Воздушные гимнастки «Бубновы»
Когда читаешь на цирковой афише эту надпись, невольно вспоминаешь второе, неофициальное название номера — «голубые стрекозы». Это поэтическое имя дали воздушным гимнасткам Бубновым в Париже и оно так же прочно закрепилось за ними, как «солнечный клоун» — за Олегом Поповым.
Фото. Е.Савалова
Если смотреть глазами профессионала, то выглядит номер так. Три легкие металлические «рамки», соединенные между собой не менее легкими креплениями; на этой ажурной аппаратуре четыре гимнастки демонстрируют работу на кольцах, трапециях, кордеволане. Точная синхронность движений. Моментальные перестроения. Сложные эффектные трюки, носящие в цирковом обиходе названия: «флажки», «обрывы», «закидки на одну руку», и финал — стремительная групповая крутка. Ну, а если поглядеть на этот номер сквозь магический кристалл романтики? О, тогда вы скажете, что имя «голубые стрекозы» дано очень метко. Освещенные со всех сторон прожекторами, четыре одетые в голубое гимнастки кружатся наверху под куполом цирка и напоминают в самом деле волшебных стрекоз. Может быть, этот образ создается от грациозности, невесомости, легкости их движений, может быть, от светлого, радостного характера всего выступления. Когда они строят групповую пирамиду, кажется, что это одна большая яркая стрекоза повисает на тонкой покачивающейся тростинке, сверкая в лучах летнего солнца. И манеж внизу — уже вовсе и не манеж, а круглый таинственный пруд.
После этого номера идешь к «голубым стрекозам» в гардеробную с каким-то особенно теплым, необычным чувством. Достаточно беглого взгляда, чтобы сказать: здесь обитают только женщины. Лишь у них может быть такая уютная и нарядная неразбериха от множества артистических костюмов, белых, черных, голубых, синих, зеленых, при помощи которых «стрекозы» меняют свою окраску. Накинув халаты, гимнастки сидят рядышком, плечом к плечу, перед большими зеркалами и, перебрасываясь шутками, смеясь, поправляют прически, грим: им еще надо выходить в эпилоге представления. Атмосфера непринужденности и молодости царит в гардеробной. «Стрекозы» — очень изящные женщины. Лишь жесткие, никогда не исчезающие бугорки мозолей на их ладонях, такие, какие бывают у гребцов, говорят о том, что эти хрупкие с виду создания постоянно имеют дело с канатами, с перекладинами трапеций.
Но давайте узнаем все-таки, кто скрывается под фамилией «Бубновы». Четыре Бубновы — это Юлия Островинская, Тамара Акифьева, Галина Пересторонина и старшая в группе — Елена Бубнова. Пятнадцать лет работает в советском цирке этот квартет, отмечающий как раз сейчас пусть небольшой, но все же знаменательный юбилей. Разное бывало за эти годы. Менялись партнерши: одни уходили, на смену им появлялись новые, но двое — Елена Бубнова и Юлия Островинская — все пятнадцать лет оставались неразлучными, сохраняя и поддерживая традиции маленького коллектива «голубых стрекоз». Иной раз по чисто житейским обстоятельствам меняются исполнительницы в цирковых номерах. Скажем, вышла артистка замуж, хочется ей быть со своей семьей, а это, работая в цирке, довольно сложно. Вот и покидает она своих подруг. Но семейная жизнь Бубновой и Островинской сложилась столь удачно, что нисколько не помешала им сохранить верность цирковому содружеству. Совершенствование высокого исполнительского мастерства выдвинуло их номер в число ведущих и сделало его известным не только у нас в стране, но и за рубежом.
Где только ни побывали за эти годы артистки! Им аплодировали в Европе, Америке, Африке. Лишь недавно они вернулись из гастрольной поездки по Канаде и Кубе. Много в памяти незабываемых впечатлений и встреч, особенно кубинских. Разве можно забыть выступления в Гаване на стадионе, заполненном тысячами маленьких зрителей, на шапочках которых была сделана трогательная надпись: «Мой папа находится в окопах». Во всех странах номер Бубновых пользовался неизменным вниманием репортеров. Как-то в канадском городе Торонто в гардеробную артисток пришло их сразу пятеро. Они задали довольно странный вопрос:
— Почему вы не работаете на земле?
— А почему мы должны работать не в воздухе? — задорно сказала Лена. — Потому, что на земле безопаснее?
Репортеры зааплодировали: «Браво, браво!» Ответ был оценен по достоинству. «Они такие, как все сидящие в зале женщины, и все же не такие, как все», — можно было прочитать на следующий день в газете. Там же, в Торонто, Юлия отмечала свой день рождения. Об этом узнал из той же газеты один из местных любителей циркового искусства, по профессии переплетчик. Он пригласил артисток к себе. Множество гостей собралось в доме.
— Это те самые воздушные гимнастки, которые снизу кажутся такими недосягаемыми, — с гордостью сказал хозяин, представляя Бубновых своим гостям.
Его маленькая дочь преподнесла Юле праздничный пирог, на котором по старинному обычаю стояла зажженная свеча.
— Надо было бы зажечь столько свечей, сколько вам исполнялось лет, — смущенно объяснил хозяин, — но у женщин неудобно спрашивать о возрасте.
— Почему? — засмеялась Юля. — Я могу сказать. Нам четверым ровно сто лет.
А в Каире, например, произошел просто курьезный случай. Из Египта советская цирковая труппа должна была направиться в Йемен. Но приехавшие оттуда представители заявили:
— Наша страна не может разрешить въезд вашим артисткам.
— Отчего же?
— Они выступают полуобнаженными. И вообще, как это можно, что бы женщины летали в воздухе? Это зрелище не для правоверных мусульман.
Тем не менее вечером на представлении строгие блюстители йеменских нравов присутствовали. Как только на манеж вышли Бубновы, все сидевшие в ложе йеменцы разом закрыли лица бурнусами. Однако постепенно черные покрывала стали сползать со смуглых лиц, а когда артистки, закончив номер, соскользнули по канатам на манеж, йеменцы не выдержали. Откинув покрывала, они стали аплодировать.
...Порхают под куполом «голубые стрекозы», обаятельно улыбаясь. И, глядя на этих веселых, жизнерадостных жен-шин, с благодарностью улыбается им в ответ зрительный зал.
М. МЕДВЕДЕВ
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий