В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За новизну не ручаюсь

Меня попросили высказаться кратко, содержательно, остроумно. Просьба трудновыполнимая, если иметь в виду практику нашей эстрады. Поэтому я ограничусь отдельными мыслями, за новизну которых поручиться трудно.

1. Говорят: узок круг тем эстрады. Правда. Все же главная беда не узость тем, а форма индивидуального изложения, нередкое отсутствие таланта. В песнях Беранже преобладают бытовые «эстрадные» темы, а Беранже — великий поэт. Расши­ряя тематику эстрады, В. Яхонтов иногда читал с эстрады  «Коммунистический мани­фест», но это не удел эстрадных исполни­телей. Колесо с автомашины не растя­ нешь до размеров кольцевой автострады вокруг Москвы.

2. Небольшое упражнение по арифме­тике. Сколько более или менее квалифици­рованных авторов пишет для эстрады? Де­сять. Хорошо, двадцать. А сколько испол­нителей? Сотни. Что должны делать сотни? Повторяться. Заимствовать. А что делать человеку, регулярно посещающему эстрад­ные концерты? Писать в  газету. Так мы и живем, каждый занят своим делом.

3. Мой любимый «эстрадник» — Ирак­лий Андроников. Обаяние. Живой энергич­ный ум. Высочайшее мастерство внутрен­ней трансформации.

4. Один артист сказал как-то: «До эстра­ды я, как Утесов и Миронова, был в теат­ре». Следует учитывать; и в театре М. Ми­ронова и Л. Утесов были отличными арти­стами, а не просто были в театре.

5. Квалифицированных артистов по эст­раде десятки, пусть сотни, а выступаю­щих — тысячи. Откуда взялись эти тысячи? Не знаю... Что нужно сделать? Устранить неисправности в шлюзах, через которые происходит обводнение эстрады. А-а!.. Это легко сказать. Что еще можно сделать? Ос­вободиться от слабых, ненужных. Не полу­чается. Если артист уже на эстраде, из наших рядов его может вырвать только смерть. Народный суд и даже пенсия — бессильны!

6. Говорит иной артист или поет... и вид­но — не умеет. А Хенкин умел,  а  Шульженко умеет. Я смотрю на ведущего кон­церт: много-много   слов  — куплеты, ин­термедии, репризы... И весь концерт артист остается на единой, какой-то нулевой точ­ке темперамента: не вскрикнет, не заспе­шит,  не разгорячится и никогда, извините, не вспотеет. И к смыслу исполняемого его не придвинул бы даже сам Константин Сергеевич. Да и не нужен ему ни Констан­тин Станиславский, ни Алексей Полевой.

7. Моя учительница О. И. Пыжова говорила: «Талантливый артист репетирует, до­пустим, триста раз, способный — сто, а бездарному репетиции не нужны». Не по­тому ли на эстраде мы часто ограничива­ емся заучиванием текста наизусть?

8. У нас есть эстрадная студия с годич­ным сроком обучения. С годичным!   Эст­радный автор по своим канонам что-то пи­шет для молодого, театрально необразо­ванного артиста, режиссер оснащает его известными ему трюками, в результате артист-номер готов на всю жизнь. О нет, этого все-таки слишком мало для оснаще­ния артиста всесторонней техникой, интел­лектом и своим(своим!) мышлением Будущее эстрады — в актерском совершен­стве! Как может появиться эстрадный Прокофьев, если эстрадный Ван Клиберн играет только «Чижика-пыжика»?

9. Я был на трех эстрадных  концертах зрителем. Три эстрадные певицы исполня­ли сентиментальную песенку «Спасибо аист, спасибо птица...».  Аисту,  конечно, спасибо, а исполнительницам? К счастью, «шлягеры» быстро мрут. Но иногда непонятно, почему они рождаются. Ведь часто это просто «во­да, вода, кругом вода...».

10. Два года назад владелец парижско­го мюзик-холла «Олимпия» м-сье Кокатри предоставил нашей эстраде возможность выступить Париже. Соревнование с зах­валенными парижскими мюзик-холлами выигрывали мы. Выступления советских артистов были сенсационными по успеху. Этоя говорю как очевидец, как участник двух гастрольных поездок в Париж. И если мысами подчас все же ругаем нашу эстраду — у нас на то есть свои причины, продикто­ванные нашей любовью и нашими повышенными требованиями к эстрадному искусству.


Афанасий Белов

Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.

оставить комментарий
 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100