Всесоюзный конкурс на лучшие литературные произведения для артистов-коверных - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Всесоюзный конкурс на лучшие литературные произведения для артистов-коверных

В этом, юбилейном для цирка году, проводились самые различные мероприятия, пропагандирующие искусство манежа и способствующие его дальнейшему росту. Об одном из таких мероприятий — Всесоюзном конкурсе на лучшие литературные произведения на современные темы для артистов-коверных — расскажем ниже.

Мероприятие это проводилось Союзгосцирком совместно с Союзом писателей СССР с целью создания новых цирковых произведений. Кроме этой задачи ставилась и другая — привлечь к созданию циркового репертуара молодых способных авторов.

Конкурс достаточно широко рекламировался, о его проведении сообщали газеты, «Советская культура» в частности информировала об условиях его проведения. Положение о конкурсе было разослано в писательские организации союзных республик, в областные и краевые отделения Союза писателей Российской Федерации, а также во все цирки страны.

В результате такой подготовительной работы конкурсная комиссия получила 265 литературных произведений. Предварительно отрецензировав их, комиссия вынесла на рассмотрение жюри 83 работы.

Положением о конкурсе предусматривалось за клоунады и антре вручить одиннадцать премий (в том числе пять поощрительных) и за репризы также одиннадцать премий, включая пять поощрительных.

Весьма представительное жюри конкурса возглавлял народный артист СССР Ю. Никулин, заместителями его были: заместитель генерального директора Союзгосцирка П. Савостьянов, доктор искусствоведения, профессор Ю. Дмитриев, народный артист РСФСР, профессор М. Местечкин, в состав жюри входили известные писатели, драматурги, цирковые режиссеры, ведущие мастера клоунады.

Внимательно проанализировав представленные работы, жюри решило первых премий не присуждать. Остальные награды были поделены так: по разделу «Клоунады» — одна вторая, две третьих, одна поощрительная премия, по разделу «Репризы» — две вторых, две третьих, пять поощрительных премий.

Так что же принес этот конкурс? Ну, во-первых, созданы новые клоунады и репризы, которые со временем появятся на манеже. И не только те, что отмечены премиями. С окончанием конкурса работа над присланными материалами в репертуарном отделе Союзгосцирка не прекратилась.

Из беседы с Маргаритой Львовной Стельмах, начальником этого отдела, я узнала, что клоунады и репризы, так или иначе отмеченные рецензентами, предлагаются для прочтения артистам клоунского жанра.

Ведь было немало произведений со слабой, «не стреляющей» концовкой, вяло развивающейся интригой, но в одних, предположим, присутствовал новый трюк, а в других — интересная тема, не получившая должной разработки. Рецензенты отметили и то и другое. На премию, естественно, такие произведения «не тянули», но для профессионалов могут представлять определенный интерес.

Вдруг случится, что в невыписанной до конца репризе клоун углядит сюжет, который увлечет его. В дальнейшем автор и исполнитель доработают репризу совместно. Как часто произведение получает на манеже яркое воплощение, если находит «своего актера».

Именно с этой целью М. Стельмах и предлагает актерам комического жанра просмотреть материалы, присланные на конкурс. Можно надеяться, что работа эта даст свои результаты.

Итак, первое, что принес конкурс, это пополнение репертуара новыми произведениями. И второе, не менее важное: он помог расширить круг авторов. Например, А. Кусков и К. Поляков, до сей поры писавшие для эстрады, приняв участие в этом творческом состязании, получили третью премию за клоунаду «Комариный бунт» и поощрительную — за репризу «Кто третий»?

Особенно отрадно, что конкурс помог выявить новые авторские имена: П. Смирнов удостоился второй премии за репризу «Баланс с собакой». А. Снеговской получил поощрительные премии за репризы «Чья собака ученее» и «Джинсы», Л. Французов — третью премию за репризу «Дрессированный мяч».

И, наконец, артисты цирка и литераторы — В. Аверьянов, В. Кодах, В. Маторин, Б. Романов, Б. Фадеев, С. Цыпин — создали новые произведения, отмеченные наградами.

Вероятно, здесь уместно не только перечислить премированные произведения, но остановиться на некоторых несколько подробнее.

«Клоунские забавы» В. Аверьянова (2-я премия) — отлично продуманная реприза-шутка, целиком построенная на иллюзионном материале. Думаю, что, показанная на манеже, она будет иметь успех. В. Маторин в своей репризе «Лженатуралист и бабочка» (2-я премия) касается проблемы охраны окружающей среды. Актуальная тема решена исключительно средствами цирка, иллюзионными трюками, эта реприза также прочитывается, как милая, легкая шутка.

Хотелось бы увидеть на манеже очень занятную, своеобразную клоунаду А. Кускова и К. Полякова «Комариный бунт» (3-я премия).

В основу реприз П. Смирнова «Баланс с собакой» (2-я премия), Л. Французова «Дрессированный мяч» (3-я премия) и А. Снеговского «Чья собака умнее» (поощрительная премия) умело положен цирковой трюк, сценки эти милы, живы, забавны.

Читателям может показаться странным, что я отмечаю своеобразие, оригинальность и остроумие целого ряда работ, а жюри не сочло возможным отметить первой премией ни одну из них. Чем это объясняется?

Прежде всего, на мой взгляд, тем обстоятельством, что были среди присланного материала репризы неожиданные по замыслу, были, заключающие в себе веселую шутку или необычный трюковой ход, но не было, как мне кажется, ни одной, затрагивающей проблемы глубокие, общечеловеческие. А ведь долгая жизнь на манеже, как мы знаем, именно у тех клоунских миниатюр, где говорится о чем-то значительном, волнующем многих людей.

Чтобы не подумали, будто я призываю клоунов отказаться от веселых шуток, гротеска, буффонады, приведу конкретные примеры.

Над знаменитой «Сценкой в парке», созданной и много лет исполняемой Карандашом, зрители всегда смеялись до упаду. А ведь сценка не только развлекала публику забавными ситуациями. Как писала однажды Н. Румянцева, клоунада эта вызывает много раздумий. И одно из них таково: создать прекрасное трудно, а разрушить можно в один миг.

Так же безудержно смеялись зрители над сценкой «Шипы и розы» (автор М. Татарский), исполнявшейся Татьяной и Юрием Никулиными и Михаилом Шуйдиным. А ведь она, как мы помним, была не только и не столько о цветах, которые трудно достать в магазине, и даже не столько о рваче-спекулянте, хотя все это присутствовало в сценке и точно отвечало теме дня, но любили мы эту клоунаду не за ее острозлободневные приметы, а за то, как по-клоунски до слез смешно Юрий Никулин рассказывал на манеже о прекрасном чувстве — о любви.

И, наконец, «Сказка о Злом короле», которую написали и много лет исполняют клоуны Г. Ротман и Г. Маковский. В сказке этой робкий маленький садовник хочет вырастить цветок на радость людям, но Злой король стремится уничтожить и скромный цветок и самого садовника. Однако королевская пушка, взорвавшись, уничтожает завоевателя, а садовник вновь занимается мирным делом — растит свой цветок. Посмотрев эту философскую сказку, рассказанную клоунами, мы еще раз говорим себе «Да, жизнь на земле — вечна».

Вот лишь три клоунады, где серьезное преподносилось легко и необычайно смешно. Но, смеясь, мы остро воспринимали все, чем хотели поделиться с нами талантливые комики. И, верно воспринимая их замысел, их мысли, мы, однако, не переставали заливаться смехом, ибо все что делали, было невероятно смешно. А через смешное навсегда запоминалось то серьезное, то главное, о чем рассказывали клоуны с манежа.

Выли ли среди работ, присланных на конкурс, подобные этим по значимости темы? И не только заявленных, но также ярко и точно решенных? Судите сами.

Вот, например, клоунада «Дарите женщинам цветы», получившая поощрительную премию и принятая клоуном А. Марчевским для исполнения. Автор ее — В. Аверьянов.

Название, как я понимаю, определяет тему. Ну а как она решается?

В первой, несколько затянутой части два клоуна дарят своим девушкам цветы. Здесь автор придумал своеобразные трюки, есть у него немало находок. После клоунов — выход артистов, они тоже преподносят женщинам цветы. Словом, цветы дарят все и всем. И к моменту, когда на манеж с огромным цветочным горшком выбегает маленький щупленький клоун, ему уже некому вручить свой подарок. Однако вон в зале сидит девушка без цветов. Клоун вызывает ее на манеж и, засмущавшись, отворачивается, да так и преподносит свой тяжелый горшок с цветком. А когда, поборов робость, решается посмотреть на свою избранницу, то видит, что она вдвое выше й здоровее его. Клоун тут же теряет сознание и «падает на ковер столбом». (Автор предполагает, что роль «девушки» может исполнять партнер клоуна). Инспектор манежа требует унести клоуна. Тогда «девушка» берет в одну руку горшок с цветком, другой, как младенца, подхватывает клоуна и несет его прочь с манежа. Возле самого занавеса коверный спрыгивает с ее рук и, радостно возвестив: «Дарите женщинам цветы», скрывается за занавесом.

Далее автор рекомендует демонстрировать иллюзионный номер с цветами.

Возможна ли такая клоунская интермедия перед иллюзионным номером? Вероятно. В исполнении Анатолия Марчевского она может прозвучать как шутка, как своеобразное клоунское истолкование фразы: «Дарите женщинам цветы, и они вас будут носить на руках».

Но тут невольно проводишь параллель с никулинской сценкой. Там, как мы помним, спекулянт запрашивает с влюбленного столь непомерную сумму за букет, что тот отдает ему все деньги и брюки в придачу. То есть происходит как бы буквальное истолкование фразы: «оставить человека без штанов». Но ведь влюбленный клоун снимает с себя последнее, чтобы подарить любимой цветы. Он влюблен и готов ради этого на все. Мы смеемся, а на глазах у нас слезы.

Но вот нынче клоун дарит девушке цветы не потому что любит, а для того, чтобы его самого носили на руках. Если учесть, что хороший клоун это сделает смешно и мы, конечно, будем смеяться, то тут уж впору спросить: «Над чем смеемся?»...

Надеюсь, эти примеры в какой-то степени объясняют, почему жюри не могло присудить первых премий. Вручая вторые, третьи и поощрительные, комиссия, видимо, желала присудить первые премии произведениям более глубоким и точным по содержанию.

А так как конкурс дал определенные положительные
результаты, то жюри нашло возможным рекомендовать в дальнейшем проводить такие конкурсы один раз в два года.

Хочется верить, что в будущем первые премии будут присуждаться.

ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования