Всегда в дороге - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Всегда в дороге

«Ввиду сильных морозов, метели, плохой дороги присутствовало всего около двухсот зрителей. А артисты, несмотря ни на что, приехали и дали отличное представление». Так кончается отзыв Березовского районного Дома культуры. Но рабочий день артистов на этом не кончается.

После представления, упаковав костю­мы и реквизит, погрузив в автофургон ап­паратуру и животных, поздно ночью пусти­лись они в обратный путь по заснеженным дорогам. То и дело приходилось вылезать на мороз и при свете фар вытаскивать на себе из сугробов автобус и фургон. Нако­нец, в какой-то низине застряли оконча­тельно. Пришлось заночевать в открытом поле. Ветер свистел в щелях старенького автобуса. Мерзли отчаянно. На рассвете удалось где-то раздобыть трактор, осво­бодивший артистов из снежного плена.

Только к полудню добрались до городка, где был приготовлен ночлег. Но долго от­дыхать не пришлось: нужно успеть на ве­чернее представление за 80 километров. И снова вперед, сквозь белесую муть, и снова колеса буксуют в снегу, и опять; «А ну, взяли!..» Вот так, как когда-то по фронтовым дорогам, изо дня в день движутся коллек­тивы Московской группы «Цирк на сцене», которую возглавляет С. А. Эльдаров. Да в сущности это и есть фронт — фронт культурного обслуживания рабочих, кол­хозников, интеллигенции отдаленных райо­нов страны. Нелегок здесь повседневный труд артистов; каждый день представле­ние на новом месте, и чуть ли не в каждом их подкарауливают неожиданности.

На фото: парад-пролог, дрессированные голуби Валентины Васиной, клоуны Георгий Васин и Семен Маргулян, велофигуристы Балан, роликобежцы Нинель Фердинандо и Наталья Бородина, антиподист Анатолий УстиновНа фото: парад-пролог, дрессированные голуби Валентины Васиной, клоуны Георгий Васин и Семен Маргулян, велофигуристы Балан, роликобежцы Нинель Фердинандо и Наталья Бородина, антиподист Анатолий Устинов

То низкий потолок сцены не позволяет исполнить воздушный номер, но все же Б. Васина и А. Вартанов умудряются в ан­тракте показать его на открытом воздухе, воспользовавшись башенным краном со­седней стройки. То в день очередного вы­ступления заболевает Г. Маслюк; ее доб­ровольно берется заменить В. Мишин. Порепетировав с ее партнершей, он высту­пает в программе дважды, в разных акро­батических номерах. То, приехав на место выступления, артисты убеждаются в том, что летняя сцена не достроена, не обору­дована, а зрители уже собрались и с не­терпением ждут начала. И тут же, на их глазах, С. Ван-Тен-Тау и Л. Мухамедова из флагов и шалей своего реквизита молние­носно сооружают кулисы; представление начинается вовремя. И так изо дня в день.

В подобных условиях более двух тысяч выступлений и почти 2100 тысяч обслужен­ных зрителей за год — это гражданский подвиг, который возможно совершить только благодаря подлинной любви арти­стов к своему делу, их энтузиазму, креп­кой товарищеской взаимной выручке и действительному уважению к своему зри­телю. А коллективы группы с успехом высту­пают не только в глубинных районах, но и в зеленых театрах столицы — в ЦПКиО имени Горького и в Сокольниках. Их вос­торженно принимали и за рубежом: в Ма­рокко, Тунисе, Афганистане и других странах. Этот успех — результат системати­ческой учебы артистов, неустанной рабо­ты по повышению  квалификации.

В многочисленных отзывах о выступле­ниях Московской группы то и дело встре­чаются несколько неожиданные фразы: «Спасибо за хорошее, содержательное выступление», «Особенно понравились идейность и мастерство артистов». Ведь речь идет о цирковом зрелище. Но для таких отзывов есть основание. Оптимизм всей программы в целом, обязательный политический фельетон, квалифицированно исполняемый ведущим, ряд злободневных реприз об американской агрессии во Вьетнаме, о расизме в США и т. п. делают представление содержательным. В группе немало клоунов различного плана, с различным творческим стажем. Г. Васин и Н. Игнатов умело используют для трюкового обыгрывания бич плантато­ра-расиста в сюжетной репризе. Эта пара доносит до зрителя не столько комизм, сколько сатирическое содержание своих реприз.

В отличие от других Г. И. Титов — опытный клоун. Особенность его в том, что в «железных», грубоватых репризах Титова — всегда смех над комическим положением или комической репликой, а не над жизнью клоунского образа. Разли­чие примерно такое же, как в театре меж­ду комедией положений и комедией характеров. Разумеется, и то и другое имеет право на существование. Но нашему вре­мени более свойственно искать комиче­ское не только в тексте, но и в подтексте, выражать его через современный характер, конечно, утрированный в клоунском образе.

Это с успехом делают Г. Васин и С. Маргулян, выросшие в группе клоуны-мимы. Обе они одарены яркой актерской выразительностью — и большой Г. Васин и, в особенности, маленький С. Маргулян: он смешон сам по себе, даже когда ничего особенного не делает на сцене. Как и у всякой клоунской пары, боль­шинство их реприз строится на ссорах, стычках, розыгрышах. Но, вопреки устано­вившейся традиции, эти конфликты закан­чиваются не злорадным торжеством побе­дителя, а трогательным порывом товари­щеской нежности партнеров друг к другу. Нечаянно сбив с головы Маргуляна шап­чонку, Васин тут же поднимает ее и с из­виняющимся видом, старательно почистив, отдает владельцу. Затем, в увлечении борьбой, роняет на пол и самого Маргу­ляна — и тотчас поднимает его, точно так же отряхивая с него пыль. Это и вполне по-цирковому и вместе с тем эксцентриче­ски выражает основную черту характера — добродушие, соединенное у одного с си­лой, у другого с хитростью. И благодаря этому мы воспринимаем их не как вообще клоунов, а как наших, советских, современ­ных. И пусть не все подобные переходы и концовки одинаково интересно приду­маны, но в принципе прием найден пра­вильно, и, пользуясь им, артисты сразу за­воевывают симпатии зрителя — он всегда любит видеть проявления внутренней доб­роты.

Хорошие акробаты и жонглеры Г. Ва­син и С. Маргулян умело используют эти свои качества как трюковое продолжение обычной актерской игры. Например, взоб­равшись вдвоем на фотоаппарат, установ­ленный на треноге, они в труднейших акробатических мизансценах уморитель-нейшим образом разыгрывают мимический эпизод, в котором каждый из них сам боится упасть и одновременно боится уро­нить партнера. Великолепно исполнена реприза, где клоуны, посылая друг друга исполнить опасный трюк, объясняются по­средством свиста. И интонации этого сви­ста и мимика партнеров настолько выра­зительны, что до зрителей доходит малей­ший оттенок чувства и мысли.

Нет сомнения, что, если эти способные молодые клоуны будут оттачивать свое мастерство, они с течением времени смо­гут подняться до подлинных высот цирко­вого искусстоа, когда за внешними смеш­ными проделками ощущается, по выра­жению К. С. Станиславского, «жизнь человеческого духа».

Смело и свободно, в хорошем темпе исполняют воздушный номер Е. Васина и А. Вартанов. Семерка питомцев И. Мона­стырского успешно проходит все испыта­ния на аттестат медвежьей зрелости: хо­дит на задних и передних лапах по полу, по штангам и по шару, и кувыркается, и катается на самокатах и велосипедах — словом, медведи как медведи. Обычно мы уже не удивляемся таким достижениям. Но достаточно подумать о том, что этих семерых, обладателей очень различных характеров, приходится каждый день при­возить и увозить в тесном и темном фур­гоне, а порой тащить по лестницам на верхние этажи, готовить к выходу при от­сутствии подходящих закулисных помеще­ний и заставлять выступать на сценах, вов­се не похожих одна на другую, — и стано­вится понятно, какое адское терпение, какая неистребимая любовь к своему делу нужны дрессировщику, чтобы все сходило гладко. Ведь медведи любят единообра­зие, они часто отказываются исполнять свои трюки, если в окружающей обста­новке хоть что-нибудь «не так». А тут ни­чего: приехали — и выступают...

Среди трюков иллюзиониста П. Наза­рова и «китайские кольца», то вдеваемые друг в друга, то необъяснимым образом разнимающиеся, и исчезновение живых голубей из шкатулки, и мнемотехника, и традиционная игра с разноцветными плат­ками, шалями и флагами. Выступление В. и Г. Пастуховых пост­роено на сложных поддержках. Это напо­ловину танец, наполовину вольтижный но­мер. Такой гибрид явно требует либо ли­ризма исполнения, присущего танцу, либо мужественной силы и более трудных трю­ков, свойственных цирковому номеру. Но исполняется он четко и легко, без малей­шего   напряжения.

Оживление в зрительном зале вызы­вают обычно дрессированные собачки 3. Куприяновой. Силовой антиподист А. Устинов и силовой жонглер Б. Карасев крутят и подбрасывают тяжелые штанги и гири, как щепки. Две исполнительницы пластических этюдов Н. Панова и Л. Троиц­кая вполне профессионально исполняют трудные, но традиционные трюки. И глядя на них, нельзя не вспомнить гастролиро­вавшего у нас в прошлом году венгерского артиста Бела Барта. Его трюки были менее трудными, но он обновил традиционный жанр. Номер перестал быть «абстракт­ным», обрел сюжет, и это сразу сделало его ярким, запоминающимся, дало воз­можность исполнителю блеснуть еще и ак­терской выразительностью. Вот такой остроумной выдумки, вовсе не обязатель­но сюжетной, но освежающей приевшиеся трюки, не привнесла режиссура в поста­новку этих номеров. Нельзя не сказать то­го же и о номерах антиподистки В. Щегло­вой и трапецистки Л, Яицкой, тоже очень профессионально делающих свое дело,

Вызывает удивление, почему главный режиссер группы В. М. Миронов не ста­рается избегнуть надоевшего стандарта при постановке номеров. Что же касается артистов, то даже если у иных и не чувст­вуется того неуловимого «чуть-чуть», кото­рое мы называем артистизмом, то все они исполняют трюки выше средней трудно­сти чисто, уверенно и легко, без видимых срывов. Это и; есть профессионализм. И не приходится удивляться тому, что среди отзывов, сплошь положительных, не­редко встречаются фразы, трогающие своей наивной, искренней непосредствен­ностью: «Подобное великолепное зрели­ще на территории молдаванского села Старые Дубоссары никогда еще не представлялось. Девять тысяч населения от всей души благодарят артистов...» А пред­седатель колхоза «Маяк» В. Краснов пи­шет: «Замечательно! Больше всего нам понравилось, что представление давалось исполнителями от души, с одним стремле­нием — прославить советское цирковое искусство».

Это верно подмечено, такое стремле­ние у группы действительно есть, и оно служит залогом будущих успехов: ведь впереди у нее большой путь.
 

М. ТРИВАС

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования