Встреча «за круглым столом» с директорами зоо- и передвижных цирков - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Встреча «за круглым столом» с директорами зоо- и передвижных цирков

Встреча в редакции «за круглым столом» с директорами зоо- и передвижных цирков не внесла полной ясности в такой важный вопрос: как могло случиться, что в последние годы многие; передвижки не выполняют производственный план?

Лет двадцать назад такое случалось редко. А между тем в то время большинство цирков в стране были летними и номеров для них явно не хватало. Естественно, что директор, терпевший убытки, мог сослаться на слабую программу. А чем оправдаться сейчас, когда летних цирков у нас мало, а номеров в избытке?

Как известно, за последние годы создано много цирковых произведений в расчете на вновь открывшиеся стационары. Зимних площадок хватает, а вот с июня по август артистам некуда ехать. И в результате летом занято не более 60% всего артистического состава. Значит, директора передвижек могут выбирать среди лучших. Где уж тут жаловаться на слабые программы! И все же производственные планы не выполняются. Значит, нужно думать, как лучше использовать, если так можно сказать, зрительские ресурсы.

Думается, в целом ряде областных и краевых центров (где нет своего стационара) можно установить в парках цирки на две-три тысячи мест: амфитеатр с легким барабаном из брезента, постоянная фасадная и закулисная части, да четыре мачты, на которые натягивается шапито. Сооружения эти, стоящие весьма недорого, следовало бы закрепить за зимними стационарами, которые и помогут организовать их деятельность. Это позволит руководству зимних цирков круглый год занимать билетеров, униформистов, осветителей, а также артистов оркестра. Они уже не будут «сезонными» работниками, а следовательно, успешно решится и кадровый вопрос. Появится и еще одно преимущество: можно будет сократить излишне затянутый зимний сезон стационаров.

Не меньший эффект дало бы прикрепление к некоторым зимним циркам, работающим шесть-семь месяцев в году, своего «спутника», то есть передвижки, обслуживающей зрителей той зоны, в которой находится данный стационар. Этот вопрос, безусловно, заслуживает внимания руководства Союзгосцирка. И мне кажется, настало время проделать такой эксперимент, который принесет тому и другому предприятию несомненную пользу. Тут и возможность предварительной реализации билетов — зимний цирк еще работает, а уже распространяются билеты в летний. Быстрее будет устанавливаться шапито, ведь работать станут опытные люди, а не нанятые в спешке прямо с улицы. А самое главное, появится оперативность в использовании программ — из зимнего цирка артисты перейдут в летний, и наоборот. Сюда же следует добавить экономию, связанную с рекламой, интенсивнее можно использовать и транспорт двух цирков.

Разумеется, все эти мероприятия ни в коем случае не предусматривают увеличение штатов, утверждения новых производственных единиц, за исключением разве только шапитмейстера.

А теперь несколько слов о выступлениях на стадионах, которые давно зарекомендовали себя с положительной стороны. Исключение составляют отдельные случаи, когда программы для этого плохо срежиссированы. Хорошо бы формировать на лето два-три творческих коллектива для представлений на стадионах. Каждое из них, поставленное режиссером по специальному сценарию, должно точно учитывать особенности площадок. Это вполне могут сделать такие наши постановщики, как В. Головко, Е. Карпманский и другие.

Однако возвращаюсь к вопросу о летних цирках. Я много лет был директором цирка-шапито и всегда очень любил эту работу за большой круг организаторских возможностей. И мне непонятно, почему в последние годы эти предприятия снизили свою мобильность и далеко не всегда выполняют производственный план.

Передвижной цирк — учреждение очень оперативное. Управлять им из кабинетов Союзгосцирка сложно. Здесь очень многое зависит от инициативы директора, от его правильных и своевременных решений. В статье «Проблемы передвижек и зооцирков» приводится хороший пример: Г. Панфилова рассказала, как, начав «гореть» в Новошахтинске, она, прислушавшись к совету бывшего директора К. Алексеева, на свой страх и риск направилась с цирком в Красный Сулин, где их гастроли прошли с большим успехом. Это означает, что передвижка не должна перестаивать в городах, что надо смело находить все новые и новые площадки для работы. Уверен, при умелом руководстве цирки-шапито не могут не выполнять план. Это происходит только в том случае, когда директор либо не умеет организовать работу, либо не любит ее, — других причин нет.

Возьму на себя смелость дать несколько советов.

Во время переезда шапито из города в город можно дать одно-два представления на стадионах в близлежащих сельских районах. Это очень удобно: цирк устанавливается, а программа работает.

Маршруты передвижек в последние годы вызывали по меньшей мере удивление. Зачем нужен ежегодный дорогостоящий переезд из северных районов в Среднюю Азию или на Кавказ, вызывающий массу расходов и длительный простой артистов, что влекло за собой и невыполнение плана. Разве не рентабельней было бы в том же районе, где работал цирк, продлить сезон на месяц за счет гастролей в одном из соседних Дворцов спорта и так же начинать сезон во Дворце спорта за месяц до открытия «законсервированного» цирка? Правильно выбранные маршруты и хорошо продуманные сроки гастролей цирков — одно из условий рентабельной работы всего отдела наших передвижных предприятий.

Почему-то так случается, что программы в летних цирках рекламируются значительно слабее, афиши значительно хуже по качеству, чем в стационарах, да и вообще их меньше. А практически должно быть наоборот. Ведь приезд шапито в город должен становиться событием, праздником, и здесь нужно использовать все формы рекламы, не забывая и шествия-кавалькады по городу.

Коммунистическая партия и Советское правительство придают очень большое значение улучшению культурного обслуживания сельского зрителя. А поэтому передвижные цирки должны так строить свою работу, дабы проникать в отдаленные сельские районы, чтобы зрители там могли видеть не только группы «Цирк не сцене». А ведь иные передвижки просто не выполняют этой важной задачи. Вместо этого они стоят в больших городах все лето, делая максимум два-три переезда.

Как же повысить мобильность всех цирков-шапито? Как сделать, чтобы все передвижные предприятия выполняли производственный план? Ведь не секрет, что большинство молодых директоров «варятся в собственном соку». А отсюда и все последствия.

Разве плохо было бы, если молодой человек, назначенный директором передвижки, но не имеющий в этой области достаточного опыта, поработал бы заместителем или просто стажером полгода у опытного директора, который передал бы ему свой многолетний опыт. Мне кажется, если бы старые, опытные директора курировали в качестве наставников молодых руководителей, то случаи невыполнения плана в передвижных цирках резко бы сократились. А это значит, что сотни тысяч новых зрителей познакомились бы с праздничным, веселым и жизнерадостным искусством манежа.


Г. ТРАХТЕНБЕРГ, заслуженный работник культуры РСФСР, директор Кисловодского цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования