Юрий Канагин - артист цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 10:41 | 22.07.2020

Юрий Канагин - артист цирка

Юрий Канагин - артист циркаВ 1956 году, когда я занимался на втором курсе ГУЦЭИ, в училище пришел крепко сложенный, красивый, с открытой улыбкой паренек. Это был Юра Канагин. Любознательность и усердие в учебе, доброжелательное отношение к товарищам сразу выделили его в среде однокурсников.

Канагин упорно тренировался на учебном манеже, с таким же упорством и увлечением изучал историю, литературу и другие общеобразовательные предметы. Четырехлетний курс обучения он закончил за три года, получил диплом с отличием.

Из стен училища Канагин вышел руководителем большого акробатического номера. То, что именно он возглавил групповой номер, казалось для всех закономерным. Среди своих товарищей Юрий пользовался авторитетом и большим уважением, он заражал партнеров увлеченностью, неиссякаемым трудолюбием. Группа Канагина с самого начала называлась маловыразительно — «Акробаты-прыгуны на подкидных досках». Однако очень скоро они выделились среди подобных номеров, привлекли к себе внимание специалистов, да и зрителей. Неоспоримы были достоинства номера Канагиных: стройная, продуманная композиция, оригинальные мизансцены, выразительное общение партнеров. Костюмы артистов элегантны, не традиционны: трико и мягкие короткие сапожки. И, самое главное, изящно и легко исполнялись сложнейшие трюки. Назову некоторые из них. Взлетев с подкидной доски, акробаты исполняли двойное сальто с пируэтом на колонну из двух, двойное сальто на колонну из трех, сальто на второго в колонне «руки в руки», полуфляк на второго в колонну «в одну руку», боковое сальто с плеч в плечи партнеров. Возможно, что сейчас перечнем этих трюков не удивишь, но ведь это было двадцать лет назад! В номере отказались от традиционной тумбы для прыжков на доску — это сделало выступление более динамичным. Номер шел как бы на одном дыхании, доставляя истинное удовольствие зрителям. Достоинство номера подтверждается тем, что спустя четыре года после выпуска из училища Канагин и его партнеры стали лауреатами Всесоюзного конкурса на лучшие цирковые номера. Я думаю, не случайно в Лондон для участия в праздничной программе, посвященной двадцатипятилетию Би-Би-Си, в которой выступали видные мастера искусств многих стран мира, была направлена группа Канагиных. Их номер представлял на торжественном концерте искусство нашей страны, советский цирк. Советским артистам были вручены дипломы и награды, их выступление получило самые высокие оценки. В Японии, ФРГ, Испании, Голландии, Польше, Чехословакии, Финляндии, Аргентине — везде, где бы ни гастролировали Канагины, им сопутствовал неизменный успех и восторженные отзывы прессы.

Когда в Москве шла программа, посвященная 50-летию советского цирка, которая была своеобразным рапортом достижений мастеров арены, в ней участвовали Канагины.

Хочу подчеркнуть, Юрий Канагин был человек одаренный. Круг его интересов не ограничивался цирком. Он много читал, собрал большую библиотеку, его интересовал театр, изобразительное искусство, музыка, архитектура. Где бы он ни был на гастролях у нас в стране или за рубежом он всегда старался побывать в музеях, на выставках, посмотреть спектакли. Помню, возвращаясь из зарубежных поездок, он с нескрываемой радостью показывал мне привезенные альбомы репродукций знаменитых художников разных стран и эпох, книги по искусству. Не секрет, что книги за рубежом стоят весьма дорого, но для него духовные ценности были превыше всего.

Канагин заочно закончил ГИТИС им. А. В. Луначарского, но я знаю, что, изучая ту или иную дисциплину, он никогда не ограничивался рамками программы, ему нужен был не просто диплом о высшем образовании, а знания. Знания обширные и глубокие определяли его творчество, его работу в цирке.

Руководство групповым номером — дело сложное, требующее высоких человеческих качеств, больших знаний. Для меня Канагин являлся образцом руководителя номера. Все, что он постиг, знал и умел, чем обогатил себя духовно — все отдавал партнерам, номеру, так же, как и свое время, свои силы, свое сердце.

По разным причинам в группе сменилось немало партнеров. Нередко приходили люди слабо подготовленные, не обладающие и зачатками актерских навыков. Участие в номере Канагина было для них прекрасной школой, потому что Юрий Алексеевич являлся отличным педагогом. Все, кто с ним работал, не только осваивали сложные трюки, но и учились творчески мыслить, становились артистами. Канагину всегда было жаль расставаться с партнерами, но его радовало, что не без его участия человек обрел силы и прочный фундамент для создания своего номера. Назову лишь нескольких бывших партнеров Канагина, а значит, его учеников: В. Деев — руководитель группы акробатов в Татарском коллективе; В. Радохов — руководитель акробатического номера, завоевавшего первое место на Всесоюзном конкурсе; М. Семин, возглавивший «Воздушный полет». Главный режиссер Новосибирского цирка Н. Тарасов тоже выступал в номере Ю. Канагина.

За заслуги в области развития циркового искусства Юрию Алексеевичу Канагину было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

Долгие годы номер Канагиных сохранял единый стиль и характер. Однако он постоянно совершенствовался, в него вводились новые трюки. Занимаясь нелегкой повседневной работой, Юрий Алексеевич обдумывал новое произведение манежа. В свой замысел он посвятил меня.

Новый номер должен был объединить не только трюки разных жанров, но иметь тематическое звучание или даже сюжетную канву. Осуществить замысел Канагину удалось лишь в 1978 году, когда его группа была включена в программу Нового Московского цирка. Тогда мы написали вместе сценарий «Карнавальные миниатюры». В постановке номера принимали участие балетмейстер П. Карогодский, художник М. Зайцева, меня Канагин попросил быть режиссером.

Исполнителям-акробатам предстояло освоить нечто новое для себя. Они должны были стать определенными персонажами. В номере участвуют герои комедии дель арте: Арлекин, Коломбина, Пьеро, кроме того, шут, солдатик, глашатаи и т. д. В выступлении органически сочетаются трюки партерной и плечевой акробатики, прыжки на подкидных досках, на батуте и элементы хореографии, пантомимы. На манеже создается картина веселого карнавала.

При подготовке в «Карнавальных миниатюрах» были использованы достижения в акробатических жанрах, а также освоено много нового. Например, комбинация на пяти подкидных досках — акробаты, перелетая с одной доски на другую, отбивают партнеров, демонстрируют каскад трюков, или такое: сальто с подкидной доски на ходулях, причем на исполнителях брюки, прикрывающие ходули. Наконец прыжки на батуте проделывают два исполнителя, скрытые в шкуре ослика. Ослик синхронно и ловко отталкивается от сетки всеми четырьмя ногами.

Номер с успехом демонстрировался, а Юрий Канагин уже обдумывал более крупное произведение — аттракцион «Карнавал», основанный на номерах физкультурно-спортивных жанров. Канагин справедливо считал, что в веселых сценках карнавала можно органически объединить выступления акробатов-прыгунов, жонглера, эквилибриста на свободной проволоке, балансеров с шестами. Ведь во время веселого праздника умельцы стараются показать свою ловкость, силу, удивить, позабавить.

Идея создания красочного, многожанрового произведения не покидала Канагина до самых последних дней. Тяжелая болезнь вырвала его из жизни. На манеже старого Московского цирка мы, друзья Юрия Алексеевича Канагина, артисты, почитатели его таланта простились с ним.

Сейчас номер «Карнавальные миниатюры» можно увидеть в программе нового Московского цирка. Его объявляют: «Акробаты Канагины». Так решили товарищи, партнеры Юрия Алексеевича Канагина. Пусть живет память о замечательном человеке и артисте, номер, созданный им, сохраняет его имя.

Ю. АРХИПЦЕВ, заслуженный работник культуры РСФСР, главный режиссер Московского цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования