В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воздушные гимнастки «Бубновы»

Воздушные гимнастки «Бубновы»Когда читаешь на цирковой афише эту надпись, неволь­но вспоминаешь второе, неофициальное название номера — «голубые стрекозы». Это поэтическое имя дали воздуш­ным гимнасткам Бубновым в Париже и оно так же проч­но закрепилось за ними, как «солнечный клоун» — за Оле­гом Поповым.

Фото. Е.Савалова

Если смотреть глазами профессионала, то выглядит номер так. Три легкие металлические «рамки», соединен­ные между собой не менее легкими креплениями; на этой ажурной аппаратуре четыре гимнастки демонстрируют ра­боту на кольцах, трапециях, кордеволане. Точная синхрон­ность движений. Моментальные перестроения. Сложные эф­фектные трюки, носящие в цирковом обиходе названия: «флажки», «обрывы», «закидки на одну руку», и финал — стремительная групповая крутка. Ну, а если поглядеть на этот номер сквозь магический кристалл романтики? О, тогда вы скажете, что имя «голу­бые стрекозы» дано очень метко. Освещенные со всех сто­рон прожекторами, четыре одетые в голубое гимнастки кружатся наверху под куполом цирка и напоминают в са­мом деле волшебных стрекоз. Может быть, этот образ соз­дается от грациозности, невесомости, легкости их движений, может быть, от светлого, радостного характера всего вы­ступления. Когда они строят групповую пирамиду, кажется, что это одна большая яркая стрекоза повисает на тон­кой покачивающейся тростинке, сверкая в лучах летнего солнца. И манеж внизу — уже вовсе и не манеж, а круг­лый таинственный пруд.

После этого номера идешь к «голубым стрекозам» в гардеробную с каким-то особенно теплым, необычным чув­ством. Достаточно беглого взгляда, чтобы сказать: здесь оби­тают только женщины. Лишь у них может быть такая уютная и нарядная неразбериха от множества артистиче­ских костюмов, белых, черных, голубых, синих, зеленых, при помощи которых «стрекозы» меняют свою окраску. Накинув халаты, гимнастки сидят рядышком, плечом к плечу, перед большими зеркалами и, перебрасываясь шут­ками, смеясь, поправляют прически, грим: им еще надо выходить в эпилоге представления. Атмосфера непринуж­денности и молодости царит в гардеробной. «Стрекозы» — очень изящные женщины. Лишь жесткие, никогда не исче­зающие бугорки мозолей на их ладонях, такие, какие бы­вают у гребцов, говорят о том, что эти хрупкие с виду создания постоянно имеют дело с канатами, с перекладина­ми трапеций.

Но давайте узнаем все-таки, кто скрывается под фа­милией «Бубновы». Четыре Бубновы — это Юлия Островинская, Тамара Акифьева, Галина Пересторонина и стар­шая в группе — Елена Бубнова. Пятнадцать лет работает в советском цирке этот квартет, отмечающий как раз сейчас пусть небольшой, но все же знаменательный юбилей. Разное бывало за эти годы. Менялись партнерши: одни уходили, на смену им появлялись новые, но двое — Елена Бубнова и Юлия Островинская — все пятнадцать лет оста­вались неразлучными, сохраняя и поддерживая традиции маленького  коллектива   «голубых  стрекоз».   Иной  раз  по чисто житейским обстоятельствам меняются исполнитель­ницы в цирковых номерах. Скажем, вышла артистка за­муж, хочется ей быть со своей семьей, а это, работая в цирке, довольно сложно. Вот и покидает она своих подруг. Но семейная жизнь Бубновой и Островинской сложилась столь удачно, что нисколько не помешала им сохранить верность цирковому содружеству. Совершенствование высо­кого исполнительского мастерства выдвинуло их номер в число ведущих и сделало его известным не только у нас в стране, но и за рубежом.

Где только ни побывали за эти годы артистки! Им апло­дировали в Европе, Америке, Африке. Лишь недавно они вернулись из гастрольной поездки по Канаде и Кубе. Много в памяти незабываемых впечатлений и встреч, особенно ку­бинских. Разве можно забыть выступления в Гаване на стадионе, заполненном тысячами маленьких зрителей, на шапочках которых была сделана трогательная надпись: «Мой папа находится в окопах». Во всех странах номер Бубновых пользовался неизмен­ным вниманием репортеров. Как-то в канадском городе То­ронто в гардеробную артисток пришло их сразу пятеро. Они задали довольно странный вопрос:

— Почему вы не работаете на земле?
— А почему мы должны работать не в воздухе? — за­дорно сказала Лена. — Потому, что на земле безопаснее?

Репортеры зааплодировали: «Браво, браво!» Ответ был оценен по достоинству. «Они такие, как все сидящие в зале женщины, и все же не такие, как все», — можно было про­читать на следующий день в газете. Там же, в Торонто, Юлия отмечала свой день рождения. Об этом узнал из той же газеты один из местных любите­лей  циркового  искусства,   по  профессии   переплетчик.  Он пригласил артисток к себе. Множество гостей собралось в доме.

— Это те самые воздушные гимнастки, которые снизу кажутся такими недосягаемыми, — с гордостью сказал хо­зяин, представляя Бубновых своим гостям.

Его маленькая дочь преподнесла Юле праздничный пи­рог, на котором по старинному обычаю стояла зажженная свеча.

— Надо было бы зажечь столько свечей, сколько вам исполнялось лет, — смущенно объяснил хозяин, — но у жен­щин неудобно спрашивать о возрасте.
— Почему? — засмеялась Юля. —  Я могу сказать. Нам четверым ровно сто лет.

А в Каире, например, произошел просто курьезный слу­чай. Из Египта советская цирковая труппа должна была направиться в Йемен. Но приехавшие оттуда представители заявили:

— Наша страна не может разрешить въезд вашим ар­тисткам.
— Отчего же?
— Они  выступают   полуобнаженными. И  вообще,   как это можно, что бы женщины летали в воздухе? Это зре­лище не для правоверных мусульман.

Тем не менее вечером на представлении строгие блю­стители йеменских нравов присутствовали. Как только на манеж вышли Бубновы, все сидевшие в ложе йеменцы разом закрыли лица бурнусами. Однако постепенно черные покрывала стали сползать со смуглых лиц, а когда арти­стки, закончив номер, соскользнули по канатам на манеж, йеменцы не выдержали. Откинув покрывала, они стали аплодировать.

...Порхают под куполом «голубые стрекозы», обаятельно улыбаясь. И, глядя на этих веселых, жизнерадостных жен-шин, с благодарностью улыбается им в ответ зрительный зал.
 

М. МЕДВЕДЕВ

Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100