За творческий поиск
Пятидесятилетие Советской власти артисты эстрады и цирка хотят отметить не отдельными успехами, а общим подъемом всего эстрадного и циркового искусства.
В юбилейном 1967 году должно больше, чем когда-либо, зазвучать новых современных песен, вдохновенных музыкальных произведений, в этом году должны появиться самые яркие эстрадные и цирковые номера и представления высокого идейно-художественного качества, интересно, свежо поставленные режиссерски, празднично оформленные.
Многотысячные коллективы артистов, творческих работников эстрады и цирка уже сегодня начали серьезную подготовку к этой знаменательной дате: подаются заявки на номера и аттракционы, обсуждаются программы. Исполнители и режиссеры ставят перед собой задачу поиска новых решений и форм во всех жанрах, сохраняя и развивая при этом лучшие достижения признанных мастеров. В процессе подготовки к 50-летию Советской власти вопрос о творческой инициативе артиста, полном выражении его индивидуальности становится одним из самых важных и главных. Без свободной, но вдумчивой личной инициативы не может быть подлинного творчества. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» писал о литературном деле: «Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию». Утверждение В. И. Ленина бесспорно относится в такой же мере и к «делу искусства».
Творческая инициатива артиста — основное звено в цепи условий, обеспечивающих успех циркового и эстрадного коллектива. Настоящее искусство рождается только в длительном и упорном поиске, подчас трудном, но всегда радостном. Когда артист сам ищет и находит нужное ему, созвучное его актерской индивидуальности и возможностям, работа над номером становится во сто крат увлеченнее и результативнее.
Молодая артистка Р. Петрова давно мечтала создать на эстраде образ матери, средствами хореографии передать в танце самые глубокие чувства. Замыслы ее воплощаются сейчас в хореографической новелле, рассказывающей о трагедии Хиросимы. Р. Петрова с увлечением работает в творческом содружестве с либреттистом студентом балетмейстерского факультета ГИТИСа В. Манохиным и молодым композитором Б. Троцюком. Процесс создания номера: долгие обсуждения, споры и поиски своеобразного решения танца захватывают артистку, приводят ее к интересным находкам. Работу молодежи направляет опытный художественный руководитель В. Преображенский.
Замысел воздушной гимнастки В. Сурковой необычен и смел. В сложном, оригинальном номере «Гимнастка и леопарды» (режиссер и автор сценария С. Морозов) артистка выступит в новом для нее амплуа дрессировщицы. Творческая инициатива, активность в достижении цели поможет В. Сурковой расширить свои возможности, раздвинуть рамки жанра и создать уникальный номер, единственный в истории цирка.
Советские мастера манежа внесли большой вклад в развитие циркового искусства. Специфика работы артиста цирка и особенно руководителя группы заключается в том, что он нередко является автором номера, его исполнителем, воспитателем коллектива, то есть выполняет и функции режиссера. Простор для творческой инициативы здесь особенно широк. Доскональное знание жанра, его технологии и возможностей позволяют артисту-руководителю разнообразить и обогатить групповые номера.
К 50-летию Советской власти впечатляющий номер «Гонки в воздухе» готовит М. Запашный, выступая в нем как автор сценария, режиссер и исполнитель. В. Стыкан и В. Головин в содружестве с режиссером М. Местечкиным задумали номер «Акробаты-эквилибристы». Жанр этот сам по себе не нов, но номер интересен тем, что артисты внесли в него много сложных, необычных трюков, ранее не известных в цирке.
Несомненно активизируют творческую мысль мастеров арены объявленный конкурс на лучший сценарий номера аттракциона и проходящий сейчас смотр новых произведений циркового искусства. Личная творческая инициатива может проявляться безгранично — от простого введения в номер нового трюка и усовершенствования старого до изменения формы и создания новых жанров, что рождает уникальные номера, в которых артист предстает перед зрителями как автор, режиссер и исполнитель. И во всех своих проявлениях творческая инициатива — это большая любовь к искусству, к своему жанру, стремление к мастерству и новаторству, гражданственная позиция артиста.
Вопрос об актерском мастерстве никогда не сходил с повестки дня искусства. Но сейчас он решается по-новому, встает с новой силой. Осуществляя свои творческие замыслы, артист эстрады и цирка должен всегда помнить, что важно не только сделать трюк или номер, но и создать художественный образ, который утверждал бы определенную идею. Именно идейной направленности творчества придает огромное значение Коммунистическая партия. Ведь артисты вместе со всем народом участвуют в строительстве нового мира. А чем выше будет актерское мастерство, тем актер будет нужнее и ближе народу, тем искусство его будет жизнеспособнее. Поэтому совершенствование актерского мастерства — одна из самых важных задач, ибо без него будет мертва всякая, даже самая оригинальная творческая находка. Требования высокой идейности и мастерства, которые предъявляет к нашему искусству партия, надо понимать в активном, творческом смысле. Помочь артисту, повести его по правильному пути в решении тех или иных задумок — святая обязанность каждого режиссера. Активная работа режиссера с артистом, проявившим творческую инициативу, поможет появлению в цирке и на эстраде новых, интересных произведений искусства.
Одна из самых прогрессивных форм творчества советского артиста — это постоянно действующая программа. Постоянно действующая программа налагает на артиста ответственность не только за свой номер, но и за художественную и идейную полноценность всей программы, за ее постановку и организацию. В ней концентрируется в единое целое творчество всего коллектива исполнителей: авторов, композиторов, режиссеров — и от личной творческой инициативы каждого зависит ее успех.
Вокальная мастерская Москонцерта работает над большим концертом со сквозным сюжетом «Песни над Россией», тема которого — история нашей Родины с 1917 года по сей день. Творческую инициативу в создании репертуара этого концерта проявил В. Беседин, который готовит цикл «Человек и песня». Он сам подбирает песни для своего выступления, созвучные его душе, его переживаниям в прошлом и раздумьям над современностью, песни, которые наиболее полно и эмоционально смогут донести до слушателя все то, что хочет ему сказать певец. Артист предложил оригинальное решение: связать все песни цикла своеобразным конферансом от первого лица — рассказом о том, что пережил человек в юности, в годы войны и т. д. Текст по подсказанным артистом мыслям напишут авторы.
Не менее интересна инициатива М. Кристалинской, которая хочет воскресить старые, забытые песни в новом осмыслении, в новом звучании и думает над формой — как лучше подать слушателям свой концерт. Такая глубокая, поистине творческая работа над собой и своим номером, своим репертуаром присуща многим артистам эстрады и цирка. Задача руководства эстрады и цирка — помочь артистам в этой плодотворной работе, создать им такую обстановку, при которой бы все их интересные замыслы были подкреплены организационно. Для этого очень важно поднять активность всей творческой работы по подготовке к юбилею Советской власти, вовлечь в нее композиторов, художников, авторов, мобилизовать для оказания помощи артистам профессиональных режиссеров и весь административно-технический аппарат. Необходимо внимательно относиться к каждой заявке артиста, пусть она будет еще робкой и незрелой, стараться найти в ней рациональное зерно и незамедлительно оказать всяческую помощь в том, чтобы новое и интересное, рожденное в результате творческого поиска, увидело свет на эстрадной площадке и арене. Здесь не должно быть никакого бюрократизма, никаких задержек. Режиссеры, директора, художественные руководители обязаны не ждать, пока артист придет к ним со своей заявкой. Их долг — самим идти к артистам, находить тех, кто активно, творчески ищет, оказывать им своевременную и действенную помощь. К каждому индивидуально работающему артисту-новатору надо прикрепить режиссера, который квалифицированно помог бы ему в поисках, направлял его, вовремя подсказывал правильное решение.
Часто артист в своей работе сталкивается с большими трудностями по изготовлению реквизита. Иногда на это уходит даже больше времени и труда, чем на подготовку самого номера. Обязанность руководящих работников цирка и эстрады — быстро, без проволочек помочь артистам получить нужный реквизит. Прогресс искусства всегда связан с личной творческой инициативой лучших, передовых его работников. Это основная движущая сила в искусстве, которая помогает идти вперед, делать большие шаги к совершенству. И сейчас уже можно уверенно сказать, что коллективы артистов эстрады и цирка несомненно достигнут высоких результатов в своей вдумчивой работе и к большому празднику — 50-летию Советской власти — придут с новыми, интересными, яркими произведениями искусства, достойными нашего народа.

Лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады Л. Новгородова и Ю. Миронов
Во время IV Московского кинофестиваля известный индийский киноартист Радж Капур побывал в столичном цирке.На снимке вы видите его вместе с народными артистами РСФСР О. Поповым и В. Филатовым
На первой странице обложки: акробатический этюд в исполнении лауреатов Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Патрушевой и Л. Семеновой
На четвертой странице обложки: лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады жонглеры М. Ольховская и А. Артамонов
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий