Выпуск ГУЦЭИ - 1967
Отчетливые контуры мастерства. Мне посчастливилось увидеть воочию цирк и эстраду будущего. Они уже появились на свет и заявили о себе первыми, пока еще немного робкими шагами.
ГУЦЭИ-67. Торжественное вручение дипломов выпускникам.
Но сквозь юношескую угловатость уже явственно виднеются контуры завтрашнего подлинного мастерства. В этом можно было убедиться на юбилейном выпуске Государственного училища циркового и эстрадного искусства, на представлениях, посвященных 50-летию Советского государства и 40-летию училища.
Сорокалетняя культура акробатики в училище, заметно обогатившем этот жанр, дает себя знать. Многое задумано новаторски и хорошо исполнено. Перед нами то и дело возникают совершенно новые комбинации аппаратов и трюков. Оригинально и эффектно выступление ансамбля «Гигантские шаги». Подкидные доски установлены крест-накрест под «гигантскими шагами». И акробаты взлетают из середины вверх, проскакивая между партнерами, летящими по кругу на канатах. Да еще и обыкновенные качели раскачиваются взад и вперед над подкидными досками, так что трудно понять, как в этом стремительном фейерверке движений акробаты чисто выполняют сложные трюки.
Это не только акробатическое, но и игровое выступление ансамбля оформлено в русском национальном стиле. В финале возникают две «колонны из трех». Их «верхние» — парень и девушка — оба одеты «матрешками». Широкие цветные юбки вдруг опускаются до земли, и со зрителями раскланиваются «матрешки»-великанши. Можно не сомневаться, что выступление ансамбля, поставленное заслуженным деятелем искусств А. Волошиным и режиссерами-педагогами В. Акимовым и Г. Третьяковым, через два-три года будет первоклассным аттракционом. В другом номере батут сочетается с двумя антиподными подушками, и шестеро молодых акробатов-сальтоморталистов совершают на этих аппаратах труднейшие, уникальные трюки. Этот номер отлично поставлен режиссером-педагогом Н. Бауманом.
Но впечатляют не только большие группы акробатов. А. Садофьев и В. Мареев исполняют свой номер партерной акробатики с легкостью и изяществом, присущими законченным мастерам. Благородная простота их номера подчеркивается строгостью элегантных костюмов. К. Тятте работает на трапеции под куполом с уверенностью, вызывающей невольное восхищение. Какие смелые «обрывы»! Какой темперамент! Невозможно рассказать здесь обо всех интересных номерах, хотя этого заслуживает и четверка акробатов на столах со своим великолепным номером, поставленным В. Плинером, и хрупкие девушки-гимнастки, ученицы Л. Шляпина, четко и смело работающие на вертикальном канате, — Л. Нурминская и А. Пикчунайте. И акробаты с подкидной доской и батутом, среди прочих трюков строящие «колонну из четырех», и прыгуны, и гимнасты на оригинальном турнике, и вольтижеры — почти все акробатические номера интересны.
Антре музыкальных эксцентриков пока еще немного рыхловато и растянуто, но оно своеобразно, и с течением времени три симпатичных скомороха должны, как мне думается, полюбиться зрителям. Эстрадное отделение училища, конечно, еще не имеет таких прочных педагогических и творческих традиций, как цирковое, — ведь это всего второй выпуск, в то время как цирк получает от училища уже тридцать седьмое пополнение. К тому же студенты эстрадного отделения не имеют ни репертуара, ни костюмов (училище не располагает для этого средствами), и пока можно судить лишь об их потенциальных возможностях. Тем не менее и здесь есть такие яркие дарования, как сатирический дуэт Т. Калабиной и В. Врагова, имеющий свою индивидуальную манеру исполнения, свой органический, ненаигранный юмор. И жаль, что выпускникам придется зря потерять немало времени, не работая, а обивая пороги различных кабинетов, пока концертные организации закажут им репертуар и примут его, пока режиссер поставит им номер, пока будут сшиты костюмы.
Министерству культуры РСФСР давно следовало бы дать Росконцерту возможность уже по окончании третьего курса считать студентов училища своими кадрами и отпускать на них средства, чтобы, покидая стены училища с готовым номером, молодой артист мог сразу же выйти но эстраду, к зрителю. У многих третьекурсников уже сейчас нетрудно угадать подлинную одаренность. Кое у кого видны начатки профессионального умения. Исполнение Е. Озерцевой песенок-загадок позволяет надеяться, что эстрада для детей получит со временем способную артистку. Студенты С. Влесс и Е. Харыгин обладают достаточными данными, чтобы стать в будущем сатирическим дуэтом, непохожим на все остальные... Настоящая деловая помощь и поддержка со стороны Росконцерта и Министерства культуры нужна студентам обоих отделений именно теперь, пока столкновение с буднями эстрады и цирка не охладило их творческий пыл или, как говорят в цирке, не сбило с них кураж.
Сегодня в выступлениях выпускников училища покоряет увлеченность творчеством, непосредственность общения со зрителями. И не только у таких исполнителей, как соло-жонглер Е. Биляуэр, обладающий прирожденными актерскими данными, — сложный номер он «подает» артистично и ненавязчиво. У других это не игра, а просто нескрываемая радость от удачно получившегося трюка или от того, что самому исполнителю нравится петь куплет. Такая искренность не может не подкупать. И еще пленяет известная интеллигентность, отличающая всех без исключения студентов. Она чувствуется во всем: в характере исполнения номеров, в том, как эти молодые люди держатся на эстраде и на манеже — скромно и с достоинством, без той нагловатой развязности, которая еще и сегодня так раздражает порой у иных профессионалов. Думается, что это — не только заслуга преподавателей хореографии, но и результат творческой атмосферы училища. И, может быть, эта интеллигентность, предвосхищающая образы будущих артистов, — самое ценное из того, что дало училище молодым людям.
Нетрудно представить себе, каких усилий стоило превратить нетронутый «сырой человеческий материал» в молодых артистов, завтрашних мастеров, организовать их творческий процесс. Какой огромный труд — в сравнительно короткий срок заставить человеческое тело легко и свободно совершать, казалось бы, невозможное, словно преодолевая законы природы. Сколько нужно любви к делу и неподдельного энтузиазма, чтобы привить молодым людям и общую и художественную культуру... Всем этим училище обязано в первую очередь педагогам-ветеранам. Н. Бауман преподает здесь уже двадцать лет. Он поставил и выпустил свыше шестидесяти номеров, и большинство их — творческие находки. Все, что поставлено Ю. Мандычем, отличается дерзким новаторством и многое приобрело международное значение. И. Маликов год за годом выпускает акробатов-прыгунов, проявляя огромную изобретательность. Тот же новаторский дух заметен и в работе молодого педагога Ю. Белова. Большой труд вкладывают в преподавание Г. Третьяков, Н. Денисов и многие другие.
Но, конечно, главная пружина, приводящая в движение весь этот большой и сложный механизм, его душа — директор и художественный руководитель А. Волошин. Как важно, что во главе такого училища — не просто умелый организатор и хороший администратор, но прежде всего подлинный энтузиаст, заражающий своей увлеченностью весь коллектив, глубокий знаток циркового искусства, творческий руководитель, для которого училище — не служба, а дело его жизни. Опыт этого коллектива давно стал международным. Каждый год из Польши, ГДР, Болгарии, Монголии и других стран приезжают перенимать наш опыт. Там созданы своеобразные цирковые студии-школы, в свою очередь внесшие много нового в дело подготовки артистов. Жаль только, что наши советские педагоги, родоначальники цирковой и эстрадной педагогики, до сих пор не смогли ознакомиться с опытом своих последователей.
Когда мы смотрим работу этого выпуска, совпавшего с сорокалетием училища, невольно возникают вопросы: какая судьба ждет молодых людей в дальнейшем? Легко ли вчерашним студентам стать сразу полноценными артистами? Любой эстрадный, а особенно цирковой номер должен быть многократно «обкатан» на публике. Именно зрители — их шумное одобрение или, наоборот, молчаливое неприятие — окончательно отшлифовывают номер, устанавливают его темп, заставляют совершенствовать «подачу», а порой и менять последовательность трюков. Особенно важен такой период «доводки» на первых порах для выпускников училища.
И нам кажется целесообразным сохранение связи выпускников со своими педагогами на протяжении первых двух-трех лет. Как важно было бы молодому, еще неопытному артисту, если бы в цирк, где он выступает, приехал педагог, отлично знающий весь путь его развития, все его возможности. Просмотрев выступление, педагог профессионально объяснил бы артисту, в чем он вырос, а в чем недорос, провел с ним одно-два занятия и уехал, уверенный в том, что помог своему бывшему ученику подняться еще на одну ступень артистичности и мастерства. Как важно на первых порах услышать авторитетное слово строгого, но доброжелательного судьи, а не чью-нибудь равнодушную реплику или злую шутку в свой адрес!
И еще одно. Большая художественная форма в цирке — сюжетные представления, пантомимы для детей и для взрослых — чем больше, тем все чаще появляется на манеже. При составлении учебных программ и планов, и даже при приемных испытаниях, училище не может упускать из виду, что завтра от всех без исключения артистов цирка могут потребовать профессиональной актерской игры, будь то клоуны, акробаты или дрессировщики. Между тем при просмотре выпускной программы создается впечатление, что как раз этому училище уделяет меньше всего внимания. Думается, необходимые поправки в этом смысле нужно внести в практику работы уже со следующего учебного года.
Эстрада и цирк — значительная и важная область советской художественной культуры. Почетна и ответственна роль училища, готовящего завтрашние творческие силы этих искусств. И то обстоятельство, что на выпускном экзамене уда-лось увидеть много интересного и по-настоящему талантливого, вселяет уверенность в том, что такой коллектив сумеет преодолеть те немногие слабости, о которых не хочется говорить в дни сорокалетнего юбилея. Все-таки, победителей не судят.
М. ТРИВАС

ГУЦЭИ-67. Студенты — участники акробатического ансамбля «Гигантские шаги» вместе с режиссерами-педагогами В. АКИМОВЫМ и Г. ТРЕТЬЯКОВЫМ.
ГУЦЭИ-67. Участницы оригинального танцевально-акробатического номера Л. БАРЫШКОВА, Г. ДЕМИДОВА, Т. ТИТОВА и В. КРАСНОЩЕКОВА.

На первой странице обложки журнала Советский цирк. Сентябрь 1967 г.: студенты творческой мастерской клоунских жанров Московского цирка — участники Дня цирка — на ВДНХ. Фото Е. САВАЛОВА

На второй странице обложки журнала Советский цирк. Сентябрь 1967 г.: ГУЦЭИ - вчера, сегодня, завтра.

На четвертой странице обложки журнала Советский цирк. Сентябрь 1967 г.: десятки тысяч москвичей и гостей столицы, с интересом смотрели выступления артистов в День цирка на ВДНХ. Фото Е. САВАЛОВА
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.
оставить комментарий