В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воздушные гимнасты Елена Синьковская и Виктор Лисин

Мы нередко скупимся на похвалы и порой адресуем хорошие слова человеку, который их ни прочитать, ни услышать уже не сможет...

И все-таки такие слова должны быть произнесены не столько для родных и близких, для друзей и знакомых, сколько — и это главное — во имя дела, которому человек отдал всю жизнь.

Нельзя сказать, что о воздушном гимнасте, а впоследствии режиссере Викторе Матвеевиче Лисине писалось у нас мало. Всего несколько месяцев назад в статье об его учениках адресовались и наставнику добрые слова. Да и самому В. М. Лисину наш журнал неоднажды предоставлял свои страницы для его всегда деловых и темпераментных высказываний.

И все-таки невозможно отделаться от ощущения, что мы перед ним в долгу...

Если бы мне предложили назвать идеального артиста цирка, я бы не задумываясь ответил: «Виктор Лисин». В нем счастливо сочетались филигранная техника с врожденным артистизмом. блистательная изобретательность с огромным обаянием.

Его изумительная пластичность, рыцарское отношение к партнерше, полные красоты и достоинства поклоны вызывали восхищение и зависть у театральных и эстрадных «звезд», а ведь Лисин не обучался в балетной школе, не кончал циркового училища, — он начинал трудовой путь униформистом а Новосибирском цирке...

Я познакомился с Еленой Симьковской и Виктором Лисиным еще в 1936 году и в разнос время, в разных городах любовался их номерами и в классическом «лопинге», и в «воздушном круге», и, конечно, в прославленной «торпеде». А в интермедиях молодежного коллектива однажды увидел на манеже Лисина играющего... на скрипке! Виктор Лисин очень любил стихи и великолепно их читал. Одухотворенный артистизм позволил ему утвердиться артистом героико-романтического склада, и совершенно прав был народный артист РСФСР М. Местечкин, сказав, что Лисин был «Ромео советского цирка».

...Наши первые зарубежные гастроли в пятидесятых годах начинались появлением «торпеды», которая, плавно кружась, набирала высоту, и вдруг в воздухе в скульптурной позе замирали Синьковская и Лисин... И будь то Канада или Бельгия, Италия или Польша, гимнастов, парящих в воздухе, встречала овация, потому что они символизировали не только советский цирк, но и советских людей, советский народ... До такой высокой степени обобщения мог подняться только истинный художник, каким и был Виктор Лисин.

«Уже первый номер — воздушные акробаты на летающей «торпеде» Синьковская и Лисин — оставил далеко позади всё, что было в этом жанре» — писала тогда бельгийская газета «Ле Пепль». Лисину принадлежало и авторство трюковых композиций и конструкций всех аппаратов, на которых он работал. На манеже он действительно напоминал Ромео, а за кулисами, о комбинезоне и кепке больше походил на механика, чьи рабочие руки уверенно орудовали сложными механизмами. Зато реквизит Синьковской и Лисина всегда находился в «отличной форме», так же, как и они сами. Но так было но всегда... Я помню период, когда мотор знаменитой «торпеды» заглох, однако, отнюдь не из-за технической неисправности. В те дни Елена Синьковская оставалась в воздухе как «гимнастка на трапеции», а Лисин вынужден был приземлиться в Цхалтубо. Врачи обнаружили у него повреждение позвоночника.

Но после перерыва, длившегося двадцать (!) месяцев, Синьковская и Лисин торжественно открыли в Сочинском цирке сезон, не только обретя прежнюю форму, но и обогатив номер новым трюком — «копфштейном в круге», который исполнил Лисин. Все мы, находившиеся в цирке на репетиции, бурно приветствовали мужественное «возвращение Лисина в строй». И еще многие годы продолжала парить в цирковых небесах прославленная «торпеда» Синьковской и Лисина.

А перейдя на режиссерскую работу, Лисин в каждый из номеров вложил свой благородный стиль и безукоризненный вкус. И не только в номера «воздушников», в родной для него стихии, как, например, номера Э. Анзорге и Р. Мануковой, Антониновых, Бирюковых, В. Краснощековой и Е. Антипова, но и в номер эквилибристов, таких, как А. Клевцова и П. Коновалов.

Лисин трогательно относился к подопечным и, помнится, рассказывал, что в одном номере «партнеры решили пожениться, и номер будет надолго сохранен»... Надо ли говорить, что молодежь отвечала ему величайшим уважением и любовью! Он отдавал молодым время, знания, передавал опыт, отдал и свою знаменитую «торпеду», на которой ныне выступают обученные им артистки Бирюковы.

Наполненному творческими новациями, Лисину, казалось, никакая старость была не страшна. Но он до нее не дожил...

Став режиссером, Виктор Лисин со страниц нашего журнала (1969 г. № 4) горячо призывал своих сверстников: «Вас ждет непочатый край радостной работы. Уйдя с артистической тропы, вы начинаете новый этап творчества, когда всё, чего вы до сих пор достигли, накопили, задумали, можно передать молодым: можно их научить, уберечь от ошибок и с первых же шагов направить по верному пути. И в этом, уверяю вас, не меньше творческого счастья, чем в работе над собственным номером».

Отвечая на этот призыв, повсеместно вводя наставничество (как официально, так и на общественных началах), неустанно развивая любимое искусство, мы воздадим должное памяти выдающегося мастера советской арены заслуженного артиста РСФСР Виктора Матвеевича Лисина.

ЮРИЙ БЛАГОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100