В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Встреча с  главным

Встретился я с «главным режиссёром» спустя лет десять после того случая, когда он ставил праздничный парад в нашем цирке. 

Встретился  как  встречаются  друзья,  легко,  красиво  и  неожиданно.  Я  приехал  на  гастроли  в  прекрасный  город,  солнечный  Баку. Стояла  осень,  но  жара  была  ужасная,  и  всё  равно  было  очень  хорошо.  Рядом  с  цирком  рынок,  на  рынке  изобилие  овощей  и фруктов.  Таких  вкусных  персиков  как  в  Баку  я  никогда  нигде  не  ел. Я  ходил  по  городу  заглядывая  в  эти  прекрасные  подворотни,  в  которых  маленькие  мальчишки  играли  в  футбол.  Я  был  на гастролях  в Ереване,  Душанбе,  Фрунзе, Тбилиси,  Ташкенте,  но  Баку не  похож  ни  на  один  из  этих  городов.  И  не  потому  что  он  у  моря,  не  потому  что  он  лучше  всех,  нет,  совсем  нет.

В  этот  город   влюбляешься  как – то  незаметно,  не  вдруг,  не  сразу.  Это  понимаешь  только  тогда,  когда  покидаешь  его.  И  вот  покинув  его,  осознаёшь  что  жить  без  него  невозможно.  Я  смотрю  на  деревянные  старые  ворота,  наверху  дата  1908 год,  значит  они  помнят  Сергея  Есенина.  Здесь  он  был,  здесь  он  мечтал  о  Персии,  под  впечатлением  об  этом  городе  написал  свои  знаменитые  «Персидские  мотивы».

Мне  пора  обратно  ехать  в  Русь.
Персия!  Тебя ли  покидаю?
Навсегда  ль  с  тобою  расстаюсь
Из  любви  к  родимому  мне  краю?
Мне  пора  обратно  ехать  в  Русь.

До  свиданья,  пери,  до  свиданья,
Пусть  не  смог  я  двери  отпереть,
Ты  дала  красивое  страданье,
Про тебя  на  родине  мне  петь.
До  свиданья,  пери,  до  свиданья.

Я  стоял  возле  этих старых  ворот,  где  мог  бы  стоять  великий  русский  поэт  Сергей  Есенин,  и  вот  эти  стихи  всплыли  в  моей  памяти.

В  премьеру  новой  программы,  когда  в цирк  приходят  все  кто  связан  своей  душой  и  сердцем  с  цирком.  Пришел  на  премьеру  и  «главный  режиссёр».  Я  увидел  его  за  кулисами,  он  торопливо  с  грустной  улыбкой  на устах  подошел  ко  мне  и  пожал  мою  руку.  Он  был  печален,  измучен,  сильно  похудел.  Потом  стал  рассказывать,  как  он  здесь  оказался никому  не  нужным.  Я  молча  слушал  его,  но  ни  о  чём  не  спрашивал,  не  задавал  лишних  вопросов.

О  том  что  тогда  произошло  в  Перми  ни  слова.  Всё  было  понятно  и  так,  карьера  режиссёра  не  удалась.  Он  сказал  в  мой  адрес  несколько  приятных  слов,  что  я  творческий  человек,  и  он  как  опытный  режиссёр  был  уверен  что  я  добьюсь  своей  цели.  Это  были  обычные  слова  которые  говорят  когда  нужно  что  то  сказать.

Потом  он  начал  рассказывать  что  у  него  есть  интересные  задумки,  но  когда  он  их  изложил ,  они  ничем  не  отличались  от  обычных  суетных  ежедневных,  давно  набивших  оскомину.  Чтобы  в цирке  сделать  нечто  новое,  интересное,  нужны  другие  артисты,  их  надо  иначе готовить.  Нужны  серьёзные финансовые  вложения,  нужны  новые  режиссёрские  идеи.  В  цирке  воля  режиссёра  мало  чего  решает,  за  режиссёром  в  цирке  никто  не  пойдёт,  это  не  театр.  Он  до  сих  пор  не  мог  понять  самого  главного,  не  мог  понять  своих  неудач.  Они  понятны  и  видны  каждому,  они  в  отсутствии  таланта.  Трудная  профессия быть режиссёром  в  цирке,  очень  трудная.  Нужно  очень  хорошо  знать  все  жанры,  цирк  искусство  разножанровое,  если  кому  то  удаётся  что  то  сделать  так  это  совсем  немногим. 

Мне  было  жаль  режиссёра,  но  я  ничем  не  мог  ему  помочь.  Он  говорил  а  я  слушал  его,  вдруг  в  моём  воображении  стали  проявляться  картины  давнишнего  прошлого,  когда  он  работал  в  нашем  цирке.  Тогда,  там,  в  Перми  ему  все  шли  навстречу,  может  действительно  верили  что  он  творческий  человек. Бывали  случаи  когда  режиссёрам  средних  способностей  удавалось  водить  вокруг   пальцев  дирекцию  цирка.  Я  знал  таких,  но  как  им  это  удавалось,  для меня  полная  загадка.  Они  не  умели  ничего,  это  видели  все,  тут  не  нужны  глубокие  познании  в  области  искусства.   Чтобы  определить  способного  режиссёра,  нужно  задать  ему  буквально несколько  вопросов  или  просто  поговорить.  Глупость  невозможно  спрятать,  она  всегда  лежит  на  поверхности,  как  и  всё  гениальное,  разница  только  в  том,  кто  чем  пользуется. Через  несколько  лет  я  снова  приехал  на  гастроли  в  город  Баку.  Была  премьера,  было  много  людей, но  среди  них  я  не  увидел  «главного  режиссёра».  Я  спросил,  мне  ответили  а  откуда  вы  его знаете?  Я знаю  его  с  тех  далёких  времён  когда  он  у нас  в  цирке был  главным  режиссёром. –Он  умер – ответили  мне.  Это  известие  меня  сильно  взволновало, - как  умер  он  не  стар  летами,  и мог  бы  ещё  долго  и  счастливо  жить. 

- Да но  такова  жизнь,  над  ней  мы  не  властны. Я  уверен  та  неудача  с  постановкой  праздничного  парада подорвала  и  без  того  его  слабое  здоровье.  Из  всего  этого  я  сделал  для  себя  вывод,  никогда  не  нужно  занимать  место  в  жизни  которое  тебе  не  принадлежит.

Я стою  за  кулисами, сейчас  мой  выход,  таких  выходов  только  официально  за  всю  мою  творческую  карьеру  было  более  десяти  тысяч  раз.  Нет  я  совершенно  не волнуюсь,  я  почему  то  думаю  о  «главном  режиссёре». Конец  творческой  карьере,  человек  унижен,  подавлен  и  наконец  пришла  смерть.  Почему-то  в  голову  приходят  грустные  мысли. У  меня  ещё  есть  время,  у меня  много  сил,  но  это  пока.  Я  знаю  и  у  меня  будет  конец  Но  я  к  нему  готов,  я  постараюсь  с  достоинством  пережить  это  время.  Занавес  открывается  и  я  выхожу  на  арену.  Теперь  я  не  думаю  ни  о  чём,  время  не  властно  надо  мной,  я  разбегаюсь  и  лечу,  лечу  к  солнцу.

Цирк  передвижной,  гонимый,
Мирового  бытия.
Образ  подлинный,  не  мнимый,
Мной  любимый.
Жизнь  моя.

Александр  Межиров


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100