Юрий Куклачев о профессии клоуна - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 08:59 | 2.04.2020

Юрий Куклачев о профессии клоуна

Юрий Куклачев о профессии клоунаТворчество лауреата премии Ленинского комсомола заслуженного артиста РСФСР ЮРИЯ КУКЛАЧЕВА широко известно в нашей стране и за рубежом. Мы попросили артиста поделиться с читателем своими размышлениями о профессии клоуна, о слагаемых его успеха у зрителей, о проблемах, перед ним стоящих, и о путях развития искусства коверного.

Работу коверного определяют многие слагаемые. Но главное — найти «свой образ». Сегодня я, кажется, могу сказать, что этот этап для меня почти завершен после многолетних поисков. Надо было не только найти внешний облик своего персонажа, но и определить его характер. Ведь поведение в манеже, маски и чувства клоуна находятся в неразрывном единстве, и каждая его реприза или антре должны соответствовать творческой индивидуальности артиста.

Найти внешний облик моего героя мне помогли наш замечательный мастер Сергей Андреевич Каштелян и его ученик, молодой режиссер Валентин Гнеушев, сказавшие, что я должен нести образ истинно русского клоуна, как бы потомка скоморохов, с незапамятных времен бродивших по нашим городам и селам. Это окончательно определило и выбор костюма: материалом для него стала обыкновенная льняная ткань, напоминающая мешковину.

Но главное, я стремился сделать своего героя активным проводником добра, борцом за него. Именно эту мысль я стараюсь донести до зрительного зала во время каждого своего появления на манеже. И тут на помощь мне приходят сами зрители, мои репризы построены так, что во многих случаях они становятся их полноправыми участниками, так как большинство моих выступлений строится на непосредственном общении с публикой.

В последнее время я отказался от такого традиционного циркового приема, как «подсадка». Если ты добр и тактичен со зрителями и своими партнерами, то она только мешает установлению прямого контакта с залом. Но если клоун пытается высмеять зрителей или партнеров, поставив их в действительно неловкое положение, то никакая «подсадка» ему не поможет. Да нужно ли их шокировать? Есть ли в этом необходимость?

Современный коверный, стремящийся нести с манежа идеалы добра и справедливости, прежде всего сам должен быть добрым и справедливым к зрителям, товарищам по работе, партнерам и к животным, если они выступают вместе с ним.

И здесь мне хочется сказать несколько слов о моих четвероногих друзьях. Часто приходится слышать: «Куклачев — кошачий клоун», «с Куклачева пошла мода на кошек» и т. п. В некоторых публикациях меня именуют чуть ли не первым в истории нашего цирка дрессировщиком кошек...

Это, конечно, не так. Достаточно перечитать известный рассказ Антона Павловича Чехова «Каштанка» и узнать, что кошки появились на манеже русского цирка еще в прошлом веке. Однако нельзя сказать, что и в то время и в советском цирке эти животные пользовались у дрессировщиков большой популярностью: характер у них весьма сложный, и дрессировке они поддаются с большим трудом. Кроме того, бытовало мнение, что кошка — животное мелкое и недостаточно эффектно смотрится в манеже.

В начале своего творческого пути я искал себе четвероногого помощника и, как это ни парадоксально, остановил свой выбор на кошке. Попробовал сделать с ней одну репризу. Получилось. Потом вторую, третью... Вот так и стали кошки моими полноправными партнерами. Однако их дрессура для меня не самое главное в работе над репризами. Просто общение с этими животными на цирковой арене помогает раскрыть определенные черты характера моего героя, ярче выразить его отношение к окружающему миру, к природе. А четвероногие «звезды» учат и детей и взрослых любить животных, учат в самом обыденном видеть прекрасное.

Мешает ли мне то, что сейчас появилось много новых номеров с кошками? Естественно, нет. Я всегда с большим интересом смотрю работы товарищей в этом жанре и рад их успехам. Но успех, на мой взгляд, может прийти только тогда, когда работа дрессировщика (любого, не только выступающего с кошками) является не слепым копированием найденных до него трюков, а самостоятельным поиском в этом жанре. Дрессировщик должен стремиться найти свой образ, линию поведения по отношению к животным, а не только добиваться, чтобы кошки исполняли тот или иной трюк.

Важным событием в моей творческой биографии за последнее время стала работа над клоунским спектаклем «Город Мир». Его сценарий был написан мною совместно с драматургами В. Васильевым и В. Шварцем, а осуществил постановку главный режиссер Тульского цирка А. Калмыков. Спектакль задумывался как политический памфлет, главной темой которого должна была стать борьба за мир.

Работали мы увлеченно, хотя времени на постановку, к сожалению, было немного, чуть больше трех недель. Спектакль с интересом был встречен тульскими зрителями, получил положительные оценки местной и центральной прессы. Среди специалистов он вызвал много споров: есть у него свои сторонники, есть и противники. Это, очевидно, закономерно.

Для меня и моих товарищей, помогавших мне в работе, этот спектакль был во многом экспериментальным. Работа по его «шлифовке» продолжалась и после премьеры на манеже Тульского цирка. Но отыграл я его всего несколько недель, а затем вынужден был приостановить над ним работу и уехать в Калинин, где формировалась программа для Московского цирка на Цветном бульваре.

Надеюсь, что руководство Всесоюзного объединения «Союзгосцирк» даст мне возможность продолжить работу над нашим спектаклем. Я и мои товарищи очень бы хотели показать его в Москве и других городах страны, потому что поднятая им тема защиты мира сегодня актуальна, как никогда.

В связи с работой над спектаклем «Город Мир», которая меня многому научила, хочется затронуть и еще ряд важных вопросов.

На протяжении многих лет коверным постоянно твердили: «Надо работать на программу, цементировать ее, не вылезая при этом на первый план». Я несколько раз выступал в программах московских цирков и всегда приходилось отказываться от каких-то реприз, не ложившихся в программу, что-то сокращать, что-то, наоборот, растягивать. Причем в подобном положении оказывался не только я, но и многие мои коллеги. И это в чем-то шло вразрез с нашими творческими достижениями, не приносило полного творческого удовлетворения.

Сегодня на наших глазах рождается новая форма цирковых представлений — клоунский спектакль. Он несет определенную идею, на выявление которой работают все его участники, и в первую очередь главный герой представления — клоун. В отличие от обычной дивертисментной программы номера в нем должны быть сориентированы на коверного так, чтобы помочь ему как можно ярче раскрыть замысел спектакля, его идейную направленность. Однако если ты стал главным героем представления, это вовсе не значит, что ради тебя должны ущемляться интересы других номеров. Сокращенные, неполноценные в художественном отношении номера снизят достоинства всего спектакля. И здесь многое зависит от режиссера-постановщика, который должен суметь найти «золотую середину» между номерами и выступлением клоуна, не ущемляя при этом ничьих интересов.

Довольно часто нам, клоунам, адресуется и такой упрек: «Вы не создаете острых, актуальных реприз, поднимающих темы большого политического звучания». Отчасти это верно. Но поставим этот вопрос несколько иначе: а в каждом ли представлении нужны подобные репризы? В некоторых программах они выглядят совершенно инородным телом, режиссер снимает их и бывает при этом совершенно прав. Другое дело — клоунский спектакль, в котором предпринимается попытка поднять серьезные злободневные темы. В нем подобные репризы органично вплетаются в его сюжетную ткань.

Думается, что приведенные мной доводы достаточны, чтобы подкрепить мое твердое убеждение: я — за клоунский спектакль и верю в его будущее.

Мы, артисты, несколько замкнуты в своем узком кругу, постоянно вращаемся только вокруг своих чисто профессиональных интересов, а это в конечном счете всегда приводит к за-штампованности и духовному обеднению. Надо при любой возможности стремиться вырваться за пределы этого замкнутого круга: сниматься в кино, на телевидении, поработать на эстраде, а если удастся, и в театре. Даже если при этом иногда потерпишь неудачу, ничего страшного в этом нет.

А в конце мне хочется сказать о тех, кто очень много помогает мне в работе: это прежде всего Елена Куклачева, мой постоянный партнер, преданный помощник в воплощении всех моих замыслов и начинаний, настоящий товарищ и творческий единомышленник. А еще наши дети — Юра и Катя. Утром, когда мы просыпаемся, я включаю магнитофон и вместо зарядки начинаю танцевать с ребятами. Сын и дочь выдают такие коленца, что я отчетливо начинаю понимать: мое искусство еще весьма далеко от совершенства...

М. НИКОЛАЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования