Юбилей, вызвавший размышления
Много лет назад в Кемеровском цирке собрался на первое организационное совещание художественный совет вновь созданного циркового коллектива. Его участники увлеченно, обстоятельно обсуждали, какие творческие задачи им предстоит решить. Энтузиастом, вдохновителем всего был ныне заслуженный артист РСФСР Виктор Владимиров.
Владимиров и его товарищи считали, что их коллектив должен иметь свое лицо, непременно отличаться от обычных сборных программ. Какой же характер должно носить их представление? Владимирову запомнилось, как в одном из цирков упали сборы, и тогда выпустили рекламу "Вечера смеха". Хотя особой режиссерской выдумки не было проявлено, попросту акробаты, эквилибристы, гимнасты надели пестрые наряды, клоунские колпаки и с шумом, бестолково суетясь, выбегали из всех проходов, но само обещание веселья привлекло зрителей, представления пошли с аншлагами. Это подсказало характер будущего спектакля — новый коллектив получил название "Веселая арена".
И еще одну задачу поставил Владимиров перед коллективом. Он считал, что артист, владея широким трюковым репертуаром, должен легко входить в один, в другой, а если надо, и в третий номер, подобно тому, как драматический или, оперный актер выступает в нескольких спектаклях. Но это, так сказать, программа максимум. А программа минимум — добиться, чтобы все участники труппы были заняты хотя бы в двух номерах, это полнее раскроет их творческие возможности.
Таковы были планы. Но осуществить их оказалось очень и очень непросто. Возникали организационные препятствия, досадные помехи. Основное же, что рушило планы, — номера и отдельные исполнители вырывались из живого организма коллектива отделом формирования и эксплуатации программ Союзгосцирка и, как правило, равным не заменялись. Например, в коллектив вошел дрессировщик Михаил Симонов со своим медвежьим аттракционом. Кроме того, Симонов подготовил медвежий КВН, сценку, освещенную юмором, шуткой. Наконец, он выпустил номер дрессуры коров. Уже само появление на манеже рогатых исполнителей, не отличающихся особой грацией, вызывало смех. Все, с чем выступал Симонов, органически сочеталось с общим направлением спектакля "Веселой арены". Однако нередко случалось, что коллектив по нескольку месяцев оказывался без номеров Симонова, и в конце концов отдел формирования программ забрал аттракцион окончательно.
Другой пример: в коллективе выступали акробаты на батуде под руководством Руслана Спихина. Номер этот весьма подходил к стилю «Веселой арены» хотя бы потому, что в нем участвовал комик. Через некоторое время акробатов из коллектива отозвали. Владимиров и письменно и устно просил отдел формирования программ вернуть Спихиных к этим просьбам присоединялся и сам Руслан Спихин. Но все усилия оказались тщетными.
Так, к сожалению, случалось нередко. В отделе формирования Владимиров неизменно встречал равнодушие к судьбе своего коллектива.
Передо мной красочно оформленный буклет «Веселая арена». выпущенный лет пять назад. Стоит лишь бегло просмотреть иллюстрации и убеждаешься, что буклет стал уже «документом истории». Этого номера нет в коллективе. и этого номера нет и этого...
Читаем о коверных В. Кремине и Р. Изатулине: "Возможно, это именно тот случай, когда произнесенное имя одного из них сразу вызывает ассоциацию с другим". И чуть ниже: «Расцвет этой клоунской пары еще впереди». Автор со знанием дела разобрался в творческих возможностях комиков, но ошибся в прогнозах. Такой клоунской пары сейчас не существует, ее не сохранили. У Изатулина, который остался верен «Веселой арене», появляются все новые и новые партнеры.
Работники Союзгосцирка препятствовали и стремлению Владимирова занимать участников коллектива в двух номерах. Ему приходилось выслушивать обидные упреки в том. что забота артиста о втором номере — это, по существу, стремление к лишним заработкам, растранжириванию государственных средств. Поборникам экономии средств почему-то было невдомек, что артист, демонстрирующий два номера, как правило, получает не две ставки, а полторы, в гостинице занимает одно место и для переезда ему достаточно одного билета. Явная выгода для Союзгосцирка!
Исполнитель, овладев большим числом разнообразных трюков, может выступать за вечер дважды. Он прилагает немало сил и к тому, чтобы выступление коллектива отвечало своему названию. Сейчас в программе «Веселой арены» нет номеров, от которых у зрителей перехватывает дыхание. Явно проявляется стремление придать представлению легкость, динамичность, веселый задор, осветить его юмором, лирикой. Для такого характера выступлений особенно важно, чтобы исполнители не только хорошо овладели трюками, но прежде всего были актерами, обладающими творческой индивидуальностью, способными создать образ.
В коллективе есть номера, участники которых в большей или меньшей степени отвечают этим требованиям. Прежде всего, о самом Викторе Владимирове и его партнерше Таисии Владимировой. Они убедительно доказывают. что вполне можно выступить в программе дважды в одном жанре, если номера различны по характеру и образной основе. Вначале Владимировы показывают номер вольтнжной акробатики, решенный в классическом плане, своеобразный лирический дуэт. А затем снова выходят на манеж с эксцентрической акробатической сценкой. Появляются этакий добродушный увалень и бойкий парнишка-задира, готовый на всякие проделки (Таисия Владимирова). Уже столкновение двух таких характеров создает комические ситуации. Немало интересных находок, выдумки в исполняемых трюках.
Своеобразен и по-своему изящен номер «Акробаты-вольтижеры с подкидной доской» Карповых. Говорят — «камерный оркестр». Этот термин — «камерный» — хочется применить к номеру Карповых. Мы привыкли к тому, если выступают акробаты с подкидной доской, то выходят человек восемь-двенадцать. А тут три исполнителя: Михаил Карпов, Юрий Шаров и Борис Настенко. Двое нижних отбивают доску и ловят верхнего. Верхний исполняет двойное стрекасированное сальто и приходит в руки к партнерам, исполняет двойное переднее сальто, и опять товарищи ловят его. Для выступления Карповых характерен приход верхнего руками в руки нижних. Например, он перелетает через подкидную доску и оказывается в стойке руки в руки. Такой характер трюков создает своеобразный рисунок движений, делает выступление непохожим на большинство номеров с подкидными досками.
На мой взгляд, соответствует общему направлению коллектива номер, названный в программе «Акробатическая шутка». Предваряя выступление, один из клоунов просит ведущего посмотреть, как его племянник выдрессировал собачку. На манеж выходит этакий крепыш. Сразу видно — парнишка серьезный: уж если решил, своего добьется. Он раскрывает огромный чемодан, из которого выпрыгивает тонконогий тойтерьер. Собачка поднимается на задние лапы и бежит по барьеру. Аплодисменты. Юный дрессировщик приходит в восторг от первого успеха и азартно выкручивает по манежу флик-фляк. Вот он посадил собачку себе на голову, поднял «на оф», от усердия прикусив кончик языка, опустился на ковер, исполнил пируэт. Снова аплодисменты — весь зал «болеет» за успехи столь старательного подростка. Не оказалось обычного в номерах с собаками "бочонка", и парень сам покатился по ковру манежа. Дальше — больше. Пошел колесом: то выгнется «мостом», то перекувыркнется через голову, то встанет на руки, а тойтерьер не покидает хозяина: перебирается с его спины на ноги, затем снова ка спину, а оттуда на плечи... В заключение парнишка покидает манеж, шагая на руках, а собака сидит у него на шее. Только после этого объявляют, что выступала Нина Шипина. Можно, конечно, говорить о сложности дрессуры, об остроумно придуманных трюках, но главное — артистка создает точный, запоминающийся образ, заставляя зрителей поверить, что перед ними находчивый паренек.
Может быть, нет особенно высоких достижений у антиподистки Светланы Тарасевич, но выступление ее подкупает милой грацией, лукавым задором, с которым артистка исполняет свои трюки и отвечает на аплодисменты зрителей.
Органично входят в программу акробаты на шаре Богдановы, эквилибристы на проволоке Кожевниковы, гимнасты на круглом турнике Николаевы, воздушная гимнастка Наталия Иванютнна. Но есть в программе номера менее выразительные, есть случайные по своему характеру для «Веселой арены». Некоторые из них в коллективе временно, другие Владимиров мечтает перестроить.
Само название коллектива предполагает, что в центре всего представления клоунская группа. Так оно и есть. В прошлом, когда велся серьезный разговор о клоунаде «Веселой арены», утверждалось, что у исполнителей неплохие данные, которые должны в будущем полнее раскрыться. (Вспомните хотя бы слова автора буклета: - Расцвет этой клоунской пары еще впереди.) Время идет, но примерно то же самое приходится говорить и сейчас. Сравнительно недавно в коллектив вошли выпускники ГУЦЭИ 1973 года Владимир Карп и Александр Макаров. Специалисты художественного отдела Союзгосцирка считали, что они не годятся на роли коверных. Владимиров другого мнения. Он уверен, что со временем молодые исполнители смогут стать неплохими комиками. Что ж, подождем. Всегда хочется надеяться на лучшее.
Как уже говорилось, давно в коллективе выступает Рудольф Изатулин. Он владеет многими цирковыми жанрами (в том числе пробует силы в дрессуре), играет на музыкальных, инструментах. Своей непосредственностью, увлеченностью завоевывает симпатии зрителей. Но ему не хватает артистической культуры, которая помогает найти единственно верные интонации, жест, точно выверенную паузу. Надо ли напоминать, что в клоунской сценке не должно быть ничего лишнего, случайного. У Изатулина, к сожалению, в репризах случается и то и другое.
Теперешний партнер Изатулина Леонид Курочкин имеет за плечами большой опыт. Крепкие навыки и уверенность артисту необходимы, но у Курочкина эмоции порой подменяются заученностью, и тогда появляется штамп, пропадает живое общение с партнером.
Несколько лет назад в представлении наметилась интересная лирическая линия: взаимоотношения клоуна и милой девушки. Изатулин входит в номер жонглера Имби Кокамяги, вместе они демонстрируют трюки иллюзии. Кокамяги ассистирует Изатулину в его выступлении на проволоке. Но лирическая линия, как сказано, была только намечена. Требовалось выразительнее, ярче раскрыть характер взаимоотношений участников дуэта, показать их в развитии. Однако с того времени к лучшему ничего не изменилось, наоборот, пропала лишь некоторая непосредственность.
Пока что клоунская группа не стала единым творческим организмом. Комики зыходят с одной, второй репризой, но их появление по-настоящему не связывает спектакль.
Наверное, можно еще поговорить о детском представлении «Приключения Ленгяйкина» и о том, что артисты, составляющие костяк коллектива, способны заменить в представлении товарища. (Я видел, как участница номера «Акробаты на шаре» Галина Богданова успешно подменила подругу в номере «Эквилибристы на проволоке».) Но сейчас хочется сказать о другом: коллектив заслуживает гораздо большего внимания, чем ему оказывалось до сих пор. Действительно, так ли много цирковых коллективов (не буду касаться национальных), которые имеют свое творческое лицо или хотя бы стремятся к этому? Тогда почему, подчас, такое равнодушие к нуждам «Веселой арены»?! Если коллектив существует уже десять лет. то в основном благодаря энергии, упорству В. Владимирова и его коллег и вопреки многим действиям отдела формирования программ.
Не получилось парадной юбилейной статьи. Да и понятно — достижения могли быть куда значительнее, если бы не помехи, которые встречали энтузиасты, осуществляя свои замыслы. Это досадно. Но верится, что Владимиров и его друзья останутся верны своим устремлениям и «Веселая арена» будет приносить зрителям все больше радости.
К. ГАНЕШИН
оставить комментарий