В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Юмор на фронте

В редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины» любили юмор, понимали и ценили его. Недаром в состав редакции входили такие люди, как Сергей Михалков, поэт Илья Френкель, фельетонист Николай Кружков, художники-карикатуристы Виктор Васильев и Василий Фомичев.

И не было номера фронтовой газеты без юмористического рассказа, сатирического фельетона, веселых стихов, песен и карикатур. Выходил даже еженедельный сатирический журнал «Каленым штыком».

Писали острые сатирические стихи поэты Александр Хазин и Аркадий Штейнберг. А сколько частушек и фронтовых анекдотов присылали нам сами воины!

Фронтовой юмор переписывался бойцами, а последняя полоса газеты, на которой он печатался, никогда не употреблялась на закрутку козьих ножек.

Без юмора на войне было бы трудно. Он помогал поддерживать бодрое настроение, преодолевать трудности, переносить тяготы фронтовой жизни.

Когда мы — военные корреспонденты, писатели и сотрудники газеты — возвращались после выполнения боевого задания с передовой п тесное помещение редакции, отчитывались и диктовали на машинку свои корреспонденции, очерки, фельетоны и, усталые, перенервничавшие собирались рухнуть на постель, 8 редакцию вбегал секретарь Леша Замотаев и кричал:

— Редактор объявил представление ^крепостного театра»! (Так мы в шутку называли вечер редакционной самодеятельности, на котором Сергей Михалков исполнял импровизированные монологи, Илья Френкель играл на баяне, я делал пародии на оперетту и цирк, изображая допрос пленного, Борис Горбатов и Александр Левада пели шахтерские песни, а наш редактор Михаил Васильевич Погарский играл на трофейном аккордеоне.) Часто эти вечера заканчивались во втором часу ночи. Но они были необходимы. Они бодрили, веселили, создавали хорошее настроение, вливали в нас новые силы.

Смех нужен был, как боеприпасы. Хороший анекдот должен был быть всегда в нашем НЗ.

Наверно, поэтому праздником во фронтовой жизни был приезд в военный Донбасс Московской концертной бригады под руководством лучшего театрального директора, неустанного выдумщика и изобретателя, директора Центрального Дома работников искусств Бориса Михайловича Филиппова.

В составе бригады были Лидия Русланова, Владимир Хенкин, Михаил Горкави, Екатерина Калашникова, Игнатий Гед-ройц.

Замечательные песни Руслановой летели по фронту и были по сердцу каждому воину. Ах, как пела Лидия Андреевна! Казалось, поет весь фронт.

А когда выходил Владимир Яковлевич Хенкин со своими рассказами, весь фронт смеялся. Вы слышали когда-нибудь, как хохочет дивизия? Это надо слышать.

Измученные походами люди, грустящие по далекому дому, вернувшись только что из разведки, проведя тяжелый кровопролитный бой, забывали все горести войны и смеялись, как дети.

Шутки и остроты Михаила Гаркави доходили до каждого и повторялись из уст в уста. А опереточные дуэты Е. Калашниковой и И. Гедройцо напоминали воинам о залитых электрическим светом театральных залах Москвы, о веселой мирной жизни... И звучали над окопами и землянками, над батареями и аэродромами незабываемые мелодии Кальмана и Дунаевского.

Во время первого же концерта бригады в подразделении летчиков-истребителей выступление Хенкина прервал налет фашистских юнкерсов на наш аэродром.

—    Товарищ Хенкин,— подбежал к артисту политрук,— вы бы ушли в 'укрытие, там поспокойней...

—    Я сюда к вам приехал не искать, где поспокойнее. Мы приехали, чтобы быть с вами,— ответил Хенкин.

Да. именно для этого приехали артисты, и они быстро стали друзьями и соратниками воинов.

Любовь бойцов к представителям искусства имела множество подтверждений на фронте. Артиллеристы батареи, установленной на подступах к обороняющейся Одессе, даже назвали свою гаубицу «Леонид Осипович». И командир батареи подоэол команду — «Из Леонида Осиповича по врагам нашей Родины огонь!»

Зо многих подразделениях были свои патефоны, и в короткие минуты отдыха, в перерывах между боями, передвижениями, в минуты перекуров на марше, крутились поцарапанные. но бережно хранимые пластинки.

Война рождала свои замечательные песни — «Одессит-Мишка», «Давай закурим», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом», «Землянка» — и несть им числа.

Все это привело к мысли о необходимости создать специальный фронтовой театр миниатюр.

Идея была немедленно поддержана и развита заместителем начальника политического управления Южного фронта бригадным комиссаром Л. И. Брежневым. По его поручению я связался с Главным политическим управлением армии, с Всесоюзным комитетом по делам искусств и Всероссийским театральным обществом.

Так был создан фронтовой театр миниатюр «Веселый десант», в коллектив которого вошли комедийные актеры А. Агеева, Н. Зорина, С. Белова, Л. Гарфельд, Е. Свистунов, П. Гуров, В. Щелоков, А. Строев, Д. Дмитриади, Н. Карпов, композитор Модест Табачников. Я был назначен начальником и художественным руководителем театра.

Задачи театра были таковы: воспитывать в воинах фронта ненависть к врагу, бороться за укрепление дисциплины, разоблачать идеологию фашизма, откликаться — и немедленно! — на все злободневные темы фронта, высмеивать равнодушие и трусость, воспевать мужество и героизм, создавая песни и монологи о героях фронта; и делать все это весело, увлекательно, помня, что наше главное оружие — смех. Дать зарядку бойцам, вдохновить их на подвиги и предоставите возможность отдохнуть, памятуя слова поэта Ильи Френкеля: «Поход тяжелый самый,

Еще далек ночлег.

А что нам, если с нами —

Веселый человек!»
У нас не было никогда недостатка в репертуаре. Его мгновенно создавали фронтовые литераторы. Так появился замечательный «Монолог солдата» Бориса Горбатова, «Трио фронтовых поваров», «Березка», «Давай закурим» Ильи Френкеля. «Казачья кириченковская» Арк. Штейнберга, «Мы не только лишь актеры» А. Хазина, дуэт фронтовых сапожников Анатолия Софронова, «Самос страшное» П. Гурова и много моих пьес, сценок и фельетонов. За год на фронте я, наверное, написал больше, чем за всю свою жизнь.

И еще на каждом спектакле я читал фельетон о подразделении, в котором мы выступали, о его людях, героях и о зеем смешном, что там бывало. Это было всегда началом наших выступлений.

В каждом подразделении мы оставляли песню о нем.

Приказы Гитлера, Геббельса, Гудериана, Манштейна служили ном отличным сатирическим материалом; много тем давали письма, обнаруженные у пленных. Доставляемые разведкой шинели и мундиры гитлеровцев, фуражки и ордена составляли наш театральный гардероб.

Артисты не только играли. Они наводили мосты, принимали участие в поимке вражеского десанте, помогали эвакуировать раненых. Они вместе с наступающими частями входили на конях в отвоеванные города, дежурили а боевом охранении. Словом, это были честные и смелые воины.

Нам было легко работать, потому что у нас были изумительные зрители, обладающие замечательным чувством юмора, умеющие смеяться и даже помогавшие ном своим смехом.

И мне думается, что наши военные историки, говоря о Великой Отечественной войне и анализируя причины нашей победы, часто забывают об одной немаловажной причине: о чувстве юмора советского народа, чувстве, помогавшем ему преодолевать трудности, голод, холод, а иногда и страх, не терять самообладания, добродушно подсмеиваться над собой и быть всегда в хорошем настроении.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100