Яркому цирковому искусству - яркий плакат
Состояние цирковой рекламы интересует многих. Причем особое внимание привлекает одна из самых, пожалуй, традиционных форм рекламы — цирковой плакат-афиша. Острые споры по поводу буквально каждого плаката ведутся не только членами Художественного совета Союзгосцирка по рекламе, но и артистами цирка и его зрителями.
Цирковые плакаты 1966 г.
И это вполне закономерно. Плакат-афиша — популярное средство информации и пропаганды циркового искусства, призванное, с одной стороны, привлекать внимание зрителей к цирку, а с другой — воспитывать чувство эстетики и хорошего вкуса. Образно говоря, плакат — это и визитная карточка цирка и своеобразное зеркало, отражающее сегодняшний день циркового искусства. Поэтому естественны высокие требования, предъявляемые к цирковому плакату и к тем, кто трудится над его совершенствованием.
По устанавившейся традиции критические заметки строятся обычно так, что в первых строках отмечаются определенные успехи, а уж потом перечисляются имеющиеся недостатки. Успехи бесспорны и здесь: за последние два-три года цирковых плакатов стало значительно больше, качество их заметно улучшилось. Но с некоторых пор процесс этот, на мой взгляд, несколько приостановился. Возникают опасения, что успехи, уже достигнутые группой пропаганды циркового искусства Союзгосцирка, могут в ближайшее же время оказаться крайне недостаточными и не получат своего развития в дальнейшем.
На Художественном совете по рекламе периодически рассматриваются плакаты художников М. Беляева, П. Бенделя, И. Кривошея, О. Лункина, Г. Малик, М. Мануйлова, Л. Модиной, Л. Офросимова, П. Пашкова, В. Рыклина, Г. Фрида и других. Некоторые из них сотрудничают на протяжении многих лет, другие трудятся в области циркового плаката сравнительно недавно, есть и новички. Но так или иначе только крайне незначительное число представляемых эскизов (относительно к общему количеству издаваемых плакатов) может быть причислено к большим творческим удачам художников. И лишь некоторые произведения, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются результатом успешного творческого поиска. К ним можно отнести работы художников Л. Модиной (плакаты для Азербайджанского циркового коллектива и несколько других), О. Лункина («Конный цирк» и др.), М. Беляева («Клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин»), Л. Офросимова («Собачки» и др.), Г. Фрида (фотомонтажный плакат «Надежда и Петр Маяцкие»), Г. Малик (плакаты «Эльвира Подчерникова») и некоторых других.
По-прежнему очень остро стоит вопрос: как приблизить уровень цирковой рекламы и в первую очередь плаката к тем высоким достижениям, которые мы наблюдаем сегодня в искусстве советского цирка, в творчестве его мастеров? Далеко не все выходящие в свет плакаты достаточно ярко и полно передают своеобразие и неповторимость того или иного мастера манежа, характерные, присущие только ему творческие особенности. Такие особенности, по которым можно было бы, скажем, отличить «Медвежий цирк» В. Филатова от любого другого аттракциона дрессированных медведей, или почувствовать различие исполнительской манеры в номерах жонглеров А. Кисс и И. Хромова, или увидеть трюковые контрасты в номерах с першами артистов Половневых и Французовых. Многие плакаты похожи как две капли воды, впечатление такое, что делаются они по одному шаблону. Чаще всего это происходит потому, что их автору не о чем рассказать, интересное содержательное явление в искусстве цирка он подменяет изображением трафаретной схемы отдельного и подчас далеко не оригинального трюка.
И вот что еще плохо. По таким плакатам-близнецам зрителю бывает крайне трудно определить, когда же цирк показывает премьеру новой программы. Все те же медведи катаются на роликах, безликие жонглеры, сменяя друг друга, по-прежнему бросают на плакатах свои кольца, а едва приметная фигурка, нарисованная в нижнем углу плаката на фоне круглого пятна, старательно балансирует длинным шестом, приставленным к ее голове.
И подобных плакатов, повторяю, множество. Отличают их друг от друга лишь имена артистов, начертанные торопливо и несколько небрежной рукой. Возникает вполне закономерное сомнение: следует ли вообще выносить такие полуэскизные произведения на обсуждение Художественного совета по рекламе, не лучше ли предварительно поработать с авторами над их улучшением? Вряд ли следует мириться и с тем, что подавляющее большинство художников не знакомо с номерами, аттракционами и программами, для которых они рисуют плакаты. Можно ли представить себе такое положение, когда человеку, не знакомому с правилами уличного движения, поручили бы вести автомашину по оживленным магистралям города?
