребенка стремления к подражанию, увлечение цирком постепенно превращается в потребность, без которой человек уже не мыслит себе жизни. Иззестмы случаи, когда родители-актеры пытались отвлечь своих детей от трудной и не всегда безопасной профессии, но это им редко удавалось. Да оно и понятно. Пожалуй, только кино может соперничать с цирком по своей притягательной силе. Мы, профессионалы, десятилетиями измеряющие СВОЙ Трудовой стаж, ВСЯКИЙ раз, проходя перед представлением сквозь толпу зрителей, заражаемся их ожиданием чудес, ожиданием встречи с удивительным миром манежа. А что говорить о детях? Для них все здесь — ожившая сказка.
И в один из таких вечеров администратор вводит в вашу гардеробную мальчугана и говорит:
— Пятый день просится к вам. Может, попробуете его?
Так тоже приходят дети в цирк...
А вот как начинала известная ныне акробатка Раиса Калачева Ее отец был плотником при цирке. Здесь же, в маленькой комнатке, они и жили. Стены ее были украшены афишами и портретами артистов, в уголке на голове стояла кукла. Девочка не пропускала ни одного представления, а когда в зале гасли огни, она выходила на манеж «репетировать», пыталась делать кульбиты и «колесики», подолгу повторяя одно и то же движение. Подражая любимым артисткам, Рая после каждого трюка грациозно раскланивалась.
На способную девочку обратили внимание, и Павел Марьянков (один из участников группы Л. Ольховикова) начал заниматься с нею вольтижной акробатикой. Впоследствии заслуженные артисты РСФСР Раиса Калачева и Михаил Птицын создали великолепный акробатический дуэт.
Случается, что родители сами приводят к нам своих детей с просьбой «сделать из них артистов». Они поясняют, что их сын (или дочь) очень любит кувыркаться и даже «умеет стоять на голове», а потому, конечно, обязательно будет талантливым артистом. Их надежды, к сожалению, не всегда сбываются. «Кувыркаться и стоять на голове» любят многие малыши. Ну а будущему артисту надо многому учиться, учиться упорно и целеустремленно. Поэтому мы предпочитаем обращаться в детские спортивные школы и кружки. Даже после недолгого занятия спортом ребята начинают понимать смысл дисциплины. Кроме того, они уже не просто «кувыркаются», а при помощи руководителей определяют для себя тот вид спорта, в котором наиболее полно раскрываются их физические возможности.
Возможен, вероятно, вопрос: зачем вообще в цирке выступают дети и нельзя ли обойтись без их труда? Наверное, можно. Однако для групповых номеров очень важно сызмальства подготавливать высококвалифицированных артистов, чьи навыки полностью бы соответствовали профессиональным навыкам всех остальных участников. От этого зависит точная, слаженная, высокохудожественная работа большой группы.
Чем раньше человек начинает постигать основы той или иной профессии, тем лучше. Ведь иностранные языки и музыку детям преподают с пяти-шести лет. Примерно в этом же возрасте советуют приступать к занятиям фигурным катанием. В балетные школы принимаются дети чуть постарше.
Сейчас мы все чаще наблюдаем выступления подростков в чемпионатах по фигурному катанию, в балетных спектаклях также нередко заняты дети. Так что их работа в цирке не является чем-то особенным. Тем более что согласно постановлению ЦК профсоюза работников культуры учеников зачисляют в штат лишь после одиннадцати лет, на арене же они появляются еще позже. Постановлением предусмотрено также ограниченное количество детских выступлений. Номера, где участвуют дети, должны так располагаться в программе, чтобы обеспечить им раннее окончание работы. В каждом городе наших ребят беспрепятственно принимают в любую ближайшую школу.
Но если сыновья и дочери артистов цирка живут в своей семье, то дети, взятые «со стороны», лишаются родительского внимания и опеки. Занимаясь с ними, нельзя ограничиваться одними формальными наставлениями: хорошо будь старательным. Дети нуждаются в постоянном внимании, заботе и уходе. Поэтому мы берем их в свои семьи. И если воспитаннику приходится привыкать к новому окружению, к новой семье, то и воспитателям бывает не легче. Утром нужно разбудить ребенка и отправить в школу, строго следить за его питанием, учебой, выполнением домашних заданий. Надо не забыть вовремя постирать для него, купить новые вещи. Но самая главная и трудная задача — стараться сделать из него настоящего артиста и хорошего человека. И тут уж недостаточно одних тренерских способностей, тут необходимы способности педагогические. Ведь нам встречаются самые различные характеры. Предположим, хвалишь способных. Один готов после похвалы стараться еще больше, другой — тут же зазнается. (А зазнайство — пренеприятное качество, которое может осложнить в дальнейшем работу целого творческого коллектива.) Если же не заметить разок-другой удач застенчивого мальчугана, то у него может возникнуть неверие в свои способности.
