Воздушная гимнастка Полина Чернега
Мы говорим с ней о жизни, о работе. Легко переносимся из Мурманска в Кисловодск, из Владивостоке в Одессу. «Колесим» по стране. Вспоминаем друзей. И возвращаемся в детство.
К нашему разговору внимательно прислушивается домашний песик, трехмесячный Марчелло, который сидит на полу, как свечка. Передние лапы прижаты к груди. Глаза ясные, умные. Он переводит их с хозяйки на меня. Ему, наверное, тоже интересно.
— О цирке и не помышляла. Попала совершенно случайно, — рассказывает артистка негромким, но сильным голосом. — Мечтала о другом...
Детство Полины Чернеги протекало в Одессе, городе, который дышал, жил морем. Моряком дальнего плавания был ее отец. И она думала посвятить себя той же мужественной и романтической профессии. Но однажды увидела на сцене Одесского театра оперы и балета «Лебединое озеро»... Полина была очарована. А вскоре становится ученицей балетной школы.
И вот случай, который окончательно решил ее судьбу. В Одессе гастролировала цирковая труппа. Артисты цирка появились в балетной школе. Им приглянулась крепкая спортивная фигура Полины. Девушку пригласили в номер. Она вынуждена была согласиться: семья большая, и ей, как старшей из детей, пришлось взять на себя часть забот.
Так Чернега пришла в цирк. Здесь ей предложили работать ловитором на воздушных турниках с партнерами Степаном Разумовым и Григорием Бененсоном. Правда, это было мужское амплуа. Но, оттачивая мастерство ловитора, девушка самостоятельно репетировала акробатические трюки. Работала, когда цирк замирал после трудового дня и когда еще спал глубоким сном, работала, не зная усталости. Правда, хваталась она сразу за все, вплоть до самых сложных акробатических трюков.
Увидев эти репетиции, это рвение, замечательный мастер цирка Николай Акимович Никитин посоветовал отказаться от такой усложненной, вредной программы подготовки. Он говорил, что нужна система, что необходимо идти от легких трюков к сложным. Опытный артист помогал не только советами, но и показывал, как исполняются многие трюки, открывая перед девушкой все новые и новые секреты мастерства.
В 1937 году в Ленинграде создается оригинальный номер «Воздушная карусель», рассчитанный на мастеров. В нем должны были соединиться гимнастика и акробатика. Пригласив в этот номер Чернегу, режиссер не ошибся. Всего за три месяца освоила она сложный комплекс трюков под куполом на вращающемся аппарате.
Гастроли исполнителей «карусели» проходили успешно. Но Полина продолжала репетировать и усложнять партерный акробатический номер.
«Все, что приобретено в манеже, пригодится в воздухе» — думала артистка. Трудности не были для нее тягостными. Радость их преодоления оказывалась превыше всего.
И вдруг война! Она резко нарушила привычное течение жизни.
Чернега и Разумов с акробатическим номером выступали в воинских частях, перед солдатами, отправляющимися на фронт, перед ранеными в госпиталях.
А после войны артисты подготовили новый номер «Полет на стреле». Благодаря легкой аппаратуре работа гимнастов ассоциировалась с полетом птиц. Номер впечатлял также уникальным характером трюков, которые исполняли П. Чернега и С. Разумов.
Чернега делала «выкруты» в руках партнера. До 25 «выкрутов». А курбеты «носки в носки»! Они исполнялись без страховки. Или обрыв с подколенок в пятки. Этот трюк на вращении очень сложен, а гимнастка исполняла его почти на каждом представлении. То количество трюков, которым владела артистка, хватило бы не на одну программу.
Достигнутое — не предел. Вскоре кроме «Полета на стреле» Полина выступает в сложнейшем жанре акробатики, номере «Ханд-вольтиж». И готовит новый трюк для воздуха — прыжок со штрабатами на вращении.
Она первой выступила на башенном кране в представлении для строителей Куйбышевской ГЭС (1951 год), первой освоила воздух в балетно-цирковом представлении на льду. И, наконец, «авиационный» вариант полета.
1961-й год... Москва... Зеленое поле Тушинского аэродрома... На воздушный праздник собралось более полумиллиона москвичей и гостей столицы. Сюрпризом для зрителей явилось начало праздника. Парад спортсменов-летчиков открывали Полина Чернега и Степан Разумов — мастера воздушного цирка в полном смысле этого слова.
Гимнасты выходят из люка вертолета. На мгновение разбегаются глаза от широты, от простора. Вначале Чернега, а за нею партнер осторожно опускаются на стрелу, укрепленную под фюзеляжем. Полина узнает по губам и движению руки партнера заглушенный стрекотом мотора привычный возглас: «Алле!». Потом: "Ап!" — и артистка отрывается от стрелы. Руки гимнаста цепкие, жилистые, сплетенные с ее руками, сейчас единственное, чему она верит безраздельно.
В феврале 1963 года цирковые маршруты привели Полину Чернегу в Киев «Полет на стреле» был на сей раз усложненным. В финале артистка совершала прыжок из-под купола на манеж. В руках штрабаты. Раскрутившись, своеобразные амортизаторы удерживали артистку в воздухе перед самым манежем. На одном из представлений во время исполнения этого трюке с Полиной Чернегой случилось несчастье. Она получила тяжелую травму. Полгода в неподвижности, в неизвестности, что будет дальше? Единственное желание — только бы встать, только бы почувствовать под ногами землю.
В клинике Киевского медицинского института на больничной койке были сделаны первые гимнастические движения. Профессор Николай Иванович Ищенко, увидев это, воскликнул: «Браво! Браво! Вы неисправимая гимнастка, Полина Степановна».
Преодолеть болезнь. если есть только один шанс из тысячи, редко кому удается. Она ухватилась за одно-единственное: способность переносить боль. Знала, что физическая перегрузка опасна. Ведь поврежден позвоночник. Чуть-чуть пережал, и все кончено — прощай последняя надежда. Однако Полина ни минуты не колебалась — она решила, несмотря на огромный риск, остаться артисткой.
Началось преодоление, казалось, непреодолимого. Целый год — гимнастика на больничной койке. Еще год — восстановление координации движений в клинике Склифосовского. Ежедневная гимнастика а воде, ходьбо. И наконец возвращение в цирк стало почти реальностью. А врачи гем временем говорят: «Воздух?!! И не мечтайте. Дрессура! О чем вы говорите. Вам бы лучше о себе подумать».
И все же она приняла группу животных — лошадей и собак: крупных овчарок и боксеров. Карл Христофорович Петерсом, старый дрессировщик, увидев Полину, насторожился. «Ну и дела... Нашли дрессировщика! Тут верзила хороший нужен. Попробуй-ка потаскать этих собачек хоть один день. А лошади...» Но вслух сказал: «Что ж, начнем знакомиться».
Убедившись в трудолюбии артистки, ее настойчивости. Карл Христофорович не мог нахвалиться своей ученицей. Однако во время репетиции заметно волновался.
Очень скоро Полина Степановна нашла свои методы дрессуры, в работе ей помогала необыкновенная чуткость к животным. И вот имя П. Чернеги опять появилось на афишах как руководителя двух номеров: «Овчарки-жокеи» и «Боксеры играют в футбол». Первый номер — единственный в своем роде в нашем цирке. Второй отличается от ему подобных большей осмысленностью поведения собак: боксеры играют двумя командами, как в настоящем футболе, меняясь воротами, слушая свисток и команды своего судьи, и даже бьют пенальти.
Опытный артист, много повидавший на своем веку, Карл Христофорович как-то сказал Чернеге: «Вы вся удивление, откуда только силы берете?»
А силы ей дает любовь к цирку, профессии и к людям.
СЕРГЕИ НЕГИНОВ
оставить комментарий