В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 10:10 | 13.03.2013

Залог успеха. Яков Экк и его жокеи-наездники

Яков Экк и его жокеи-наездникиВыход исполнителя на манеж, его первое появление перед зрителем – это как бы визитная карточка артиста. Не всем удается, еще не начав номер, заинтересовать и расположить к себе публику, привлечь ее «на свою сторону».

Когда начинают работать эти артисты, на манеж буквально выплескиваются темп, экспрессия, красота. И зрителей завораживает, увлекает отточенная техника и безупречное чувство ансамбля. С каждой минутой нарастает темп выступления, а трюки – один другого сложнее, рискованнее.

Зрелищность номеру придают и индивидуальное мастерство каждого исполнителя, и предельная слаженность всей группы.
Несомненное преимущество и в том, что здесь используется прием контраста – в разнообразии и остроте ритмов, в темпе. И все это – в таком опасном и сложном номере «Жокеи-наездники», в котором многое зависит от такого не всегда надежного «партнера», как лошадь. Действительно, по авторитетному мнению специалистов, профессия жокея в цирке считается одной из самых сложных и трудных.

Благодаря четкой композиции традиционные жокейские трюки воспринимаются как взаимосвязанные части единого целого. Все это неизменно сопровождается бурными аплодисментами, но знает ли зритель, насколько опасен каждый из этих трюков. Как бы хорошо ни была подготовлена лошадь, в работе с ней никогда нельзя достигнуть абсолютной точности. Ведь, случись, лошадь испугается чего-то, неожиданно поменяет ритм, и стоящий у нее на спине артист может не успеть мгновенно сориентироваться, сгруппироваться. А чтобы этого не произошло, за четким бегом коня следит человек с шамберьером, стоящий в центре манежа, своеобразный дирижер, задающий темп и ритм скачущей лошади. Это – руководитель номера, его создатель и вдохновитель, заслуженный артист России Яков Экк.

Говорят, чтобы стать хорошим наездником, надо родиться в седле. Он родился в городе и лошади не знал. С детства увлекался спортивной акробатикой, в шестнадцать лет стал мастером спорта. Тренеры видели в нем перспективного спортсмена. Но всё изменил случай. В Омск, где жил с родителями Яков, приехал цирк – программа Валентина Филатова, одним из номеров в которой были жокеи Тамарины. В номер нужны были способные ребята со спортивной подготовкой. Яков решил попробовать – а вдруг получится. Да так и остался в цирке навсегда. За семь лет работы в коллективе Тамариных, пройдя этап ученичества, а затем став полноправным партнером в номере, Яков Экк в совершенстве овладел жанром, исполнял вместе с партнерами сложные, рискованные трюки.

После, когда труппа распалась, выступал как соло-жокей, среди прочих трюков исполнял боковое арабское сальто-мортале на скачущей лошади. За эту свою оригинальную, виртуозную работу получил в 1984 году звание лауреата XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве. А вскоре и создал свой групповой номер жокеев-наездников. И когда дрессировщик Юрий Ермолаев задумал постановку циркового варианта спектакля «Гусарская баллада», для участия в представлении была приглашена и группа жокеев под руководством Якова Экка. Премьера этого совершенно ошеломительного спектакля в цирке на пр. Вернадского, в котором удалось собрать все конные жанры, и объединить их единым сюжетом и художественной концепцией, состоялась в 1987 году. Те, кому посчастливилось увидеть представление, с благодарностью вспоминают о нем до сих пор. А после были выступления жокеев на манежах в составе разных программ.

Сегодняшний состав труппы был сформирован три года назад. В номер пришли молодые ребята со спортивной подготовкой, но тоже, как и когда-то Яков Экк, имевшие о живой лошади довольно приблизительное представление. Так что, Якову предстояло не только разглядеть возможности каждого артиста, раскрыть их, помочь освоить трюки, но и сдружить их с будущими четвероногими партнерами. Сегодня Яков с улыбкой вспоминает то время, когда приходилось действительно трудно – все начинать «с чистого листа».

– Нелегко тогда пришлось всем нам. Для жокейской работы были куплены лошади белорусской упряжной породы редкой изабелловой масти.  Они, естественно, в цирке никогда не выступали и не понимали, чего от них хотят. Все у них  вызывало испуг – и бег по кругу, и когда на них, разбегаясь, прыгал один, а то и несколько человек.
Ну а наездники еще не могли даже называться таковыми, потому что долго просто привыкали к лошадям: ухаживали за ними, чистили стойла и потихоньку переставали бояться.

По своему опыту Яков Экк знал – без полного взаимопонимания человека с животным ничего не получится. А значит, ребята должны не только суметь приручить к себе лошадь, но и научиться определять по малейшим приметам, когда она недовольна чем-то, когда радуется. Узнавать настроение коня и по еле уловимому движению ноздрей или хвоста, и по тому, как двигает ушами, как пофыркивает. Все эти «мелочи» очень помогли и ему, когда он начинал работать в цирке. Ведь если жокей не чувствует лошадь, а лошадь – его, то трюка просто не получится.

Позже труппа пополнилась Маргаритой Звягиной, потомственной артисткой в третьем поколении (любители цирка старшего поколения хорошо помнят номер «Полет с батутом», которым руководила еще бабушка Маргариты, а затем и ее отец), Александром Литвищенко, тоже «родившемся в опилках» и Евгением Мальцевым.

Сегодня все они, его воспитанники – жокеи высшего класса Маргарита Звягина, Владислав Щук, Евгений Мальцев, Лев Прокуров, Александр Литвищенко, Алексей Яценко. Традиционная жокейская работа в их выступлении соединена со сложными акробатическими трюками. За несколько минут выступления артистов зрители видят каскад сплошных конно-акробатических упражнений, таких как сложные пируэты, арабские сальто, курбеты на лошади, гимнастические «подсечки», фляки, сальто-мортале с одной лошади на другую и многое другое, что под силу лишь самым высококлассным мастерам конного цирка. Чего стоят одни только синхронные прыжки двух и трех жокеев на спину бегущей лошади, когда выстроившись в шеренгу, четким шагом артисты пересекают манеж и одновременно запрыгивают на лошадь.

Не уступает парням в вольтаже и курсе Маргарита Звягина. Блистательное акробатическое мастерство, легкость, с какой она проделывает свои сложнейшие элементы ручной вольтижировки, изящество каждого движения – все это завораживает публику. Да и как не восхититься темповому исполнению разнообразных сходов, прыжков, батманов, перелетов. Зрители аплодируют гармоническому слиянию ее безукоризненной техники и пластической выразительности.
И как тут не вспомнить слова Бальзака о том, что никакая балерина не может сравниться изяществом и грацией с хорошей цирковой наездницей.

Одним словом, свой вклад в номер вносят все участники. У каждого исполнителя свое, если можно так сказать,  амплуа.
Александр Литвищенко уверенно и красиво исполняет фляк на лошади, курс – без запинки залетает на лошадь, делает двойной арабский прыжок – поистине уникальный трюк, который не исполняется ни  в одном номере.
Евгений Мальцев крутит сальто с лошади на вторую, выполняет с курса сложную выпрыжку – рондат, винт, заднее сальто на сход с двух лошадей с большой высоты.

Алексей Яценко исполняет тройной курс, парные темповые прыжки вместе с Александром Литвищенко на мчащуюся лошадь. Лев Прокуров крутит сальто-мортале на лошади, арабский боковой прыжок на сход, тройной курс,  двойной "вразрез" прыжок. Владислав Щук исполняет тройной курс, обнос вокруг лошади.

Итак, номер состоялся, артистам аплодировали зрители многих  городов России. Казалось бы, вот он, успех, аплодисменты, признание публики. Но, не довольствуясь сделанным, Яков Экк параллельно с основным номером начал готовить и джигитовку. И за созданный номер «Русские наездники» был удостоен  звания Лауреата премии Москвы. Это стало возможным благодаря воспитанному им уникальному составу артистов – сегодня они с одинаковым мастерством владеют и искусством и жокеев-наездников, и джигитовкой.

– Джигитовка оказалась для ребят не самой сложной, – вспоминает то время репетиций Яков Экк. – Они ведь профессиональные спортсмены и все эти трюки фактически репетировали с самого детства. Долго бились мы за выпрямленные колени и вытянутые носочки – ведь требования к выполнению трюка на лошади такое же, как и на гимнастическом снаряде или на ковре – зафиксированное положение тела должно быть идеальным!

А потом я сделал неожиданное открытие: мои «разудалые наездники» больше напоминают скованных и сосредоточенных жокеев! Пришлось репетировать то, чему не научат никакие учебники: и люди, и кони -  5 рысаков – по несколько часов в день «отрабатывали» легкость, артистизм и кураж.

В результате получился номер, нисколько не уступающий по зрелищности «Жокеям-наездникам». И если в роли жокеев артисты – виртуозные акробаты, то в другом номере преображаются в смелых и отважных всадников, состязающихся в мастерстве на галопирующих рысаках.

Вот один из них на бешеной скорости спрыгивает с коня, и, оттолкнувшись, переворачивается в воздухе, «приземляясь» почти на шее коня. Вот другой свалился, будто подстреленный, и лошадь несет его волочащееся по земле тело. Но мгновение – и всадник резко поднимается, и он вновь в седле. Еще миг – и другой наездник ныряет под живот скачущего коня и взбирается в седло с другой стороны. А Маргарита Звягина в числе других трюков исполняет  уникальный – вертушку с крупа лошади в седло.
Известный цирковой режиссер Георгий Семенович Венецианов отмечал: «Из всех жанров цирка конный требует особого артистизма, особой отточенности подачи номера». И коллектив под руководством Якова Экка своим каждодневным трудом стремится соответствовать этому.

С недавних пор ребята шутят, что в номере у них теперь не только кони, но и слоны – целых два. Да не простые, а золотые. Первый слон – главная награда состоявшегося в 2012 году XI Московского международного фестиваля-конкурса циркового искусства. Артисты были признаны лучшими и награждены гран-при конкурса.

Второй слон – не совсем обычный. И многим он может показаться, по меньшей мере, странным. Но ведь  автор этой миниатюры – известный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Огромные и величественные слоны, по задумке художника символизирующие доминирование и власть, всегда опираются на длинные и тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так Дали показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым. Впрочем, все это чисто философия и к основной нашей теме имеет отношение постольку, поскольку устроители фестиваля в испанском городе Фигересе именно статуэтками таких слонов Сальвадора Дали ежегодно награждают лучшие цирковые номера. За блестящее выступление, за непревзойденное мастерство и артистизм на прошедшем в феврале 2013 года II Международном цирковом фестивале «Кастильо де Фигерес» (Испания) и был вручен Золотой слон группе жокеев-наездников под руководством Якова Экка.

Высокая планка, которую установили для себя артисты,  постоянно поднимается, ведь нет предела мастерству.  И потому сегодня готовятся новые трюки, совершенствуется композиция. И в этой неуспокоенности – залог новых успехов.

Николай АРАКЕЛОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100