Высшая радость артиста
Каждый раз, берясь за перо, я волнуюсь не меньше, чем перед выходом на сцену. Писать об эстраде так же трудно, как и выступать на ней. А в данном случае, в дни юбилея Советского государства, особенно.
Нужно ли говорить о популярности и массовости эстрадного искусства! Искусство это всеобъемлюще и общедоступно в лучшем смысле этого слова. Оно проникает всюду: там, где нет еще театра, нет киноустановок, эстрада была, есть и будет! Наши артисты летали на Северный полюс и давали концерты в самой южной точке Страны Советов. Во время войны эстрада была на передовой — в блиндажах и окопах, в теплушках и госпиталях. Вслед за советскими воинами-победителями артисты эстрады вошли в Берлин. Русская певица Лидия Русланова пела на ступеньках поверженного рейхстага в незабываемые майские дни 1945 года. И мы гордимся этим. Гордимся славным путем, пройденным вместе с родной страной.
Гигантские масштабы и подлинная массовость отличают эстрадное искусство. За полвека очень сильно изменился наш зритель, он стал требовательнее, а поэтому умнее стала и сама эстрада. И если раньше к ней относились несколько пренебрежительно, свысока, то теперь положение иное. Лучшие мастера эстрады по праву носят почетные звания заслуженных и народных артистов наравне с деятелями театра, кино, музыки. И очень обидно, что большие наши писатели еще стараются обойти эстраду стороной. Разве можно не учитывать ее пропагандистское значение? Ведь недаром еще в начале 1918 года Ленин сказал наркому просвещения, что надо двинуть вперед искусство как агитационное средство. И это, мне кажется, относится и к эстраде, как одному из самых массовых видов искусства.
По своему происхождению оно глубоко демократично. Оно берет свое начало в далеких глубинах времени. Скоморохи и менестрели, бродячие шуты и фокусники, строго говоря, ведь тоже артисты эстрады. Но до революции она целиком находилась в руках предпринимателей, дельцов, единственной целью которых являлось извлечение прибылей, чистогана. При Советской власти встала задача очистить эстраду от буржуазного влияния и, используя демократические качества этого искусства, поставить его на службу народу.
Сказать, что в дореволюционной эстраде не было ничего положительного, нельзя. Были очень талантливые люди. Важно, как применялся, на что работал талант. А работал он чаще всего на потребу дурному вкусу. Гражданская тема если и проскальзывала, то очень редко и не безнаказанно. Только Великая Октябрьская революция впервые призвала артиста эстрады быть прежде всего гражданином, борцом. Лишь в советское время искусство эстрады стало выражать идеалы, устремления народа. С первых дней Советской власти большинство мастеров эстрады своим добросовестным трудом вносит определенную лепту в борьбу за новый мир.
...Годы революции и гражданской войны. Суровые, грозные, незабываемые. Вместе с родным народом передовые деятели искусства боролись с врагами — белогвардейцами, петлюровцами, многочисленными интервентами, отдавая этому святому делу весь жар души, опыт, талант и мастерство.
У нас тогда появился совсем иной, необычайно чуткий и благородный зритель. На всю жизнь запомнились мне первые встречи с ним. Весной 1919 года, создав при политотделе одной из дивизий небольшую концертно-эстрадную труппу и получив отдельный вагон в агитпоезде, мы, несколько актеров, выехали в воинские части. Эта поездка длилась до начала осени. Красноармейцы оказались самой лучшей публикой, о которой только может мечтать актер. Трогательное внимание к происходящему на сцене, оживленные лица и одобрительные улыбки вдохновляли нас, как никогда раньше, вызывали чувство величайшей благодарности и симпатии к очень непосредственному и доброжелательному зрителю.
Эстраду часто и не без основания сравнивают с газетой. Чем-то она действительно сродни газете. Родство здесь, на мой взгляд, не в одной только оперативности. Муза эстрады, самая публицистическая из всех муз, призвана активно вторгаться в жизнь, влиять на общественное мнение, помогать бороться со всем отсталым, косным, со всем, что мешает нашему поступательному движению вперед, к заветной цели. Вместе с тем искусство эстрады требует от художников вдохновенного и яркого воспроизведения нового, подлинно коммунистического, что рождается в жизни. Публицистические фельетоны Н. Смирнова-Сокольского положили начало новому жанру на эстраде. Смирнов-Сокольский всегда говорил о том, что чем лучше становится человек, тем нетерпимее пятна. Наши лучшие артисты А. Райкин, К. Шульженко, И. Набатов, М. Миронова и А. Менакер, Л. Миров и М. Новицкий, Ю. Тимошенко и Е. Березин, Р. Зеленая и другие своим творчеством деятельно вмешиваются в жизнь, помогают народу в его борьбе за торжество коммунизма.
Эстрада — искусство многожанровое. Именно она дала жизнь такому жанру, как художественное слово. До революции Закушняк выступал с вечерами «интимного чтения», которые проводились только для избранной публики. Революция вывела этот жанр из тонных салонов в огромные аудитории, к народу. В советское время и появилась целая плеяда мастеров художественного слова — В. Яхонтов, А. Шварц, С. Кочарян, Д. Журавлев, С. Балашов, Г. Сорокин, Э. Каминка и другие.
К жанрам, рожденным революцией, можно отнести и близкий мне жанр массовой песни. Наш народ — народ-песенник. Песня, спетая на эстраде, шагает в жизнь. Какие песни были до революции? Народные, чаще всего крестьянские, городские, преимущественно мещанские. Были романсы — русские и цыганские. Но особенно близки и понятны были народу песни революционные, зовущие на борьбу за лучшую жизнь.
Новые времена требуют новых песен. И дело тут вовсе не в том, чтобы только слова стали другими, но чтобы изменились и их форма и содержание. В гражданскую войну было положено начало советской песне. Расцветом же ее следует, по-моему, считать годы, когда появилась плеяда талантливых композиторов-песенников, когда, если хотите, сложился новый песенный стиль. Все мы знаем, не раз испытывали на себе силу песни, ее удивительную власть, ее ни с чем не сравнимую способность неудержимо разливаться по всей стране, жить дольше самой длинной человеческой жизни.
Знаменитый афоризм гласит: «Когда говорят пушки — музы молчат». Но у нас в годы Великой Отечественной войны музы говорили. Говорили в полный голос. Напряженный и тревожный темп жизни военных лет, лишения и опасности, героическая решимость нашего народа в любых условиях бороться до полной победы над мрачными силами фашизма не могли не вдохновить наше искусство на создание ярких, замечательных произведений. Поэты, композиторы, артисты, испытывая огромный патриотический подъем, считали делом своей чести в эту трудную пору сказать народу нужное слово. Особое развитие буквально с первых дней Великой Отечественной войны получили «оперативные» жанры: короткое лирическое стихотворение и главным образом песня.
Эстрада — искусство малых форм. Но значит ли это, что эстрада — маленькое искусство? Конечно, нет. Разве прекрасная новелла менее значительна, чем роман? Мастера советской эстрады стремятся сосредоточить свои силы и внимание на том, чтобы наша современность засверкала на эстраде всеми красками, ярким светом жизни, посвященной борьбе за торжество коммунизма. Современное искусство, на мой взгляд, непременно несет в себе нечто новое, еще непознанное, незнакомое зрителю, а главное — помогающее ему в титанической битве за построение коммунистического общества. Я уверен, что наше прекрасное искусство будет и в дальнейшем давать народу-творцу талантливые, яркие произведения, приумножающие богатства сокровищницы советской культуры.
Сейчас время необычайного роста международных контактов, культурных связей. Если раньше зрителям не с чем было сравнивать нашу эстраду, то теперь... Какие только звезды эстрады не приезжали к нам! Ив Монтан, Клаудио Вилла, Джерри Скотт, Жак Брель, Жюльетт Греко, Марсель Марсо, — да разве всех перечислишь! И это накладывает особую ответственность на нас, побуждает нас к творческому соревнованию. Но, перенимая опыт зарубежных коллег, не надо подражать им, памятуя, что назначение художника — создавать свое неповторимое искусство.
Теперь никто не станет умалять вклад джаза в развитие советской музыки. Не на него ли опираются многие прекрасные образцы советской песни, заслужившие признание и у нас и за рубежом? Не с него ли начинается блестящее шествие ряда талантливых композиторов-песенников? Это он, советский джаз, свел меня с Дунаевским — радостным, веселым нашим певцом, дал мне счастье творческого общения с этим изумительным мастером.
Ныне советское эстрадное искусство триумфально шествует и по нашей стране и за рубежом. В каких только странах мира не побывали «Березка», моисеевцы, прославленные наши хоровые коллективы, замечательные солисты! И повсюду им сопутствовал огромный ни с чем не сравнимый успех и признание.
Эстрада взяла на вооружение современную технику. Радио и телевидение раздвинули рамки и границы самого огромного зала, дали нам такую аудиторию, которая раньше и присниться не могла. Десятки миллионов телезрителей! Сколько лет нужно было выступать артисту, прежде чем его имя становилось известным в стране. А сейчас телевидение делает артиста знаменитым иногда буквально за сутки. Но надо помнить, что телевидение — это не рекламное предприятие. На нас лежит огромная ответственность за воспитание вкуса зрителей. Об этом ни на минуту нельзя забывать. И потому, где бы ни выступал артист — в красном уголке цеха или перед телевизионным аппаратом, в концертном зале или в колхозном клубе, — каждое его появление перед зрителями должно доставлять им эстетическую радость. А этого можно достичь только настойчивым, упорным трудом, пытливыми поисками и строжайшей взыскательностью к себе, к своему мастерству, к своему репертуару. Только при этом условии можно обеспечить высокий идейный и художественный уровень нашего искусства, уровень, достойный советского народа.
В эти торжественные юбилейные дни я, как, вероятно, и другие артисты старшего поколения, думаю о преемниках, о продолжателях наших. Мне радостно, что и у нас на эстраде есть талантливая молодая поросль. И я обращаюсь к чудесной нашей молодежи:
— Вы, принимающие эстафету из наших рук, сегодня вступающие в творческую жизнь, вы доживете до столетия Советской власти. Так старайтесь жить с душой, открытой всему доброму и честному, всему, что на пользу нашей социалистической Родине! Служа искусству, всегда и во всем храните верность жизненной правде. Будьте достойны нашего мудрого, гуманного и великого народа, строящего коммунизм. В служении народу — высшая радость артиста.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий