Выразительность клоунской маски
Среди многообразия многожанровых цирковых постановок, в которых нашли широкое отражение темы русской, советской и западноевропейской литературы, а также фольклорные, исторические, спортивные, сказочные и другие сюжеты, - особое место занимают клоуны, призванные объединить и сцементировать отдельные цирковые номера в единый спектакль.
Клоуны, будучи чуткими к житейским обстоятельствам, все же перерастают будничный характер, сообщая всему выступлению нечто важное и неотъемлемое от творческой направленности и личности самого клоуна. И здесь, - замысел, художественная идея не позволяют артисту сбиться, обеспечивая ему желаемый результат и успех. Художественная идея - это и есть та творческая основа, которая должна закладываться постановочной группой в тесном сотворчестве с клоуном. Но любая клоунская импровизация вполне допустима при условии, если она "работает" на задуманную идею, ее художественное воплощение.
Задача эта выполнима лишь в русле действия, построенного сообразно "логике" клоуна, его характера, внешнего облика и поступков, активно движущих мысль, экспрессию и мораль клоунады. Поэтому создание его образа, костюма, грима, трюкового реквизита - особая забота художника. С самого зарождения клоунской маски менялись не только их репризы, менялся и облик клоуна, его внешний вид: с усложнением содержания выступлений выразительнее становилась образность маски и костюма, этому же способствовала социальная направленность клоунских антре, реприз, клоунад.
В этом смысле интересно замечание Ю.А.Дмитриева: "Современный цирк вырос на базе школ верховой езды. Пока школы верховой езды давали свои представления по преимуществу перед знатью, комическим персонажем в них по большей части бывал мужичонка, выезжавший на негодной кляче... Но постепенно конные представления стали устраиваться только в дни ярмарок и празднеств на площадях, по преимуществу для простого народа. В связи с этим меняется не только образ, но и идейная направленность репертуара комических персонажей. Теперь все чаще осмеянию подвергаются знатные господа: неуклюжие и тупые, не умеющие выполнить простейших указаний... В то же время их слуги... зачастую оказываются ловчее и сообразительнее бар".
Напомним, чтобы стать современным клоуном, цирковой комик должен был преодолеть многовековой путь сложных эволюций своей "биографии", в которой он был и "деревенщиной", и "мужиком", и "остолопом" и просто "дурнем", над которым вдосталь смеялись все - и его партнеры и публика.
А.В.Луначарский говоря о клоунаде, отметил, что на арене - это "тот ряд комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду". С некоторых пор в цирке сложилось превратное представление, будто "толпа гогочет больше всего над зрелищем человеческого унижения и что полдюжины звонких пощечин на каждый клоунский выход - есть необходимая приправа".
"В обновленном цирке клоун должен иметь высокий в своем комизме репертуар. Он владеет смехом тысяч. Это огромная сила.
Смех - вещь священная, радостная и грозная... В клоунадах может и должна присутствовать вся гамма смеха, юмор, то есть кроткая насмешка, смех почти сквозь слезы, смех, соединенный с печалью, а рядом - бьющая сатира, едкий сарказм, клоун смеет быть публицистом". Творчество Лазаренко стало тому ярким подтверждением.
И время меняет содержание и формы циркового искусства. Так, новый репертуар и содержание современных клоунских реприз и клоунад стали одной из причин значительного изменения образного строя и всего характера традиционного клоунского костюма, клоунской маски. Теперь уже и выразительный костюм активно помогает клоуну наиболее ярче подчеркнуть действия своего героя, образно отобразить положительные и отрицательные явления жизни общества в их сиюминутном проявлении. Причем, убедительная и вполне допустимая "небрежность" клоунского костюма, то, как он подчас нелепо сидит на нем, и как он носит его, - будет также с успехом "работать" на клоунскую маску-образ.
С момента появления двух комиков - белого и рыжего - в манеже появился диалог, который стад наивысшей формой выражения актерского мастерства и всегда требовал изобразительной поддержки со стороны художника. По мере усложнения и изменения характера диалога белого и рыжего рыжий все больше приобретает право осмеивать поступки своего партнера, все чаще инициатива переходит в его руки. И, когда приоритет белого был окончательно утерян, это изменение функций персонажей не замедлило сказаться на их внешнем облике. Стало очевидным, что клоуны в прежнем обличье, когда белый беспрестанно унижал рыжего, уже не могут существовать. Уходили в прошлое безмерно утрированные и подчас уродливые огромные рты, "пьяные" носы, неряшливые, нечесаные парики. Традиционные маски рыжих теперь уже не могли отражать весь дух времени, а, следовательно, теряли связь и непосредственный контакт со зрителем. Это хорошо поняли авторы, режиссеры, художники и артисты цирка. И одной из насущных творческих задач стало создание современных, несхожих между собой клоунских масок - образов с типическими и в то же время индивидуальными чертами, своеобразными костюмами, гримом, которые были бы близки, предельно убедительны и понятны широкому зрителю. Определение Станиславского - "Сценический образ есть физические данные, помноженные на воображаемое лицо", ставшее классическим в театре, теперь было взято на вооружение художественно-творческой практикой цирка.
В середине 30-х годов стадо очевидным, что советское цирковое искусство значительно изменилось: стало более зрелым не только по мастерству, но и по художественно-эстетическим требованиям. Оно росло вместе со своим зрителем. В силу своей мобильности, цирк часто первым из всех искусств откликался на требования времени. Стало понятно, что героическая романтика, публицистика, сатира прочно вошли в цирковой быт и являются неотъемлемыми элементами каждого представления.
Время меняет не только содержание, но и формы циркового искусства. Так, новое содержание современной клоунады, ее новый репертуар стали одной из причин значительного изменения образного строя и характера традиционного клоунского костюма, всего облика клоунской маски. Белый и рыжий теперь появляются на арене в совершенно необычных для их предшественников, но вполне оправданных временем, новых по своей выразительности и содержанию костюмах. И, пожалуй, лишь единственный классический клоунский костюм Анатолия Леонидовича и Владимира Леонидовича Дуровых еще сохранил в какой-то мере свою форму.
При все кажущемся постоянстве циркового костюма, он, однако, беспрерывно эволюционирует, о чем ярко свидетельствует вся история многовекового искусства русского и советского цирка. Клоун, спустившись с балаганного рауса на манеж, сменил былой ситцевый балахон на нарядный комбинезон с отделкой из кружев, вышивки, лент и приобрел совершенно иной характер: ведь он теперь не просто глашатай-зазывала, он теперь с надменностью аристократа общается со своим партнером - веселым и неунывающим рыжим, который своим лукавством, находчивостью и остроумием к великому удовольствию демократической публики всегда брал верх над напыщенным белым. По образцу иностранцев: дуэт белого и рыжего - это только формально. На самом деле это типично русские персонажи. Даже в западный костюм белого клоуна вносилось нечто неуловимое, что придавало облику артиста истинно русский характер.
Но вот в 40-е годы наряд белого клоуна резко изменил присущую ему форму комбинезона и превратился в довольно прозаический эстрадный смокинг с пышным кружевным воротником-жабо и такими же манжетами, оставшимися от прежнего белого клоуна. В энциклопедиях всего мира "смокинг" определяется как мужская вечерняя одежда для курения - пиджак из черного сукна с открытой грудью и длинными, покрытыми шелком отворотами. Но вот, изменив цвет, фактуру материи на бархат, парчу и шелк, отделку, дополненный кружевными жабо и манжетами, он появился на манеже, заняв свое определенное место рядом с традиционным фраком, и, как видно, довольно прочно и надолго. В таком костюме, лишенном присущей цирку нарядности, и начали выступать многие клоуны. Менялись лишь цвет и фактура ткани. И пока еще трудно сказать, является ли эта форма костюма установившейся. Можно, однако, предположить, что она будет снова приближаться к цирку, к характерным и типичным формам и особенностям изысканного наряда белого клоуна, с его нарядной фактурой ткани, щедрой вышивкой блестками, каменьями и другой богатой отделкой. Так или иначе, но ясно одно - поиск в этом направлении художниками будет продолжен. Потому что, как заметил однажды Леонид Леонов: "Мне кажется, эта мишурность в именах, в наименованиях, как и блестки, как и все сияющее великолепие артистического наряда, крайне необходимо, иначе нет и не получится цирка и побледнеет насмерть цирковое искусство".
Клоуны стремятся всячески разнообразить свои выступления, используя в шутках и клоунадах дрессированных животных, акробатические трюки, игру на эксцентричных музыкальных инструментах. И со временем в цирке появились разные клоунские жанры. Соответственно и костюмы у них были разными, отвечая характеру выступления, создаваемому образу. Музыкальные клоуны, скажем, могли мало чем отличаться от белого клоуна: почти такой же комбинезон с короткими, доходящими до колен свободными панталонами, белые или цветные чулки и открытые туфли, на голове - традиционный клоунский колпачок. Так выглядели братья Красуцкие. Но музыкальные клоуны Бим-Бом могли появиться и во фраке, различных бытовых костюмах, придавая им эксцентричный характер, как это имело место у Альперовых.
Примерно в это же время - в начале нашего столетия - в цирке формируется цирковой комик – соло-клоун, поначалу еще использующий традиционный цирковой костюм - широкую блузу Паяца. Но очень скоро соло-клоун Н.Иванов одним из первых отказывается от этого одеяния и появляется перед публикой в шелковой рубахе-косоворотке, штанах, заправленных в мягкие сапоги, плисовой безрукавке и шапке мурмолке с петушиным пером. Клоун Лаврентий Лавров, получивший свою выучку в цирке Никитиных, выступал с дрессированными животными в комбинезоне, расписанном под старые цирковые афиши. Вокруг шеи у него был круглый кружевной воротник, через плечо - широкая лента с медалями, а на голове - конусообразный клоунский колпак.
Появившиеся рыжие вначале создавали образ маленького, забитого человека, вылезающего из кожи, чтобы казаться аристократом. Таков был рыжий П.А.Брыкина. Он выходил во фраке с чужого плеча, с огромным модным пунцовым галстуком-бантом. Монокль на широкой ленточке и цилиндр - все должно было подчеркивать его стремление принадлежать к классу "сильных мира сего". Из-под очень длинных и потому подвернутых брюк виднелись черно-желтые нелепые ботинки. Конечно, все его действия и облик были смешны, но и жалки и вызывали не только смех публики, но и сочувствие. Всем своим видом он походил на популярного западноевропейского клоуна Августа.
По-другому сложилась дальнейшая перспектива наряда у рыжего клоуна. Ушли в прошлое безмерно утрированные подчас, прямо-таки уродливые огромные рты, "пьяные" носы, нечесаные парики, а вместе с этим и необъятных размеров пиджаки, штаны с "мотней", башмаки и другие "дежурные" неправдоподобно-абсурдные детали, аксессуары и атрибуты рыжего. Традиционный "образец" клоунской маски дореволюционного русского цирка теперь уже явно устарел и не вмещал все разнообразие, тематику и содержание современной жизни, утратил связь с реальной действительностью, а следовательно, и непосредственный контакт со зрителем. Это хорошо поняли авторы, режиссеры, художники, артисты советского цирка. Одной из насущных творческих задач стало создание разнообразных, несхожих между собой клоунских масок с их жизненно типическими, собирательными, и, в то же время, индивидуальными образными чертами, к тому же, не утративших красок цирка, но близких и понятных широкому зрителю.
На первых порах поиск новых клоунских масок-образов привел к тому, что некоторые артисты стали выступать в обликах популярных в свое время кино-комиков Гарольда Ллойда, Пата и Паташонка, Чарли Чаплина и других. Но подражание есть подражание. И здесь уместно вспомнить мысль Н.Г.Чернышевского о том, что подражать - значит, не понимая существенных достоинств, не понимая смысла произведения, ослепившего нас своим успехом, механически воспроизводить его внешнюю сторону и, не имея сил передать его красоты, со всей силою безвкусия скопировать в громадных размерах его недостатки, принимая их за красоты. Это положение, высказанное Чернышевским, имеет также прямое отношение и к содержанию репертуара, трюкам и костюмам любого из цирковых жанров, и клоунады особенно.
Многие артисты советского цирка, такие как В.Лазаренко, братья Танти, Бим-Бом и другие начали понимать насущную необходимость создания своей оригинальной клоунской маски, ни на какую другую не похожую.
Но ностальгия по утрированным красным пьяным носам и струйкам фонтанчиков бьющих из глаз и затылка клоуна все еще продолжалась. Утрировка неизменно присутствовала буквально во всем обличье клоуна в соответствии с его амплуа: у белого на неподвижно застывшем и маловыразительном лице, покрытом густым слоем "мучных" белил, ярко выделялись карминного цвета уши, резко очерченные черным гримом губы, глаза и брови; рыжие, как бы соревнуясъ между собой в размерах и вздыбленных или лысых прилизанных париков, старались как можно больше подчеркнуть и преувеличить черты и формы своего "лица". Такой грим еще можно было некоторое время наблюдать у братьев Лавровых, Коко, Дубино, Калядина, Крейна и других клоунов. Не без их влияния некоторое время продолжал "штамповаться" некий подражательный "эталон" эксцентрической клоунской маски, под которой подчас трудно было обнаружить не только выразительные черты лица артиста, но и самобытный, индивидуальный клоунский характер.
Подобное можно увидеть на арене и сегодня, но это уже носит не случайный характер, а оправдано преднамеренный "алогизмом" клоунских поступков, глубоким смыслом, заложенным в содержании исполняемых, реприз, клоунад и обозрений. Преднамеренный алогизм, избавленный от прямолинейного примитива, вполне допустим во всем внешнем облике и реквизите клоуна, в равной мере как и в его поведении и поступках. Но было бы ошибочным считать, что цель всякой утрировки - во что бы то ни стало посмешить публику, хотя, впрочем, и это является одной из основных задач буффонады: все зависит от меры, характера и социально-общественного значения, применяемого в каждом отдельном случае условного "нарушения логики".
Цирковая клоунада и комедия на сцене театра во многом сходны своей универсальностью, хотя бы потому, что несут в себе философию жизни народа, отражают проблемы и явления социального порядка. А поскольку в репертуаре современного клоуна находят отражение события, явления или поступки людей в повседневной жизни, то и костюм и атрибуты комика цирка стали все чаще приближаться к быту, прибегая к вполне оправданной утрировке костюма и необходимым для этой цели различным вещам.
В поисках выразительного решения образа школьника-второгодника в одной из детских клоунад (режиссер А.Федорович, художник А.Фальковский) был использован выгодный контраст, создаваемый очень высоким ростом клоуна-верзилы и его невероятно куцым костюмчиком - формой школьника с сильно укороченными брючками и короткими рукавами куртки, из которых он явно "вырос". Второгодник этот выглядел очень смешно и убедительно. А вот сильно увеличенная ученическая линейка, которую он держал в руках, можно сказать, не "сработала", так как стала походить на обыкновенную доску, только с нанесенными на ее поверхность метрическими делениями, и тем самым утратила истинные свои признаки. Во время репетиций был найден выход, и пресловутая линейка была заменена школьным транспарантом и треугольником, которые и были успешно обыграны клоуном.
Поиск современного полнокровного комического образа, выявление точных жизненных примет, типических черт и атрибутов, отвечающих особенностям персонифицированного творчества и индивидуального характера клоуна, тогда, в 40-е годы, еще только намечался. Начался также процесс проникновения в область сценической выразительности, высокой художественной образности. Одни из последних, ярких и талантливых представителей старой буффонады, можно сказать, "последние из могикан" этого жанра - братья Лавровы - появлялись перед зрителями в неизменно традиционных костюмах и гриме. Рыжий клоун Николай отдавал наибольшее предпочтение сильно утрированному костюму. Все его элементы: пальто, пиджак, брюки, ботинки были невероятных размеров и форм. Огромными были и вздыбленный рыжий парик, ярко красный нос и неизменно улыбающийся рот с белой обводкой вокруг. Характерными были и черные "глазки", нарисованные на набеленных верхних веках.
Атрибуты и детали одежды, как то галстук, лямки брюк, зонтик или трость, шляпа или ботинки - неизменно находили свое клоунское неожиданное трюковое применение. Даже парик мог изменять свою форму: дыбом поднимались волосы или же лились высокие струи воды, а из глаз лились "слезы". Все это уже не раз встречалось на манеже старого цирка.
Клоунский костюм Петра, тоже рыжего, а точнее - резонера, был более умеренных форм, также как и его грим, хотя мало отличался от клоунских, традиционно принятых в русском цирке.
Белый клоун Лаврентий, в очень нарядном, из белого шелка комбинезоне с короткими штанами-галифе, заканчивающимися белыми чулками, и огромными, с бильярдный шар пуговицами и пышным жабо, украшавшими его комбинезон, выглядел также, как и братья, довольно традиционно. "Мучной" грим артиста вполне соответствовал облику белого клоуна. У Лавра была и вторая смена костюма - не менее традиционный фрачный костюм из белой шелковой ткани и смокинг с пышным жабо.
Особенно остро разрыв между содержанием нового репертуара и безликой устаревшей маской-штампом стал очевиден при работе над клоунским обозрением "Вокруг света" для клоунов Лавровых (авторы сценария и режиссеры-постановщики М.Местечкин, А.Федорович, художник А.Фальковский, 1948 г.). Сугубо условное понятие "клоунская маска" в прежнем понимании уже не могло удовлетворить постановщиков, так как не вмещало в себя содержание и идейно-художественную нагрузку клоунского обозрения. Необходимо было искать емкую, содержательную образность, отвечающую ярким и выразительным характерам, создаваемым исполнителями конкретных персонажей пантомимы. И тут надо отдать должное Лавровым: тонко чувствуя значение и смысл требований времени, они, уже немолодые актеры, вместе со всей постановочной группой дружно и убежденно приступили к перестройке своего репертуара и "реконструкции" своих привычных клоунских масок. И "последние из могикан" клоуны впервые за свою артистическую жизнь с блеском выступили в необычных, специально написанных для них ролях, образах, костюмах и гримах, органично преобразившись в персонажей спектакля: Николай - в бывалого моряка, Петр - в капитана парохода кругосветного плавания, Лаврентий - в ведущего. Выступая в совершенно новых для себя образах, предложенных им режиссерами и художником, артисты сумели все же сохранить и свои индивидуальные черты, творческую манеру, непосредственность и обаяние и, что особенно важно, клоунскую узнаваемость. Теперь их клоунские костюмы стали сугубо индивидуальны, исключая какое-либо бездумное копирование и, тем более, их "тиражирование".
Одним из первых в образе современного служащего на арене появился Павел Алексеевич Алексеев. Павел Алексеевич - стало его сценическим именем. В свое время он отдал дань Чарли Чаплину, но после долгих поисков пришел к облику простого служащего, в обычном, несколько мешковатом костюме, с портфелем под мышкой, в обычной шляпе на голове. Его уморительная деловитость и невозмутимость создавали множество смешных ситуаций, делали образ узнаваемым, типичным.
Опыт Алексеева послужил началом появления коверных не просто в современных обличьях, но и персонажей с совсем другими характерами. Его примеру последовал молодой М.Н.Румянцев-Карандаш, выступавший до того тоже в облике Чарли Чаплина. Может быть, это подражательство в какой-то степени и закономерно, ибо, если поверить словам Андре Моруа, прежде чем найти себя, молодой дебютант непременно отдает дань поветриям моды.
Карандаш не сразу и не вдруг пришел к своему неповторимому образу. Его появлению предшествовал сложный путь поисков и сомнений, находок и разочарований. Процесс этот трудный, и на первых порах молодой артист, казалось бы, мог позаимствовать что-то у именитых клоунов-предшественников. Однако Карандаша увлекает близкая ему, психологически сложная маска его современника - Чарли Чаплина, которому, кстати, подражали в то время многие.
Но подражание, пусть даже великому мастеру, не удовлетворяло артиста. Хотелось найти что-то свое, оригинальное. Вот как сам Карандаш рассказывает об этом.
"Мысль создать самостоятельный комический типаж, сделать "свой костюм", найти что-то другое, интересное, дабы не пользоваться старыми, трафаретными приемами коверных, не покидала меня. Но где найти, где подсмотреть современный комический облик, современный комический тип... Разумеется, в самой жизни, в окружающей действительности! И я принялся бродить по вокзалам и базарам в поисках такого комического персонажа, который я мог бы скопировать. Поиски эти, вполне естественно, остались безрезультатными, ибо комический тип в искусстве есть тип обобщенный, а не просто "подсмотренный" в каком-либо хотя бы и жизненном, но единичном и частном своем выражении".
На какое-то время артист обратился к придуманному им образу Рыжего Васи, но творческого удовлетворения по-прежнему не было, как и не было своего образа, и чтобы приблизиться к решению этой задачи, юношеские пробы возвращали его обратно к фигуре Чарли Чаплина.
И все же маска Чаплина была очень далека от реальной действительности, от окружающей молодого артиста среды. Более того, талантливый клоун все более начинает осознавать, что маска Чаплина становится для него все же явной помехой.
По мере мужания и приобретения опыта, Карандаш осознал всю нелепость чужой маски, почувствовал, что она сковывает его творческую инициативу, мешает проявиться его индивидуальности.
И начал искать. Он решил создать образ доброго веселого человека, любознательного, непосредственного в восприятии всего происходящего. Следует все же послушать самого Карандаша о том, как всего этого он достиг. "Я всегда считал, что в цирке очень важен внешний облик комического персонажа, костюм - то, что с первого появления привлекает внимание зрителей. Это подсказывали мне законы циркового зрелища, где внимание завоевывается не постепенно, не путем нарастания, но тотчас, сразу, "сходу", и притом чем-либо очень "видным", и где восприятие идет от внешнего к внутреннему.
Каков же должен быть мой будущий костюм? Парадный, "шикарный" или повседневный, с легким блеском от долгой носки? Узкий или широкий? Подчеркнуто современный, бытовой или в какой-то мере все же условный?
Костюм из высококачественного материала, парадный, щеголеватый менее выгоден, нежели скромный, ношенный, так сказать, "повседневный": в нем можно сесть на опилки манежа, заняться той иди иной работой, чего нельзя сделать в шикарном костюме, обязывающем держаться по-праздничному.
Меж тем костюм в свою очередь должен помогать сближению комика со зрителем: в нем должна быть простота, жизненность.
В таком костюме в окружении праздничных, парадных, подчас с претензиями, артистических костюмов комик будет выделяться своей простотой.
Однако костюм должен быть не только зрительно выигрышным, но и еще помогать комику. Каждый отдельный предмет - будь то шляпа, пиджак или брюки - должен служить ему для комических действий".
"...Не теряя времени, нужно было все надетое на себя превратить в комическое, клоунское, цирковое, а главное, разрабатывать репертуар, репризы, шутки и сценки, выявляющие характер, "нрав" моего нового персонажа".
В этом энциклопедически точном определении характера клоунского костюма - масса информации для актеров, начинающих поиск своей маски. Корифей жанра рассказал, как он создавал образ своего героя. В двухстраничное описание вложены годы труда, множество раздумий, "открытий" и отказов от них. И новые поиски... Многое, казалось, найденное после испытаний в манеже исчезало навсегда. И сколько их, таких, якобы находок, было! И здесь как бы "запрограммировано" почти все, о чем мечтает и к чему стремится большой художник. Карандаш создал свою маску-образ, где логика поступков персонажа неизменно исходила из комедийной ситуации. Немногие запомнили его неподражаемые репризы и клоунады, но Карандаша же по-прежнему знают и любят все. И большие и маленькие.
Например, когда ему надо было удирать от преследования, в каблуках его загорелись лампочки, что значило: побежал так, что пятки засверкали. Или, "сорвавшись" с каната под куполом цирка в сетку, он оказывался совершенно "седым". Но Карандаш не всегда шутит. Известны его гневные сатиры военных лет, да и в мирной жизни он нередко клеймит смехом бюрократов, спекулянтов, хапуг. Не нужно объяснять, что большинство клоунад значительны не столько своим сюжетом, сколько теми ассоциациями, которые они вызывают. Театровед Наталья Румянцева, например, считает, что в репризе "Случай в парке" Карандаш вышел в серой кепке, а не в своей обычной шляпе потому, что хотел отделить образ этого обывателя, уничтожившего символ красоты и гармонии, от своего героя, который так полюбился людям.
Особенно запомнились сатирические сценки комика - одна из них была показана им в годы Великой Отечественной войны, другая в мирное время. Избегая многословия, артист остроумно использовал в них прием трансформации своих костюмов, что было значительно убедительней многих словесных доказательств.
В клоунаде "Как фашисты пли на войну и обратно", Карандаш появлялся в манеже, восседая в бутафорском танке, похожем на деревянную бочку, одетый в нелепый мундир, с рогатой каской времен "псов-рыцарей". Сопровождаемый нещадно лающей собачкой Кляксой, танк немыслимо грохотал, чадил и отстреливался, и, наконец, взрывался, разлетаясь в щепки. Из полыхавшего огнем танка, в превратившемся в обгоревшие лоскутья мундире, выскакивал незадачливый вояка и на костылях удирал с манежа…
В клоунаде "Комбинат химчистки" клиент-Карандаш - в светлом праздничном костюме входил в хорошо оборудованную и нарядно оформленную кабину с обычной на ней вывеской - "Комбинат химчистки". За ним наглухо закрывалась дверь и техник-ассистент "врубал" мощный рубильник. Раздавался сильный шум и грохот, "комбинат" вместе с находившимся в нем клиентом начинало нещадно и вполне натурально трясти, из всех щелей валил дым, пока, наконец, посетитель не оказывался на свободе, но уже в невероятно замызганном, залитом черной краской, с многочисленными дырами костюме.
В разные времена проходят события этих двух клоунад, но художественный почерк, стиль и приемы в них тождественны и узнаваемы.
Сегодня на арене цирка выступают многие самобытные клоуны старшего, среднего и совсем молодого поколений. Имена одних уже получили широкую известность и признание зрителей, другие еще только начинают свой творческий путь. Начинающим, да и не только им, неплохо бы помнить, что на примере творчества Карандаша, костюм клоуна - это действенно-образная форма, органично включающая в себя подчас элементы и добродушного шаржа и едкой карикатуры. В создании их раскрывается широкое поде деятельности для творчества художника, и не случайно поэтому над их сочинением охотно работали и видные художники-крокодильцы - Кукрыниксы, Б.Ефимов, К.Елисеев, Е.Щеглов и другие.
В репертуаре современного клоуна находят свое отражение события нашей повседневной жизни, трудности и радости, всевозможные проявления пережитков."Трудная это профессия, - признается Ю.В.Никулин, - утверждать прекрасное в жизни, борясь со всем безобразным, несправедливым, косным. Трудная, но нужная".
И здесь актер часто выступает в "пародийных" или специальных трюковых костюмах, использует отдельные выразительные детали и аппликации иди же прибегает к трансформации костюма.
Трансформация костюмов - один из излюбленных приемов многих клоунов. Так, Олег Попов неизменно использует подмену своих костюмов или деталей, апплицируя - "накладывая" их на свой основной костюм: фартук и колпак повара, балетную пачку, халат врача, фрак и т.д. Для творчества этого большого мастера, наряду с репризами, характерно также стремление к крупным формам - постановкам клоунских обозрений, сюжетных спектаклей и пантомим: "Лечение смехом", "Царевна-несмеяна" и другие. Участвуя в них и сохраняя свою клоунскую маску, артист превращается то в доктора, то в деревенского Иванушку из русской народной сказки.
Присущая клоунам гиперболизация, утрировка и эксцентричность, сохранилась в их поступках, действиях, поведении - и сегодня, но клоун стал остроумнее, тоньше, наблюдательнее. Отпала излишняя огрубленность, необходимость в бесконечных апачах и подзатыльниках, пощечинах и пинках ниже спины... Соответственно изменился и внешний облик и костюм клоуна. Появившиеся наряду с остроумными шутками лирические сценки вызвали и появление цветка в петлице, от чего рыжий клоун становится мечтательным, очень привлекательным, приближаясь к зрителям, как позже это делал талантливый и обаятельный Л.Енгибаров. А работы у клоуна становится ничуть не меньше, потому что все они стали очень разными и амплуа у них разные: соло-клоун, коверный, разговорник, буфф, мим, эксцентрик, музыкальный, дрессировщик, акробат, наездник, дуэт белого и рыжего и, наконец, целая клоунская ватага - группа "смелые и веселые"... И при всей жанровой разновидности - их образ, костюм и весь внешний облик должны быть "личностными", не похожими друг на друга.
Создание оригинальной клоунской маски, как бы подсмотренной в самой действительности и наиболее ярко отражающей "подлинную жизнь человеческого духа", становится одной из главных задач, над решением которой последние десятилетия активно работают актеры, режиссеры и художники советского цирка. В результате этих поисков на манеже и появился новый современный комический герой, выразительный образ которого создавался такими великолепными и разными артистами как Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (костюмы А.Фальковского), Олег Попов (костюм А.Судакевич), Борис Вяткин (костюмы М. и Ю.Гордон, Т.Бруни, А.Судакевич), Константин Берман (костюм А.Судакевич), Андрей Николаев (костюм М.Варпеха), Евгений Майхровский (костюм А.Бословской), Анатолий Марчезский (костюм В.Костина), Юрий Куклачев (костюм М.Зайцевой) и другие. И, пожалуй, главное здесь заключено в том, что они никого не повторяют и не похожи друг на друга, как и их репертуар, костюмы и грим.
У каждого художника свое понимание процесса творчества, но каким бы ни был индивидуальный творческий метод, - конечная цель у всех одна: создание высокохудожественных, предельно выразительных клоунад, атмосферы сценической правды, близких и понятных зрителю образов. Придирчиво вопрошая окружающую действительность, внимательно присматриваясь к ней, художник находит и отбирает ту жизненную и духовную правду, которая наилучшим образом отражает время. Отбирает и воплощает в своих работах. Искать и находить, пробовать и экспериментировать, создавать новое, а не повторять то, что уже было, - в цирке необходимо постоянно, иначе побледнеет цирковое искусство, в том числе и творчество клоуна.
Пабло Пикассо утверждал: "Я не ищу, я нахожу".
Биограф мастеров Возрождения Джорджо Вазари однажды воскликнул: "Разве не высшая честь для художника - сделать работу в манере доселе неизвестной?". Поиск этой "манеры доселе неизвестной" в цирке продолжается постоянно. Пока отыщется окончательный вариант костюма артиста, его облика, проходит много времени. О многосложном процессе создания своего костюма-образа вспоминает Ю.В.Никулин: "В Ленинграде возникла проблема с нашими костюмами. Мы выходили на манеж в костюмах, которые остались у нас еще со времен "Наболевшего вопроса". Ленинградской художнице Татьяне Бруни, часто оформлявшей программы цирка, заказали сделать для нас эскизы новых костюмов. Эскизы нам не очень понравились, но так как их хвалили, пришлось согласиться. Тем не менее, когда во второй программе мы выходили в новых костюмах, то смотрелись лучше, приличнее, чем раньше. Только спустя семь лет, после долгих экспериментов, художник А.Фальковский сделал эскизы костюмов, которые нам пришлись по вкусу, и мы их больше не меняли. В них бесчисленное количество карманов, в которые можно спрятать графин с водой, огромный бутафорский нож, пузатую бутылку и даже собаку или кошку, если потребуется. Изменили мы и грим. Я отказался от большого клееного носа и парика".
Никулин так же, как и его учитель Карандаш, прошел путь длительного поиска "своего" костюма. Создавая его, пристальное внимание уделялось даже самым на первый взгляд незначительным деталям, учитывая, насколько они выгодно "работают" на внешние данные артиста, на создаваемый им образ: какова должна быть длина пиджака и рукавов, на сколько пуговиц он будет застегиваться, должны ли брюки заканчиваться манжетами, нужен ли галстук, и если нужен, то какой длины и ширины, где и как целесообразнее расположить карманы для самого необходимого клоунского реквизита и, наконец, одного ли цвета или различных цветов должны быть отдельные детали костюма и какого именно цвета, чтобы достичь наибольшего единства образной и пластической выразительности. В этой связи немаловажно было также установить, что более выгодно "удлиняет" рост - шляпа с высокой тульей или приплюснутой, что выразительнее подчеркивает медлительность и нерасторопность - башмаки с острыми или закругленными носами и еще многое другое, возникающее в процессе поисков. Все это само по себе не так уж и бросается в глаза при первой встрече с артистом, появившимся перед вами на арене, но в целом работает на образ, создаваемый талантом и трудом самого артиста.
В поисках единственно верного варианта, художник и артист находили и вновь отказывались от многих деталей и "прикидок", пока наконец не получился тот костюм, в котором все привыкли видеть Юрия Никулина на арене.
Никулин, превосходно владеющий даром импровизации, все же немногословен в манеже и как бы следует известной народной мудрости: "Слово - серебро, молчание - золото". Неторопливость в движениях, выражение постоянного раздумья на лице, все особенности черт и свойств характера его героя должны были найти свое обязательное, наиболее полное отражение во внешнем облике артиста, а также в определенной сдержанности цветовой гаммы его костюма. И если говорить о конечной цели наших поисков, то она прежде всего заключалась в том, чтобы со всей непосредственностью привлекаемых выразительных средств, с помощью собирательных внешних черт комического костюма и грима создать жизненно убедительный облик эксцентричного и в то же время очень правдоподобного и запоминающегося персонажа.
Профессор Ю.А.Дмитриев так воспринял внешний облик и характеры комиков: "Никулин и Шуйдин - своеобразные коверные, даже по внешнему облику. Шуйдин более традиционен: он выступает в зеленом пиджаке, широких брюках, в розовой рубашке с бантом, в шляпе и черных ботинках на мягкой подошве. В общем, этот костюм вполне подходящий для коверного клоуна. Никулин играет человека лет сорока, может быть, чуть старше. Лицо у него без грима. Никулинский герой одет в черный пиджак, серые коверкотовые брюки, черные полуботинки и красные носки, на голове - поношенная фетровая шляпа... Стоит взглянуть на этого типа и сразу скажешь, что он недотепа".
