Виталий Ефремович Лазаренко
Октябрьская революция принесла новые идеи, новые темы, положила начало новым направлениям во многих областях искусства, в том числе цирка и такого его жанра, как клоунада. В годы становления Советской власти известный советский клоун Виталий Ефимович Лазаренко выходил на манеж и при публике отвечал на вопросы своеобразной анкеты:
«Ваша профессия? — Смех. — Ваша служба? — Служу революции». Эти слова могли бы явиться эпиграфом к советской клоунаде. Лазаренко служил революции своим искусством — сатирой, публицистичной, политической, и новый советский зритель горячо поддержал его. Эстафета была подхвачена другими советскими клоунами, откровенно обращавшимися к актуальным политическим темам.
На Западе до сих пор кое-кто утверждает, что там, где есть политика, нет места искусству клоунады. Во время III Международного фестиваля клоунов в г. Кампионе (Италия) в октябре 1966 года, после доклада советского ученого проф. Ю. А. Дмитриева «Специфика современной клоунады», развернулась дискуссия о путях клоунады. Высказывались утверждения, что старая клоунада типа Грока, Фра-теллини, Ривельсов единственна и незаменима, что политика и искусство клоунады несовместимы. В приведенных высказываниях так и сквозит мысль о том, что клоунада искусство второго сорта, ибо клоуну отказывают в праве мыслить философски, обобщать то, что он видит и чувствует.
Читая в итальянских газетах отчет о выступлении на фестивале некоторых ораторов, нельзя не вспомнить без улыбки некоего клоуна, который, по свидетельству И. Эренбурга, в созданной после Октябрьской революции Секции цирка Наркомпроса, где артисты, поэты и художники обсуждали пути циркового искусства, истошно вопил: «При чем тут марксистское объяснение событий?! Я не могу допустить, чтобы мои шутки брали всерьез. Не для этого мы делали революцию». Но это была фигура из старого цирка. В прошлом многие цирковые артисты были неграмотны, клоун, выписывающий газету, был редкостью. Однако и в наши дни об обязательной аполитичности клоунады, фактически о том, что ее шутки «нельзя брать всерьез», говорят теоретики на Западе. Их не заподозришь в безграмотности; это профессор Червелатти, историк цирка, Массимо Альберини, заместитель редактора газеты «Корриера делла сера», — оба они выступали в дискуссии на фестивале клоунов. Однако жизнь властно меняет устаревшие взгляды. Советская цирковая клоунада и клоунада цирков социалистических стран доказывают, что «клоун смеет быть публицистом» (Луначарский), смеет обращаться к злободневным политическим темам, и на этом пути он имеет успех у зрителей. Именно это вынуждено было признать жюри III Международного фестиваля клоунов, когда присудило вторую премию, серебряный приз Грока болгарским клоунам Тошке Назарову и его партнеру Вен-цеславу Павлову «за веселую элегантную игру, за универсальную артистическую подготовленность, за счастливое слияние классических и современных тем, что является действенным примером новых возможностей комического в цирковом искусстве».
Известно, что отвратительные социальные явления представляются людям страшными до той поры, пока не обнаружится их историческая обреченность. Когда это совершилось, явления эти, продолжая оставаться злом, приобретают в глазах публики и комические черты. «Почему таков ход истории? — писал Маркс. — Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым».
Один из создателей русской публицистической клоунады, Владимир Леонидович Дуров, вышел на улицы и площади революционной Москвы, чтобы служить народу своим искусством. Ю. Дмитриев в своей книге «Советский цирк» подробно описывает одно из его выступлений. 1 мая 1919 года по Страстному бульвару двигались необычные повозки со зверями и клоунами. Это Владимир Леонидович Дуров давал представления. Повозки увиты флажками с надписями. На первых двух пыхтит, подсвистывает маленький паровичок с надписью на ленте: «Революция — локомотив истории». На следующей повозке какой-то зверек в прусской форме, похож не то на Вильгельма, не то на господина Носке. Далее в клетку заключена гиена. На клетке укреплен романовский герб с надписью «капитализм». Шествие останавливается, и Дуров начинает представление с собакой. Дуров — командир царской армии, собака — нижний чин. Дуров остроумно демонстрирует картину издевательства над солдатами в прошлом.
Владимир Леонидович Дуров сердцем чувствовал тогда, как нуждался народ в разящей сатире, едкой шутке. Ведь враги еще продолжали оказывать сопротивление. Сатира на манеже призвана была напоминать, что противники «жалкие и бессильные перед лицом исторического движения людишки», как в свое время охарактеризовал Энгельс немецких реакционеров, определяя роль остроумного слова и политической публицистики в обществе. Публицистика — одна из составных частей жанра клоунады, она совсем не является чем-то извне привнесенным, как это пытаются утверждать некоторые теоретики и клоуны на Западе.
Специфическая особенность жанра клоунады в том, что ее образы достигают подлинной выразительности в приемах шаржа, гиперболы, гротеска. Это предполагает строгий отбор фактов из потока информации, предельное их обобщение и освещение под определенным политическим углом зрения, утрировку ситуаций, хлесткость, боевой тон. Отрицать эти особенности клоунады — значит не считаться с закономерностями жанра, где образы плакатно обобщены, психология всегда намеренно упрощена и отдельные черты ловедены до карикатурности, буффонности, а обстоятельства, в которых действуют персонажи, трактованы эксцентрически.
Не случайно Луначарский назвал праотцом клоунады Аристофана, политическая публицистичность произведений которого хорошо известна. Именно эта особенность клоунады позволила наиболее талантливым ее представителям сразу же после Октябрьской революции создать политические репризы и антре, найти новый советский репертуар. В некоторых случаях клоунам удавалось выступить с новым репертуаром раньше, чем театральным артистам. В качестве подтверждения можно привести строки из воспоминаний Леона Танти о своей работе в годы гражданской войны. «Репертуар, — писал он, — в котором клоуны откликались на революционную действительность, всколыхнул театральных работников тех городов, где мы выступали, ибо в то время, когда все театры бились в тисках безрепертуарья, мы уже выступали с репертуаром советской тематики». Но создание этого репертуара было делом нелегким, и далеко не все клоуны в тот период стремились обновить свой репертуар. Кое-кто придерживался «вечных» тем и занимал выжидательную позицию, были случаи и выступлений с антисоветскими куплетами (этот факт тоже опровергает «теорию» аполитичности клоунады).
Создание злободневного публицистического репертуара вызвало необходимость изучать политическую обстановку в стране и за рубежом, создавать новые образы и искать соответствующие костюмы и грим. Необходимо было знакомство с революционной поэзией, живописью, содружество с писателями, композиторами. В. Лазаренко писал о своей работе в первые годы революции: «Репертуар требовал не только труда, но и постоянного внимательного чтения, проработки газет, так как я должен был быть в курсе событий, из которых черпал свои темы. Таким образом, я проходил школу, которой мне недоставало. Это же, пожалуй, несколько и воспитывало меня как гражданина Советской страны».
В горниле революции созревали таланты больших клоунов. После Октября они выросли в самобытных художников со своей особой творческой, человеческой темой. Пожалуй, впервые искусство клоунады стало развиваться в одном русле с поэзией, театром, литературой. Наряду с сатирой в нем зазвучали патетика, пафос, агитка. Невозможно в одной статье рассказать о всех поисках и находках советских клоунов за годы Советской власти. Оригинальность их творчества проявилась в создании большого количества образов и животрепещущего сатирического репертуара. Не случайно французский исследователь искусства клоунады Тристан Реми отмечал, что именно русский клоун в отличие от других европейских клоунов создал совершенно новый жанр — жанр политической клоунады.
Однако в этом жанре у клоуна существуют свои специфические трудности, и одна из них заключена в том, что, создавая политическую сатиру, современный клоун не может довольствоваться только обращением к словесной репризе, как это подчас бывало в первые годы Октябрьской революции. В тот период злободневные — политические — остроты не всегда были выражены цирковыми средствами и тем более связаны с характером образа клоуна.
Карандаш в период Великой Отечественной войны, обратившись к политической сатире, долго искал для себя художественное решение важной темы. Задумав сценку о провале гитлеровского наступления на Москву, он сначала не знал, как переложить эту тему в присущий его комическому персонажу характер, как облечь ее в мягкую манеру подачи, свойственную ему. После долгих раздумий он нашел это решение в том, что как бы разыгрывает свою сценку инспектору манежа, то есть примерно так, как дети показывают свои импровизации взрослым.
Ощущение радости не покидает нас, пока на арене Олег Попов. Это настроение, которое излучает его персонаж, созвучно нашему настроению, современно. Попов изображает задорного веселого паренька, смекалистого, неистощимого на выдумки, у которого любое дело спорится. Зрители с восхищением следят за сложными трюками, которые он проделывает, и кажется, что для него нет ничего невозможного. Поэтому так тепло принималась его шутка, когда в ответ на сообщение газет о фотографировании советским космическим кораблем оборотной стороны Луны он, лукаво улыбаясь, запускал над ареной бумеранг и по возвращении его показывал снимок Луны. Когда над нашей территорией был сбит самолет-шпион У-2, Олег Попов, обращаясь к зрителям, говорил: «Хотите послушать американскую рапсодию?» — и взмахивал дирижерской палочкой. Раздавался гул приближавшегося самолета, гул нарастал, но внезапно палочка дирижера стреляла и слышался характерный звук падающего и разбивающегося самолета. Олег Попов оборачивался к публике и с торжествующей улыбкой спрашивал: «Ясно? Ну, а кому неясно, пусть посмотрит в Парке культуры и отдыха имени Горького» (тогда там были выставлены для всеобщего обозрения остатки самолета Пауэрса). Это произносилось так просто, так естественно, что на секунду казалось, будто палочка этого симпатичного паренька действительно стреляла.
Публицистика и политическая сатира находят выражение и в творчестве нашего другого популярного клоуна, Бориса Вяткина, талантливого актера, пародиста и акробата, исполнителя десятков политических реприз. На арену Вяткин выходит в образе хитрого и плутоватого малого, который стремится доказать, что он умнее всех. Он хочет всех обойти, всюду быть первым и даже на Луну готов лететь раньше всех, только на всякий случай прихватил матрас, чтобы мягче было прилуняться.
КАРАНДАШ в антифашистской интермедии (1943 г.)
Строя многие свои клоунады на несообразности и неожиданности, Вяткин как бы разыгрывает зрителя, но он умеет перейти от добродушной насмешки к злой иронии и сарказму, приоткрывая двойственность того явления, которое изображает. Именно поэтому некоторые его клоунады приобретают характер гротеска. Одна из его реприз метко и лаконично разоблачает существо американской экономической «помощи» слаборазвитым странам. Клоун, в одеянии которого имелись некоторые атрибуты костюма бизнесмена, бросал бутафорский доллар собакам. Когда те, вцепившись в купюру, пытались ее унести, клоун хватал их. Собакам удавалось вырваться только ценой потери своих шкур, они убегали, оставляя свои шкуры в руках хозяина доллара.
Искусство советской клоунады обогатилось за счет развития традиций потешников на играх и празднествах народов нашей страны. Например, талантливый узбекский клоун Акрам Юсупов сумел создать образ, напоминающий знаменитого Ходжу Насреддина. Хотя артист опирается в своем творчестве на национальные традиции, его репризы современны. Его Насреддин воспринимается нами не как некая историческая фигура, а как образ нашего современника, умного, иронически настроенного человека, зло осмеивающего еще существующие недостатки в нашей жизни. В созданной Юсуповым гротесковой сценке о бюрократах и волокитчиках публицистичность и сатира убедительно выражены цирковыми средствами. Человек с риском для жизни, поминутно оступаясь и неловко балансируя, вынужден двигаться по узкой тропинке-канату для того, чтобы добратз>ся до председателя месткома и до секретаря, бессмысленно гоняющих его от одной инстанции к другой.
Сейчас, когда в мире особенно обострилась идеологическая борьба, отражающая непримиримость социалистического и капиталистического строя, классовых позиций пролетариата и буржуазии, мастера советского искусства, все артисты разговорных жанров — участники этой острой борьбы — призваны средствами своего искусства воспитывать у наших зрителей идейную убежденность, укреплять их чувство советского патриотизма, их умение противостоять любым формам буржуазного влияния. Нельзя забывать, что нет «и не может быть нейтрализма, каких-либо компромиссов в борьбе с буржуазной идеологией: классовые принципы не примиряются, они побеждают в борьбе» (из постановления Центрального Комитета КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина»).
Выезжая за границу, наши клоуны стремятся дать критическую оценку тому, что видят в жизни, и зритель сразу эре положительно реагирует на это. Например, выступая в Западной Германии в Штутгарте, Олег Попов подчеркнул в репризе всю неприглядность и ограниченность мещанства, страсть к стяжательству. Сатира и публицистика являются свидетельством интеллектуального комизма, к которому стремятся советские клоуны. Начало этому было положено на заре Советской власти. За эти годы искусство клоунады обогащалось, пополнялось талантливыми своеобразными исполнителями. Предстоит и впредь развивать лучшие стороны советской клоунады, ее боевитость, публицистичность, чёткую идейную направленность, все то, что было заложено в ней Октябрьской революцией.
И. НОВОДВОРСКАЯ, кандидат искусствоведения, преподаватель ГУЦЭИ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1968 г.
оставить комментарий