Волшебники обмениваются опытом
Третий фестиваль иллюзионистов-любителей, о котором я хочу рассказать, состоялся в этом году в Карловых Варах. Представления, проходившие в варьете «Орфеум», посетило более четырех тысяч зрителей.
ЯРОСЛАВ МАЙЕР
Выступления иллюзионистов передавались по телевидению, их снимала кинохроника. Семьдесят исполнителей из двадцати пяти клубов, театров и кружков фокусников-любителей показали немало интересных номеров и трюков. Очень весело исполнили свой номер Властислав Пиха и Мирослав Чермак из Дома просвещения в Пизеке, завоевавшие первое место в соревновании. Сперва они показали обыкновенную резиновую перчатку, которую всячески трясли, переворачивали, сжимали в комок. А через мгновение оказалось, что она наполнена молоком. Исполнители «выдаивали» молоко из всех «перчаточных пальцев» в подставленный стакан.
Второе место заняли участники кружка фокусников из Брно, исполнившие сюжетную сценку «Весенний романс». Действие происходит в галантерейном магазине. Фатоватый покупатель, достав «из воздуха» сигарету, закуривает и начинает перебирать разложенные на прилавке платки. В его руках и руках продавщицы платки «перекрашиваются», множатся, меняются местами. Покупатель, увлеченный продавщицей, достает из шляпы-канотье множество ярких лент, которыми хочет украсить платье девушки, и бесконечные букеты цветов.
Третье место жюри присудило Милославу Верка и Зденеку Шейбал из Клуба почтовых работников в Дечине. Они показали зрителям пустой кубок, откуда затем «полилась» бесконечная металлическая лента и посыпалось конфетти, а в заключение выпорхнул живой голубь. Затем Берка взял тонкий журнал, свернул его в трубку и извлек из нее несколько коробок, каждая из которых — величиной с журнал.
Карловарский «Театр чудес» под руководством Иозефа Оурады познакомил зрителей с любопытным трюком «Электрическая девушка». Исполнитель Карел Зобач дотрагивается цоколем электрической лампочки до своей партнерши, и лампочка загорается. Руки, ноги, плечи, обнаженная спина девушки — все это служит «источником» электрической энергии.
Представители «Экспериментальной сцены» Дома культуры Краслице (руководитель Рихард Пирнер) исполнили отличный номер — «Невидимый фокусник», построенный на приеме «черного кабинета». На фоне черного бархата заметны только флуоресцирующие руки невидимого иллюзиониста. В них неожиданно появляются неизвестно откуда взявшиеся светящиеся шарики. Они взлетают, множатся, меняют свой цвет, бесследно растворяются в воздухе. «Волшебная палочка» вырывается из рук, летит по воздуху и вдруг исчезает. Пестрые зонтики сами раскрываются, танцуют, как живые, меняют свою окраску... Эти же исполнители продемонстрировали эффектный фокус с блестящими наперстками, которые «перелетают» с пальца на палец, с одной руки на другую.
На глазах у зрителей Павел Келер из Кладно надул детский резиновый шар, проткнул его насквозь двумя длинными иглами, но шар, против ожидания, не лопнул. Исполнитель выпустил из шара воздух и, вынув иглы, отдал его зрителям для осмотра — оболочка шара была цела. Иозеф Матей из «Новой иллюзионной сцены» (Острава) положил на веер бумажку, скомканную им на глазах у зрителей, и стал подбрасывать ее. Бумажка превратилась в яйцо, а из яйца вылупился живой цыпленок.
ВАЦЛАВ МАТОУШЕК
Одно из представлений фестиваля было посвящено детям. Эффектный трюк исполнил в нем Вацлав Матоушек из Дома просвещения Садлчан. Юные зрители придирчиво осмотрели большой альбом с чистыми страницами, который им показал исполнитель, держащий на ладони стопку этикеток со спичечных коробок. Потом он высыпал этикетки в раскрытый альбом, встряхнул его — и этикетки оказались аккуратно расклеенными по всем страницам.
Странно и непривычно было видеть на фестивале выступления «факиров». Виктор Неедлы из пражского «Театра фокусов», Антонин Угринец из клуба Монрепо и Иозеф Крагула из «Кружка современной магии» в Брно глотали огонь, как воду, с улыбкой прижигали тело каленым железом, садились на доску с гвоздями — словом, «истязали себя» всеми возможными способами. Зрелище, скажем прямо, не очень эстетичное.
Вне конкурса выступила на фестивале делегация «Магического круга ГДР» во главе с его президентом Гансом Тозари. Один из старейших немецких деятелей иллюзионного искусства, Тозари исполнил свои номера, продемонстрировав классическую технику. Он, в частности, манипулировал картами, проходя между рядами зрительного зала. Но даже в непосредственной близости от артиста зрители не могли заметить, откуда появляются, как подмениваются и куда исчезают карты.
Предельно простым кажется его фокус с часами. Артист приглашает на сцену двух зрителей и, вынув из жилетного кармана часы, засекает время. Но часы тотчас же исчезают, и фокусник «находит» их у одного из приглашенных на сцену. Вслед за тем часы снова пропадают, и на этот раз Тозари «находит» их у другого зрителя. Это повторяется много раз. Фокус разыгрывается как невинная шутка и вызывает веселый смех публики и двух невольных ассистентов манипулятора.
Артист из ГДР Зигфрид Вейкерт (Ваганто), также выступавший вне конкурса, вырос в самодеятельном кружке. Отличный комик, обладающий выразительной мимикой, он продемонстрировал несколько замечательных трюков. Руками в перчатках он ловил «из воздуха» горящие сигареты, пока перчатка не загоралась у него на руке. Вейкерт снимал ее — пламя мгновенно гасло, а на перчатке и следа не оставалось от огня. Затем артист завертывал в бумагу зажженную свечу, и она продолжала гореть внутри, не прожигая бумагу. Он перевертывал пакет — свеча по-прежнему горела, правда, на этот раз с другого конца...
Особое значение для участников фестиваля имел семинар. В двух цветных любительских кинофильмах, показанных на семинаре представителем делегации ГДР X. Видеманом, засняты выступления первоклассных мастеров иллюзионного искусства. На экране было видно, как артист раскрывает пачку сигарет, закуривает — и пачка превращается в букет цветов. Платок меняет свой цвет в руках иллюзиониста. «Волшебный» карандаш бегает по бумаге и по руке, как живой. Катящаяся по столу монета, повинуясь команде исполнителя, вдруг «прилипает» к столу... Каждый из этих трюков демонстрировался дважды: сначала так, как фокусы видит публика, а затем показывались технические приемы исполнения — так, как они были бы видны ассистенту, стоящему за спиной артиста.
НИНА ПАЛАШКОВА и КАРЕЛ ЗОБАЧ демонстрируют трюк «Электрическая девушка»
Вторым «гвоздем» семинара были тридцать шесть радиоэлектронных и магнитных иллюзионных аппаратов, изобретенных инженером Гербертом Пауфлером, одним из руководителей «Магического круга ГДР» и редактором его методического журнала. Все его действующие модели, продемонстрированные на семинаре, сработаны ювелирно. Вот маленький робот, исполняющий целую программу: он выходит, кланяется, проделывает физкультурные упражнения, а в заключение безошибочно вынимает из колоды загаданную зрителями карту.
В игрушечном замке, помещающемся на столе, маленькие механические куколки разыгрывают приключенческую пантомиму. В замке появляются грабители. Их начинают преследовать полицейские: по сложному лабиринту переходов и галерей идет погоня. Кажется, преступников вот-вот настигнут, но они вдруг бесследно исчезают — и вновь появляются в другой части игрушечного здания. Погоня продолжается. Это повторяется многократно, но каждый раз по-иному. И все — без вмешательства человека, без какого-либо видимого управления фигурками извне.
Вообще следует отметить, что на семинаре было показано множество остроумных самодействующих приспособлений, позволяющих иллюзионисту исполнять различные трюки, не заботясь об управлении аппаратами, а всецело сосредоточивая свое внимание на игровой актерской стороне выступления.
Значение Карлово-Варского фестиваля в том, что он во многом способствовал популяризации иллюзионного жанра среди молодежи, продемонстрировал рост мастерства фокусников-любителей. Немало полезного дал фестиваль и артистам-профессионалам, направив их творческую энергию на создание новой оригинальной аппаратуры и новых номеров.
А. ВАДИМОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий