Решит зритель. Выпуск ГУЦЭИ 1986
Каждое лето в ГУЦЭИ можно посмотреть новую цирковую программу. Идет она около месяца, и показ ее завершается выпускным экзаменом-представлением. Студенты в последний раз выходят в эпилог, проходят по манежу, покидая егo, делают всего один шаг — и вот они уже... артисты.
На фото. Эквилибристка Л. ЖДАНОВА
Давайте посмотрим, кто в этом году сделал этот шаг c учебного манежа на обычный тринадцатиметровый манеж. Написала «на обычный манеж» и подумала: разве может манеж быть обычным, когда здесь все — неожиданность, удивление, изумление. Так, во всяком случае, должно быть. A будет ли — зависит и от тех, кто в этом году завершил учебу.
Так что же мы увидели в программе? Квартет зквилибристов на штейн‑трапе, созданный режиссером-педагогом Л. Петлицким. У режиссера Петлицкого свой собственный почерк, его pаботы не спутаешь c другими. Он — приверженец крупноаппаратурных номеров. A я, признаюсь, никогда не была поклонницей номеров с большим реквизитом.
Мне мешает лишний «металл», заслоняющий манеж и купол. Но аппараты, придуманныe Л. Петлицким, всегда открывают что-то неизвестное в давно известных нам жанрах. На этот раз режиссер вместе со своими учениками Л. и H. Генераловыми, C. Борщовым и B. Дьяконовым доказали, что эквилибр на штейнтрапе может быты прочитан совсем по-новому.
На фото. Гимнастка на трапеции E. ПОПОВА
Помимо уже названного воздушного номера в программе была гимнастка на трапеции E. Попова (режиссер-педагог T. Найденова). Девушка под куполом. Легкая трапеция широко раскачивается над манежем, гимнастка неожиданно срывается c нее, но в последний миг успевает зацепиться носками ног и повисает на пятках. И девушка вновь раскачивается над нами в вы шине. Красиво, романтично? Да. Но такое много раз видели? Да.
«Воздушная акробатика на вертикальном канате». B программке указан один исполнитель — H. Челноков. Гимнаст подходил к верткальному канату, взбирался на не самыми неожиданными приемам исполнял эффектные акробатические трюки, причем трюки «отрывныe» затем спускался на манеж. После небольшой передышки, необходимой артисту, он опять оказывался на канате и выполнял следующую серию нeожидaнных трюков. A затем вновь небольшая передышка — и вновь каскад увлекательных трюков... Те кто видел представление, скажут, что я описываю какой-то совсем другой номер. И будут пpавы. Потому что, режиссер-педагог T. Дурова и педагог B. Фомин вывели на манеж двоих: юношу — H. Челнокова и девушку — H. Стрельченко. Всю «работу» вел H. Челноков. Вел отлично. Но только паузы-пeредышки как бы исчезали. Они, конечно, были, мы их не замечали, потому что юноша не демонстрировал трюки, вернее, демонстрировал, но не нам своей девушке. B чем же тут разница? Вот в чем. Не было на манеже гимнаста и ассистентки. Пара, влюбленных, увлеченных друг другом, не замечала нас, зрителей. До нас ли им было! Она безгранично верила в его смелость, в удачу, верила, что он способен совершить невероятное. И он это невероятное совершал. А она, восхищаясь им, требовала от него все новых чудес.
И он шел к канату, взмывал вверх, скользил вниз головой, отрывался от каната и, пpитянутый неведомой силой, возвращался на него. Вот такие чудеса онм совершал раде нее. Да и как ему было не совершать их, если она умела восхищаться им, как никто другой. Чувства просто переполняли ее, она взвизгивала от радости как ребенок, пускалась от радости в пляс, тормошила друга и вновь подталкивала его к канату — ей хотелось нового чуда. A если от человека ждут невероятных свершений и верят в его успех, он готов все преодолеть... Так отчего же в программке назван лишь один исполнитель? Оказывается, H. Стрeльченко еще предстоит учеба, ее выпускной экзамен впереди. И можно только приветствовать педагогов училища, включающих в номера выпускников студентов младших курсов. Такая практика необходима. Артистическое мастерство оттачивается на манеже в процессе общения со зрителями. Надо, видимо, и дальше продолжать эту практику, раскрывать таким образом дарования студентов. Но какой, однако, вариант увидят зрители? Тот, что я описывала вначале? Демонстрацию оригинальных, сложных, своеобразных трюков на канате вместо незабываемой цирковой новеллы? Или место Стрельченко займет другая ассистентка? Место-то займет, но так достоверно жить в образе не сумеет. Далеко не каждому, к сожалению, дано... A как хотелось бы, чтобы находку режиссера увидели зрители! Разве нельзя ради этого позволить студентке окончить училище заочно? пишу и знаю: не будет этого.
Не увидит широкая публика эту искрящуюся весельем новеллу. A зря. Не так уж часто встречаемся мы на манеже c искусством. A этот номер стоило бы показать на международном конкурсе молодых артистов.
В последние годы ГУЦЭИ взяло верное направление — больше внимания уделять эксцентриаде. B нынешнем выпускe эта тенденция просматривается довольно четко. B первую очередь это работы студентов, с которыми занимался режиссер-педагог Л. Швачкин. Не все, бесспорно, получилось в этих номерах, но направление поиска определено верно. Л. Швачкин совместно с режиссером-педагогом Б. Дунцевой поставив в эксцентрическом ключе «премьеру», которую исполняет эквилибристка Л. Жданова, a также эксцентрическую миниатюру в жанре эквилибра. Исполнители — К. Невретдинов и Ю. Цецарев. Не менее интересна эксцентрическая зарисовка «Бродячие артисты». Ее показали A. Бугайцов и B. Легостаев. (педагог — Л. Петлицкий, режиссер-педагог — Л. Швачкин.)
Совсем в иной манере работал танц-жонглер на моноцикле A. Чайников (режиссер-педагог — T. Югова). Л. Швачкин выcтупил здесь в роли педагога, но его мастерство хореографа ощутимо прослеживается в рисунке всей композиции.
На фото. "Бродячие артисты" А. Бугайцов, Р. Лягостаев и Танц-жонглер на моноцикле А. Чайников
К эксцентрике явно тяготели номера — «Двое c гитарой» в исполнении Ю. Майорова и A. Долина (режиссер-педагог Ю. Федосеев, педагог B. Левкин), клоунское «Регби», показанное Л. Щукиным и C. Шульгиным (режиссер-педагог B. Аверьянов), «Веселый поваренок» (исполитель — A. Ооржак, режиссер-педагог И. Вобликов). И даже группа акробатов-вольтижеров, продемонстрировавшая сложныe прыжки и эффектные перелеты через весь манеж с колонны на колонну, шутливо перемежала трюки элементами аэробики. Поэтому она и носит название: «B ритмах азробики» (режиссер-педагог Б. Белохвостиков).
Итак, зксцентрика, элементы комического присутствуют чуть ли не во всех номерах. Тут бы и вздохнуть c облегчением: значит, c манежа не будет веять скукой. Но радоваться пока рано. Модные ныне элементы брэкданса ввeдены в номер «Двое c гитарой». Название говорит o том, что действие должно развиваться вокруг гитары. Все вроде бы есть: нeобычaйный реквизит, новые танцевaльные элементы, a юмора нет, смеха нет, номер не получился...
Известный жонглеp-зксцентрик B. Аверьянов поставил клоунское «Регби». Так оно называется — клоунское. И мы, естественно, ожидаем увидеть забавные коллизии и, несомненно, столкновение двух характеров. Но ожидания наши не оправдались. Любители цирка, конечно, помнят какой точный типаж был создан самим B. Аверьяновы м в номере «Бадминтон». A его партнерша В. Аверьянова? Прошли годы c тех пор, как я видела ее на манеже, а образ веселой, ловкой спортcменки, созданный ею, и по сей день стоит перед моими глазами. A вот лиц участников клоунского «Регби» не могла вспомнить даже на следующий день. Кое-что из трюкoв запомнила, пластика их запомнилaсь (этому режиссер обучил студентов), но вот хоть какие-то черточки характеров, которые бы позволили запомнить их, позволили бы отличить одного исполнителя от другого, вспомнить не смогла...
Это первая работа режнссера B. Аверьянова в ГУЦЭИ. Может быть, не стоило останавливаться именно на ней? Но знаю, талaнтливый артист Аверьянов ставил споим коллегам цирке номера, ставил спектакли. Будем ждать от него равноценных работ в стенах училища.
На фото. Клoуны C. УХАНОВ u A. СУМЯТИН
Заглядывая в программу, радуешься тому. какие опытные педагоги преподают клоунаду: A. Смыков, B. Мозель, Б. Бреев. Они занимались c большой группой клоунов. Но я назову лишь дуэт С. Уханова и A. Сумятина. Коверные обаятельны, в их репертуаре — забaвные, с выдумкой репризы. Есть немало комических трюков, вызывающих то улыбку, то смех. Особенно надо отметить сценку «бокс». Этот матч проводят на ходулях, что необычно даже для «боксеров» цирка.
Вот что мы увидели этим летом в ГУЦЭИ. Студенты прошли перед нами по учебному манежу, перешагнули барьер, отделявший их от настоящего циркового манежа. Теперь они — артисты. Вызовут ли их номера изумление, восхищение? Решать будут зрители.
ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.
оставить комментарий