В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Яркому цирковому искусству - яркий плакат

Цирковые плакаты 1966 г.Состояние цирковой рекламы интересует многих. Причем особое внимание привлекает одна из самых, по­жалуй, традиционных форм рекламы — цирковой плакат-афиша. Острые споры по поводу буквально каждого плаката ведутся не только членами Художественного совета Союзгосцирка по рекламе, но и артистами цирка и его зрителями.

Цирковые плакаты 1966 г.

И это вполне закономерно. Плакат-афиша — популярное средство информации и пропаганды циркового искусства, призванное, с одной стороны, привле­кать внимание зрителей к цирку, а с другой — воспитывать чувство эстетики и хорошего вкуса. Образно говоря, пла­кат — это и визитная карточка цирка и своеобразное зеркало, отражающее сегодняшний день циркового искусства. Поэтому естественны высокие требова­ния, предъявляемые к цирковому пла­кату и к тем, кто трудится над его совершенствованием.

По устанавившейся традиции крити­ческие заметки строятся обычно так, что в первых строках отмечаются опре­деленные успехи, а уж потом перечис­ляются имеющиеся недостатки. Успехи бесспорны и здесь: за последние два-три года цирковых плакатов стало значи­тельно больше, качество их заметно улучшилось. Но с некоторых пор процесс этот, на мой взгляд, несколько приостановился. Возникают опасения, что успехи, уже достигнутые группой пропаганды цир­кового искусства Союзгосцирка, могут в ближайшее же время оказаться край­не недостаточными и не получат своего развития в дальнейшем.

На Художественном совете по рекла­ме периодически рассматриваются плакаты художников М. Беляева, П. Бенделя, И. Кривошея, О. Лункина, Г. Малик, М. Мануйлова, Л. Модиной, Л. Офросимова, П. Пашкова, В. Рыклина, Г. Фрида и других. Некоторые из них сотрудни­чают на протяжении многих лет, другие трудятся в области циркового плаката сравнительно недавно, есть и новички. Но так или иначе только крайне незна­чительное число представляемых эски­зов (относительно к общему количеству издаваемых плакатов) может быть при­числено к большим творческим удачам художников. И лишь некоторые произ­ведения, выполненные на хорошем про­фессиональном уровне, являются ре­зультатом успешного творческого поис­ка. К ним можно отнести работы художников Л. Модиной (плакаты для Азербайджанского циркового коллек­тива и несколько других), О. Лункина («Конный цирк» и др.), М. Беляева («Клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин»), Л. Офросимова («Собачки» и др.), Г. Фрида (фотомонтажный плакат «На­дежда и Петр Маяцкие»), Г. Малик (плакаты «Эльвира Подчерникова») и некоторых других.

По-прежнему очень остро стоит воп­рос: как приблизить уровень цирковой рекламы и в первую очередь плаката к тем высоким достижениям, которые мы наблюдаем сегодня в искусстве совет­ского цирка, в творчестве его мастеров? Далеко не все выходящие в свет пла­каты достаточно ярко и полно передают своеобразие и неповторимость того или иного мастера манежа, характерные, присущие только ему творческие осо­бенности. Такие особенности, по кото­рым можно было бы, скажем, отличить «Медвежий цирк» В. Филатова от любого другого аттракциона дрессированных медведей, или почувствовать различие исполнительской манеры в номерах жонглеров А. Кисс и И. Хромова, или увидеть трюковые контрасты в номерах с першами артистов Половневых и Французовых. Многие плакаты похожи как две капли воды, впечатление такое, что делаются они по одному шаблону. Чаще всего это происходит потому, что их автору не о чем рассказать, интерес­ное содержательное явление в искусстве цирка он подменяет изображением тра­фаретной схемы отдельного и подчас далеко не оригинального трюка.

И вот что еще плохо. По таким пла­катам-близнецам зрителю бывает край­не трудно определить, когда же цирк показывает премьеру новой программы. Все те же медведи катаются на роли­ках, безликие жонглеры, сменяя друг друга, по-прежнему бросают на плака­тах свои кольца, а едва приметная фи­гурка, нарисованная в нижнем углу плаката на фоне круглого пятна, старательно балансирует длинным шестом, приставленным к ее голове.

И подобных плакатов, повторяю, множество. Отличают их друг от друга лишь имена артистов, начертанные то­ропливо и несколько небрежной рукой. Возникает вполне закономерное сомне­ние: следует ли вообще выносить такие полуэскизные произведения на обсужде­ние Художественного совета по рекламе, не лучше ли предварительно поработать с авторами над их улучшением? Вряд ли следует мириться и с тем, что подавляющее большинство худож­ников не знакомо с номерами, аттрак­ционами и программами, для которых они рисуют плакаты. Можно ли пред­ставить себе такое положение, когда человеку, не знакомому с правилами уличного движения, поручили бы вести автомашину по оживленным магистра­лям города?

А ведь в цирковой рекламе происхо­дит подчас нечто подобное. Нередки случаи, когда художник, не видя ни но­мера, ни самого исполнителя, не имея ни малейшего представления о стилевых особенностях того или иного выступле­ния, его оформлении, костюме артиста и многом другом, все же берется за этот, можно сказать, сизифов труд. Берется, полагаясь на интуицию да плохонькую фотографию. Между тем даже хорошие фотографии одного, двух трюков никак не могут восполнить яркое впечатление от того, что увидел бы своими глазами, почувствовал всем своим существом сам художник. Если же к этому добавить, что в процессе работы художника над эскизами далеко не всегда ведется серьезная консультативная и редактор­ская работа, то станет ясно, как сложен при существующих условиях путь рож­дения яркого и оригинального цирково­го плаката.

Справедливую критику на Художест­венном совете вызывают работы, авто­ры которых стремятся во что бы то ни стало поразить разного рода трюкачеством, подменяя им полнокровный и ис­кренний язык искусства. К счастью, такие, с позволения сказать, «произве­дения» встречаются довольно редко. Да и сами авторы, кажется, начинают понимать, что подобного рода «трюки» и в цирке успеха иметь не могут. Встречаются и такие плакаты, кото­рые по своему виду больше смахивают на некий протокол делового совещания, нежели на художественное произведе­ние. Изобразительный язык таких пла­катов предельно сух и скучен. На их плоскости со скрупулезной четкостью размещаются изображения почти всех трюков,   исполняемых в   номере,   тщательно вычерчивается аппаратура, ко­личество нарисованных на них фигурок точно соответствует числу участников номера. Но нет главного — оригинально­го и яркого искусства цирка.

Отсутствие содержательной образно­сти в плакатах художник нередко пытается восполнить мелкими подробно­стями и тем самым невольно затрудняет их восприятие, лишает произведения ясной и логичной композиции. На не­большом расстоянии эти плакаты как бы теряются, становятся незаметными. Это усугубляется порой и отсутствием ярких, сочных красок, столь необходи­мых цирковой рекламе. Особенно огорчают скучные плакаты для детских утренников, елочных представлений. Подчас на них нет и следа праздничного настроения, они не несут ребятам той впечатляющей радости, ко­торая так зримо ощущается на этих представлениях, ставших хорошей тра­дицией цирка.

Общим недостатком большинства представляемых эскизов является плохо написанный шрифт. Тут сказывается явная недооценка его художником, как одного из активных и действенных изо­бразительных средств, значительно уси­ливающих зрительное восприятие рек­ламы. Обеднена композиция многих плака­тов. Мало используются художниками многофигурные композиции, так харак­терные для цирковой рекламы. Почти нет шрифтовых плакатов. Забыты пла­каты с изображением самого артиста, облик которого хорошо знаком зрите­лям. Утвердились некий стандарт и однообразие в размерах и формате вы­ходящих из печати произведений цирковой рекламы..

За последние два-три года бесспорно повысилось качество полиграфического издания. Но пока еще далеко не все плакаты печатаются лучшим образом. Некоторые из них по выходе из печати становятся явным браком, а чрезмерно большие тиражи в подобных случаях оказывают плохую услугу. Говоря об общем состоянии цирковой рекламы, нельзя не отметить и тот факт, что наши ведущие цирки помимо группы пропаганды успешно выпускают плакаты-афиши к премьерам своих представлений. Я имею в виду Москов­ский, Ленинградский, Киевский и неко­торые другие стационары. Но во многих других цирках дело обстоит крайне плохо. И не только с изданием плакатов и программок, но и с типографскими наборными афишами и даже с рисован­ными плакатами-щитами, которые вы­ставляются обычно на улицах и пло­щадях. Достаточно взглянуть на неко­торые образцы подобного «творчества», чтобы убедиться в предельной безвкуси­це этой продукции. Да и сами директо­ра этого не отрицают, ссылаясь на от­сутствие квалифицированных художни­ков и ограниченные возможности мест­ной полиграфии. А раз это так, то не лучше ли сосредоточить всю работу по выпуску цирковой рекламы в группе пропаганды Союзгосцирка, пополнив ее квалифицированными специалистами.

Цирковая реклама, повторяю, долж­на отвечать и соответствовать высоким творческим достижениям советского цирка. Яркому искусству нужен яркий плакат.
 

А. ФАЛЬКОВСКИЙ, главный художник Союзгосцирка

Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100