Замечательные клоуны
18 мая 1964 исполнилось 25 лет со дня смерти известного советского клоуна заслуженного артиста РСФСР Виталия Ефимовича Лазаренко (1890—1939 гг.).
Виталий ЛАЗАРЕНКО, заслуженный артист РСФСР.
Виталий Ефимович прожил яркую жизнь. Он прошел путь от артиста провинциального балагана до премьера столичного цирка. За долгие годы работы на манеже Лазаренко встречался со многими интересными людьми — мастерами арены, актерами театра и эстрады, писателями и политическими деятелями. В конце тридцатых годов он начал писать свои мемуары. К сожалению, смерть не позволила ему докончить работу над ними. Ниже мы помещаем отрывки из его неопубликованной книги.
БРАТЬЯ КОСТАНДИ
У меня была замечательная дружба с Юрием Константиновичем Костанди. Я питал к нему необычайную симпатию. Клоуном он был настоящим, очень талантливым, обладавшим тонким природным юмором. Костанди всегда выступал в маске флегматика. Он играл на разных оригинальных инструментах. Особенно виртуозно он исполнял мелодию на метле, на которой была натянута одна струна. Помню, известные мастера музыки, слушая его игру, всегда выражали свое восхищение талантом Костанди. Однако больше он прославился своими необыкновенно смешными антре «Человек-резина», «Зажигалка», «Семейное недоразумение», которые исполнял вместе с братом Володей. Вот сюжет «Человека-резины». Володя обращался к Юрию Константиновичу.
— «Послушай, брат, давай мы с тобой создадим большой аттракцион. Ты согласен?
Юрий Константинович просил Володю объяснить, что необходимо для этого сделать.
— Прежде всего для этого аттракциона мы с тобой сделаем громадные
плакаты. Каждый будет приблизительно такой, как этот ковер, — говорил Володя, указывая пальцем на лежащий на арене ковер. — Вверху его будет написано крупным шрифтом: «Чудо 20-го века», а в центре —
«Человек-резина».
Юрий Константинович внимательно слушал брата и после слов «Человек-резина» подходил к углу ковра и говорил:
— А здесь нужно добавить. Прошу не смешивать с калошами «Проводник».
Он так своеобразно произносил это, что весь цирк дрожал от смеха. Нельзя не вспомнить и содержание антре «Зажигалка»: Володя Костанди выходил на арену н намеревался зажечь от спички папиросу. Юрий Константинович тушил спичку и тут же говорил: — Брось, брат, со спичками возиться. Ты посмотри, какая замечательная вещь! Он показывал Володе зажигалку и продолжал объяснять:
— Видишь ли, дорогой брат, чем эта зажигалка хороша. Во-первых, прекрасно сделана, а во-вторых, возьмешь ее вот так, сделаешь, чик! (он крутил при этом колесико зажигалки, но огня не появлялось) — и все готово. И можно закурить...
Володя наклонялся и протягивал папиросу, чтобы прикурить.
— А ты сочти, сколько тебе в месяц спички обходятся. Копейка в день, в месяц 30 копеек, — продолжал объяснять Юрий Константинович. — А тут экономия. Вот так — чик! (машинка опять не зажглась) и закурить можно... А на охоте она просто незаменимая вещь. Стоишь в болоте, в карман попала вода, спички размокли, а с зажигалкой практично и хорошо: воды она не боится. Возьмешь вот так, чик! (снова крутит безрезультатно колесико зажигалки, она не зажигается) — и закурить
можно.
После этого Юрий Константинович несколько раз произносил «чик, и закурить можно», «чик, и закурить можно». Володе надоедало это слушать, он отворачивался, вынимал спичку и закуривал. Юрий Константинович повторял еще несколько раз «чик, и закурить можно», «чик, и закурить можно», а зажигалка так и не работала. Он случайно поворачивался к Володе, видел, что тот уже пускает клубы дыма. Тогда он делал паузу и говорил:
— Слушай, брат, дай-ка прикурить.
У зрителей братья Костанди имели большой успех. Их обожала публика и партера и галерки, а завоевать одновременно симпатии и той и другой категории посетителей цирка дело нелегкое.
ЛЕПОМ И ЭЙЖЕН
В цирке Жижетто Труцци постоянными клоунами работали Лепом и Эйжен. Они пользовались большой любовью и популярностью у жителей Екатеринослава. Это были замечательные буффонадные клоуны. Особенно оригинальным мне казался Лепом. Француз по происхождению, он очень симпатично разговаривал на манеже на ломаном русском языке. А Эйжена я считаю неповторимым комиком. Человек, можно сказать, родился для того, чтобы быть клоуном. Он отличался замечательной внешностью, исключительной дикцией, юмором и заразительным смехом. К тому же Эйжен обладал приятным тенором. В своих антре он пел тирольские или итальянские песенки. Когда Лепом и Эйжен выступали на манеже, мы, все артисты, участвующие в программе, старались поскорее одеться и пойти посмотреть, как они работают.
Антре клоунов отличались редкой особенностью: чем больше их видишь, тем больше они нравились.. В каждом из них Эйжен обязательно употреблял свои постоянные слова. Он нараспев произносил: «И-и-звощик!» Или: «Не может быть?» Потом Эйжен смотрел всегда в сторону галерки и говорил: «Анюта!» Это произносилось так своеобразно, что публика с первого же вечера запоминала слова клоуна и после 3— 4 представлений разносила их по всему городу. Можно было часто слышать, как, встречаясь на улице, знакомые говорили друг другу при встрече: «Анюта!», «И-извощик!» и «Не может быть?» В жизни Эйжен тоже был комиком. После обеда он отправлялся на улицу. Там у ворот дома его всегда ожидало несколько человек. Когда клоун доходил до какого-нибудь магазина, за ним уже следовала толпа. В магазине он обращался к приказчику с просьбой дать ему необходимое. При этом Эйжен так уморительно произносил слова на ломаном языке, что вызывал заразительный смех у всех окружающих: у покупателей, приказчиков, кассиров и пришедших вместе с ним любопытных. Спустя пять минут магазин был уже полон народу. Публика ничего не покупала и только смотрела на Эйжена и смеялась, слушая его разговор с приказчиком. Продавцы забывали, о том, что им надо обслуживать посетителей, увлеченные необычным выступлением клоуна.
Когда Эйжен уходил, магазин сразу пустел. По дороге он заглядывал еще куда-нибудь, например в бильярдную. Там Эйжен находил себе среди посетителей партнера и начинал играть. Его игра и поведение у бильярда заставляли смеяться всех окружающих. Ради шутки, в то время как партнер целился в шар, Эйжен как бы машинально и, не смотря на кий, мазал мелом его тыльную сторону. Он почти всегда выигрывал. Секрет его успеха был прост: партнер Эйжена во время игры обычно очень смеялся, руки его дрожали, и он плохо попадал в шар. Поэтому Эйжен всегда старался, когда его партнер целился кием, отпустить какую-нибудь забавную шутку.
ФРАНК ПИШЕЛЬ
В 1914 году я работал в цирке «Модерн» в одной программе с клоунами Пишель и Скала. В свободную минуту всегда старался смотреть Франка Пишеля, этого блестящего мастера, бесподобного комика-эксцентрика, замечательно владевшего мимикой лица. Номер его начинался так: оркестр играл веселую мелодию. Партнер Пишеля Скала выходил на манеж в смокинге и закуривал сигару. В это время из бокового входа со смехом и пением появлялся Франк Пишель. У него были длинные брюки- и такая же визитка, волосы на голове у Пишеля стояли дыбом. Он сталкивался с партнером, снимая перчатку, говорил: «Добрый вечер». Эта фраза служила завязкой работы.
В номере Пишеля и Скала было много каскадов и комических положений. После каждого трюка Пишель обращался к публике и говорил: «Ты видал?», «Как тебе нравится?» Эти слова он произносил несколько раз на протяжении всего выступления на манеже. И чем больше Пишель их повторял, тем больше усиливался в зале смех. На бис он исполнял пародию на балет, танцевал в пачке балерины. Пишель также пародировал французскую борьбу — боролся сам с собой. Он так талантливо и прекрасно все это проделывал, что смотреть его можно было каждый вечер. Франк Пишель был единственным эксцентриком, который своей работой произвел на меня неизгладимое впечатление.
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий