Юрий Мерденов — ученик Алибека Кантемирова
В 1951 году в труппе прославленного Алибека Кантемирова появился новый артист — пятнадцатилетний Юра Мерденов. Добиться этого было нелегко: Алибек Тузарович брал к себе только самых одаренных ребят. Но Юрию удалось успешно пройти все отборочные туры, и начались его «университеты» джигитовки.
Основоположник советской школы джигитовки, Алибек Кантемиров был мудрым и требовательным учителем, Посвящая учеников в тайны своей гордой и мужественной профессии, он стремился к тому, чтобы те стали разносторонними артистами, овладели не одним, а несколькими цирковыми жанрами, всячески развивал у них творческую инициативу, помогал осуществлению их замыслов. И не случайно впоследствии многие его ученики создали свои номера м аттракционы.
Опытный учитель не ошибся в Юрии Мерденове — вскоре юноша стал одним из любимых его учеников. Он много занимается, отшлифовывая трюк за трюком, мастерство его крепнет изо дня в день, приобретая яркую индивидуальность. Вместе с Ирбеком Кантемировым он исполняет такой уникальный трюк, как «двойной пролаз» под животом скачущей лошади.
Но Юрий Мерденов проявляет себя не только как большой мастер джигитовки, но и как незаурядным актер, исполнив ряд ролей в пантомимах на арене Московского цирка на Цветном бульваре: «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира». Впоследствии он уже как режиссер участвует в постановке спектакля «Знак на скале» в Бакинском цирке и исполняет в нем одну из главных ролей, а в 1977 году в Киевском цирке принимают участие в постановке героической пантомимы «Корчагинцы», посвященной 60-летию Великой Октябрьской революции. Кроме того, Мерденов ставит ряд детских спектаклей, тематических парад-прологов, успешно снимается в фильмах «Мандат», «Именем революции», «Тревога», «Саят-Нова» и другие.
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая творческая судьба Юрия Мерденова, если бы в 1964 году руководство Союзгосцирка не предложило ему создать и возглавить труппу джигитов в Азербайджанском цирковом коллективе. Как ни тяжело было уходить от Кантемировых, Юрий Мерденов решает, что пора начать, работать самостоятельно.
В феврале 196S года в Ростовском цирке состоялась премьера аттракциона «Джигиты Азербайджана». Выступление новой труппы сразу же получило высокую оценку специалистов, вскоре ее участники становятся дипломантами Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, посвященного 60-летию Октября. Аттракцион участвует в целом ряде зарубежных гастролей. К Юрию Мерденову приходит заслуженный успех, но он не успокаивается на достигнутом, а начинает думать о новом произведении...
В ПОИСКАХ НОВОГО
— Меня всегда привлекала героическая история советского кубанского казачества, — рассказывает Юрий Мерденов, — вот почему в 1973 году совместно с дирекцией Краснодарского цирка я приступил к работе над аттракционом «Кубанские казаки». Хотелось создать по-настоящему современный номер, наполненный большим эмоциональным содержанием.
И здесь перед Мерденовым встала еще одна проблема — партнеры. В краснодарских газетах появляется объявление, приглашающее желающих в аттракцион, создаваемый на базе Краснодарского цирка. На него откликнулось множество ребят и даже девушек из кубанских станиц. Но попали во вновь создаваемую труппу лишь самые способные.
— В этом эксперименте была известная доля риска, — вспоминает Юрий Петрович, — ребята имели о цирковой джигитовке весьма приблизительное понятие, и основная ставка была, как говорится, на их «казацкую кровь». Но они должны были стать не просто хорошими джигитами, а главное, настоящими артистами. Работали они много и увлеченно, не щадя себя на репетициях — это и помогло им добиться успеха.
Да, сегодня можно смело сказать, что Юрий Мерденов не ошибся в своем выборе. Его ученики, ведущие солисты аттракциона — Анатолий Баранов, Вячеслав Волосов, Михаил Дорохов, Юрий Лапшин, Илья Шанников — бесспорно выдающиеся наездники.
В РИТМЕ БЕШЕНОЙ СКАЧКИ
Искусство джигитовки пришло на цирковой манеж из далекого прошлого, и это привело к тому, что выступления джигитов часто окружены ореолом романтической таинственности и загадочности. Принято подчеркивать древность жанра, делать упор на красочный национальный колорит, о сами всадники часто выглядят героями старинных легенд. В этом нет ничего плохого, и все это очень идет выступлениям джигитов. Но Юрий Мерденов решил пойти по иному пути.
Никаких ассоциаций с далеким прошлым, наоборот — максимальное приближение к современности. Пусть на манеж выезжают не герои стародавних времен, а современные парни и девушки, решившие блеснуть искусством джигитовки. .
Как символ славной истории кубанского казачества появится на манеже легендарная тачанка, управляемая ездовым Анатолием Лапшиным. Но это лишь короткий эпизод, а в остальном номер наполнен дыханием современности, ритмами сегодняшнего дня. Этому во многом способствует музыка Я. Френкеля к фильму «Неуловимые мстители». Мелодии И. Дунаевского к фильму «Кубанские казаки» кажутся специально написанными для этого аттракциона.
Но главное — темп всего выступления, темп поистине огневой, очень созвучный нашей беспокойной стремительной эпохе. Джигитовка справедливо считается одним из самых темповых цирковых жанров, без высокого темпа она просто немыслима. Но когда смотришь выступление «Кубанских казаков», то иногда ловишь себя на мысли, что у тебя начинает кружиться голова: стоит одному всаднику закончить свою трюк, как его тут же сменяет другой, третий, четвертый... Мерденов применяет выезд всадников из всех четырех проходов, это и создает иллюзию непрерывности движения, атмосферу непрекращающейся бешеной скачки.
На зрителей обрушивается каскад сложнейших трюков. Вот всадник, продев ногу в петлю у седла, буквально падает на манеж, и его тело безжизненно волочится по земле, а голова едва не задевает копыта мчащегося во весь опор коня. За этим трюком зрительный зал следит, затаив дыхание. Исполнитель этого так называемого «длинного обрыва» — Юрий Лапшин.
Неизменным успехом пользуется и сольное выступление Юрия Мерденова. С удивительной легкостью его белоснежный красавец Арден демонстрирует различные элементы «высшей школы», при этом удивительно точно попадая в такт музыке. А в финале Юрий Мерденов исполняет просто удивительный трюк: прыгает на Ардене через «живой» барьер из своих партнеров!
Но любой аттракцион, наполненный даже самыми головокружительными трюками, проиграет в зрительском восприятии, если в нем не будет хотя бы крупинки юмора. Есть такая «крупинка» и в «Кубанских казаках»: когда заканчивается захватывающая дух скачка, на манеже появляется юный наездник Андрюша Кузнецов и исполняет самый сложный трюк в аттракционе — делает круг по манежу верхом на палочке...
ПРИЗНАНИЕ
Весной 1974 года на арене Краснодарского цирка состоялась премьера нового аттракциона «Кубанские казаки», а осенью его участники демонстрируют свое искусство на манеже Московского цирка на Ленинских горах.
В 1977 году аттракцион «Кубанские казаки» получил звание лауреата Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, посвященного 60-летию Октябрьской революции. И вновь выступления на манеже нового Московского цирка в программе, посвященной 60-й годовщине рождения Советской Армии. И вновь огромный успех.
Знаменитый американский ковбой, шестикратный чемпион мира по родео Лэрри Мэхан в интервью газете «Советский спорт» так отозвался о труппе Мерденовых:
— Я думал, что советские люди ничего не знают про родео. Оказалось, я был стопроцентно неправ. Когда я был в Московском цирке, то увидел кубанских казаков. Вот это наездники — высший класс!
И снова гастроли по Союзу и снова зрители многих городов будут аплодировать огневому искусству джигитов под руководством заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР Юрия Мерденова.
МИХАИЛ НИКОЛАЕВ
оставить комментарий