А ведь в цирковой рекламе происходит подчас нечто подобное. Нередки случаи, когда художник, не видя ни номера, ни самого исполнителя, не имея ни малейшего представления о стилевых особенностях того или иного выступления, его оформлении, костюме артиста и многом другом, все же берется за этот, можно сказать, сизифов труд. Берется, полагаясь на интуицию да плохонькую фотографию. Между тем даже хорошие фотографии одного, двух трюков никак не могут восполнить яркое впечатление от того, что увидел бы своими глазами, почувствовал всем своим существом сам художник. Если же к этому добавить, что в процессе работы художника над эскизами далеко не всегда ведется серьезная консультативная и редакторская работа, то станет ясно, как сложен при существующих условиях путь рождения яркого и оригинального циркового плаката.
Справедливую критику на Художественном совете вызывают работы, авторы которых стремятся во что бы то ни стало поразить разного рода трюкачеством, подменяя им полнокровный и искренний язык искусства. К счастью, такие, с позволения сказать, «произведения» встречаются довольно редко. Да и сами авторы, кажется, начинают понимать, что подобного рода «трюки» и в цирке успеха иметь не могут. Встречаются и такие плакаты, которые по своему виду больше смахивают на некий протокол делового совещания, нежели на художественное произведение. Изобразительный язык таких плакатов предельно сух и скучен. На их плоскости со скрупулезной четкостью размещаются изображения почти всех трюков, исполняемых в номере, тщательно вычерчивается аппаратура, количество нарисованных на них фигурок точно соответствует числу участников номера. Но нет главного — оригинального и яркого искусства цирка.
Отсутствие содержательной образности в плакатах художник нередко пытается восполнить мелкими подробностями и тем самым невольно затрудняет их восприятие, лишает произведения ясной и логичной композиции. На небольшом расстоянии эти плакаты как бы теряются, становятся незаметными. Это усугубляется порой и отсутствием ярких, сочных красок, столь необходимых цирковой рекламе. Особенно огорчают скучные плакаты для детских утренников, елочных представлений. Подчас на них нет и следа праздничного настроения, они не несут ребятам той впечатляющей радости, которая так зримо ощущается на этих представлениях, ставших хорошей традицией цирка.
Общим недостатком большинства представляемых эскизов является плохо написанный шрифт. Тут сказывается явная недооценка его художником, как одного из активных и действенных изобразительных средств, значительно усиливающих зрительное восприятие рекламы. Обеднена композиция многих плакатов. Мало используются художниками многофигурные композиции, так характерные для цирковой рекламы. Почти нет шрифтовых плакатов. Забыты плакаты с изображением самого артиста, облик которого хорошо знаком зрителям. Утвердились некий стандарт и однообразие в размерах и формате выходящих из печати произведений цирковой рекламы..
За последние два-три года бесспорно повысилось качество полиграфического издания. Но пока еще далеко не все плакаты печатаются лучшим образом. Некоторые из них по выходе из печати становятся явным браком, а чрезмерно большие тиражи в подобных случаях оказывают плохую услугу. Говоря об общем состоянии цирковой рекламы, нельзя не отметить и тот факт, что наши ведущие цирки помимо группы пропаганды успешно выпускают плакаты-афиши к премьерам своих представлений. Я имею в виду Московский, Ленинградский, Киевский и некоторые другие стационары. Но во многих других цирках дело обстоит крайне плохо. И не только с изданием плакатов и программок, но и с типографскими наборными афишами и даже с рисованными плакатами-щитами, которые выставляются обычно на улицах и площадях. Достаточно взглянуть на некоторые образцы подобного «творчества», чтобы убедиться в предельной безвкусице этой продукции. Да и сами директора этого не отрицают, ссылаясь на отсутствие квалифицированных художников и ограниченные возможности местной полиграфии. А раз это так, то не лучше ли сосредоточить всю работу по выпуску цирковой рекламы в группе пропаганды Союзгосцирка, пополнив ее квалифицированными специалистами.
Цирковая реклама, повторяю, должна отвечать и соответствовать высоким творческим достижениям советского цирка. Яркому искусству нужен яркий плакат.
А. ФАЛЬКОВСКИЙ, главный художник Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий