За хорошую музыку в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За хорошую музыку в цирке

Цирк не только зрелище. Это не только то, что происхо­дит на манеже. Если пред­ставление будет проходить при полной тишине, то как бы ни были прекрасны номера, оно покажется скучным. Нужна музыка. Без музыки цирк не цирк. Она его полноправный  компонент.

Наш советский цирк отличается от зарубежного прежде всего своеоб­разным стилем. В его представлениях все номера, как правило, объедине­ны единой режиссерской мыслью, художественным оформлением. Соответствует ли музыка всем этим положительным качествам на­шего цирка? Я бы сказал, не всегда. Конечно, сегодняшние цирковые ор­кестры так же мало похожи на те, что были когда-то, как сегодняшний цирк на старый ярмарочный балаган. Многое сделано, но многое еще на­до   сделать. Цирковые оркестры выросли и в количественном и в качественном отношении. Сейчас это большей частью джаз-оркестры высокого профессионального уровня. Правда, иногда у них отсутствует чистая интонация.

Это объясняется, видимо, недоста­точной работой дирижеров над строем оркестра. К тому же некото­рые цирковые музыкальные коллек­тивы страдают от отсутствия ансам­блевой слаженности. Репетиции, как правило, служат для разучивания только произведений, сопровождаю­щих цирковую программу. Между тем для повышения профессиональ­ного мастерства музыкантов и орке­стра в целом следовало бы изучать и более сложные классические произведения советских и зарубежных авторов, а также произведения лег­кой музыки, не исполняющиеся в цирке. Только при такой постановке репетиционной работы любой цирко­вой оркестр может подняться до уровня высокопрофессионального творческого коллектива. Не надо при этом, чтобы знакомство с классиче­скими произведениями было только «для себя». Очень полезно, когда цирковой оркестр играет на эстраде перед рабочими фабрик и заводов. Так, например, поступают в Минском, Киевском и Саратовском цирках. Их оркестры играют на различных тор­жественных вечерах, на радио и те­левидении. В цирках желательно иметь более крупные по числу музыкантов орке­стры, расширить в них группы смыч­ковых инструментов. Как хочется услышать хорошее струнное звучание во время работы воздушного гимна­ста.

Оркестр Московского цирка 1964 г. Фото Е.САВАЛОВАОркестр Московского цирка 1964 г. Фото Е.САВАЛОВА

Вы взволнованы мужеством и красотой человека, а широкая плав­ная мелодия, исполняемая на струн­ных инструментах, которых никакая медная или деревянная группа в по­добных случаях не заменит, востор­гает вас своей красотой. Наш цирк богат, и он может себе позволить это изменение составов оркестров. Другое    дело — номера    партерные. Многие из них требуют весе­лой, жизнерадостной музыки. Мне кажется, здесь надо дать больше свободы ее выбора как исполните­лям, так и режиссуре и руководству цирками. Здесь можно добиться полного совпадения темпов работы артиста и сопровождающей его му­зыки. Как приятно смотреть номер, когда все движения исполнителя находятся в соответствии с музыкальными кульминациями и тактом. При оформлении новых номеров необходимо заказывать композито­рам специальную музыку или подби­рать имеющуюся в огромном запасе как нашу, так и доброкачественную западную. Надо отбросить суще­ствующее у некоторых музыкальных руководителей предвзятое мнение, что всякая, мол, западная легкая му­зыка порочна. Это неверно.

Очень часто артисты или коллек­тив, приезжая в город, имеют с мест­ным оркестром одну или две репети­ции. Дирижеру и оркестрантам труд­но в таких случаях освоить програм­му. И тут дело даже не в качестве оркестра и его руководителя, а в том, что большое количество музыкально­го материала создает некоторую музыкальную сумбурность, и первые представления идут не на том уров­не,   какого   хотелось   бы. Мне кажется, что можно иметь два экземпляра оркестровок — это не так уж дорого стоит — и присылать заранее одну из них в город, куда коллектив должен отправиться.

Ну, а если помечтать? Например, музыку пишет один композитор ко всему представлению, причем музыка не прерывается на протяжении всего отделения. Моду­ляции и интерлюдии соединяют разные по темпам номера, и даже объ­явление номера и его исполнителей проходит на фоне соответствующей жанру музыке. Она соответствует всем эмоциональным особенностям номера, точно укладывается в его хронометраж, отчего получается пол­ное единство зрительного и слухово­го восприятия представления. Это по­требует большой работы, но, право, стоит попробовать.

Бывая во многих городах нашей страны, я посещаю цирки, слушаю оркестры и должен сказать, что очень часто они меня разочаровывают. Особенно оркестры передвижных цирков, где порой работают мало­квалифицированные дирижеры и му­зыканты. Но есть целый ряд музы­кальных коллективов, игра которых доставляет истинное наслаждение. К ним, в частности, принадлежат уже упоминаемые мною оркестры Мин­ского, Саратовского, Киевского цир­ков, а также молодежный коллектив Ярославского стационара. Они и по составу и по мастерству производят отрадное впечатление. Здесь дири­жеры в своей творческой работе добиваются очень высоких результатов. Среди них прежде всего следует отметить Василия Васильевича Петруся, руководителя оркестра Киевского цирка. Это превосходный музыкант и ди­рижер. Петрусю и его коллегам из Минского, Саратовского и других цирков часто приходится делать программу наспех. И даже в таких слу­чаях они с честью умеют выйти из создавшейся трудной ситуации. Было бы полезно, если бы лучшие цирковые дирижеры периодически встречались с руководителями музы­кальных коллективов из периферий­ных цирков и оказывали им друже­скую   помощь.

Мне кажется, что совершенство­вать свое мастерство нужно постоян­но всем оркестрантам. От этого толь­ко выигрывает качество цирковых программ. Итак, за хорошую музыку в цир­ке! Он этого заслуживает.


Л. УТЕСОВ, народный артистРСФСР  

Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования