За коммунистическую идейность и высокое художественное мастерство
Закончившийся недавно июньский Пленум ЦК КПСС рассмотрел важнейшие задачи идеологической деятельности партии.
Созыв такого Пленума, примятое им постановление, еще и еще раз подтверждают, какое огромное значение придают партия и ее ленинский Центральный Комитет вопросам идеологической деятельности в массах, формированию коммунистических отношений в обществе, воспитанию нового человека — строителя коммунизма. Воспитание такого человеке, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство — одна из важнейших и почетных задач литературы и искусства. Немалая роль в этой благородной деятельности принадлежит эстраде и цирку — подлинно массовым, популярным и любимым народом видам искусства.
Советских зрителей привлекает оптимизм, жизнерадостность, злободневность и большая доходчивость праздничных эстрадных и цирковых представлений, которые принципиально отличаются от представлений на манеже и эстраде тел стран, где талант, мужество и ТРУД артистов направлены на то, чтобы поразить воображение пресыщенной буржуазной публики, лишний раз пощекотать ее нервы. О популярности эстрады и цирка в нашей стране красноречиво говорят, например, такие цифры. Только в 1962 году эстрадные концерты смотрело более семидесяти миллионов зрителей, а программы советских цирковых коллективов—более тридцати шести миллионов. Наша эстрада имеет прекрасные традиции подлинно народного, боевого искусства. Артисты эстрады были вместе с народом в дни праздников и в трудовые будни, в боевых походах и «а далеких стройках, в нарядных театральных залах и на маленьких сценах колхозных клубов, на платформе грузовика и на простом помосте посреди целинной степи. И всюду, где бы ни выступали, они доставляли радость своим творчеством. Признанные мастера и молодые артисты сознают высокую ответственность за свое творчество перед народом.
Утверждение прекрасных качеств человека наших дней, воспевание замечательных трудовых подвигов современников и обличение всего косного и отсталого, что мешает нам жить и работать, сатирическое осмеяние различных отступлений от социалистической этики и морали — эти задачи советского искусства хорошо понимают артисты эстрады. Глубокая связь с народным искусством определяет развитие лучших национальных традиций в творчестве артистов эстрады. Вот почему такую широкую популярность приобрели у нас на эстраде песни и танцы народов Советского Союза, выступления артистов и коллективов из национальных республик. Большой любовью народа пользуется цирковое искусство, которое имеет свою богатую интересную историю, Это искусство принято называть искусством смелых. И это действительно так, — оно раскрывает огромные возможности человека, вызывает восхищение человеческой красотой, мужеством, силой и ловкостью. Это искусство молодых, поэтому так радует нас появление за последние годы на манежах советского цирка талантливой артистической молодежи.
О живом интересе к цирковому искусству говорит и рост Народных цирков. На многих предприятиях, в колхозах, на стройках организуются кружки :и коллективы, где молодежь с увлечением занимается самыми различными жанрами циркового искусства. Нередко сейчас лучшие артисты народных самодеятельных цирков успешно выступают в одной программе с артистами-профессионалами. Большое развитие цирковое искусство получило & национальных республиках, где оно обогатилось народными традициями, приобрело яркое национальное своеобразие. На родине и за рубежом сейчас гастролируют восемь национальных коллективов — Армянский Азербайджанский, Белорусский, Грузинский, Латвийский, Литовский, Узбекский и Украинский, которые демонстрируют высокое художественное мастерство циркового искусства. Не только наши зрители по достоинству ценят высокое мастерство советских цирковых артистов. В последние поды советские цирковые коллективы совершили много гастрольных поездок по странам мира и повсюду их выступления имели большой успех, — они достойно представляют передовое советское искусство за рубежом.
Программы лучших цирковых представлений — это единое художественное целое, содержательный праздничный спектакль, в котором гармонически сочетаются творческий труд артистов м режиссеров, композиторов и музыкантов, писателей и художников. В последние годы в программы вошли интересные, яркие представления, пантомимы и феерии — такие, как «Карнавал на Кубе» и «Счастливого плавания» в Московском цирке, «Праздник циркам на стадионе «Динамо» и другие. Успешно выступает Государственный ансамбль «Балет на льду», который уже показал нашим зрителям две программы «Зимняя фантазия» и «Снежная симфония». Есть много удач и творческой выдумки в выступлениях артистов как старшего, так и молодого поколения. Но на эстраде и в цирке имеется еще много серьезных недостатков. Прежде всего это относится « идейному и художественному содержанию репертуара, к мастерству воплощения его на сцене и манеже. Еще можно услышать и увидеть сценки, репризы, конферанс очень примитивные, а порой пошлые и халтурные, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Объектами сатирического осмеяния и критики являются часто факты незначительные, мелкие, бытовые, наша действительность отражается иногда односторонне, поверхностно.
На эстраду и в цирк под видом «поисков» и «новаторства» иногда проникают чуждые народу всевозможные формалистические выверты, желание поразить зрителя не подлинной оригинальностью, а оригинальничаньем, подражанием образчикам буржуазного эстрадного искусства. Отсюда и появляются исполнители и исполнительницы, выступающие в западной манере, и раздается с эстрады набор какофонических звукосочетаний или поверхностная, сентиментальная, лишенная подлинных чувств и страстей музыка. Пошлость, грубость, аполитичность, формализм не должны иметь место на нашей эстраде, как и в других видах искусстве. Партия осудила эти вредные, чуждые социалистическому искусству тенденции и призвала всех деятелей культуры и искусства к такому творчеству, которое бы формировало коммунистическое мировоззрение, воспитывало бы у людей высокие эстетические вкусы, служило бы великой цели — коммунистическому строительству. Июньский Пленум ЦК КПСС со всей силой подчеркнул, какое огромное значение на новом этапе развития советского общества приобретают литература и искусство, как высока их роль в воспитании коммунистического отношения к труду, в преодолении пережитков прошлого в сознании людей. Пленум поставил задачу — привести все виды идеологического оружия в действие, а это накладывает на всех деятелей литературы и искусства величайшую ответственность. Советская эстрада и цирк один из отрядов нашего идеологического фронта, и он также призван быть верным помощником партии в коммунистическом воспитании трудящихся.
Этим же целям должен служить и недавно созданный журнал «Советская эстрада и цирк». Он должен быть трибуной всего лучшего, истинно художественного, что есть на эстраде и в цирке — в этом жизнеутверждающем искусстве. Вместе с тем, журнал обязан быть взыскательным и объективным критиком, страстно борющимся с проникновением на эстраду и в цирк чуждой нам идеологии, серости, штампов, обветшалых номеров, — бороться за коммунистическую идейность и высокое художественное мастерство. Одной из важнейших задач журнала является воспитание актеров эстрады и цирка в духе высокой коммунистической морали и этики, в духе непримиримости к нарушениям норм нашего советского общежития.
Журнал «Советская эстрада и цирк» должен установить самые тесные связи с замечательными мастерами эстрады и цирка, с творческой молодежью, с широким активом корреспондентов на местах. Только при этом условии он сможет выполнить свое высокое призвание — быть пропагандистом нашего передового социалистического искусства, служить тем задачам, которые ставят перед всеми деятелями культурного фронта Коммунистическая партия. Нет сомнения в том, что работники культуры и искусства, вдохновляемые решениями Пленума ЦК КПСС, восприняв его как свою боевую программу, создадут произведения, достойные нашей героической действительности, нашего народа — творца и созидателя нового коммунистического общества.

Обложки журнала Советский цирк. Июль 1963 г.
Е. А. ФУРЦЕВА, Министр культуры СССР
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий