Щедрый родник
Редакция получает письма, в которых читатели спрашивают, каким должен быть народный цирк. Руководители и участники коллективов задают в своих письмах вопросы, по какой программе заниматься, у кого получить помощь.
Мы попросили режиссера Союзгосцирка К. Бобка рассказать, что делают работники цирка для развития художественной самодеятельности, как решаются связанные с этим организационные и творческие вопросы. С тех пор как в 1960 году в г. Асбесте появился первый народный цирк, работники Союзгосцирка оказывают постоянную помощь артистам-любителям. Они помнят, что искусство цирка призвано быть верным помощником партии в решении одной из важнейших задач: обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.
Стремительный рост самодеятельных цирковых коллективов показывает, как неисчерпаемы духовные богатства нашего народа. Любительские коллективы создаются по всей стране. Размах этого движения виден из простого перечисления городов, где имеются такие коллективы. Сыктывкар, Ярославль, Нижний Тагил, Куйбышев, Казань, Николаев, Череповец, Пенза, Новосибирск, Калинин, Львов, Клайпеда, Луганск, Жигулевск, Горький, Краснодар, Омск, — да разве все назовешь! Высокого звания народного цирка удостоены цирковой коллектив Дома культуры Шауляйского района и Вильнюсский самодеятельный цирк «Яунисте», цирк «Лекечо» Шеклянского района Литовской ССР, коллектив Дома культуры «Новатор» в Москве и некоторые другие. Присвоение званий происходит пока без утвержденного Положения о народном цирке. Это создает серьезные неудобства.
Можно отметить еще одно направление в развитии художественной самодеятельности. В Ленинграде, при Доме культуры пищевой промышленности, в Запорожье, при клубе завода «Запорожсталь» созданы самодеятельные студии циркового искусства, которые имеют достаточно продуманные планы учебной работы. В прошлом году Союзгосцирком было разослано письмо; оно призывало коллективы цирков содействовать развитию художественной самодеятельности, в нем ставилась задача — каждому цирку и группе «Цирк на сцене» создать свой «спутник» подшефный народный цирк.
Это обращение нашло отклик у режиссеров и артистов. Недавно Московский цирк организовал выступление цирковых любительских коллективов профсоюзов Московской области. Киевский и Саратовский цирки в своих обязательствах к 50-летию Советского государства предусматривают интересные мероприятия с участием художественной самодеятельности. Центральная студия циркового искусства взяла шефство над коллективом Дома культуры «Новатор». Омский цирк установил творческую связь с любителями циркового искусства города. Постоянно заботится об обновлении репертуара коллективов художественной самодеятельности репертуарный отдел Союзгосцирка. Несомненную пользу принесет систематическая публикация в журнале «Советская эстрада и цирк» материалов под рубрикой «В помощь руководителям народных цирков». Нельзя забывать, что в 1967 году советский цирк, рапортуя народу о своих достижениях, должен будет отчитаться, что сделано для развития художественной самодеятельности. В Москве будут демонстрироваться итоговые программы народных цирков.
Предстоит большая организационно-творческая работа. Настало время Министерству культуры СССР совместно с ВЦСПС и Центральным Домом народного творчества имени Н. Крупской обсудить вопросы дальнейшего развития цирковой художественной самодеятельности, создать и узаконить Положение о народном цирке. Кстати, его проект уже подготовлен инициативной группой любителей цирка. Следует рассмотреть также вопрос о руководителях для самодеятельности и позаботиться о повышении их квалификации. Однако нельзя выжидать, пока все организационные вопросы будут решены. Режиссеры, артисты должны активно помогать любителям циркового искусства, направлять их творчество по правильному пути.
Участникам художественной самодеятельности хочется посоветовать: не ждите, пока к вам придут из цирка. Сами идите к артистам, завязывайте с ними творческие связи и верьте, что никто не откажет вам в помощи и дружбе. Мы, работники цирка, не забываем, что важным резервом арены могут стать лучшие из участников художественной самодеятельности, овладевшие исполнительским мастерством популярного в народе искусства.
К. БОБОК
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий