За творческий поиск - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За творческий поиск

Пятидесятилетие Советской власти артисты эстра­ды и цирка хотят отметить не отдельными успе­хами, а общим подъемом всего эстрадного и циркового искусства.

В юбилейном 1967 году должно больше, чем когда-либо, зазвучать но­вых современных песен, вдохновенных музыкальных про­изведений, в этом году должны появиться самые яркие эстрадные и цирковые номера и представления высокого идейно-художественного качества, интересно, свежо по­ставленные режиссерски, празднично оформленные.

Многотысячные коллективы артистов, творческих ра­ботников эстрады и цирка уже сегодня начали серьезную подготовку к этой знаменательной дате: подаются заявки на номера и аттракционы, обсуждаются программы. Исполнители и режиссеры ставят перед собой задачу поиска новых решений и форм во всех жанрах, сохраняя и раз­вивая при этом лучшие достижения признанных мастеров. В процессе подготовки к 50-летию Советской власти вопрос о творческой инициативе артиста, полном выраже­нии его индивидуальности становится одним из самых важ­ных и главных. Без свободной, но вдумчивой личной инициативы не может быть подлинного творчества. В. И. Ле­нин в статье «Партийная организация и партийная литера­тура» писал о литературном деле: «Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего про­стора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию». Утверждение В. И. Ленина бесспорно относится в такой же мере   и   к   «делу   искусства».

Творческая инициатива артиста — основное звено в це­пи условий, обеспечивающих успех циркового и эстрадного коллектива. Настоящее искусство рождается только в длительном и упорном поиске, подчас трудном, но всегда радостном. Когда артист сам ищет и находит нужное ему, созвучное его актерской индивидуальности и возможно­стям, работа над номером становится во сто крат увлечен­нее   и   результативнее.

Молодая артистка Р. Петрова давно мечтала создать на эстраде образ матери, средствами хореографии передать в танце самые глубокие чувства. Замыслы ее воплощаются сейчас в хореографической новелле, рассказывающей о трагедии Хиросимы. Р. Петрова с увлечением работает в творческом содружестве с либреттистом студентом ба­летмейстерского факультета ГИТИСа В. Манохиным и мо­лодым композитором Б. Троцюком. Процесс создания номера: долгие обсуждения, споры и поиски своеобраз­ного решения танца захватывают артистку, приводят ее к интересным находкам. Работу молодежи направляет опытный художественный руководитель В. Преображенский.

Замысел воздушной гимнастки В. Сурковой необычен и смел. В сложном, оригинальном номере «Гимнастка и леопарды» (режиссер и автор сценария С. Морозов) арти­стка выступит в новом для нее амплуа дрессировщицы. Творческая инициатива, активность в достижении цели поможет В. Сурковой расширить свои возможности, раз­двинуть рамки жанра и создать уникальный номер, един­ственный   в   истории   цирка.

Советские мастера манежа внесли большой вклад в развитие циркового искусства. Специфика работы артиста цирка и особенно руководителя группы заключается в том, что он нередко является автором номера, его исполните­лем, воспитателем коллектива, то есть выполняет и функ­ции режиссера. Простор для творческой инициативы здесь особенно широк. Доскональное знание жанра, его техно­логии и возможностей позволяют артисту-руководителю разнообразить  и обогатить  групповые номера.

К 50-летию Советской власти впечатляющий номер «Гонки в воздухе» готовит М. Запашный, выступая в нем как автор сценария, режиссер и исполнитель. В. Стыкан и В. Головин в содружестве с режиссером М. Местечкиным задумали номер «Акробаты-эквилибристы». Жанр этот сам по себе не нов, но номер интересен тем, что артисты внесли в него много сложных, необычных трюков, ранее   не   известных   в   цирке.

Несомненно активизируют творческую мысль мастеров арены объявленный конкурс на лучший сценарий номера аттракциона и проходящий сейчас смотр новых произведе­ний циркового искусства. Личная творческая инициатива может проявляться безгранично — от простого введения в номер нового трюка и усовершенствования старого до изменения формы и создания новых жанров, что рождает уникальные номера, в которых артист предстает перед зрителями как автор, режиссер и исполнитель. И во всех своих проявлениях творческая инициатива — это большая любовь к искусству, к своему жанру, стремление к мастерству и новаторству, гражданственная позиция артиста.

Вопрос об актерском мастерстве никогда не сходил с повестки дня искусства. Но сейчас он решается по-ново­му, встает с новой силой. Осуществляя свои творческие замыслы, артист эстрады и цирка должен всегда помнить, что важно не только сделать трюк или номер, но и создать художественный образ, который утверждал бы определен­ную идею. Именно идейной направленности творчества придает огромное значение Коммунистическая партия. Ведь артисты вместе со всем народом участвуют в строи­тельстве нового мира. А чем выше будет актерское ма­стерство, тем актер будет нужнее и ближе народу, тем искусство его будет жизнеспособнее. Поэтому совершен­ствование актерского мастерства — одна из самых важных задач, ибо без него будет мертва всякая, даже самая оригинальная творческая находка. Требования высокой идейности и мастерства, которые предъявляет к нашему искусству партия, надо понимать в активном, творческом смысле. Помочь артисту, повести его по правильному пу­ти в решении тех или иных задумок — святая обязанность каждого режиссера. Активная работа режиссера с арти­стом, проявившим творческую инициативу, поможет появ­лению в цирке и на эстраде новых, интересных произве­дений   искусства.

Одна из самых прогрессивных форм творчества совет­ского артиста — это постоянно действующая  программа. Постоянно действующая программа налагает на артиста ответственность не только за свой номер, но и за художест­венную и идейную полноценность всей программы, за ее постановку и организацию. В ней концентрируется в еди­ное целое творчество всего коллектива исполнителей: авторов, композиторов, режиссеров — и от личной творче­ской   инициативы   каждого   зависит   ее   успех.

Вокальная мастерская Москонцерта работает над большим концертом со сквозным сюжетом «Песни над Рос­сией», тема которого — история нашей Родины с 1917 года по сей день. Творческую инициативу в создании репертуара этого концерта проявил В. Беседин, который гото­вит цикл «Человек и песня». Он сам подбирает песни для своего выступления, созвучные его душе, его пережива­ниям в прошлом и раздумьям над современностью, песни, которые наиболее полно и эмоционально смогут донести до слушателя все то, что хочет ему сказать певец. Артист предложил оригинальное решение: связать все песни цик­ла своеобразным конферансом от первого лица — расска­зом о том, что пережил человек в юности, в годы войны и т. д. Текст по подсказанным артистом мыслям напишут авторы.

Не менее интересна инициатива М. Кристалинской, ко­торая хочет воскресить старые, забытые песни в новом осмыслении, в новом звучании и думает над формой —  как   лучше   подать слушателям свой концерт. Такая глубокая, поистине творческая работа над собой и своим номером, своим репертуаром присуща многим артистам эстрады и цирка. Задача руководства эстрады и цирка — помочь артистам в этой плодотворной работе, создать им такую обстановку, при которой бы все их ин­тересные замыслы были подкреплены организационно. Для этого очень важно поднять активность всей творческой работы по подготовке к юбилею Советской власти, вовлечь в нее композиторов, художников, авторов, мобилизовать для оказания помощи артистам профессиональных режис­серов и весь административно-технический аппарат. Необ­ходимо внимательно относиться к каждой заявке артиста, пусть она будет еще робкой и незрелой, стараться найти в ней рациональное зерно и незамедлительно оказать вся­ческую помощь в том, чтобы новое и интересное, рож­денное в результате творческого поиска, увидело свет на эстрадной площадке и арене. Здесь не должно быть никакого бюрократизма, никаких задержек. Режиссеры, директора, художественные руководители обязаны не ждать, пока артист придет к ним со своей заявкой. Их долг — самим идти к артистам, находить тех, кто активно, творчески ищет, оказывать им своевременную и действен­ную помощь. К каждому индивидуально работающему артисту-новатору надо прикрепить режиссера, который квалифицированно помог бы ему в поисках, направлял его, вовремя подсказывал правильное решение.

Часто артист в своей работе сталкивается с большими трудностями по изготовлению реквизита. Иногда на это уходит даже больше времени и труда, чем на подготовку самого   номера. Обязанность руководящих работников цирка и эстра­ды — быстро, без проволочек помочь артистам получить нужный   реквизит. Прогресс искусства всегда связан с личной творческой инициативой лучших, передовых его работников. Это основная движущая сила в искусстве, которая помогает идти вперед, делать большие шаги к совершенству. И сей­час уже можно уверенно сказать, что коллективы артистов эстрады и цирка несомненно достигнут высоких результа­тов в своей вдумчивой работе и к большому празднику — 50-летию Советской власти — придут с новыми, интересны­ми, яркими произведениями искусства, достойными нашего народа.
 Лауреаты   Всероссийского   конкурса   артистов эстрады Л.  Новгородова и  Ю. Миронов

Лауреаты   Всероссийского   конкурса   артистов эстрады Л.  Новгородова и  Ю. Миронов

Во время IV Московского кинофестиваля известный индийский киноартист Радж Капур побывал в столичном цирке.На снимке вы видите его вместе с народными артистами РСФСР О. Поповым и В. Филатовым

Во время IV Московского кинофестиваля известный индийский киноартист Радж Капур побывал в столичном цирке.На снимке вы видите его вместе с народными артистами РСФСР О. Поповым и В. Филатовым

Акробатический этюд в исполнении лау­реатов Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Патрушевой и Л. Семеновой Лауреаты Всероссийского конкур­са артистов эстрады жонглеры М. Ольхов­ская и А. Артамонов

На первой странице обложки: акробатический этюд в исполнении лау­реатов Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Патрушевой и Л. Семеновой

На четвертой странице об­ложки: лауреаты Всероссийского конкур­са артистов эстрады жонглеры М. Ольхов­ская и А. Артамонов

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования