В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Внимание коллективу

На страницах нашего журнала неодно­кратно обсуждалась проблема создания стабильных программ и постоянно действующих коллективов. O сложностях этого дела писали доктор искусствознания Ю. Дмитриев, заслуженный артист РСФСР А. Корнилов, заслуженная артистка РСФСР Э. Подчерникова, работник Союзгосцикка P. Ветров, режиссер Рижского цирка Г. Ломакин, артист B. Аверьянов, руководитель коллектива B. Воробьев.

На фото Владимир и Людмила Шевченко


На этот раз наш корреспондент встретился с руко­водителем Украинского циркового коллектива народным артистом УССР ВЛА­ДИМИРОМ ШЕВЧЕНКО.

—   Опыт каждого руководителя важен и интересен. Ведь кроме каких-то проблем, присущих, скажем, только вам к ва­шему коллективу, наверняка есть общие, ьхарактерные для большинства коллек­тивов проблемы и способы их преодоления. И прежде всего я говорю o твор­ческом начале.

—    B том-то все и дело, ведь о твор­честве говорить и интереснее и приятнее, сам двумя руками за творчество. Но я  руководитель коллектива и потому давно у же перестал витать в облаках. Если всерьез вести речь o постоянно действую­щих коллективах, то говорить нужно.  Как ни банально это звучит, прежде всего o быте. Но не только o наших пробле­мах, связанных c условиями постоянных переездов. Необходимо учитывать, что мы, не в пример артистам драматических театров или балета, почти круглые сутки друг y друга перед глазами. C чего начинается театр, благодаря ставшей хресто­матийной фразе Станиславского знает любой школьник. А вот то, что цирк начинается c кухни, не догадываются даже некоторые наши руководители. А жаль. Причем «кухню» я подразумеваю как в прямом, так и в переносном смысле.

Потому что пока еще нам, артистам, при­ходится чаще обсуждать вопросы  « выбивания» денег для костюмов или реквизи­та, упорядочения стенок, «пробивания» сценария и прочее, прочее, прочее. Сами того не желая, мы, что называется с «мла­дых ногтей», по уши влезаем в эту ненор­мальную и, на мой взгляд, не совсем здоровую атмосферу «цирковой кухни».

Ведь нам сразу внушили: сам o себе не позаботишься — никто не позаботится. И вот уже в цирке появилась очень любо­пытная фигура артиста-толкача. Не важно, что он делает на манеже, гораздо важнее, насколько ловок и умел он в главке. Вот где проявляются его артистические спо­собности! A потом уже в настоящих кухнях, в цирковых гостиницах десятки нера­ботающих кумушек описывают похожде­ния такого деляги, демонстрируя его хватку и изворотливости едва ли не как героизм и пример для подражания.

Да, что бы там ни говорили, цирковой коллектив начинается c кухни, a не с кра­сивых слов об энтузиазме и творческом горении. Слова останутся словами, если в программе нет взаимопонимания, по-настоящему делового отношения между людьми. Я против диктата, но и против заигрывания и обещания златых гор, бывает, приученные годами к тому, что «мой Номер — моя крепость», артисты начи­нают противопоставлять личное, порой мелкое общим задачам коллектива, не. осознавая, что здесь уже нет твоего-моего, есть наше. B таком случае прихо­дится прибегать к крайним мерам. Расставаться с номером, который хорошо вписывается в программу, c артистами, c которыми не один год проработал, обид­но и неприятно, но иного выхода я пока не вижу. Если дать волю интригам, они, как ржавчина металл, разрушат все ТО, что создавалось усилиями многих людей.

—    Таким образом, можно сказать, что стабильная программа, как организация централизованная, имеющая директора, художественного руководителя, завпоста, a также партийную и профсоюзную орга­низации, свой художeственный совет, способна решать многие вопросы, из-за которых раньше приходилось отвлекать работников главка. В том числе такой важный, как создание психологической устойчивости в артистической среде.

Марина Осинская

—       В этом, если не считать творческих возможностей, я вижу основной плюс в создании коллективов. Пример — недав­няя поездка нашего коллектива во Францию, после которой восьмидесяти четы­рем артистами работникам, практически всем участникам, была объявлена благодарность Министерства культуры СССР. Не секрет, что в зарубежных гастролях, когда люди подолгу оторваны от привычных условий жизни, накапливается усталость, а она, в конце концов, служит порой причиной отдельных срывов, неприятных недоразумений. Отчего это случается? Оттого что артисты отдельных намеков, как правило, знакомятся друг c другом уже перед самой поездкой. Естественно, о психологической совместимости здесь говорить не приходится. Иное дело коллектив, где люди годами живут и работают вместе, знают сильные и слабые стoроны каждого. Каждодневная работа партийной и профсоюзной организаций — это, если хотите, своеобразная профилактика возможных в будущем инцидентов. Не стоит ждать неприятностей, если можно  их из­бежать, заранее предупредив.

У нас в коллективе шесть коммуни­стов. Кроме меня это народная артистка УССР Л. Шевченко, зaслуженный артист РСФСР C. Игнатов, парторг программы заслуженный артист УССР A. Стеценко, артисты M. Осинская и M. Курдо. Это ведущие артисты коллектива, которые пользуются уважением товарищей. A c та­кой парторгaнизацией можно многие воп­росы решать легче. Эти же apтисты со­ставляют y нас костяк худсовета коллектива. Пожалуй, мне трудно пришлось бы одному без помощи коллег. Особенно сейчас, когда мы взялись сразу за две большие работы: создание спектакля для детей и навой программы Украин­ского коллектива.

На фото Марина Осинская

Четкое знание конечной Цели, уваже­ние к творчеству товарищей, полная отда­ча а репетициях - вот, наверное, основ­ные требования, которые должен предъ­являть к себе кaждый член коллектива. На собственном опыте я убедился, что ни уговоры, ни приказы, ни тем более дополнительная оплата не в состоянии повлиять на артиста, если он сам не оса-знал важности общих усилий.

Я могу c гордостью сказать, Что мы наконец избавились от унизительных просьб артистов получать рубль за каждый выход на манеж. Я горжусь и тем, что мои товарищи по коллективу, если того требует режиссер, могут изменить или ужать свой номер. Это свидетельству­ет не только о дисциплинированности, но и o возросшей внутренней культуре большинства членов программы. На мане­же Киевского цирка только за последние гoды мы поставили пять пантомим, Это, согласитесь, немало, если учесть, что работа по их подготовке шла, что называется, без отрыва от производства. Ко­нечно, это тяжело c утра и почти до само­го представления заниматься ежедневно подчас незнакомым тебе делом: танце­вать, читать стихи или петь под фоно­грамму. Однако когда артист убеждается, что, расширяя свой диапазон, он полнее раскрывается как личность, появляется заинтересованность и, как следствие, же­лание выступить лучше. Я считаю, что вот такие большие рaботы необходимы лю­бому коллективу как проверка на твор­ческую зрелость и как важный фактор стимуляции активности.

Гимнасты КурдоСамое страшное для коллектива — это скука и успокоенность, они — главная причина деградации и развала. Вот почему так благодарны мы руководи­телям Киевского цирка Борису Михайло­вичу Заецу и Александру Михайловичу Зaйцeву. Эти люди, по сути, стали кура­торами и опекунами нашего коллектива.

На фото Гимнасты Курдо

—   Я много слышал о творческой дружбе Украинского коллектива и руко­водства Киевского цирка. Однако, если не ошибаюсь, ваши отношения не утверж­дены; никакими официальными Докумен­тами и являются, скорее, общественной нагрузкой, которую добровольно возло­жили на себя работники Киевского цирка. Может быть Имеет смыcл закреплять приказом, естественно, при согласии обеих заинтересованных сторон коллективы за тем или иным цирком? Но при этом дать таким, назовем их бaзовыми, циркам большие права и возможности?

Считаю, что это было бы разумно. Члены коллектива обязaны ощущать по­стоянную заботу o себе. С другой стороны, цирки, котoрые возьмутся курировать ту или иную программу, видимо, обязаны получить дополнительные средства, иначе как бы не стал для них коллектив только тягостным довеском к работе.

И еще. Коль скоро речь зашла o день­гах, думаю, что определенной денежной суммой должен обладать каждый кол­лектив. Поясню свою мысль. Вот, предпо­ложим, Наша программа в течение года до отъезда за рубеж отработала пятьсот семьдесят девять представлений. Даже при грубой прикидке — это не меньше сорока восьми представлений в месяц. Хорошо ли, что мы работали в подобном режиме — это уже тема другого разго­вора. Даже если отбросить творческие соображения (а на творчестве такая пере­грузка не может не сказаться), посмотрим на наш реквизит, на наши костюмы! Рань­ше, помнится, выделялись специальные средства на их поддержание. Сейчас этого нет. Нам приходится составлять акт, отсы­лать его и бесконечно долго ждать разре­шения на пошив тапочек или замену фанерной тумбы. K сожалению, даже самыe простые вопросы не всегда еще рeшаются y нас достаточно быстро. Те­перь предположим, что в распоряжении художественного Совета коллектива есть определенная сумма денег, которыми мы в течение года могли бы самостоятельно распоряжаться. Как много проблем было 6ы решено, от скольких ненужных бумаг, звонков и командировок избавили бы мы себя, работников дирекции и главка. Кро­ме того; этом мерой мы бы значительно упрочили авторитет худсовета коллек­тива.

И еще один, на мой взгляд, важный момент, к которому всякий раз возвраща­ешься, когда начинаешь думать o будущем стабильной программы. Для нас, например, уже бесспорно, что в условиях кол­лектива возможности для роста творческого потенциала артиста неизмеримо возрастают. За сравнительно короткое время усилиями режиссера-постанoвщика A. Зайцева были практически сделаны но­вая редакция номера конного ансамбля Б. Лазарова, номера акробатов Пузаковых. Усилили свою работу эквнлнбристы Стеценко, подготовили новые трюки турнисты Бессара6. Ввел несколько pекордных трюкoв в свой номер Владимир Дещук. Работа артистов была по достоинству оценена. Многие получили персональные ставки, a четырем исполнителям — A. Стеценко, И. Бессарабу, C. Лигиненко и B. Дещуку  было присвоено звание заслуженного артиста УССР.

Однако цирковой коллектив - орга­низм довольно сложный. B нем бывают свои подъемы и свои временные спады: скажем, болезнь животных, уход партне­ров, травмы... Без ложной скромности могу сказать, что наш коллектив на сегод­няшний день как раз н силен тем, что даже если каком-то из номеров «залихо­радило», мы можем позволить себе тем не менее не усаживать исполнителей на репетиционный период, a использовать в программе. Как видите, налицо эконо­мия государственных средств, как раз то, о чем так много говорим мы сегодня. Однако было бы разумным предупреж­дать возможные сложности, которые нередко возникают в групповых номерах. Для этого коллективу должны позволить в случае необходимости оформлять одно­го-двух исполнителей временно. Поста­раюсь пояснить мысль. Скажем, в номере эквилибристов c першами под руковод­ством A. Стеценко шесть исполнителей. Дна артиста через некоторое время должны уйти на пенсию и, как полагается, зара­нее подают руководи тел ю заявления. Естественно, Стеценко заинтересован в том, чтобы сохранить номер, он начи­нает искать новых партнеров. На даже найдя, ввести их в номер н начать c ними репетировать не может, поскольку еще не ушли старые, a свободных штатных единиц нет. Значит, хочет того руково­дитель или не хочет, приходится ему са­диться на репетиционный период, отры­вать y государства деньги, в то время как если бы новые партнеры, будучи времен- но оформлены, подготовились, процесс смeны состава прошел бы практически почти безболезненно. Вот примерно круг вопросов, которые нужно учитывать, создавая коллективы.

—   Украинскому коллективу многое уже па силам, многое доступно, артистам хочется попробовать себя и в том и в этом... Главное, на мой взгляд, исполь­зовать эти силы разумно, не растратить понапрасну.

Во-первых, как я уже говорил, y нас немалый опыт е постановке различ­ных работ. Кроме того, подрастают свои режиссеры: в этом году отделение режиссеров цирка ГИТИСа заканчивают пять артистов программы, на следующий год — еще двое. Ну и, конечно, забота и внимание наших старших товарищей из Киевского цирка гарантирует если не обязательный успех, то, во всяком случае, качественную работу. Наполнить любое творимо дело высоким порывом души – в этом основа и всего нашего искусства.

Александр Росин

Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

заказ цветов с доставкой Краснодар и заказать цветы в городе