Всегда в дороге
«Ввиду сильных морозов, метели, плохой дороги присутствовало всего около двухсот зрителей. А артисты, несмотря ни на что, приехали и дали отличное представление». Так кончается отзыв Березовского районного Дома культуры. Но рабочий день артистов на этом не кончается.
После представления, упаковав костюмы и реквизит, погрузив в автофургон аппаратуру и животных, поздно ночью пустились они в обратный путь по заснеженным дорогам. То и дело приходилось вылезать на мороз и при свете фар вытаскивать на себе из сугробов автобус и фургон. Наконец, в какой-то низине застряли окончательно. Пришлось заночевать в открытом поле. Ветер свистел в щелях старенького автобуса. Мерзли отчаянно. На рассвете удалось где-то раздобыть трактор, освободивший артистов из снежного плена.
Только к полудню добрались до городка, где был приготовлен ночлег. Но долго отдыхать не пришлось: нужно успеть на вечернее представление за 80 километров. И снова вперед, сквозь белесую муть, и снова колеса буксуют в снегу, и опять; «А ну, взяли!..» Вот так, как когда-то по фронтовым дорогам, изо дня в день движутся коллективы Московской группы «Цирк на сцене», которую возглавляет С. А. Эльдаров. Да в сущности это и есть фронт — фронт культурного обслуживания рабочих, колхозников, интеллигенции отдаленных районов страны. Нелегок здесь повседневный труд артистов; каждый день представление на новом месте, и чуть ли не в каждом их подкарауливают неожиданности.
На фото: парад-пролог, дрессированные голуби Валентины Васиной, клоуны Георгий Васин и Семен Маргулян, велофигуристы Балан, роликобежцы Нинель Фердинандо и Наталья Бородина, антиподист Анатолий Устинов
То низкий потолок сцены не позволяет исполнить воздушный номер, но все же Б. Васина и А. Вартанов умудряются в антракте показать его на открытом воздухе, воспользовавшись башенным краном соседней стройки. То в день очередного выступления заболевает Г. Маслюк; ее добровольно берется заменить В. Мишин. Порепетировав с ее партнершей, он выступает в программе дважды, в разных акробатических номерах. То, приехав на место выступления, артисты убеждаются в том, что летняя сцена не достроена, не оборудована, а зрители уже собрались и с нетерпением ждут начала. И тут же, на их глазах, С. Ван-Тен-Тау и Л. Мухамедова из флагов и шалей своего реквизита молниеносно сооружают кулисы; представление начинается вовремя. И так изо дня в день.
В подобных условиях более двух тысяч выступлений и почти 2100 тысяч обслуженных зрителей за год — это гражданский подвиг, который возможно совершить только благодаря подлинной любви артистов к своему делу, их энтузиазму, крепкой товарищеской взаимной выручке и действительному уважению к своему зрителю. А коллективы группы с успехом выступают не только в глубинных районах, но и в зеленых театрах столицы — в ЦПКиО имени Горького и в Сокольниках. Их восторженно принимали и за рубежом: в Марокко, Тунисе, Афганистане и других странах. Этот успех — результат систематической учебы артистов, неустанной работы по повышению квалификации.
В многочисленных отзывах о выступлениях Московской группы то и дело встречаются несколько неожиданные фразы: «Спасибо за хорошее, содержательное выступление», «Особенно понравились идейность и мастерство артистов». Ведь речь идет о цирковом зрелище. Но для таких отзывов есть основание. Оптимизм всей программы в целом, обязательный политический фельетон, квалифицированно исполняемый ведущим, ряд злободневных реприз об американской агрессии во Вьетнаме, о расизме в США и т. п. делают представление содержательным. В группе немало клоунов различного плана, с различным творческим стажем. Г. Васин и Н. Игнатов умело используют для трюкового обыгрывания бич плантатора-расиста в сюжетной репризе. Эта пара доносит до зрителя не столько комизм, сколько сатирическое содержание своих реприз.
В отличие от других Г. И. Титов — опытный клоун. Особенность его в том, что в «железных», грубоватых репризах Титова — всегда смех над комическим положением или комической репликой, а не над жизнью клоунского образа. Различие примерно такое же, как в театре между комедией положений и комедией характеров. Разумеется, и то и другое имеет право на существование. Но нашему времени более свойственно искать комическое не только в тексте, но и в подтексте, выражать его через современный характер, конечно, утрированный в клоунском образе.
Это с успехом делают Г. Васин и С. Маргулян, выросшие в группе клоуны-мимы. Обе они одарены яркой актерской выразительностью — и большой Г. Васин и, в особенности, маленький С. Маргулян: он смешон сам по себе, даже когда ничего особенного не делает на сцене. Как и у всякой клоунской пары, большинство их реприз строится на ссорах, стычках, розыгрышах. Но, вопреки установившейся традиции, эти конфликты заканчиваются не злорадным торжеством победителя, а трогательным порывом товарищеской нежности партнеров друг к другу. Нечаянно сбив с головы Маргуляна шапчонку, Васин тут же поднимает ее и с извиняющимся видом, старательно почистив, отдает владельцу. Затем, в увлечении борьбой, роняет на пол и самого Маргуляна — и тотчас поднимает его, точно так же отряхивая с него пыль. Это и вполне по-цирковому и вместе с тем эксцентрически выражает основную черту характера — добродушие, соединенное у одного с силой, у другого с хитростью. И благодаря этому мы воспринимаем их не как вообще клоунов, а как наших, советских, современных. И пусть не все подобные переходы и концовки одинаково интересно придуманы, но в принципе прием найден правильно, и, пользуясь им, артисты сразу завоевывают симпатии зрителя — он всегда любит видеть проявления внутренней доброты.
Хорошие акробаты и жонглеры Г. Васин и С. Маргулян умело используют эти свои качества как трюковое продолжение обычной актерской игры. Например, взобравшись вдвоем на фотоаппарат, установленный на треноге, они в труднейших акробатических мизансценах уморитель-нейшим образом разыгрывают мимический эпизод, в котором каждый из них сам боится упасть и одновременно боится уронить партнера. Великолепно исполнена реприза, где клоуны, посылая друг друга исполнить опасный трюк, объясняются посредством свиста. И интонации этого свиста и мимика партнеров настолько выразительны, что до зрителей доходит малейший оттенок чувства и мысли.
Нет сомнения, что, если эти способные молодые клоуны будут оттачивать свое мастерство, они с течением времени смогут подняться до подлинных высот циркового искусстоа, когда за внешними смешными проделками ощущается, по выражению К. С. Станиславского, «жизнь человеческого духа».
Смело и свободно, в хорошем темпе исполняют воздушный номер Е. Васина и А. Вартанов. Семерка питомцев И. Монастырского успешно проходит все испытания на аттестат медвежьей зрелости: ходит на задних и передних лапах по полу, по штангам и по шару, и кувыркается, и катается на самокатах и велосипедах — словом, медведи как медведи. Обычно мы уже не удивляемся таким достижениям. Но достаточно подумать о том, что этих семерых, обладателей очень различных характеров, приходится каждый день привозить и увозить в тесном и темном фургоне, а порой тащить по лестницам на верхние этажи, готовить к выходу при отсутствии подходящих закулисных помещений и заставлять выступать на сценах, вовсе не похожих одна на другую, — и становится понятно, какое адское терпение, какая неистребимая любовь к своему делу нужны дрессировщику, чтобы все сходило гладко. Ведь медведи любят единообразие, они часто отказываются исполнять свои трюки, если в окружающей обстановке хоть что-нибудь «не так». А тут ничего: приехали — и выступают...
Среди трюков иллюзиониста П. Назарова и «китайские кольца», то вдеваемые друг в друга, то необъяснимым образом разнимающиеся, и исчезновение живых голубей из шкатулки, и мнемотехника, и традиционная игра с разноцветными платками, шалями и флагами. Выступление В. и Г. Пастуховых построено на сложных поддержках. Это наполовину танец, наполовину вольтижный номер. Такой гибрид явно требует либо лиризма исполнения, присущего танцу, либо мужественной силы и более трудных трюков, свойственных цирковому номеру. Но исполняется он четко и легко, без малейшего напряжения.
Оживление в зрительном зале вызывают обычно дрессированные собачки 3. Куприяновой. Силовой антиподист А. Устинов и силовой жонглер Б. Карасев крутят и подбрасывают тяжелые штанги и гири, как щепки. Две исполнительницы пластических этюдов Н. Панова и Л. Троицкая вполне профессионально исполняют трудные, но традиционные трюки. И глядя на них, нельзя не вспомнить гастролировавшего у нас в прошлом году венгерского артиста Бела Барта. Его трюки были менее трудными, но он обновил традиционный жанр. Номер перестал быть «абстрактным», обрел сюжет, и это сразу сделало его ярким, запоминающимся, дало возможность исполнителю блеснуть еще и актерской выразительностью. Вот такой остроумной выдумки, вовсе не обязательно сюжетной, но освежающей приевшиеся трюки, не привнесла режиссура в постановку этих номеров. Нельзя не сказать того же и о номерах антиподистки В. Щегловой и трапецистки Л, Яицкой, тоже очень профессионально делающих свое дело,
Вызывает удивление, почему главный режиссер группы В. М. Миронов не старается избегнуть надоевшего стандарта при постановке номеров. Что же касается артистов, то даже если у иных и не чувствуется того неуловимого «чуть-чуть», которое мы называем артистизмом, то все они исполняют трюки выше средней трудности чисто, уверенно и легко, без видимых срывов. Это и; есть профессионализм. И не приходится удивляться тому, что среди отзывов, сплошь положительных, нередко встречаются фразы, трогающие своей наивной, искренней непосредственностью: «Подобное великолепное зрелище на территории молдаванского села Старые Дубоссары никогда еще не представлялось. Девять тысяч населения от всей души благодарят артистов...» А председатель колхоза «Маяк» В. Краснов пишет: «Замечательно! Больше всего нам понравилось, что представление давалось исполнителями от души, с одним стремлением — прославить советское цирковое искусство».
Это верно подмечено, такое стремление у группы действительно есть, и оно служит залогом будущих успехов: ведь впереди у нее большой путь.
М. ТРИВАС
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.
оставить комментарий