«Водная феерия» Ильи Символокова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Водная феерия» Ильи Символокова

«Водная феерия» Ильи СимволоковаФонтаны бьют под купол, в огромных люстрах плавают рыбы фантастических раскрасок, занавесы во всех проходах мгновенно превращаются в своеобразные аквариумы и там, в воде, медленно движутся загадочные обитатели моря.

Но самое поразительное заключается в том, что аттракцион, где совершаются все эти чудеса, завершает программу. И когда через несколько минут зрители встанут со своих мест и двинутся в проходы, там уже не будет ни занавесов-аквариумов, ни воды, ни морских обитателей. Все, мгновенно появившееся на глазах изумленных зрителей, на их же глазах исчезает...

В каком цирке, в каком городе показывается такое? Такого чуда, вернее, такого впечатляющего финального трюка в «Водной феерии» пока нет. О нем рассказывал народный артист РСФСР Илья Калистратович Символоков, рассказывал мне и всем сотрудникам редакции так образно и ярко, так вдохновенно, что мы будто воочию увидели искрящиеся фонтаны, диковинных рыб в таинственно возникающих аквариумах.

Что это, мечты иллюзиониста о несбыточном? Оказалось, Илья Калистратович говорил о конкретном, новом варианте аттракциона. На него Союзгосцирк уже и средства отпустил. Уже готовы эскизы и чертежи. Надо только поскорее изготовить необходимую аппаратуру. Но вот странности нашей промышленности... Заказчик, Союзгосцирк, готов платить деньги, так как уверен — зрители будут расхватывать билеты на такое зрелище, и все расходы скоро окупятся. Всем было бы хорошо, и зрителям в первую очередь. Но фокус в том, что заводы не торопятся «хватать» заказы и уж тем более не поторопятся с выдачей готовой «иллюзионной продукции». Почему? Эту тайну не в состоянии раскрыть даже известный маг Илья Символоков.

Он знает, как из пустого бездонного ящика достать восемь ведер воды. Он может взмахнуть рукой и на тонких ажурных подставках возникнут хрустальные чаши. Чаши могут появляться в руках очаровательных девушек, а могут, по желанию Символокова, исчезнуть. Вот такой он волшебник! Но на изготовителей аппаратуры волшебство Символокова не распространяется. И сроки, когда зрители смогут прийти в цирк и увидеть волшебные фонтаны и волшебные аквариумы, все отодвигаются и отодвигаются...

Что-то грустное у меня получилось начало. А ведь я собирался повествовать о событии торжественном и праздничном — Илье Символокову исполнилось семьдесят лет, из них более пятидесяти он — на манеже. Но, думаю, запев мой не получился парадным лишь потому, что Символоков — человек беспокойный, ищущий. Ему бы преспокойно демонстрировать вместе с сыном «Водную феерию» (благо она имеет успех) и не помышлять ни о чем новом. Вот тогда бы я начал статью по-другому, тем более, что о Символокова есть что порассказать.

Можно вспомнить переполненные залы во всех двадцати двух странах, где побывал иллюзионист, сообщить, как вручали ему в Швеции «Золотую волшебную палочку». Но он сбил меня с привычного запева юбилейной статьи своим рассказом, своими замыслами, трудностями, нерешенными проблемами. Поделился он всем этим со мной, а я не удержался — пересказал читателям.

Да, разумеется, Символокову давно уже сопутствует успех. Зарубежная пресса присвоила ему необычные титулы — Мистер Дождь, Повелитель воды, Волшебник-водолей, Король воды, Смотритель магических сосудов. Ю. Дмитриев в «Правде» написал: «...место его действия — это лаборатория... Если угодно, театрализованная лаборатория наших дней, в которой многое от фантастических романов и кинофильмов». А в 1974 году в «Правде» о Символокова можно было прочесть: «Во время гастролей в Европе, бывало, тамошние «маги» перекрывали водопроводную систему, а фонтаны на манеже все равно били».

Но среди многих восторженных высказываний об иллюзионисте Символокова обращает на себя внимание статья известного мастера манежа, акробата, эквилибриста, гимнаста и режиссера Александра Ширая. Озаглавлена она «Новая страница в жанре». Удостоиться от Ширая признания того, что ты открыл новую страницу в жанре — это дорогого стоит. Ширай, как многие старые цирковые деятели, не слишком щедро раздавал комплименты. Вот и на этот раз он, назвав Символокова одним из интереснейших манипуляторов, сообщает: «Творческий путь Символокова был нелегок. К положению признанного мастера привели его годы усиленного труде, удачных и неудачных экспериментов, годы непрерывной тренировки, тек как манипуляция требует упорной гимнастики рук и пальцев, похожей на тренировку скрипачей и пианистов». Далее Ширай рассказывает, что первые номера Символокова состояли в основном из трюков, которые уже демонстрировались другими исполнителями, но преподносил он их по-своему. У Символокова постепенно вырабатывался свой «почерк». Подмечает Ширай и другую особенность номеров Символокова — их игровую направленность. Стандартнейший трюк с исчезновением папирос превращается в комическую сценку с пожарником. Обычное исчезновение различных предметов подавалось как «Сценка в ресторане» и зрители забывали, что уже видели подобные трюки у кого-то другого. Ведь тут все выглядело необычно, все сюжетно оправданно. Так умело обыгрывал Символоков трюки известные и до него. Со временем он изобрел новые. И немало. А как соединить их композиционно? И тут на помощь артисту пришел талантливый ленинградский режиссер Г. Венецианов. Вместе они создали номер, о котором восхищенно заговорили знатоки и любители иллюзионного жанра. Тут были «Светящиеся бусы Символокова», «Волшебные цветы», «Движущиеся карты», «Карточный домик». Публика принимала номер замечательно. Чего же еще желать? Но Символокова уже манил замысел «Водной феерии».

На это уходят годы. И, наконец, найдено главное для иллюзии — принципиально новый ход. Артист не пользуется люками, манеж не застилается полом, где можно скрыть те или иные «секреты». Зрители видят небольшой ковер, ажурные подставки и Символокова в окружении ассистенток. И у них в руках появляются самые разные сосуды — вазы, чаши, тазы, ведра и всюду, всюду плещется вода. Из ваз бьют струи фонтанов...

Тут опять интересно обратиться к статье А. Ширая, где говорится, что водными феериями можно было полюбоваться еще в цирках Чинизелли и Никитиных. Но тогда это был результат работы водопроводчиков и электротехников. «Феерия, которую показывает Символоков, носит совершенно другой характер. Это — своеобразный праздник света, цвета и воды, в котором главную роль играет филигранное искусство артиста. ...Мне довелось видеть выступление многих иллюзионистов, как наших, так и зарубежных, и должен сказать, что номера, подобному тому, который показывает Символоков, мне видеть не приходилось»...

Но не только нашим специалистам и нашим зрителям «не приходилось» до сих пор встречаться с подобным. К такому же выводу пришла и Лига иллюзионистов, наградившая И. Символокова своим высшим призом — «Золотой волшебной палочкой». В письме, сопровождавшем приз, говорится: «За создание интересного тематического аттракциона с новыми оригинальными трюками, которых в данное время нет в иллюзионных каталогах мира».

Итак, «Водная феерия» получила мировое признание. Но творческая дорога Символокова не стала от этого гладкой и безоблачной. У артиста по-прежнему возникают новые замыслы, новые решения. А попробуй-ка внедри их!

Илья Калистратович и для своих детей не ищет проторенных дорожек. Легче легкого было бы сделать сына Вадима и дочь Светлану своими ассистентами. Но те освоили жонглирование и начали выступать как парные жонглеры. Вадим к тому же обучался манипуляции, езде на моноцикле. Когда его призвали в ряды Советской Армии, Светлана подготовила номер «Жонглер на лошади» — один из труднейших номеров для женщины. Вернувшись из армии, Вадим только теперь становится партнером отца. И вновь начинается поиск. «Водная феерия» строилась на одного мага и волшебника, теперь их — двое. Как распределить роли, как построить взаимоотношения между ними? Требуется работа, ежедневная работа...

Почти десять лет назад Символоков написал небольшую книжечку «Как я завоевал золотую магическую палочку» (М. «Искусство», 1979). Речь в ней, конечно, не столько о «завоевании» самой палочки, сколько о «дорогах, которые мы выбираем». Символоков всей своей книгой призывает будущих артистов к тому, чтобы в самом начале творческого пути они ставили перед собой определенную цель и шли к ней

неотступно, какой бы ухабистой ни была, порой, дорога к цели. Заканчивая книгу, он пишет: «Мозг наш — большой хитрец. Он постоянно стремится облегчить задачу, увильнуть от напряжений. Он выбирает более простой, более спокойный вариант пути. Ведь достичь малой цели, ясное дело, проще и быстрее. Высокая же цель хотя и более привлекательна, зато трудно достижима. То же самое применительно к нашей профессии... Многие ли способны ломать голову в поиске нового,... побуждая себя идти в неизвестное? Насколько же доступнее, «результативнее» взять готовые, апробированные фокусы... и спокойно, без волнений и затрат душевных сил, демонстрировать то, что имеет у зрителей определенный успех. Однако истинную творческую радость испытывает лишь тот, кто шел к цели трудной дорогой, преодолевая... сотни преград, сомневаясь, разочаровываясь, впадая подчас в отчаяние, и снова заставляя себя двигаться вперед.

Перечитал эти строки и подумал: такой человек обязательно создаст тот удивительный финал для своей «Водной феерии», о котором я рассказал в самом начале. А демонстрировать эти чудеса будут молодые волшебники Светлана и Вадим Символоковы. Илья Калистратович, отметив свое семидесятилетие, принял решение — теперь на манеж будут выходить его дети уже без него. Наверное, он прав. Цирк — это молодость. А молодость в соединении с опытом старших поколений — это залог постоянного движения нашего циркового искусства.

 

Р. СЛАВСКИЙ

 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования