| 11:56 | 15.08.2015
Виктор Плинер о цирковом искусстве
Предлагаем аниманию читателей статью известного мастера цирка Виктора Львовича Плинера. Его выдающийся в своем жанре номер «Икарийские игры» в 1956 году на Первом международном фестивале циркового искусства в Варшаве был удостоен золотой медали. Сравнительно недавно В. Плинер, закончив выступления на арене, перешел на педагогическую и режиссерскую работу.
В ярком разнообразии цирковых жанров акробатические прыжки в партере запоминаются всегда. Полные огня, красоты и изящества, они придают представлению жизнерадостность, делают его упругим и стремительным. Высокий профессионализм, ясность трюковых и композиционных решений утвердили на международной цирковой арене неоспоримый авторитет этого жанра нашего отечественного искусства.
Блестящие страницы в историю прыжковой акробатики в России вписали славные семейства Сосиных, Манион, Маслюковых, труппы под руководством Василия Годхардса, Николая Бено, Леонида Ольховикова, Владислава Янушевского и многие другие талантливые мастера. Все они были одновременно и артистами, и тренерами, и режиссерами; у каждого из них своя творческая биография; о каждом можно написать большую и увлекательную книгу.
По установившейся традиции каждая труппа готовила своего особенного прыгуна-корифея с отличительным прыжковым почерком и характером, своими «фирменными» и коронными трюками.
Мне хотелось бы вспомнить то, что незаслуженно забыто в этой области, чему я сам по большей части был восторженный свидетель. И хотелось бы напомнить нашим прыгунам, каким богатым наследством мы владеем, наследством, которое нужно держать не в закрытых сундуках, а пользоваться им, совершенствовать, приумножать, быть достойными замечательных традиций. В этой статье встретятся специальные термины. Обойтись без них нельзя. Люди цирка, конечно, меня поймут. Надеюсь, что поймет и значительная часть читателей — ведь любителей цирка, людей, занимающихся спортом у нас в стране миллионы.
Именно оттого, что в свое время те замечательные достижения в акробатике, о которых я намереваюсь напомнить, не были зафиксированы, не дошли до печати, они забыты или почти забыты — знает о них изустно лишь незначительный круг специалистов.
Итак, вспомним о прошлом, кстати довольно близком, во имя будущих достижений нашего цирка.
Одним из прыгунов, вошедших легендой в искусство прыжка, был Иосиф Сосин — обладатель обширного репертуара и великолепной техники исполнения. Его красочные композиции, именуемые «сосинскими», неувядаемо «звучат» и сегодня на цирковых манежах. Фейерверк всевозможных сальто-мортале в едином темпе: переднее 1, арабское 2, заднее 3, пируэт 4, полпируэта, переднее; прыжки-шутки: сальто-мортале под столом, стрикассированное заднее сальто-мортале 5, стоя спиной вплотную к стене, — все это для многих остается до сих пор недостижимым. Осуществив заветную мечту многих поколений прыгунов, Иосиф Сосин впервые исполнил считавшуюся недосягаемой и такую комбинацию: рондат 6 — флик-фляк 7, двойное сальто-мортале. Многие годы лучший прыгун мира не знал себе равных.
1 Переднее сальто — сальто, исполняемое вперед.
2 Арабское сальто — боковой группированный переворот в воздухе.
3 Заднее сальто — сальто, исполняемое назад.
4 Пируэт — прыжок, во время которого исполнитель совершает полный поворот вокруг вертикальной оси.
5 Стрикассированное заднее сальто — сальто, при исполнении которого акробат приходит не на то лее место, откуда начал, а несколько вперед.
6 Рондат — боковой прыжок на руки, обычно является элементом в прыжковой комбинации.
7 Флик-фляк — упражнение, при котором артист, падая назад, приходит на руки, а потом снова становится на ноги.
Преемником его стал сын Александр. Повторив достижения отца, он продолжил славную традицию своего семейства — традицию отечественной школы партерного прыжкового искусства.
Появление в 30-е годы на манеже братьев Маслюковых, талантливых музыкантов, танцоров и прыгунов, стало цирковым событием. Дмитрий, прыгун-виртуоз, удивлял двойными сальто-мортале в сложной композиции с рондата — полтора пируэта — сальто-мортале. Он с предельной легкостью демонстрировал рондат — двойное сальто-мортале в три угла. Кружевные узоры рисовали прыжками на манеже Александр и Леонид Маслюковы. Четкость и филигранная отточенность каждого движения, культура подачи трюка отличали их исполнение. Особое внимание братья уделяли методике отработки промежуточных элементов, изучению мелких штрихов, подчиняя все единой композиции. Большой интерес представляет их работа над разбегом рондатом, курбетом*, как основы, без которой не может быть технического совершенства.
* Курбет — прыжок вперед на руки и тут же возвращение обратно на ноги.
Тренировка братьев Маслюковых проходила, как правило, при переполненном артистами амфитеатре. Энтузиазм и увлеченность замечательных мастеров рождали творческое вдохновение, кураж, азарт, зажигали у окружающих любовь к прыжкам, желание пробовать, искать.
Николая Новикова из труппы акробатов под руководством Л. Ольховикова называли сказочным прыгуном. Феноменальный акробат, одаренный редким искусством общения со зрителем, Новиков создавал атмосферу приподнятости, праздника; его прыжки были наполнены радостью; они увлекали и как бы втягивали зрителя в совместное творчество.
Необычный прыгун-импровизатор, он прыжки не заучивал, не работал над композицией. Ему предлагали исполнить, как говорится, «с листа» всевозможные неопробированные акробатические упражнения или связку разновидных и сложных трюковых элементов, и он их выполнял с безупречной точностью. Редкие случаи неудачи, срывы или падения Новиков умело и незаметно для зрителя превращал в замысловатую «вертушку» с благоприятным окончанием.
Небольшой разбег, пружинистый вальсет*, легкость переднего сальто-мортале, мягкий, как бы скользящий, переход на рондат, полтора пируэта с сальто-мортале в темп переднее. Продолжая комбинацию, Новиков выходит в стойку на руках на барьере манежа, затем делает курбет — флик-фляк — пируэт — сальто-мортале, еще раз флик-фляк — сальто-мортале, пируэт в темп пируэт с сальто-мортале, переднее сальто-мортале. Зритель с восхищением аплодировал этим и другим незаслуженно забытым прыжкам, которые и теперь были бы украшением в любой программе.
* Вальсет — подскок после разбега, применяется для исполнения рондата.
Среди лучших прыгунов тех лет выделялся Александр Скоромыкин труппа Кадыр Гулям). У него в цирке тех лет было прозвище «Поэт-балетоман». Обязан он этому, во-первых, своим увлечением поэзией, э во-вторых, красивой осанкой, свободным прыжком большой амплитуды полета, выразительностью и законченностью линий и формы рук, головы, всего тела в воздухе, что как бы подтверждало сопричастность хореографии к данному виду искусства.
В большой и трудолюбивой семье прыгунов высокое признание получили братья Михаил и Петр Оста-шенко. Разные по внешним и физическим данным, непохожие по характеру, различные по стилю, братья разумно использовали свои индивидуальности. Михаил, высокого роста, атлетически сложенный, несколько медлительный, строил прыжки на неожиданных контрастах: его плавные, свободные, широкие движения вдруг сменялись резкими, лаконичными, темповыми.. Исполняя сальто, он как бы парил в воздухе. Твист* в пять углов с зависанием, в темп переднее сальто-мортале в компактной группировке и арабское сальто* вокруг манежа, чередующиеся с пируэтами, незабываемы!
*Твист — заднее сальто-мортале, при исполнении которого в высшей точке полета прыгун делает в воздухе полпируэта с переходом на переднее сальто.
*Арабское колесо — исполнитель боком перекатывается через руки и снова становится на ноги.
Другой брат, Петр, прозванный за удивительную гибкость «гуттаперчевым», демонстрировал на манеже подлинное прыжковое произведение с завязкой, развитием и финальной частью. Шестьдесят-семьдесят прыжков, выполняемых по всей арене в такт музыке, создавали эмоционально-насыщенный ритмический рисунок. Начиная с переворотов на барьере, Петр переходил на рондат, полутвист на руки, делал колесо через боген*, вновь переходил на рондат, еще раз полутвист на руки и так полный круг, «колпинские»*. Затем, передвигаясь в центр манежа, артист наращивал темп, варьируя арабские то на двух руках, то на одной — на правой, на левой. Двухминутная композиция завершалась кульминационной «мельницей», столь стремительной, что становилось трудно различить фигуру исполнителя.
*Боген — прогнувши спину.
*Колпино — пригород Ленинграда, в котором впервые было исполнено новое акробатическое произведение, названное его именем.
Прыжки братьев Осташенко приводили в восторг не только зрителей, но и профессионалов, им удивлялись даже знаменитые арабские прыгуны Магомед Эрги и Бен Али Магодарс, гастролировавшие в Советском Союзе.
История нашего цирка знает многих первоклассных прыгунов. Всех имен не перечислишь, но нельзя представить искусство партерного прыжка без Григория Чайченко, Ивана Орландо, Юрия Виноградова, Серафимы, Анастасии и Петра Сосиных, Валентины и Гого Россини, Геннадия Нужного и Нины Кусакиной, Натальи Петровой и других энтузиастов. И у них есть чему поучиться нынешним мастерам.
Плодотворный путь развития партерной прыжковой акробатики проверяется критерием возросшего мастерства. Когда-то мечта о двойном сальто-мортале с рондата стала теперь достоянием многих: его освоили и успешно исполняли Геннадий Лерри, Яков Пименов, Николай Волков, Леонид Павлуцкий, Алексей Максимов, Иван Федосов.
Непрестанно совершенствуя искусство прыжка, добился, казалось бы, невозможного ныне народный артист РСФСР Владимир Довейко, впервые продемонстрировав двойное арабское (боковое) сальто-мортале. А его сенсационная трюковая композиция: рондат — два с половиной пируэта с сальто-мортале, в темп рондат два с половиной пируэта сальто-мортале — до сих пор остается рекордной, никем не повторенной!
Большой успех прыжковой акробатики привлекает артистов цирка разных жанров. Свои номера гармонично сочетают с прыжками жокей, жонглер, клоун, гимнаст. Традиционный жокейский курс на галопирующую лошадь эффектно перекликается с сальто в партере. Чудесно, например, решена была заключительная часть номера знаменитого жонглера на лошади, корифея русского советского цирка, Николая Акимовича Никитина: жонглируя тарелками, он совершал изумительный прыжок в форганг.
Известные клоуны Н. Антонов и В. Бартенев с помощью акробатических прыжков — великолепных каскадов, курбетов и сальто — строили комические антре, репризы, эксцентриаду. А вспомним прославленного соло-клоуна Виталия Лазаренко, после прыжков которого непременно следовали острые частушки, скетчи, публицистические монологи.
С озорной легкостью пародируют прыжки известные клоуны Константин Берман и Борис Вяткин. С шаловливым лукавством прыгают В. Мусин и Э. Середа, сопровождая прыжки собственным аккомпанементом на концертино, окарино, флейте, губной гармонике.
Популярность классического циркового жанра партерных прыжков достигла спортивной арены, рабочих и сельских клубов, домов и дворцов культуры.
Прыжки заняли значительное место в спортивной гимнастике. Они стали, например, обязательными в программе вольных упражнений.
Двойные сальто-мортале и двойные пируэты украшают гимнастические комбинации на перекладине, кольцах и других снарядах. Флик-фляки и маховые сальто-мортале, передние пируэты и арабские перевороты сделали ярким и содержательным некогда скучное «бревно».
Можно привести еще много примеров того, как прыжки пронизывают различные виды спорта. Но мне хочется с радостью констатировать, как высоки сегодня на цирковой арене достижения прыгунов. Даже сказочно недостижимое когда-то двойное сальто-мортале с пируэтом стало теперь реальной творческой практикой многих акробатов. А, скажем, Нугзар Микава демонстрирует три с половиной пируэта с сальто.
Радуют и удивляют великолепные прыжки Олега Понукалина, Николая Кузнецова, Юрия Михайлова, Олега Пенкина, Владимира Лимпицкого, Юрия Гуламова — достойных представителей классической традиции искусства партерного прыжка.
Вспомнил же я о прыгунах прошедших лет, чтобы их замечательное мастерство не затерялось в памяти ветеранов цирка или его старинных завсегдатаев. Вспомнил и ради моих нынешних молодых коллег — прыгунов, ради наших зрителей, которые с огромной заинтересованностью следят за всеми успехами советского цирка.
ВИКТОР ПЛИНЕР
оставить комментарий