Воспитывая детей, мы постоянно помним о формировании их характеров, о расширении их кругозора. Приезжая а новый город, всегда стараемся познакомить детей с его достопримечательностями, рассказать о его героях, сводить в музеи. Отмечая ребячьи дни рождения и другие маленькие праздники, также полезно не забывать о традиционном чае с пирогом. Это создает уютную, домашнюю обстановку. Однако следует помнить, что детей нужно приучать к дисциплине не только в цирке, но и дома. Ведь они осознают некую необычность своего положения.
Ими восхищаются на манеже, им аплодируют тысячи зрителей, и, наконец, в школе сверстники смотрят на них с завистью. И тогда некоторые ребята-артисты решают: вот какая я исключительная личность! И начинают небрежно относиться вначале к домашним обязанностям, а потом и школьным занятиям: зачем учиться, если ты уже артист? Именно поэтому надо строго внушать воспитанникам, что ничего исключительного и необычного в их положении нет. И они обязаны, как все дети, старательно учиться и не менее активно выполнять дома необходимые поручения. Например, каждый из них должен аккуратно убрать свою постель, свои вещи и книги. И, возможно, по очереди подметать пол или ходить за хлебом. Все это, поверьте мне, не такие уж мелочи. Они-то и организуют подростка, приучают его к ответственности.
Мы имеем дело с детворой, а с нею, как известно, приключаются всякие неожиданности. Однажды после школы наши мальчишки не пришли домой. Время близилось к представлению, а они псе не появлялись. Мы сбились с ног искавши их, волнений наших и беспокойств не описать. И только в последний момент кто-то догадался заглянуть в кинотеатр, который находился рядом с нашей гостиницей. Оказалось, забыв все на свете, мальчишки чуть ли не третий сеанс подряд смотрели фильм про разведчиков.
Вот сколько забот и волнений подстерегает нас — людей, занимающихся воспитанием ребят. Но ведь наши задачи значительно шире — мы готовим из них будущих артистов. Но обучать детей цирковому делу следует весьма осторожно: нельзя допускать перегрузки детского организма, а поэтому надо внимательно следить за состоянием здоровья наших подопечных.
Такая кропотливая и вдумчивая работа — тоже своего рода призвание. И уж если говорить о «сердечном увлечении», то слова эти можно отнести не только к ученикам, но и к их наставникам. Многие выдающиеся мастера цирка воспитали несколько поколений артистов. Теперь ученики Леонида Ольховикова, Али-Бека Кантемирова. Александра Дайтона и других сами обучают молодежь.
Все это они делали и делают ради того, чтобы подготовить себе достойную смену, а вовсе не из каких-либо материальных расчетов: за тренерскую работу артисты не получают никакой дополнительной оплаты.
Выйдя на пенсию, я понял, как велика в человеке эта потребность — передавать свои знания молодому поколению. Мне очень хотелось создать новый номер «Икарийские игры». Предложение было встречено в Союзгосцирке одобрительно.
И вновь я ходил по спортивным кружкам и школам и вновь подбирал воспитанников. Пересмотрев множество юных спортсменов, я выбрал троих — Леночку Гурееву, Витю Ермакова и Володю Кислякова. Их старшими партнерами стали акробаты А. Кузяков, Б. Мареев и В. Курбанов.
Начались усиленные репетиции. Правда, пока еще дети жили с родителями и посещали свои московские школы, но в остальном ритм их жизни резко изменился. После уроков они приезжали в цирк, чтобы много, упорно репетировать в нашем номере и одновременно заниматься хореографией. Казалось бы, при такой нагрузке учиться значительно труднее: меньше времени на подготовку уроков. Однако дети очень серьезно относились к своим школьным обязанностям. Влдимир Кисляков, до того как пришел в нашу группу, учился с прохладцей. Принес он первые отметки за четверть. Смотрю — еле-еле тянет. Пришлось мне поставить перед ним условие — хочешь быть артистом, учись хорошо. И он исправился, подтянулся.
После наших общих напряженных усилий "Икарийские игры" под руководством Александра Кузякова отлично выступили на московском манеже. И вот мои новые воспитанники приготовились к отъезду...
Волнуясь и тревожась, ребят провожали папы и мамы. И как ко мне многие годы подряд обращались родители, так теперь обступили они молодого руководителя Александра Кузякова, передавая ему наказы, поручения, просьбы. С этого момента на него ложилась ответственность за дальнейшую судьбу детей.
Каждое утро я по-прежнему иду в цирк, где меня уже ждут, разминаясь, мальчишки и девчонки. И я надеюсь, что они, так же как мои прежние воспитанники и ученики — Ирина Шестуа, Леонид Пересторонин, Иван Шинкарук и другие, — будут достойно представлять искусство цирка на аренах нашей страны и всего мира.
ВИКТОР ПЛИНЕР
оставить комментарий