ВТМЭИ – дом, где сбываются мечты - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ВТМЭИ – дом, где сбываются мечты

Ю. ГУСАКОВ, Н. ОСИНЦОВА, M. МНАЦАКАНЯН, A. РЕДЕЛЬ, Л. МАСЛЮКОВКогда хочешь рассказать о всеми уважаемой организации ВТМЭИ, которая отмечает свое 25-летие, a цель данной статьи именно такова, неудержимо тянет на словесно-цифровое ассор­ти.

На фото. Ю. ГУСАКОВ, Н. ОСИНЦОВА, M. МНАЦАКАНЯН, A. РЕДЕЛЬ, Л. МАСЛЮКОВ

A читатель как раз этого и не любит. Утомленный цифрами, он может отложить статью и до конца ее не прочитать. Вот я и решил, прежде чем писать о юбилее, рассказать о нескольких любопытных фактах или, точнее сказать, событиях, которые, на первый взгляд, прямого Отношения к нему не имеют.

...Снимок акробата, сделавшего стойку на руках на перилах Эйфелевой башни, молниеносно облетел все ведущие французские газеты и журналы. Героем дня оказался артист Московского мюзик-холла Геннадий Попов. Надо сказать, что и без того имя Геннадия Попова уже упоминалось во всех парижских газетах. Так, газета «Монд» 3 июня 1964 года писала: «И уж совсем открываешь рот от изумления, аплодируешь до боли в ладонях эквилибристу Г. Попову». A газета «Франс суар» за этот же день так охарактеризовала оценку публикой номера Г. Попова: «По аплодисментам — это самум, буря!».

Казалось бы, зачем было рисковать артисту своей жизнью, когда он и так был обласкан парижской публикой. Позднее я спросил об этом y Геннадия, и вот что он мне ответил:

— Здесь было затронуто мое профессиональное самолюбие. Фоторепортер парижской газeты, смотревший в «Олимпии» спектакль Московского мюзик-холла, рассказал мне трагическую историю o попытках сделать стойку на перилах самой высокой площадки Эйфелевой башни. Башня на этой отметке сильно качается, там дует постоянный ветер, поэтому многие были убеждены в невозможности сделать подобный трюк.

Три дня я ходил на эту чертову башню вместе c фоторепортером, не решаясь сделать стойку на перилах, но делая стойки на самой площадке, стараясь почувствовать все скрытые для непосвященного трудности, и лишь на третий раз я твердо сказал своему французскому другу: «Сегодня сделаю — снимай!»

Когда вторично мюзик-холл приехал на гастроли в Париж, казалось, все стремились увидеть русского акробата-виртуоза, поразившего парижан своей смелостью и удивительным мастер­ством...

...B 1974 году в резиденции, Организации Объединенных На­ций состоялся грандиозный концерт, сбор от которого предназ­начался в помощь детям, больным полиомиелитом. C огромным успехом в этом концерте выступили советские артисты, заслужен­ные артисты Якутской АССР Наталья и Олег Кирюшкины. Произошло это во время гастролей в США большой группы советских артистов под художecтвенным руководством И. Моисеева. Позже, делясь своими впечатлениями об этом концерте, Кирюшкины говорили о своих ощущениях: «Казалось, что зто аплодируют не лично нам, a нашей стране»...

...1978 год. ЧССР. Международный конкурс иллюзионистов. «Гран-при» конкурса завоевали советские артисты. приз уехал в Алма-Ату.

1978 год. Франция. Международный конкурс иллюзионистов. «Гран-при» — y советских артистов. Приз также уехал в Алма-Ату. 1979 год. Бельгия. Международный конкурс иллюзионистов.

Снова главный приз — y наших артистов, и опять он уехал на хранение в Алма-Ату. Таким образом, народные артисты Казах­ской ССР, лауреаты премии Ленинского комсомола Сара Кабигужина и Султангали Шукуров в течение двух лет в труднейших междунаpoдных состязаниях трижды завоевали высшие награды...
Читателю может показаться, что между приведенными мною фактами нет никакой связи. Внешне — да, а внутренняя связь — самая прочная. Все эти артисты были воспитаны в одном доме, в одном гнезде, давшем им и силу и крылья для полета. Все номера программы, с которыми эти артисты пришли к таким высоким результатам в своем творчестве, были созданы в стенах

Всероссийской творческой мастерской эстpaдного искусства, отметившей в этом году свое 25-летие. Перед ВТМЭИ была поставлена ясная, но очень сложная задача — организовать создание на высоком идейно-художественном уровне новых номеров и программ для концертных организаций. Российской Федерации. Для того чтобы понять, какое серьезное значение придавалось проблемам развития эс­традного искусства и какие надежды возлагались на творческую мастерскую, достаточно упомянуть хотя бы нескольких человек, входивших в состав художественного совета ВТМЭИ. Это — Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Л. Русланова, K. Шульженко, И. Набатов, M. Гаркави, H. Богословский, A. Алексеев, C. Михал­ков, Л. Миров, T. Птицына, M. Хрусталев, P. Зеленая, A. Редель, Г. Виноградов, И. Яунзем, M. Харитонов...

Сегодня трудно найти на эстраде человека, не знающего, что такое ВТМЭИ. Значение этого учреждения для развития всех форм эстрадного искусства в нашей стране огромно. Я позволю себе привести некоторые цифры. За двадцать пять лет в стенах ВТМЭИ было подготовлено свыше полутора тысяч арти­стов, из которых сто девяносто восемь человек удостоены различных почетных званий — за номера и программы, созданные в ВТМЭИ.

Помимо концертных номеров — основы эстрадного искус­ства, в ВТМЭИ рождались целые коллективы, создавались полно­метражные концертные программы. Таких программ было создано сорок четыpe.

A первая из них называлась «B жизни раз бывает 18 лет». Еу авторами были писатели B. Масс и M. Червинский, композитор H. Богословский и режиссеры-постановщики Л. Маслюков и C. Каштелян.

В Театре эстрады шли последние репетиции представления «В жизни раз бывает 18 лет». Во время одного из перерывов в буфете сидел тогда еще совсем молоденький, никому не известный, собственно еще и не артист (до премьеры оставалось несколько дней) Женя Петросян. За соседним столиком сидели Л. Маслюков и C. Каштелян. Женя вдруг ощутил на себе их пристальные взгляды. Они o чем-то тихо разговаривали, явно что-то замышляли. Предчувствие не обмануло E. Петросяна. Они подозвали его к себе, и один из них сказал: «Вот тебе рубль, иди в парикмахерскую и перекрась свои волосы в рыжий цвет. Так надо для программы».

— Мне ничего не оставалось делать, как подчиниться такому насилию над личностью, тем более что авторитет этих людей был среди нас, выпускников, непререкаем, — рассказывал позже Пeтросян. — Впоследствии мне говорили, что рыжие волосы дей­ствительно больше подходили тому персонажу, котoрый я изображал на сцене. Правда, мая мама была совершенно другого мнения. Но ведь говорят же, что искусство требует жертв. Вот так, недолго раздумывая, я принес свою первую жертву на алтарь искусства, и эта жертва, как показала жизнь, не была напрас­ной, — сказал c улыбкой теперь уже Евгений Ваганович Пeтросян, заслуженный артист РСФСР,  рассказавший мне эту историю спустя 25 лет.

Помимо E. Петросяна в выпускном спектакле участвовали Александра Стрельченко, танцевальный ансамбль «Кавказ», называвшийся тогда «Дружба», Маргарита Суворовa, Анатолий Елизаров — ныне признанные мастера, отмеченные высокими званиями и любовью зрителей. Первый выпуск для ВТМЭИ был чрезвычайно принципиальным, и не случайно к нему было привлечено широкое внимание. Я не знаю в своей жизни другого такого случая, чтобы одному эстрадному представлению столич­ная печать уделила бы столько внимания.

Второй выпуск ВТМЭИ выходил из стен мастерской в 1964 году c программой, которая называлась «Осторожно, новички».
Знаменательным стало привлечение к работе над программой, кроме Л. Маслюкова, одного из самых кpупных режиссеров и художников советского театра Н. Акимова, который создал для спектакля блистательное оформление, Он же к этой программе выполнил рекламный литографический плакат, который позже в Париже на выставке рекламных плакатов был отмечен как лучший.

Газета «Вечерняя Москва» от 20 апреля 1964 года в статье «Новичков опасаться не надо» отношение к программе выpазила в словах: «Скажем сразу: стаpым мастерам эстрады есть кому передать творческую эстафету, eсть надежные руки, которые бережно принимают славные традиции искусства, любимого на­родом». Не об этом ли мечтали те, кто стоял y колыбели ВТМЭИ?

Традиции мастерской по созданию концертных программ не толы со бережно сохраняются, они постоянно обогащаются c учетом требований времени. Подтверждением этому являются программы последних лет: «Искусство факиров восточных стран» (1984), «Как прекрасен мир» (1985), «Фокусы — это просто» (1985), «Талашинские вечера» (1985), «Балагуры» (1985), «Гость из космоса», (1986), созданные в ВТМЭИ для различных филармо­ний страны.

Успешность работы коллектива мастерской c артистами объясняется прежде всего тем, что в каждом отделе ВТМЭИ артист попадает е условия творческом лаборатории. Вокруг него создается постановочная группа в составе режиссера, компози­тора, художника, тренера-педагога и т, д., усилия которой направ­лены на выпoлнение единой художественной задачи — созданию нового номера.

C артистами отдела речевых жанров работали такие корифеи зстрадной сцены, как H. Смирнов-Сокольский, И. Набатов, M. Гар­кави, 3. Гердт, Ф. Липскеров, P. Зеленая, A. Харламова, осуще­ствлявшие режиссерскую и педагогическую работу c артистами в тесном содружестве c эcтрадными драматургами Л. Ленчем, Б. Ласкиным, В. Поляковым и многими другими. То, что эта напряженная работа дала свои плоды, сегодня подтверждается творчеством выпускников разных лет.

Интересно, что в ВТМЭИ в качестве музыкального редактора работал s начале своей творческой деятельности композитор Д. Тухманов. K слову сказать, в работе мастерской принимали участие композиторы A. Пахмутова, Ю. Саульский, O. Фельцман, A. Флярковский, M. Таривердиев, B. Шаинский и многие другие. Практически все ведущие композиторы нашей страны внесли свою лепту в дело обогащения репертуара молодых исполнителей советской песни, выпускников ВТМЭИ.

Руководители хореографического отдела заслуженные ар­тисты РСФСР Анна Редель и Михаил Хрусталев, ведущие мастера эстрадного танца на нашей эстраде, воспитали не один десяток первоклассных танцовщиков, достойно продолживших передо­вые традиции советского эстрадного танца.

Пожалуй, самым ярким выпускником этой шкалы является Альвиан Гайдаров, дважды побеждавший на всесоюзных конкур­сах c номерами в постановке Редель и Хрусталева. «Хореографи­ческий этюд» на музыку Спадавеккиа — шедевр балетной миниа­тюры на эстраде. Именно этот номер на Всесоюзных конкурсах дважды отмечался высшими наградами. Случай в практике конкурсов беспрецедентный. Репертуар Гайдарова обширен и пора­жает как тематическим, так и жанровым разнообразием. Его творческой манере присущ героико-pомaнтичeский стиль. Сте­пень сложности приемов, движений, балетно-акробатических под­держек в номерах Гайдарова нарастает к финалу c неудержимым темпом, чтобы взорваться в финале таким мощным фейерверком мастерства и вдохновения, которое буквально завораживает зри­теля. По достоинству разделяет творческий успех c Гайдаровы и его партнерша Анна Евтушенко. В ее искусстве счастливо сочета­ются выразительность и виртуозность -  то, чего так не хватает, по словам Редель, многим нашим современны м артистам балета, работающим на эстраде. Ну a что можно сказать o тех, кто поступает в отдел сегодня? Этот вопрос был задан мною A. Ределе.

— Мало способных артистов. Когда были открытые конкурсы c двухгодичным обучением, открытий было больше, a результаты ощутимее. Кстати, такое мнение высказывают многие старожилы ВТМЭИ небезосновательно, вспоминая, что каждый конкурсный выпуск открывал целое созвездие молодых талантов во всех жанрах.

То, что ВТМЭИ — это подлинно творческая мастерская, много сделавшая для развития всех основных жанров эстрады, говорят результаты ее деятельности. K примеру, успехи выпускни­ков творческой мастерской в области иллюзионного искусства сегодня признаны не только в нашей стране. Так, Александр Василевский с программой, подготовленной в ВТМЭИ в 1968 году (автор трюков и режиссер Л. Маслюков), стал лауреатом III Меж­дународного конкурса современной магии в Карповых Варах (1-я премия), Султангали Шукуров и Сара Кабигужина — народ­ные aртисты Казахской ССР, как уже говорилось, трижды завоевы­вали «Гран-при» на Международных конкурсах иллюзионистов (режиссер-постановщик всех программ — заслуженный деятель искусств РСФСР C. Каштелян). Традиции ВТМЭИ в этом жанре на международной арене блестяще поддержал заслуженный артист РСФСР, лауреат двух Всемирных фестивалей молодежи и студентов Владимир Данилин, завоевавший «Гран-при» XVIII Международного конкурса современной магии в Карловых Варах d 1983 году (автор трюков и режиссер-постановщик M. Харито­нов). B этом же году в Праге на Международном конкурсе иллюзионистoв выпускники ВТМЭИ, ученики M. Харитонова H. и B. Бастраковы, получили 1-ю премию.

Характерной особенностью для всех названных артистов является то, что они сумели иллюзионный трюк превратить в свой «язык», сделав его средством общения между людьми и даже способом отражения острых проблем, волнующих всех сегодня.

Вокальный отдел подготовил большой отряд одаренных во­калистов, которые во многих концертных организациях заняли ведущее положение. Один из выпускников ВТМЭИ, Валерий Леонтьев всегда c большой душевной теплотой вспоминает своего учителя — Г. Виноградова. Именно он сумел привить Валерию не только прочные профессиональные навыки, но и научить его трудиться, не щадя себя. И, вероятно, именно это сочетание — та­лант плюс труд — дало в творчестве Валерия Леонтьева резуль­тат. Певца любят, о нем спорят — всегда увлеченно и заинтересо­ванно.

Акробатические номера, созданные в ВТМЭИ, всегда играли на нашей эстраде первую скрипку в своем жанре. Филигранное искусство акробатов, заслуженных артистов РСФСР Владимира и Бориса Ворониных, выпускников ВТМЭИ, всегда являлось этало­ном профессионального мастерства. Жанру акробатики вообще повезло в ВТМЭИ, ведь номера создавали люди, которые были законодателями мод в этом жанре — Л. Маслюков, T. Птицына. Их воспитанники — акробаты братья Ю. и B. Колмогоровы, E. Худяков и B. Зайцев, E. РждеинСкнй, эквилибристы Л. Рыжов, B. Серов и многие другие — заложили прочные основы акроба­тического жанра в 60-70-x годах, сумели обогатить его новыми достижениями. Традиции этого жанра сегодня успешно разви­вают режиссеры-постановщики Ирина Осинцова, создавшая це­лый ряд интересных номеров и, в частности, оригинальный дуэт акробатов Алехиных, P. Славский, примером творчества которого может служить блестящий номер в исполнении C. Иншина «Влюб­ленный помощник». Эти номеpа интересны тем, что они сочетают в себе высокую исполнительскую и режиссерскую культуру.

B среде артистов эстрады ВТМЭИ называют не иначе как «студия Маслюкова». Это само собой разумеещееся определе­ние ВТМЭИ основано на той огромной роли в жизни этой органи­зации, которую играет ее художественный руководитель, народ­ный артист РСФСР Л. Маслюков. Каждый выпускник ВТМЭИ ощутил на себе влияние этого талантливого педагога и режис­сера, неутомимого выдумщика, незаурядного организатора эст­радного дела в нашей стране.

На его счету ряд уникaльных изобретений в различных жан­рах, особенно — в иллюзионном. Отличительной чертой ре­жиссера Маслюкова, делающей его непохожим ни на одного из его ныне работающих коллег, является его умение сочетать природные данные артиста c каким-либо техническим приспо­соблением, невидимым зрителю. B результате артист добивает­ся поразительного эффекта, делая невероятное очевидным. Достаточно вспомнить его ученика Михаила Тюменцева c но­мером «Фокусы — это просто». Эти качества в свое время ярко проявлялись в творчестве артиста Маслюкова и его партнер­ши — T. Птицыной.

Художественный руководитель стремится к тому, чтобы каж­дый выпускник ВТМЭИ искал и находил что-то новoе в своем жанре и, к слову сказать, это удавалось ВТМЭИ довольно часто. Именно благодаря этой позиции художественного руководите­ля многие выпускники «студии Мaслюковa» принесли на эстраду свежесть, новизну и оригинальность. Пример Л. Маслюкова лиш­ний раз доказывает ту непреложную истину, что характер личности, возглавляющей творческую организацию, решает в конеч­ном счете ее судьбу.

Уникальный опыт работы ВТМЭИ за двадцать пять лет ее существования — наше общее достояние, он должен стать фун­даментом для того, чтобы на базе Всероссийской мастерской была создана Всесоюзная творческая мастерская эстрадного ис­кусства, каковой ВТМЭИ в сущности уже давно и является.


АНАТОЛИЙ БОЙКО

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования