В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мастерство актера и режиссера.  Б.Е.Захава


1. Сценическое внимание актера
2. Сценическая свобода
3. Сценическая вера
4. Сценическое отношение и оценка фактов
5. Сценическое действие
6. Домашняя работа актера над ролью

1. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ АКТЕРА
/74-111/

Сценическое внимание и фантазия

Упражнения:

1. На полу лежит веревка. Приписав ей свойства змеи, найти в себе соответствующее внутреннее отношение. Тоже и с другими предметами. Приписать им различные свойства и установить к реально воспринимаемым объектам самые различные отношения.

Внимание в жизни и на сцене

Упражнения:

2. Попробуйте сосредоточить свое внимание, например, на пепельнице. Определите ее цвет, рассмотрите ее форму, ее изъяны - пятнышки, царапины, установите все ее особенности.
3. Подключите в процесс внимания свое мышление - из какого материала эта пепельница сделана, каким способом, где и как добывается этот материал. Подключите фантазию.
4. Попробуйте осуществить теперь превращение - не пепельница, а бомба и др.

Внимание формальное и творческое

Упражнения:

5. На развитие творческого внимания
а/ вы смотрите на газетный лист и видите его...
б/ вы начинаете понимать смысл каждого слова...
в/ вы начинаете воспринимать содержание того, что вы читаете...
г/ вы уже заинтересованы, увлечены и начинаете не только читать, но и размышлять по поводу прочитанного...
д/ теперь попробуйте прочесть газету так, как если бы это были не вы, а герой какой-нибудь пьесы. Постарайтесь, чтобы каждая фраза прочитанного текста вызывала в вашем сознании именно тот комплекс мыслей, какой она должна была бы вызвать в сознании данного действующего лица.

Воспитание сценического внимания

Упражнения:

6. Поочередно пригласить на сцену каждого ученика группы и предложите ему провести на сцене на глазах у всей аудитории три-четыре минуты, предоставив ему право делать все, что он захочет...
7. Еще раз, но уже выполняя ряд очень простых и вполне определенных заданий, например: хорошенько рассмотреть собственную ладонь; сосчитать количество досок на полу... Довести до полной естественности и освобождения напряжения в поведении учащегося.

Курс упражнений на внимание

1-й этап - развитие и укрепление внимания вообще, жизненного внимания;
2-й этап - развитие собственно сценического внимания.

Первая группа упр. на внимание:

8. Предложить всем рассмотреть находящийся в аудитории хорошо знакомый предмет: стул, стол, дверь... При этом следует разъяснить, что каждый ученик должен стремиться удержать свое внимание на данном объекте до конца упражнения, т.е. до той минуты, пока не прозвучит команда: "Довольно!"
9. Отвернувшись от предмета, который все только что разглядывали, подробно его описать.
10. Подключение мышления - дается план изучения предмета- цвет, его форма, материал,' процесс его изготовления, вещи, связанные с этим предметом и пр.
11. Самим наметить план какого-либо предмета.
12. Аналогично делать упражнения на основе деятельности других органов чувств: слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Слух - сосредоточить внимание на звуках: в пределах аудитории, за ее пределами - на улице в коридоре, в соседнем классе. Мыслить по поводу тех звуков, которые слышали, разбираться в них, анализировать, устанавливать их происхождение, природу, характер...

Вторая группа упр. на внимание /на чисто внутреннее внимание/:

13. Преподаватель называет какой-нибудь отсутствующий в классе предмет,- например:
сосна, камень, лилия – и предлагает учащимся мысленно сосредоточиться на этом
предмете. Добиться полной и глубокой внутренней сосредоточенности, всестороннего рассмотрения предмета. Сбиваться взаимозависимости внимания и интереса.

Третья группа упр. на внимание /развитие способности быстро и легко переключать активную сосредоточенность с одного объекта на другой/:

14. Предложить аудитории сосредоточить внимание на каком-нибудь зрительном объекте, находящемся на известном расстоянии от учащихся /например, на двери/. Когда это задание выполнено, преподаватель называет другой объект, находящийся, наоборот, очень близко /например, собственная ладонь или пуговица/. Затем педагог через небольшие промежутки времени, командует попеременно: "Дверь!" - "Ладонь! - "Дверь!" - "Ладонь!".

Промежутки времени между командами постепенно сокращать.

15. Аналогичное и на другие виды внимания. Например - слух.
Учащиеся попеременно слушают, например, звуки в данной аудитории и звуки доносящиеся с улицы:. Звучат команды: "Комната!" - "Улица!" - "Комната!" - "Улица?" и т.д.
16. Упражнения варьируются, все более усложняясь. Сложное упражнение на переключение внимания может протекать, например, в такой последовательности:

1. Зрительное внимание: объект далеко /напр, дверь/.
2. Слуховое внимание: объект близко /комната/.
3. Зрительное внимание: объект далеко /улица в окне/.
4. Осязательное внимание: объект близко /ткань собственного костюма/.
5. Слуховое внимание: объект далеко /звуки улицы/.
6. Зрительное внимание: объект близко /карандаш/.
7. Обонятельное внимание: /запах в аудитории/.
8. Внутреннее внимание: /тема - папироса/.
9. Зрительное внимание: объект близко /пуговица на собственном костюме/.
10. Осязательное внимание: /объект - поверхность стула/.

Второй этап - воспитание сценического внимания:

17. Предложите всему классу решить на бумаге какую-нибудь задачу /например, перемножить два четырехзначных числа/. Тот, кто решит ее первым, должен сейчас же об этом заявить. Заметьте время. Затем пригласите его на сцену и задайте другую задачу той же сложности...
18. Предложите всему классу прочесть по книге определенное количество текста /1-2 стр./. Тому, кто прочтет текст раньше других, предложите пересказать прочитанное, "установив предварительно время, кот. ему понадобилось для прочтения. Потом пригласите на сцену и предложите прочесть новый отрывок того же размера. Затем предложите пересказать прочитанное... /все будет дольше и запутанней/. Добиваться равной степени внимания - как в аудитории так и на сцене /решать задачи, писать, читать и пр./. Т.к. учащиеся привыкают к аудитории, рекомендуется приглашать учащихся с другого курса или педагогов.
19. Приглашается учащийся на сцену и дается ему упражнение, например, чтение газеты. Остальные учащиеся всячески мешают ему: разговаривают, шумят, шутят, задают вопросы
и т.п. - словом, всячески стараются вывести его из состояния сосредоточенности. Добиваться, чтобы и в этом случае учащиеся достигали того же результата, как и в жизненных условиях.
20. Включение фантазии - мысленно приписать объекту такие свойства и качества, которыми он сам по себе не обладает, и таким образом превращать этот объект в нечто иное.
21. /на дом/ Каждый ученик должен взять себе за правило ежедневно в определенное время 15-20 минут посвящать упр. на внимание. Дома, на улице, в автобусе, в парке и др.
Напр, внимательно рассмотреть и запомнить дома той улицы, по которой случайно пришлось пройти, пассажира в автобусе, цветочную клумбу в парке, прислушаться к говору толпы на вокзале или в театральном фойе, к пению птиц в лесу...
Оценка педагога:
должна выразиться в форме- ответа на вопрос: был или не был сосредоточен ученик на заданном объекте. Необходимо, чтобы в сценическом поведении актера все было так же просто, правдиво и естественно, как в реальной жизни.

СЦЕНИЧЕСКАЯ СВОБОДА /112-124/

Воспитание сценической свободы

Упражнения:

1. Преподаватель предлагает всем ученикам напрягать и освобождать попеременно различные мышцы: шеи, плеч, живота, рук и т.д. При этом он следит, чтобы как напряжение, так и освобождение каждый раз у всех было максимальное. В результате этого упр. учащиеся привыкают фиксировать внимание на определенной группе мышц и распознавать напряженное и свободное состояние каждого органа.
2. Преподаватель предлагает учащимся сесть возможно удобнее и мышца за мышцей, в определенной последовательности /снизу вверх или сверху вниз, т.е. начиная с пальцев ног и
кончая мускулатурой лица и наоборот/, освободить все тело от напряжения почти до нуля /состояние тела во время сна/. Сохранить необходимое напряжение лишь в тех мышцах,
кот. удерживают тело в сидячем положении. При правильном выполнении этого упр. голова должна упасть на грудь, рот открыться, нижняя челюсть отвиснуть; лоб при этом совершенно свободен, брови не сдвинуты и не приподняты. Педагог поднимает руку учащегося - она безвольно падает. Когда это упр. усвоено, его можно делать под счет преподавателя. Напр. от I до 10 - полное освобождение тела, от 10 до 20 - приведение тела в состояние предельного напряжения, от 20 до 30 - освобождение его до пределов нормы. Этот процесс следует убыстрять.
3. По команде преподавателя все ученики одновременно меняют положение тела. После этого тщательно проверяют, не осталось ли где-нибудь излишнее напряжение, кот. нужно снять, не меняя положения тела.
4. Ощутить норму мускульного напряжения во время ходьбы.
5. Переставить с места на место какой-нибудь предмет, с тем чтобы после этого сейчас же убрать то напряжение, кот. осталось в мышцах после преодоления тяжести предмета и
теперь является излишним. Сделать какой-нибудь сильный жест /например, ударить кулаком по столу/ и после этого тотчас же убрать остаток ненужного мускульного напряжения.
6. Внезапно по команде педагога, освободить тело от всякого мускульного напряжения. Результатом этого должно быть мягкое и свободное падение. Это упражнение можно выполнять стоя и во время ходьбы.
7. Привести в деятельное состояние определенную группу мускулов, с тем чтобы остальные мышцы оставались без всякого напряжения. Напр., при поднятии руки группой мускулов плеча рука в локте, в кисти, в пальцах и в суставах должна находиться в свободно висящем положении и соответствующие группы мышц должны оставаться мягкими, не напряженными.
8. Выполнять какое-нибудь простое физическое действие /переставить стулья, подмести пол, привести в порядок книжный шкаф/, стараясь убрать излишнее мускульное напряжение
всякий раз, как только оно возникает.
9. Норма - это такое распределение мускульной энергии, при котором обеспечивается жизнедеятельное, бодрое состояние организма, его готовность в любой момент выйти из состояния покоя, чтобы легко и свободно выполнить любую физическую задачу. Нужно добиться, чтобы ученик не мог пребывать на сцене в напряженном состоянии.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРА /125-138/

Воспитание сценической веры

Упражнения:

1.Педагог, предлагая учащимся сосредоточиться на том"или ином объекте, просит их предварительно оправдать этот объект как необходимый. Это означает, что каждый должен ответить самому себе на вопрос: почему и зачем" я рассматриваю данный предмет, слушаю те или иные звуки, размышляю на ту или иную тему.
2. По сигналу преподавателя все учащиеся мгновенно принимают какую-нибудь"неожиданную даже для самих себя позу/позы могут быть самые эксцентричные/. Потом," оставаясь некоторое время в принятой- позе, каждый должен найти для нее убедительное оправдание. Искать оправдание в этом случае следует в области физических действий, а не психических состояний. Напр., ученик принял такую позу: тело откинуто назад, руки подняты над- головой, одна нога поджата. Эта поза может" быть оправдана так: замахнулся, держа в руках топор, чтобы расколоть полено. В это время подбежал котенок, чтобы его не ударить топором, инстинктивно поднял ногу, желая отбросить котенка.
3. Преподаватель придумывает ряд ничем не связанных между собой действий и предлагает учащимся их оправдать, не "меняя их последовательности. Например: вхожу в комнату,
сажусь за стол, пишу кому-то записку, подхожу к книжному шкафу, ищу нужную книгу, нахожу, прочитываю ее страницу, сажусь в кресло, задумываюсь, беру со стола записку, рву ее и выхожу из комнаты, захватив книгу.
4. Педагог придумывает ряд ничем не связанных между собой поступков для общеизвестного литературного героя /напр., для Гамлета, Чацкого/ и предлагает учащимся оправдать этот ряд действий, исхода из характера данного лица. То есть объяснить, при каких обстоятельствах данный персонаж мог бы совершить этот ряд поступков в указанной последовательности. /Пока в виде рассказа учащегося/

ОТНОШЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОВ /139-154/

Сосредоточенное внимание и вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения-, а эти отношения служат той почвой, на которой зарождаются действия.

Упражнения на установление отношений и оценку фактов Упражнения:

1.Ученику дают шапку. Ее нужно внимательно изучить. Затем - "это не шапка, а котенок". Упражнение на внимание должно без всякого насилия, без искусственного скачка посте
пенно перейти в упражнение на отношение. Ученик сначала
конструирует этого котенка физически, т.е. решает, где
у него мордочка, уши, лапки, хвост. Шапка неподвижна -очень хорошо! - это значит только, что котенок спит. В момент зарождения действия следует остановить учащегося.
2. По этому же принципу может быть построен целый ряд упражнений. Например: не веревка, а змея; не футляр дня очков, а птичка; не спичечная коробка, а бомба; не стул, а
пулемет; не пачка сигарет, а табакерка Наполеона I; не поношенные башмаки, а новые, только что купленные...
3. /отношение к месту действия/ Исполнителю предлагается, находясь на сцене, почувствовать себя, например, в приемной врача, в вагоне, на пароходе, в кабинете известного писателя, в музее и т.д.
4. /отношение к месту действия плюс то или иное обстоятельство/ Например: человек сидит в саду летом /жарко/ или зимой /холодно/; стоит у витрины магазина-гастронома /голоден/; ждет автобуса /долго не идет/; входит в комнату, где лежит тяжелобольной; стоит у развалин своего дома, разрушенного бомбежкой...
5. /отношение к человеку-партнеру/на сцену приглашаются два исполнителя. Определяется место действия: комната, бульвар, автобус и т.д. Исполнители усаживаются рядом, и педагог устанавливает их отношения. Например: муж и жена, друзья, брат и сестра, влюбленные, незнакомые, но почему-либо заинтересовавшиеся друг другом. Или, например, так: каждый принимает своего партнера за какое-нибудь очень известное лицо /артиста, писателя, знаменитого летчика и пр./; каждому кажется, что он знаком со своим партнером, но оба не могут вспомнить, когда и где они встречались; каждый хочет познакомиться со своим партнером, но не решается заговорить первый /принцип - освобождение мышц - внимание - оправдание - отношение и, наконец, зарождение позыва к действию/.
6. /на оценку фактов/ Исполнитель приглашается на сцену. Ему дается книга и предлагается читать но с определенной предпосылкой: увлекательная книга, скучная, юмористическая , трогательная...
7. /неожиданность/ Сделать этюд, построенный на основе хотя и очень простого, но достаточно определенного сюжета, непременно заключающегося в неожиданности. Например, придя домой, человек нашел на письменном столе очень радостную или, наоборот, очень приятную телеграмму; из случайно услышанного разговора в соседней комнате неожидан но узнал, что тот, кого он считал другом, на самом деле таковым не является /и наоборот/; раскрыл бумажник, чтобы расплатиться, и обнаружил, что пропали деньги, раскрыл газету и неожиданно узнал о полученной им правительственной награде...

5. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ /155-182/

Значение простейших физических действий в творчестве актера Упражнения:

1. /влияние психич. действия на физич./ Учащийся исполняет какое-либо физич. действие, например, входит в комнату и закрывает за собой дверь. Но войти в комнату нужно для того, чтобы утешить, или призвать к ответу, сделать выговор, чтобы попросить прощение, или для того, чтобы объясниться в любви...
2. /влияние физич. действия психологич. содержанием/ Учащийся надевает пальто... находит саму простую физическую правду этого действия, т.е. добиться, чтобы все движения были свободными, логичными, целесообразными и продуктивными... должен решить"- для чего я надеваю пальто?.. куда я ухожу?.. Зачем?.. Каков дальнейший план моих действий?.. Чего я ожидаю от разговора, который мне предстоит там?.. Куда я иду?.. Как я отношусь к человеку, с которым мне предстоит разговаривать?.. И пр. ... должен также хорошо знать, что собой представляет само пальто... новое, красивое и я очень им горжусь... может, наоборот, оно старое, поношенное и я стыжусь его носить. Если оно новое - препятствие - тугие петли, крючок плохо застегивается. Если старое - думая о другом и одел, не заметив /менять предл. обст. и оправдания/.

Текст и подтекст Упражнения:

3. Спросить "который час?" - пожурить за опоздание... намекнуть, что пора уходить... пожаловаться на скуку... попросить сочувствия... /ирония, насмешка, шутка/.

Импровизация и фиксирование приспособлений Упражнения:

4. Учащийся должен добиться от партнера, чтобы тот одолжилему немного денег... /должен решить, для чего – хотение /приспособление - льстить, прибедняться, "заговаривать зубы", искать удобный момент, умолять, укорять, стыдить, издеваться и пр.

б. ДОМАШНЯЯ РАБОТА АКТЕРА НАД РОЛЬЮ /183-200/

Фантазирование о роли Упражнения:
1. Актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопрос: что он в этих обстоятельствах сделал бы /как поступил бы/, если бы на самом деле был данным действующим лицом?
2. Фантазирование о прошлом героя, с целью создания его биографии.

Работа над внешней характерностью Упражнения:

3. Попробуйте, например, не прикрепляя к брюкам штрипок, научиться садиться и вставать так, как если бы на вас были туго натянутые штрипками панталоны, какие носили франты начала прошлого столетия. Затем работа с фраком, цилиндром, лорнетом и пр.
4. Упражнения с чертами, связанными с профессией - "трудовые навыки".
5. Национальные и местные особенности, как в речи, так и в движениях.
6. /от внешней характерности к внутренней/ Например, в связи с анатомическими особенностями обуславливаемые возрастом человека, его" профессией,- национальными и местными особенностями. Например - овладение внешней характерностью очень тучного человека.

Домашние этюды Упражнения:

7. "На образ" - например, актер решает еще с вечера: "завтра я буду все свой действия до ухода на репетицию выполнять так, как если бы это был не я, а заданный мне образ". И вот, проснувшись, актер совершает все обычные утренние процедуры - встает с постели, умывается, причесывается, завтракает - не так,- как это свойственно ему самому, а так, как это стал бы делать Фамусов, Городничий, Тузенбах, Незнамов, Отелло...
8. "Этюды в жизни" - артист, находясь "в образе", пользуется всяким удобным случаем для беседы с кем-либо в реальной жизни. Причем партнер не должен об этом подозревать.



Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. Система К.С.Станиславского в действии. - М.:
Всерос. театр. о-во, 1984. - 383с., ил.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100