Здесь ошибочно указан красный цвет никулинских носков, но они не могли соответствовать всей приглушенной цветовой гамме костюма. А красные носки неизменно были у Шуйдина. Авторы рецензий иногда ссылаются на зеленую расцветку костюма Шуйдина. Но то была вторая смена костюма, которой артист пользовался в некоторых клоунадах. Основной же, спроектированный художником костюм состоял из бархатного пиджака светлого рыжевато-коричневого цвета и темно-коричневых брюк в белую клеточку. В этом франтоватом одеянии артиста можно видеть на многих фотографиях Сегодня не представишь себе иным и внешний облик Никулина, так органично костюм помог объединить внутренний и внешний планы созданного им мягкого и лиричного героя. Лишенный только одних своих клоунских башмаков, артист не только утратил бы "свою" походку, но, возможно, вместе с ней и то, что стало сутью его сценической натуры, образ и характер.
В цирковой жизни иногда случается и такое, когда костюм клоуна буквально начинается с какой-либо "случайно" попавшейся вещи. Так было со всемирно известной кепкой в крупную клетку солнечного клоуна Олега Попова, ставшей отправной точкой в создании костюма комика. Кепка появилась случайно на студии "Мосфильм", когда Олег Попов перед съемкой захотел усилить выразительность облика своего героя. Порывшись в костюмерной, он среди множества головных уборов нашел широкую кепку в черно-белую клетку. С тех самых пор эта кепка стала художественной доминантой его костюма. Кепка эта нередко выполняет игровые функции: то она - доска для игры в шашки, то изображает клеточки такси, а то вовсе служит бумерангом.
Художница А.Судакевич создавала костюм для артиста, исходя из наличия такого головного убора и его светлых: волос. "Если раньше под необычностью клоунского костюма понимали как можно большее отклонение от житейской нормы, то здесь произошло обратное. Костюм Попова оказался довольно далеким от традиционного клоунского наряда и близким к обычной одежде. Патриархальность и современность, скромность и задор сочетались в его сценическом облике. Этот облик не содержал в себе ничего лишнего и был в то же время предельно выразителен". Костюм этот стал своеобразным характерным эталоном точности определения внешнего облика клоуна в органичном сочетании с его темпераментом, исполнительским мастерством и обаянием. Кепка в черно-белую клетку на русых длинных волосах в сочетании с черным бархатным пиджаком с красной жилеткой и узкими, модными черными брюками в белую полоску и белой рубашкой с красным бантом и носками создали образ современного своего парня, застенчивого и одновременно веселого, никогда не унывающего и от того смешного в своем стремлении показаться романтичным. Красный бант вместо галстука, красные же носки стали тем необходимым "пятном", которое придает композиции законченность, динамичность и живость. Яркой гармонии этого, в общем-то, бытового костюма и несколько празднично приподнятого, только чуть утрированно пижонского (что артист тактично и с юмором обыгрывает), не нарушают черно-белые башмаки с несколько удлиненными носками. И только красная нашлепка на носу осталась от традиционного клоунского образа, точно прозванного солнечным клоуном.
Сам артист говорит о создаваемых им образах: "Пусть это будет простой русский умелец, Иванушка-дурачок из сказки, который оказывается совсем не дураком. И пусть это будет одновременно рядовой человек наших дней с его простотой, лукавством, хитрецой и весельем, помогающим жить и работать. Его облик будет вполне современным, близким каждому простому труженику. Создать этот облик помогут и волосы цвета соломы, и мешковатая блуза, и неловкость, и застенчивость. Я знаю, что такая внешность зрителю ближе иной другой".
В какой бы стране не выступал солнечный клоун, он всюду обыгрывает характерные приметы быта этой страны, ее обычаи и шутки. Одна из французских газет писала: "Попов не появляется на манеже, одетый в расшитый блестками костюм, в остроконечном колпаке, с лицом, обсыпанном мукой, с фальшивым носом. Он появляется в огромной кепке на голове... У него слишком короткие брюки, ботинки "№ 43 для девочек", но ничто не переходит границы. У него длинные волосы, прямые, как папка. Его большие голубые наивные глаза не окружены гримом. Его выход не вызывает сенсации. Он чуть ли не тайком появляется на манеже, взрывы смеха не приветствуют его появление, так же, как нет восторженного шепота, которым встречали Фрателлини в роскошном костюме. Попов выходит "на цыпочках". Он начинает с нуля и создает с публикой прочный контакт".
Сложность задачи режиссера и художника состоит еще и в том, чтобы помочь клоуну создать такой "универсальный" внешний облик и костюм, которые органично входили бы в каждый номер цирковой программы, не "выпадал" бы из нее, не был бы назойливым и кричащим и тем самым не отвлекал зрителей от работы номеров. Задача режиссера - организовать и сцементировать композицию представления и чередование номеров, клоунад, реприз, а художника - скомпоновать всю массу костюмов программы, не повторяя их формы, цвет и характер, сохраняя при этом единство стиля спектакля. Задача эта усложняется тем, что в большинстве случаев, исключая сюжетные постановки, артисты номеров выступают в сборных программах в уже имеющихся у них в наличии костюмах.
И все же, в любой из дивертисментных, сборных программ, наибольшим успехом пользовались клоуны, чей облик и костюм были наиболее демократичными, в их числе можно назвать Карандаша, Никулина и Шуйдина, Олега Попова и др. Они неизменно оказывались "своими" у зрительской массы, а значит и в любом из цирковых представлений.
В середине 60-х годов Попов все ощутимее стал понимать, что "клоун не может раскрыть себя, заполняя паузы между выступлениями артистов". И вскоре М.С.Местечкиным был поставлен клоунский спектакль "Лечение смехом" для Олега Попова с учетом его дарования (авторы Ю.Благов, М.Местечкин, 0.Попов, художник А.Фальковский).
...По ходу представления некий режиссер Мешалкин получал указание "накачать" артистов цирка, чтобы представление было на высоте. И начинал накачивать насосом Попова до тех пор, пока артист не "лопался". Лопнувшего привозили в клинику, но врач оказывался на совещании. Попов, находясь в полубреду, надевал халат, и все пациенты принимали его за врача. Делать нечего. Он начинал "лечить". Пришедшему на костылях акробату он говорил, что удобнее ходить на руках, и обрадованный больной бросал костыли и удалялся вверх ногами. Совместителя он распиливал пополам, чтобы каждому учреждению досталось по половине. Новоявленному врачу приходилось принимать участие в концерте художественной самодеятельности, где он исполнял роль захмелевшего ловеласа в обществе ультрамодных девиц. Лучи рентгеновского аппарата, направленные на веселящуюся компанию, обнажали сущность каждого: девицы превращались в разноцветные скелеты, а их кавалер - в "закуску", хребет обглоданной селедки... В интермедии "Я встретил вас..." Попов появлялся в облике старика-профессора с седой шевелюрой и бородкой, в петлице пиджака красовалась хризантема. Рядом со скрюченным женихом - Поповым шла тонкая дылда-невеста. Вся в белом, платье выше колен обнажало жилистые мускулистые мужские ноги, перевитые тесемками модных туфель-танкеток сорокового размера. Шапочка и фата завершали туалет "невесты", а длинный, немного загнутый вверх клоунский нос, придавал "деве" особое очарование. И еще многие персонажи представали перед зрителями в исполнении Олега Попова. Но в каком бы обличье не появлялся Олег Попов, всегда был узнаваем своим обаянием, доброй улыбкой, исполнительской манерой и артистизмом.
Общепринятую маску рыжего теперь уже редко можно увидеть на арене. Само понятие "рыжий" все реже встречается в современной цирковой терминологии. Его успешно заменил термин "комик", взятый из арсенала театральных амплуа. А мы, оказывается, все еще испытываем ностальгию по старому рыжему клоуну. И стало нам это понятно, когда мы встретились с блестящим клоуном Вячеславом Полуниным и его лицедеями. И хотя он в цирке не выступает, но ведь Гримальди тоже был театральным клоуном. И, наверное, есть большая доля истины в словах старого клоуна Казимира Плучиса, много лет выступавшего в амплуа белого клоуна под именем Ролланд: "Как наездники не выступают в валенках, как воздушные гимнасты не летают в полушубках, точно так же и клоун перестает быть таковым, если его лишить классического циркового костюма".
Комик, или коверный клоун... После демонстрации каждого номера на арену выбегает артист и пытается показать, что и он умеет так, как только что до него выступавшие. Он неловок и неуклюж, трюки не выходят, но в результате получается, что этот "неумеха" все прекрасно умеет и что выполнить какой-либо сложный трюк так, как это сделал он - гораздо труднее и сложнее. Актеру, выступающему в жанре коверного или современного комика, кроме мастерства необходимо иметь огромное артистическое и просто человеческое обаяние, чтобы мгновенно расположить к себе публику. Именно он, становясь своим человеком для зрителей, объединяет отдельные номера в целостный спектакль. Ведущий режиссер цирка М.С.Местечкин писал: "Вообще мне кажется, что цирк - не менее камерное искусство, чем театр. Здесь тоже необходима органическая внутренняя связь артиста со зрителем, обе стороны должны так же непосредственно чувствовать друг друга (особенно, когда речь идет о выступлениях клоунов)".
Выдающемуся артисту, каким был клоун Леонид Енгибаров, не свойственна бездуховность. Он почти не прибегал к реквизиту, бутафории, декоративному оформлению и пользовался лишь мимикой, скупым жестом и акробатическим трюком. Создаваемый им образ добродушного, немного грустного человека не мешал ему, тем не менее, защитить слабого, заступиться за девушку. Его внешний облик не отличался особой броскостью: грим почти отсутствовал, а костюм состоял из футболки в разноцветную полоску, очень узких черных брюк в гармошку на одной широкой перекошенной бретели, идущей по диагонали через грудь, очень удлиненных черных башмаков, а на голове - сильно помятая черная, с небольшими открывающими лицо полями фетровая шляпа. И лишь легкий шелковый яркий платочек на шее придавал некую кокетливую черточку всему его облику. Лицо артиста выражало постоянные удивление и озабоченность, свойственные добродушному, одухотворенному и рассеянному человеку. Он почти никогда не улыбался, и этим очень походил на знаменитого Бастера Китона. А если такое и случалось, то улыбка была застенчивой и грустной, как бы получившейся невзначай.
Среди комиков арены другого такого франта с головы до ног, каким является Константин Берман, пожалуй, не сыскать. При этом в ультрамодном костюме, придуманном для него художницей А.Судакевич, и ничего "всерьез" - во всем присутствует эдакая легкая ирония, смешинка, вызывающая улыбку. Первое же появление этого очень увлеченного самим собой фатоватого и эксцентричного комика неизменно приковывает к нему внимание зрителей, которых он покоряет своими неординарными трюками. Например, клоун появлялся в оркестре, который, как известно, размещается высоко над форгангом или же над главным входом в зрительный зал. Увлекшись разговором с дирижером, он незаметно перешагивал через барьер и летел с большой высоты вниз, но, сделав кульбит, Берман, как ни в чем не бывало, в манеже вставал на ноги. "Самобытна клоунская маска Константина Бермана, - пишет кандидат искусствоведения С.Макаров, - его грим состоял из дугообразных черных бровей, крупного мясистого носа, под которым чернели острые усики, сочных алых губ. Крупные глаза комика выражали одновременно восторг и лукавство. Его одеяние было всегда щегольским: пиджак ярких тонов, узкие брючки, белые штиблеты с черными носами и задниками. На голове - коричневая шляпа, типа котелка, а на шее вместо галстука - бабочки сидела словно живая большая бутафорская бабочка с блестящими крылышками и черными усами".
Но вот что удивительно. Несмотря на всю элегантность костюма, Берман любил применять и часто применял специальные трюковые костюмы: в очередной клоунаде ему сообщили, что он повышен в должности, после чего клоун стал буквально на глазах раздуваться от сознания своего величия, пока не лопнул.
Около полувека провел на манеже другой коверный - Борис Вяткин. Из них одиннадцать сезонов он выступал на арене Ленинградского цирка. О своих размышлениях по поводу создания образа клоуна артист рассказывает в своей книге "Жизнь клоуна": "Некоторые зрители думают, что быть клоуном очень легко и весело. Надень несуразный костюм, налепи фальшивый нос, размалюй лицо и выходи на манеж... Это мнение глубоко ошибочно.
Работа клоуна сложная и ответственная. Она требует от артиста, кроме комедийного таланта, знания других цирковых жанров, находчивости, ума, постоянных репетиций. Клоун должен быть мастером на все руки: и акробатом, и фокусником, иногда дрессировщиком и даже канатоходцем... Да и костюм, и грим - совсем не такое простое дело, как кажется... Я, как и многие мои коллеги, долго и упорно искал свою маску: свой костюм, свой грим, свою манеру поведения.
В начале творческого пути я не искал ничего, а воспользовался, не мудрствуя лукаво, чужим образом... Я начал свой путь циркового клоуна в чаплинском котелке, сюртучке, широких брюках, с тросточкой в руках. Затем, выступая в паре с рыжим - Михаилом Кульманом, решил изображать резонера в костюме модника начала 30-х годов с длинным набеленным носом. В годы войны я работал в рыжем парике, приклеивал большой курносый нос, на шею повязывал цветной бантик. На мне была жилетка, темные, в белую полоску брюки и пестрый короткий фрак.
В первые послевоенные годы под влиянием критики и моды цирковые комики, стремясь стать более реалистическими, начали отказываться от традиционных клоунских костюмов, париков и грима. Не желая быть белой вороной среди товарищей по профессии, я последовал их примеру. Загримировался под модного красавца, надел обычный пиджак с квадратными плечами, расклешенные брюки и думал обворожить этим рижскую публику. Каково же было мое удивление, когда вместо ожидаемого смеха меня встретила тишина, народ в цирке безмолвствовал. Как я ни старался - все было впустую. Пришлось вернуться к рыжему парику и гуммозному носу. Оказалось, что эти небольшие изменения во внешности вернули мне уверенность, а зрителю веселье.
Закончились мои поиски в Ленинграде, где с помощью Г.С.Венецианова, художников М. и Ю.Гордон, Т.Бруни и А.Судакевич окончательно сложился мой костюм и выкристаллизовался образ современного веселого человека, шутника, импровизатора. С тех пор я выхожу на манеж без парика, наклеиваю небольшой курносый нос, подрисовываю узкие темные усики. Одежда у меня современная, но с цирковым комическим колоритом. Яркая мягкая шляпа, модный пиджак, апплицированный разноцветными кругами, несколько мешковатые брюки и чуть увеличенные модные полуботинки".
Коверный клоун Эдуард Середа сделал попытку возродить традиции и костюм соло-клоуна Виталия Лазаренко. Он также выступал в двухцветном костюме, но это не было простым подражанием известному артисту. Это была как бы творческая реставрация одежды Мастера, которую Середа тонко использовал для "подачи" исполняемого им репертуара, тематики и наиболее образной, убедительной выразительности. Владея в совершенстве почти всеми цирковыми жанрами, он после каждого выступления мастерски пародировал выступавших перед ним артистов в своем комбинезоне, раскрашенном темными и светлыми вертикальными полосами.
Обычно же он появлялся на манеже, пародируя облик традиционного рыжего: на нем была широченная визитка, огромные брюки, светились его глаза, вставали дыбом волосы, огромные ботинки цеплялись между собой, и он верещал визгливым голосом. Когда удрученный ведущий совсем выходил из себя, не зная, что делать с этим персонажем, клоун сбрасывал с себя этот нелепый костюм и оставался в своем обычном одеянии.
К отряду маститых комиков арены время от времени присоединялись и талантливые выпускники цирковой школы. Например, в 1969 году впервые в истории нашего цирка клоун Андрей Николаев - сценическое имя Андрюша - получил высший приз "Золотая маска" на Международном конкурсе клоунов имени Грока. Остроумный человек с богатой фантазией, Андрей сам придумывал свои репризы, режиссировал и нашел свою маску - большого ребенка. Его голубой, почти обычный молодежный костюм, надетый поверх полосатой красно-белой футболки, был утрирован самую малость, а малиновый небольшой беретик с хвостиком и большие ботинки делали его немного смешным. Весь вид клоуна располагал к нему, давал возможность угадать в нем умного веселого человека, любящего пошутить, разыграть. И его мягкие, лирические шутки всегда нравятся зрителям.
Вот он появляется на арене в изящной белой пачке. Поднимается на носки своих огромных ботинок и начинает танцевать, уморительно закатывая и опуская глаза, кокетливо улыбаясь. Вдруг он падает, но в ту же минуту отскакивает от арены, как мячик и снова опускается на нее. Оказывается, в пачке была задекорирована надутая резиновая автомобильная амортизирующая камера и это было смешно до слез...
В одной из программ, им же поставленной, он выходил в обычном вечернем костюме, без парика и пел песенку о том, что как футбола нет без мяча, так и цирка не бывает без клоунады. Снимал пиджак, выворачивал его наизнанку с цветной яркой подкладкой и снова надевал, натягивал парик, приклеивал смешной "свой" нос и становился веселым, улыбчивым клоуном Андрюшей. Следует заметить, что клоун А.Николаев впервые в истории цирка является единственным, кто носит ученое звание профессора.
Многие годы на манежах цирков страны с большим успехом выступало трио очень разнохарактерных клоунов - братья Роман, Михаил и Александр Ширман. Выступали они под псевдонимами. Романа на арене называли Чижиковым и выглядел он очень подвижным, темпераментным, пышущим здоровьем, этаким плотным и сильным толстячком, одетым в просторный темный пиджак в крупную белую клетку, очень узкие брюки, большие ботинки и маленькую круглую шляпу, "усыпанную" белым горохом. Михаил - Кнопенко - появлялся в матросской тельняшке, очень коротком комбинезоне с большими накладными карманами. Из-под коротких штанин виднелись полосатые носки. На голове - морская фуражка с "крабом", широкий кожаный ремень с начищенной медной пряжкой и огромные часы на руке завершали облик бывалого моряка. Александр - Александров - выходил в роли рассудительного белого клоуна, но одет он был в ставший к тому времени уже привычным смокинг синего цвета с шелковыми лацканами, белоснежную рубашку и галстук-бабочку.
В этих костюмах артисты выступали всегда.
Обаятельный лирический клоун Анатолий Марчевский выступает в футболке, по желтому фону которой разбросаны большие "глазастые" цветы-пятилистники сиреневого цвета, в белую полоску брюки заканчиваются удлиненной бахромой, так называемой "лапшой" из этой же ткани. Все, что делает Марчевский в манеже, так же неожиданно и удивительно, как и его костюм и весь его располагающий к себе облик доброго артиста, всегда занятого своим главным долгом - клоунадой. Вот как он формулирует свое творческое кредо: "Мне иногда задают вопрос, почему у меня нет политических реприз, напрямую разоблачающих империализм... мораль поджигателей войны. А я считаю, что весь мой образ надо сделать сугубо политическим. Мой "лирический герой" - это ведь я сам. Представитель современной советской молодежи, может, ее авангарда, может, пока еще - второй шеренги. И то, что я утверждаю в своем искусстве, - это тоже политика и борьба за новый мир и нового человека, и борьба против войны, против всякого насилия, всякого эгоизма".
Неизменно улыбчивый клоун Май - Евгений Майхровский (костюм художницы А.Бословской) выступает с очень добродушными и затейливыми сценками в изобретательно придуманном костюме. Несмотря на строгую черно-белую "официальную" гамму, костюм его вызывает невольную улыбку: по белому фону рубашки и черному - брюк располагались апплицированные "глазки", почти такие, какие бывают на коре дерева, они рождали ассоциацию со стволом березки. Несколько позже Майхровский совместно с режиссером А.Сониным и художницей Р.Юношевой создали большой спектакль по мотивам "Кащтанки" А.П.Чехова, в котором Майхровский появляется то в образе столяра Луки Александровича, то мистера Коржа - традиционного рыжего, клоуна-дрессировщика старого цирка. Вообще спектакль этот был причудливо одет - цирк в нем показывался как бы и снаружи, с улицы и изнутри. И как по-разному он виделся! Кроме основных персонажей в спектакле присутствовала многоликая живописная толпа дам и господ, простых людей, студентов, гимназистов, извозчик, наездница мисс Арабелла, могучий атлет и еще множество других.
Значительной популярностью пользуется клоун-дрессировщик кошек Юрий Куклачев. Развивая очень редко встречающуюся дрессуру разнопородных кошек, он выступает в образе народного потешника в простонародной красной, навыпуск, рубахе с яркой вышивкой и простых штанах (художница М.Зайцева), что разительно выделяет его из среды многих клоунов. Силуэт и элементы его костюма заимствованы от костюмов скоморохов, которые он всякий раз варьирует, изменяет, обновляет. Да и игра его с кошками вполне могла быть показываема древними увеселителями. Затевая свои игры с кошками (которые долго считались неподдающимися дрессировке), он демонстрирует трюки с животными и через их безукоризненное послушание выражает доброжелательность и веселье, присущие его очень добродушному герою.
Клоунские пародийно-акробатические антре коверных Валерия Серебрякова и Станислава Щукина, выступавших одно время вместе, всегда вызывали бурный смех в зале. Забавная эксцентричность их очень необычных костюмов не может оставить равнодушным ни одного человека: Серебряков неизменно появлялся в футболке в широкую полоску, очень свободных и необычайно длинных трусах, огромных, широких и неуклюжих сапогах на голых ногах; Щукин - одет щеголем, на нем ультрамодные, утрированные брюки в широкую подоску, сильно приталенный пиджак, удлиненные туфли, маленькая шляпа с широкой лентой. По своему характеру и форме эти яркие костюмы не только вызывают смех в зрительном зале, что само по себе немаловажно, но и точно согласуются с создаваемыми исполнителями образами и их действиями. И кажется порой, что не только костюм, но и отдельные детали его настолько действенны, что "подсказывают" актерам самое сценическое действие и неожиданные "постановочные" приемы. Это и действительно имеет место, скажем, при обыгрывании сапог Серебряковым.
В необычном для женщины жанре коверного клоуна выступала трагически ушедшая из жизни уникальнейшая клоунесса Ирина Асмус - Ириска. Целесообразно продуманный и удачно решенный эксцентричный ее костюм - яркий укороченный детский голубой комбинезон на лямках, пестрая футболка и маленькая кепка с помпоном, из-под которой выбивались задорные вразлет косички с бантиками, позволяя ей по ходу выступления представать перед зрителями, трансформируясь в различные эксцентричные и забавные одеяния, сохраняя при том создаваемый актрисой образ хрупкой, но настойчивой и упорной, все преодолевающей веселой девчушки. Эти возникающие разнообразные по форме и стилю самые неожиданные костюмы клоунессы всегда точно соответствовали сюжетам ее комических, пародийных сценок или сложным акробатическим трюкам, мастерски исполнявшимся не только в манеже, но и под куполом цирка.
Еще одним примером необычного и удачного клоунского дуэта клоунессы и клоуна может послужить запоминающаяся пара - Антон и Антошка (Анатолий Латышев и Екатерина Можаева). Исполняемые ими пародийно-акробатические клоунские сценки требовали по ходу действия нескольких смен их основных эксцентричных костюмов (целиком или отдельных деталей). В одной из выходных интермедий Антон появлялся среди зрителей в нескладно сидящем на нем куцем фраке, белом жилете с пышным пунцовым бантом и очень ловко управлял куклой-марионеткой, одетой в яркую футболку с желто-красными продольными полосами, короткие мальчишечьи штанишки, на голове - парик с торчащими ежиком рыжими прядями. Антон с куклой спускается в манеж, где его кукла и превращается в его партнера - очень жизнерадостного забияку Антошку. В финале выступления пестрый мальчишеский костюм Антошки мгновенно трансформировался в изысканное вечернее платье. Это заключительное преображение хоть и не ново, но очень эффектно и в данном случае все же уместно и довольно органично.
Клоун-дрессировщик Габдулахан Гибадуллин - молод, но уже завоевал признание зрителей. В манеже он появляется в народной одежде: праздничной белой вышитой рубашке, подпоясанной витым пояском с кистями, серых штанах навыпуск и вышитых по низу, короткополом ярко-зеленом кафтане, оранжевых сапожках и нарядной тюбетейке. В его необычайно пестрой "труппе" отлично выдрессированных животных одновременно выступают гуси и утки, куры и петухи, козочки и свиньи, собаки и теленок. Всех их вывозит в манеж запряженный в тележку ослик, после чего и начинается очень слаженная и честная работа этих так привычных в быту и так необычных на арене "артистов". Генриетта Белякова рассказывает: "Вот вышел человек в марийском национальном костюме в окружении домашних животных, которых еще в начале века выводили на манеж братья Дуровы, но не было во всем этом ничего старомодного. Напротив - выглядело все очень современным. Даже более современным, чем у тех артистов, которые выходили в сверкающих "космических" комбинезонах и каждый трюк сопровождали новейшими танцами... Современность, как известно, определяется не костюмом, но танцевальными заставками, даже если туда включены элементы брейк-данса... А у Гибадуллина, к счастью, получалось. Он показал нам строптивого осла, смешного поросенка, гуся-спортсмена и как бы исподволь рассказал о себе, о любви к животным, к природе. Сделал это ненавязчиво, легко. Он не изображает любовь к подопечным. Он их действительно любит". И у клоуна Гибадуллина все здесь глубоко народное - и его дрессура, и его облик, и костюм.
Как это видно, сегодня создание клоунского костюма - образа имеет два основных условных направления: "традиционно-цирковое" и "жизненно-повседневное". Но, так или иначе, костюмы клоунов всегда сугубо индивидуальны, а значит и не стандартны: силуэт, форма, колористическое решение, фактура ткани, детали, различные дополнения и атрибуты - все это и дает возможность художнику цирка творчески придумывать, конструировать и компоновать костюм и его аксессуары, достигая неожиданных оригинальных и выразительных, ярких и праздничных решений.
Как же избежать возможного однообразия и штампа при использовании одних и тех же форм и видов костюмов, таких, скажем, как тот же очень распространенный эстрадный смокинг, сегодня широко используемый в качестве костюма для белого клоуна?
В какой-то мере на этот вопрос отвечает замечательный театральный художник В.Ф.Рындин, многие годы работавший в цирке.
"Я ненавижу, - пишет он, - штампы, заимствованные у западноевропейской эстрады и считаю, что, как всякое искусство, наш цирк может быть и национален и глубоко народен. В коврах и в костюмах клоунов я старался передать именно это народное начало…"
И далее художник раскрывает как, какими средствами и приемами он этого достигал: "Используя и претворяя народные мотивы, я имел возможность перенести на сцену свои любимые образы и не только навеянные игрушками... В детстве я очень увлекался гербариями, собиранием бабочек и т.п. И вот я стал украшать костюмы Белых клоунов рыбами, листьями, крыльями бабочек: вятскими игрушками, слонами, жирафами. Здесь я мог своей привязанностью к этим образам поделиться с народом, со зрителем".
Иначе говоря, создавая эскизы оригинальных, запоминающихся костюмов белых клоунов, художник использовал для этой цели необычную и очень живописную орнаментовку, которую он как бы накладывал на традиционный силуэт наряда, придавая ему совершенно иную, не трафаретную трактовку.
В расцветке одежды клоунов, наряду с одноцветной тканью, часто используются яркие, рисунчатые материи. Неизменно модная ткань с классическим рисунком так называемой "шотландской клетки" всевозможных расцветок и сегодня является одной из самых, пожалуй, излюбленных тканей клоунов. Рисунок клетки наносят на ткань при помощи трафарета, апплицируют различную тесьму или вышивают тамбурной машинной строчкой.
Для изготовления одежды "толстого" или "тонкого" клоунов применяются толщинки, ткани, имеющие преимущественно рисунок в клетку, полоску, горошек. Здесь не исключено использование подчеркнуто ультрамодных ярких материй и покрой костюмов клоунов - "сверхмодников".
Цирковые костюмы, специально предназначаемые для клоунады или сатиры - это действенно-образная форма, органично сочетающая в себе элементы карикатуры со специфическими приемами клоунады. Все это требует точного и убедительного отбора выразительных средств, где чисто "изобразительная" сторона, "фактура" артиста и его подчеркнутые таким образом сиюминутные действия составляют единое целое.
Клоуны, выступающие парами или группами, отдают предпочтение костюмам, контрастным по форме, покрою, и расцветке. Наиболее часто обыгрываются полнота одного и худоба другого, невысокий рост и долговязость. Кроме того, ткани, имеющие определенный рисунок (клетку, полоску, горошек) также могут зрительно увеличить рост или укоротить его. Таких же результатов можно достичь при помощи кроя - укорачивая или удлиняя одежду (укороченные рукава, скажем, как у Никулина, сразу сделают руки зрительно длиннее) или же при помощи силуэта, конструктивных и декоративных линий и отделок.
В клоунских шутках имеет место пародирование людей необычайно высокого роста, для чего они используют ходули, которыми еще в старину для своих забав пользовались скоморохи. На ходулях нередко выступал "Шут Его Величества народа" Виталий Лазаренко, причем не только на манеже цирка, но и на праздничных демонстрациях, народных гуляньях он вышагивал в забавных длиннющих штанах, надетых на ходули, и держались они на нем при помощи растягивающихся лямок. Борис Вяткин выглядел на ходулях очень франтоватым, в модном костюме в яркую полоску, что еще больше увеличивало его рост. По традиции на ходулях часто появлялся на народных гуляниях или детских утренниках высоченный Дед-Мороз. Здесь на ходулях выходят и клоуны в ярких девичьих сарафанах, в пестрых косынках на головах, с лентами и бантами, вплетенными в косы, с ожерельями из крупных, бус.
Костюмы клоунов сугубо индивидуальны и неповторимы, здесь исключается какое-либо копирование и тем более "тиражирование".
И вполне возможно, что создание костюмов-образов и есть одно из тех направлений, по которому сегодня происходит и будет развиваться в дальнейшем успешная работа по созданию оригинального циркового костюма.
Искусствовед Р.Захаржевская в одной из своих статей писала: "На арене не отвлеченный облик клоуна вообще, а свойский, хорошо знакомый человек, немножко чудаковатый, очень добрый и потому близкий. Даже в его внешности чувствуется стремление вызвать самое человеческое из чувств - радость... Доброта к зрителю унесла грубость и жестокость старой клоунады, безжалостный риск, игру со смертью. Эта же доброта вошла и в мир оформительский. Не ярмарочную пестроту балагана, а гармонию двух искусств - искусства актера и искусства художника - несет наш цирк. Вот почему работать в нем интересно и радостно, но вместе с тем трудно и ответственно. Здесь больше, чем где бы то ни было, художник в своем действии остается один на один со зрителем, без спасительных декораций и кулис. И больше, чем где бы то ни было, обнажаются все присущие ему качества - вкус и мастерство. И больше, чем где бы то ни было, он подчинен актеру и второстепенен или совсем не виден: ведь он и актер - один организм... Может быть, поэтому художники боятся цирка? И, может быть, поэтому они, полюбив его любовью однолюбов, уже никогда не изменяют ему? Несмотря ни на что. А "ни на что" - очень велико! Как нигде, художник цирка ограничен в своих возможностях - номер и его характер диктуют форму и даже вес костюма - это нельзя, это - неудобно. Это громоздко! Есть номера, где художник так ограничен, что малейшая выдумка может принести ему заслуженный успех. И есть номера, где возможности так велики и обширны, что легко потерять голову, утратить драгоценное чувство меры. Почти Дантов круг! Но спросите у художника цирка, променяет ли он его на что-либо более удобное, простое, без трепки нервов, без выездов "на места", без мук в мастерских и поисков материалов? Ответ едва ли будет положительным..."
Исполнение актуального репертуара в сочетании с современным внешним обликом стали насущной и неизменной потребностью клоуна. Дело тут не только в том, как он это делает, но, прежде всего, и в том, что показывает. Поэтому очень важно, какие художественные приемы и средства использует клоун в своем выступлении, насколько они жизненны и убедительны. Настало время, когда в пестрой клоунской среде уже можно встретить и надолго запомнить обаятельного клоуна в скромном, неброского цвета костюме, которому не страшно вечное непостоянство моды. И этому костюму большой артист неизменно остается верен "на все времена".
Но клоунская маска не есть некий "образец" для подражания, нечто статичное, раз и навсегда устоявшееся. Go всей определенностью можно утверждать, что процесс нарождения новых комических образов достаточно перспективен и нескончаем. Вместе с бурно развивающимся временем, возникновением новой тематики, событий и проблем, поиск их нового содержания, форм, типизированной образности будет продолжаться и в дальнейшем. И в этом огромная роль принадлежит художнику цирка.
И семидесятилетний творческий поиск содержательно выразительной клоунской маски-образа на арене советского цирка принес свои ощутимые результаты, вместе с признанием на всех континентах.
Профессор Ю.А.Дмитриев отметил: "Что же все-таки составляет содержание цирка? В этом отношении цирк не отличается от всех других искусств. И для него содержанием является жизнь, та или другая ее сторона, отраженная художником в свете определенных общественно-эстетических идеалов. Цирк, как и всякое искусство, поэтически анализирует общественную жизнь. И не только анализирует, но и помогает ее перестройке".
И здесь первостепенная задача режиссеров, художников, актеров советского цирка, - это создание актуальнейших произведений в жанре клоунады, которому свойственны юмор, сатира и публицистика.
Из книги А. П. Фальковского Художник и арена