Волшебники обмениваются опытом - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Волшебники обмениваются опытом

Третий фестиваль иллюзионистов-любителей, о котором я хочу рассказать, состоялся в этом году в Карловых Варах. Представления, проходившие в варьете «Орфеум», посетило более четырех тысяч зрителей.

ЯРОСЛАВ МАЙЕРЯРОСЛАВ МАЙЕР

Выступления иллюзионистов передавались по телевидению, их снимала кинохроника. Семьдесят исполнителей из двадцати пяти клубов, театров и кружков фокусников-любителей показали немало интересных номеров и трюков. Очень весело исполнили свой номер Властислав Пиха и Мирослав Чермак из Дома просвещения в Пизеке, завоевав­шие первое место в соревновании. Спер­ва они показали обыкновенную резино­вую перчатку, которую всячески трясли, переворачивали, сжимали в комок. А че­рез мгновение оказалось, что она напол­нена молоком. Исполнители «выдаива­ли» молоко из всех «перчаточных паль­цев» в подставленный стакан.

Второе место заняли участники круж­ка фокусников из Брно, исполнившие сюжетную сценку «Весенний романс». Действие происходит в галантерейном магазине. Фатоватый покупатель, до­став «из воздуха» сигарету, закуривает и начинает перебирать разложенные на прилавке платки. В его руках и руках продавщицы платки «перекрашивают­ся», множатся, меняются местами. По­купатель, увлеченный продавщицей, достает из шляпы-канотье множество ярких лент, которыми хочет украсить платье девушки, и бесконечные букеты цветов.

Третье место жюри присудило Милославу Верка и Зденеку Шейбал из Клуба почтовых работников в Дечине. Они показали зрителям пустой кубок, откуда затем «полилась» бесконечная металлическая лента и посыпалось кон­фетти, а в заключение выпорхнул живой голубь. Затем Берка взял тонкий жур­нал, свернул его в трубку и извлек из нее несколько коробок, каждая из кото­рых — величиной с журнал.

Карловарский «Театр чудес» под ру­ководством Иозефа Оурады познакомил зрителей с любопытным трюком «Элек­трическая девушка». Исполнитель Карел Зобач  дотрагивается  цоколем  электрической лампочки до своей партнерши, и лампочка загорается. Руки, ноги, плечи, обнаженная спина девушки — все это служит «источником» электрической энергии.

Представители «Экспериментальной сцены» Дома культуры Краслице (руководитель Рихард Пирнер) исполнили от­личный номер — «Невидимый фокус­ник», построенный на приеме «черного кабинета». На фоне черного бархата за­метны только флуоресцирующие руки невидимого иллюзиониста. В них не­ожиданно появляются неизвестно отку­да взявшиеся светящиеся шарики. Они взлетают, множатся, меняют свой цвет, бесследно растворяются в воздухе. «Вол­шебная палочка» вырывается из рук, летит по воздуху и вдруг исчезает. Пе­стрые зонтики сами раскрываются, тан­цуют, как живые, меняют свою окра­ску... Эти же исполнители продемон­стрировали эффектный фокус с блестя­щими наперстками, которые «переле­тают» с пальца на палец, с одной руки на другую.

На глазах у зрителей Павел Келер из Кладно надул детский резиновый шар, проткнул его насквозь двумя длинными иглами, но шар, против ожидания, не лопнул. Исполнитель выпустил из шара воздух и, вынув иглы, отдал его зрите­лям для осмотра — оболочка шара была цела. Иозеф Матей из «Новой иллюзионной сцены» (Острава) положил на веер бумажку, скомканную им на глазах у зри­телей, и стал подбрасывать ее. Бумажка превратилась в яйцо, а из яйца вылу­пился живой цыпленок.

ВАЦЛАВ МАТОУШЕКВАЦЛАВ МАТОУШЕК

Одно из представлений фестиваля было посвящено детям. Эффектный трюк исполнил в нем Вацлав Матоушек из Дома просвещения Садлчан. Юные зрители придирчиво осмотрели большой альбом с чистыми страницами, который им показал исполнитель, держащий на ладони стопку этикеток со спичечных коробок. Потом он высыпал этикетки в раскрытый альбом, встряхнул его — и этикетки оказались аккуратно расклеен­ными по всем страницам.

Странно и непривычно было видеть на фестивале выступления «факиров». Виктор Неедлы из пражского «Театра фокусов», Антонин Угринец из клуба Монрепо и Иозеф Крагула из «Кружка современной магии» в Брно глотали огонь, как воду, с улыбкой прижигали тело каленым железом, садились на до­ску с гвоздями — словом, «истязали себя» всеми возможными способами. Зрелище, скажем прямо, не очень эсте­тичное.

Вне конкурса выступила на фестива­ле делегация «Магического круга ГДР» во главе с его президентом Гансом Тозари. Один из старейших немецких дея­телей иллюзионного искусства, Тозари исполнил свои номера, продемонстриро­вав классическую технику. Он, в частно­сти, манипулировал картами, проходя между рядами зрительного зала. Но да­же в непосредственной близости от артиста зрители не могли заметить, от­куда появляются, как подмениваются и куда исчезают карты.

Предельно простым кажется его фо­кус с часами. Артист приглашает на сцену двух зрителей и, вынув из жилет­ного кармана часы, засекает время. Но часы тотчас же исчезают, и фокусник «находит» их у одного из приглашенных на сцену. Вслед за тем часы снова про­падают, и на этот раз Тозари «находит» их у другого зрителя. Это повторяется много раз. Фокус разыгрывается как невинная шутка и вызывает веселый смех публики и двух невольных асси­стентов манипулятора.

Артист из ГДР Зигфрид Вейкерт (Ваганто), также выступавший вне кон­курса, вырос в самодеятельном кружке. Отличный комик, обладающий вырази­тельной мимикой, он продемонстрировал несколько замечательных трюков. Ру­ками в перчатках он ловил «из воздуха» горящие сигареты, пока перчатка не за­горалась у него на руке. Вейкерт снимал ее — пламя мгновенно гасло, а на пер­чатке и следа не оставалось от огня. За­тем артист завертывал в бумагу заж­женную свечу, и она продолжала гореть внутри, не прожигая бумагу. Он пере­вертывал пакет — свеча по-прежнему горела, правда, на этот раз с другого конца...

Особое значение для участников фе­стиваля имел семинар. В двух цветных любительских кинофильмах, показан­ных на семинаре представителем делегации ГДР X. Видеманом, засняты вы­ступления первоклассных мастеров ил­люзионного искусства. На экране было видно, как артист раскрывает пачку си­гарет, закуривает — и пачка превраща­ется в букет цветов. Платок меняет свой цвет в руках иллюзиониста. «Волшеб­ный» карандаш бегает по бумаге и по руке, как живой. Катящаяся по столу монета, повинуясь команде исполнителя, вдруг «прилипает» к столу... Каждый из этих трюков демонстрировался дважды: сначала так, как фокусы видит публика, а затем показывались технические прие­мы исполнения — так, как они были бы видны ассистенту, стоящему за спиной артиста.

НИНА ПАЛАШКОВА и КАРЕЛ ЗОБАЧ демонстрируют трюк «Электрическая де­вушка»НИНА ПАЛАШКОВА и КАРЕЛ ЗОБАЧ демонстрируют трюк «Электрическая де­вушка»

Вторым «гвоздем» семинара были тридцать шесть радиоэлектронных и магнитных     иллюзионных     аппаратов, изобретенных инженером Гербертом Пауфлером, одним из руководителей «Магического круга ГДР» и редактором его методического журнала. Все его дей­ствующие модели, продемонстрирован­ные на семинаре, сработаны ювелирно. Вот маленький робот, исполняющий це­лую программу: он выходит, кланяется, проделывает физкультурные упражне­ния, а в заключение безошибочно выни­мает из колоды загаданную зрителями карту.

В игрушечном замке, помещающемся на столе, маленькие механические ку­колки разыгрывают приключенческую пантомиму. В замке появляются граби­тели. Их начинают преследовать поли­цейские: по сложному лабиринту пере­ходов и галерей идет погоня. Кажется, преступников вот-вот настигнут, но они вдруг бесследно исчезают — и вновь по­являются в другой части игрушечного здания. Погоня продолжается. Это по­вторяется многократно, но каждый раз по-иному. И все — без вмешательства человека, без какого-либо видимого уп­равления фигурками извне.

Вообще следует отметить, что на се­минаре было показано множество остроумных самодействующих приспособле­ний, позволяющих иллюзионисту испол­нять различные трюки, не заботясь об управлении аппаратами, а всецело со­средоточивая свое внимание на игровой актерской стороне выступления.

Значение Карлово-Варского фестива­ля в том, что он во многом способствовал популяризации иллюзионного жанра сре­ди молодежи, продемонстрировал рост мастерства фокусников-любителей. Не­мало полезного дал фестиваль и арти­стам-профессионалам, направив их твор­ческую энергию на создание новой оригинальной аппаратуры и новых номеров.
 

А. ВАДИМОВ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования