В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За коммунистическую идейность и высокое художественное мастерство

Закончившийся недавно июньский Пленум ЦК КПСС рассмотрел важнейшие задачи идеологической деятель­ности партии.

Созыв такого Пленума, примятое им постановление, еще и еще раз подтверждают, какое огромное значение придают партия и ее ленинский Центральный Комитет воп­росам идеологической деятельности в массах, формирова­нию коммунистических отношений в обществе, воспитанию нового человека — строителя коммунизма. Воспитание такого человеке, гармонически сочетающего в себе духов­ное богатство, моральную чистоту и физическое совер­шенство — одна из важнейших и почетных задач литера­туры и искусства. Немалая роль в этой благородной дея­тельности принадлежит эстраде и цирку — подлинно мас­совым, популярным и любимым народом видам искус­ства.

Советских зрителей привлекает оптимизм, жизнерадост­ность, злободневность и большая доходчивость празднич­ных эстрадных и цирковых представлений, которые прин­ципиально отличаются от представлений на манеже и эстраде  тел стран, где талант,  мужество  и  ТРУД  артистов направлены на то, чтобы поразить воображение пресы­щенной буржуазной публики, лишний раз пощекотать ее нервы. О популярности эстрады и цирка в нашей стране крас­норечиво говорят, например, такие цифры. Только в 1962 году эстрадные концерты смотрело более семидесяти миллионов зрителей, а программы советских цирковых коллективов—более тридцати  шести миллионов. Наша эстрада имеет прекрасные традиции подлинно народного, боевого искусства. Артисты эстрады были вмес­те с народом в дни праздников и в трудовые будни, в боевых походах и «а далеких стройках, в нарядных театральных залах и на маленьких сценах колхозных клу­бов, на платформе грузовика и на простом помосте по­среди целинной степи. И всюду, где бы ни выступали, они  доставляли радость своим  творчеством. Признанные мастера и молодые артисты сознают высокую ответственность за свое творчество перед на­родом.

Утверждение прекрасных качеств человека наших дней, воспевание   замечательных  трудовых   подвигов   современников и обличение всего косного и отсталого, что мешает нам жить и работать, сатирическое осмеяние различных отступлений от социалистической этики и морали — эти задачи советского искусства хорошо понимают артисты эстрады. Глубокая связь с народным искусством определяет раз­витие лучших национальных традиций в творчестве арти­стов эстрады. Вот почему такую широкую популярность приобрели у нас на эстраде песни и танцы народов Совет­ского Союза, выступления артистов и коллективов из на­циональных  республик. Большой любовью народа пользуется цирковое искусство, которое имеет свою богатую интересную историю, Это искусство принято называть искусством смелых. И это действительно так, — оно раскрывает огромные воз­можности человека, вызывает восхищение человеческой красотой, мужеством, силой и ловкостью. Это искусство молодых, поэтому так радует нас появление за последние годы на манежах советского цирка талантливой артисти­ческой  молодежи.

О живом интересе к цирковому искусству говорит и рост Народных цирков. На многих предприятиях, в колхо­зах, на стройках организуются кружки :и коллективы, где молодежь с увлечением занимается самыми различными жанрами циркового искусства. Нередко сейчас лучшие ар­тисты народных самодеятельных цирков успешно высту­пают в одной программе с артистами-профессионалами. Большое развитие цирковое искусство получило & на­циональных республиках, где оно обогатилось народными традициями, приобрело яркое национальное своеобразие. На родине и за рубежом сейчас гастролируют восемь национальных коллективов — Армянский Азербайджан­ский, Белорусский, Грузинский, Латвийский, Литовский, Узбекский и Украинский, которые демонстрируют высокое художественное мастерство циркового искусства. Не только наши зрители по достоинству ценят высокое мастерство советских цирковых артистов. В последние поды советские цирковые коллективы совершили много гаст­рольных поездок по странам мира и повсюду их выступ­ления имели большой успех, — они достойно представ­ляют  передовое советское  искусство  за  рубежом.

Программы лучших цирковых представлений — это еди­ное художественное целое, содержательный праздничный спектакль, в котором гармонически сочетаются творче­ский труд артистов м режиссеров, композиторов и музы­кантов, писателей и художников. В последние годы в про­граммы вошли интересные, яркие представления, панто­мимы и феерии — такие, как «Карнавал на Кубе» и «Счаст­ливого плавания» в Московском цирке, «Праздник циркам на стадионе «Динамо» и другие. Успешно выступает Госу­дарственный ансамбль «Балет на льду», который уже пока­зал нашим зрителям две программы «Зимняя фантазия» и «Снежная симфония». Есть много удач и творческой выдумки в выступлениях артистов как старшего, так и мо­лодого поколения. Но на эстраде и в цирке имеется еще много серьезных недостатков. Прежде всего это отно­сится « идейному и художественному содержанию репер­туара, к мастерству воплощения его на сцене и манеже. Еще можно услышать и увидеть сценки, репризы, конфе­ранс очень примитивные, а порой пошлые и халтурные, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Объектами сатирического  осмеяния  и   критики  являются   часто факты незначительные,  мелкие,   бытовые,  наша  действительность отражается иногда  односторонне,  поверхностно.

На эстраду и в цирк под видом «поисков» и «новатор­ства» иногда проникают чуждые народу всевозможные формалистические выверты, желание поразить зрителя не подлинной оригинальностью, а оригинальничаньем, подра­жанием образчикам буржуазного эстрадного искусства. Отсюда и появляются исполнители и исполнительницы, вы­ступающие в западной манере, и раздается с эстрады набор какофонических звукосочетаний или поверхностная, сенти­ментальная, лишенная подлинных чувств и страстей музыка. Пошлость, грубость, аполитичность, формализм не должны иметь место на нашей эстраде, как и в других видах искусстве. Партия осудила эти вредные, чуждые со­циалистическому искусству тенденции и призвала всех деятелей культуры и искусства к такому творчеству, ко­торое бы формировало коммунистическое мировоззрение, воспитывало бы у людей высокие эстетические вкусы, слу­жило бы великой цели — коммунистическому строитель­ству. Июньский Пленум ЦК КПСС со всей силой подчеркнул, какое огромное значение на новом этапе развития совет­ского общества приобретают литература и искусство, как высока их роль в воспитании коммунистического отноше­ния к труду, в преодолении пережитков прошлого в соз­нании людей. Пленум поставил задачу — привести все виды идеологического оружия в действие, а это наклады­вает на всех деятелей литературы и искусства величайшую ответственность. Советская эстрада и цирк один из отря­дов нашего идеологического фронта, и он также при­зван быть верным помощником партии в коммунистиче­ском воспитании   трудящихся.

Этим же целям должен служить и недавно созданный журнал «Советская эстрада и цирк». Он должен быть трибуной всего лучшего, истинно художественного, что есть на эстраде и в цирке — в этом жизнеутверждающем искусстве. Вместе с тем, журнал обязан быть взыскатель­ным и объективным критиком, страстно борющимся с проникновением на эстраду и в цирк чуждой нам идео­логии, серости, штампов, обветшалых номеров, — бороть­ся за коммунистическую идейность и высокое художест­венное мастерство. Одной из важнейших задач журнала является воспи­тание актеров эстрады и цирка в духе высокой коммуни­стической морали и этики, в духе непримиримости к на­рушениям норм  нашего советского  общежития.

Журнал «Советская эстрада и цирк» должен устано­вить самые тесные связи с замечательными мастерами эст­рады и цирка, с творческой молодежью, с широким активом корреспондентов на местах. Только при этом условии он сможет выполнить свое высокое призвание — быть пропагандистом нашего передового социалистиче­ского искусства, служить тем задачам, которые ставят пе­ред всеми деятелями культурного фронта Коммунистиче­ская партия. Нет сомнения в том, что работники культуры и искус­ства, вдохновляемые решениями Пленума ЦК КПСС, вос­приняв его как свою боевую программу, создадут произ­ведения, достойные нашей героической действительности, нашего народа — творца и созидателя нового коммуни­стического  общества.

Обложка журнала Советский цирк. Июль 1963 г. Обложка журнала Советский цирк. Июль 1963 г.

Обложки журнала Советский цирк. Июль 1963 г.

Е. А. ФУРЦЕВА, Министр культуры СССР

Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100