Заметки администратора
Когда мне предложили написать эту статью, я испугался. И вовсе не потому, что мне не о чем писать.
Просто, услышав это предложение, я вспомнил один случай, который произошел со мной лет двенадцать назад. Это было в одном из кабинетов Министерства культуры. Меня попросили высказать свою точку зрения по одному творческому вопросу. Когда я кончил говорить, кто-то сказал: «Да ведь он же администратор! Какое он имеет право говорить об искусстве? Его дело афиши, сборы — пусть ими и занимается». Ну, что ж, можно написать статью только о рекламе и сборах — это тоже немаловажная тема, — но на эстраде так тесно переплетаются вопросы административные и творческие, что мне и на этот раз придется заняться «не своим делом».
Начну с вопроса, который много и долго дискутируется и артистами и руководителями ВГКО Министерства культуры, с вопроса о праве актера эстрады на сольный концерт. Я попытаюсь ответить на него и как администратор и как очевидец, то есть зритель. Кто же имеет право на сольный концерт? Во-первых, артист, мастерство которого определяется «высшей категорией». Во-вторых, это право, в известной степени, определяется жанром, так как многие специфические эстрадные жанры, на мой взгляд, не интересны для сольного концерта. И, в-третьих (это самое важное), артист, делающий сборы и после концерта которого публика уходит довольной.
Пусть поймут меня правильно, Я за сборами вижу не только «кассу», я вижу любовь зрителя к жанру вообще и к данному артисту в частности, я вижу довольные лица зрителей, администраторов, выполнение финансового плана и многое, многое другое. А пустые залы?! Какое гнетущее впечатление производят они! Немые ряды кресел... одиноко под светом прожекторов стоящие актеры... Мне приходилось видеть пустые залы, и я как администратор видел за ними гораздо больше, чем простое отсутствие зрителей. Я видел убытки, нанесенные концертной организации, подавленного горем актера, недовольные лица билетеров и не всегда немой вопрос в глазах руководителей филармонии: «Кого это ты нам привез?». И когда я отвечал, что артист имеет разрешение соответствующих инстанций на сольный концерт, это звучало неубедительно.
В журнале «Советская эстрада и цирк» в статье Л. Утесова и Ф. Липскерова есть положение, из которого явствует, что далеко не последней инстанцией в определении права актера на сольный концерт является зритель. Но как спросить его об этом? Как выяснить его точку зрения? Напечатать сто миллионов анкет? Нереально. А не лучше ли сделать проще? Актеру, который по своей квалификации и жанру может претендовать на сольный концерт, дать на него право. Временно. На три или шесть месяцев. И пусть зритель «высказывается». Четыре-пять рублей, заплаченные за два билета, лучше любой подписи в анкете говорят: «да, имеет». А если концерты проходят успешно, то и пресса отзывается о них хорошо, «показания» же свидетеля-очевидца в лице администратора подтверждают все это. Что же еще может быть убедительней?
Конечно, очень важно, что делает актер в сольном концерте. Может быть, он на «пупе вертится?» Или репертуар его не актуален. Может быть, он потакает низменным, как любят говорить рецензенты, вкусам зрителей. А где они, разрешите спросить, низменные вкусы и решают ли они что-нибудь сегодня? Я за последние годы встречаюсь с ними все реже и реже. У советского зрителя давно уже выработался взыскательный вкус. Это уже не тот зритель, который стороной обходил концерты симфонических оркестров. Теперь, как правило, на такие концерты в любом городе нашей страны трудно достать билет. Мне недавно рассказывал один работник издательства, что сейчас тиражи детективных романов сокращаются. (А ведь было время, когда эти книги расхватывали независимо от их качества). Итак, если зритель ушел после концерта довольным, если рецензия в местной газете отметила, что репертуар исполнителя интересный и современный, так что же еще требуется артисту для получения права на сольный концерт?
Нужна еще подпись одного из руководителей Министерства культуры. И надо сказать, что в 1963—1964 гг. руководящие работники Министерства культуры дали разрешение на сольные концерты многим молодым артистам. Так сказать, оказали доверие в кредит. И доверие это молодые актеры оправдали. Здесь уместно назвать несколько имен. Это А. Лившиц и А. Левенбук, талантливые сатирики, всегда актуальные, всегда интересные как в сборном, так и в сольном концерте. Это Л. Усач — исполнитель юмористических рассказов, актер, имеющий свое очень смешное, очень добродушное актерское лицо. Его юмор — мягкий; беззлобный и искренний смех зрителей на его концертах — это заслуженная оценка, это благодарность зрительного зала актеру. С большим успехом проходят концерты М. Кристалинской, Т. Миансаровой и заслуженной артистки РСФСР и БАССР Людмилы Зыкиной.
Хотелось бы отметить одно положение. Сборные эстрадные концерты, то есть основной жанр эстрады, очень страдают от того, что лучшие исполнители выступают только с сольными концертами. Об этом много говорится и пишется. А ведь вопрос этот можно и должно решить очень просто. Конечно каждый актер эстрады — это прежде всего, если можно так выразиться, актер сольного эстрадного номера, и место каждого актера эстрады прежде всего в сборном эстрадном концерте, и это совершенно бесспорно. Но было бы по меньшей степени неправильным утверждать, что рост мастерства исполнителя и полученное им право на сольный концерт должны помешать ему, отвлечь его от участия в эстрадных смешанных концертах. Эстрадные концерты с разножанровым набором «их величеств» эстрадных номеров были и остаются ведущим направлением в развитии эстрадного искусства, были и остаются праздником для артистов эстрады и зрителей, которые по-настоящему любят эстраду. Но, устраивая праздники, нам приходится думать о буднях. Будем откровенны: сколько таких праздников (я говорю о настоящих, совершенных со всех точек зрения эстрадных концертов) можно организовать в Москве? Три? Четыре? Десять? Это при условии возможности переброски актеров с концерта на концерт в условиях одного города. А ведь таких концертов-праздников только в самой Москве, не говоря об области, нужно десятки, а в праздничные дни — сотни. Москва — это столица, это большой город, но это всего лишь один город, а эстрада, учитывая ее мобильность и оперативность, призвана обслуживать и обслуживает всю страну. Сегодня все чаще и чаще лучшие мастера эстрады выезжают за рубеж.
Вот тут-то, пожалуй, и возникает вопрос — что лучше? Случайный подбор средних, сереньких номеров (даже при условии участия в этом концерте одной «красной строки», которая, несмотря на успех, может «стоять» на сцене 15— 20 минут максимум, дабы другим тоже дать возможность выступить), или творческий сольный вечер мастера, отвечающий за идеологическую, драматургическую, вокальную или разговорную основу концерта. В этом случае и финансовые и всякие другие показатели (отклики зрителя и печати) на стороне сольных вечеров. Видимо, учитывая это, руководству концертной организации и надо построить работу так, чтобы в творческой жизни сочетались две стороны одной, по существу, медали. С одной стороны, артист, обладатель серенького номера, будет стараться повысить свою квалификацию, чтобы уйти от простоя, лишившись крылышка «красной строка». С другой стороны, «красная строка» будет совершенствовать мастерство и репертуар для того, чтобы из строки выросло произведение эстрадного искусства, достойное вкусов и требования советского зрителя.
Гастролеры на эстраде, в самом высоком смысле этого слова, не рождаются приказом Министерства культуры. Приказ — это формальность. Они не появляются н в связи с мнением даже очень авторитетного деятеля искусства. Гастролера, — я буду говорить языком администратора,— рождает зритель. Это он пишет заявки на радио, телевидение и в концертные организации, требуя встреч с полюбившимся актером. Это он назначает актеру свидания в своих городах. Ведь зритель любит и не любит, невзирая на ранг, возраст и положение. Л. Утесова любят, если можно так выразиться, «почти с детства», то есть с того времени, когда он впервые появился на эстраде, а это было много-много лет тому назад. Любят его и сегодня. На практике эстрадного администратора я убедился, что перед зрителем все гастролеры равны, то есть я хочу сказать, что в те времена, когда на горизонте эстрады ярко сверкали звезды Л. Утесова, Н. Смирнова-Сокольского, И. Набатова, зрители сумели разглядеть рядового по положению конферансье А. Райкина и потребовали с ним встреч, встреч, в которых Райкин предстал перед ними, по существу, с сольным концертом. Ведь это именно зритель «попросил расширить рамки встречи» с К. Шульженко именно в то время, когда с сольными концертами выступали Т. Церетелли, Л. Русланова и И. Юрьева. И к плану их сольных концертов прибавились даты творческих встреч с новым мастером эстрады.
Зрители давно уже «заставили» М. Миронову и А. Менакера, Л. Мирова и М. Новицкого, А. Шурова и Н. Рыкунина выступать не номером, а сольным концертом, и теперь зачастую даже обижаются, когда эти исполнители выступают номером. Зрителю мало сегодня послушать М. Кристалинскую, выступающую с номером (3—4 песни). Зрители помнят, знают и любят в ее исполнении гораздо больше песен и хотят их услышать. И ничего нет удивительного в том, что конферансье Э. Радов и Б. Брунов переросли рамки конферанса — первый популярный автор-исполнитель, второй — тесно и плодотворно работающий с ведущим автором, создали такое количество интересных эстрадных синтетических номеров, которые уже «не укладываются» в паузах между номерами и требуют самостоятельного творческого вечера в рамках сольного концерта. И, повторяю, что все эти вопросы сегодня решает не только, а точнее, не столько исполнитель, сколько зритель.
Мне хочется еще один раз задать и себе и читателю один вопрос: что же лучше — великолепный сольный или эстрадный концерт, собранный из средних номеров? Отвечая на этот вопрос, я обращаюсь к цифрам и фактам, они говорят: сольный концерт мастера. Факты и цифры! Именно за ними стоят зрители, которые любят советскую эстраду, от которой ждут многих светлых часов своего досуга. Заканчивая статью, я хочу сказать, что в ней я осветил лишь один из многих вопросов, которые волнуют администраторов нашей эстрады, и мне хочется, пользуясь случаем, обратиться к редакции журнала: «Дорогие товарищи! Почаще спрашивайте нас, администраторов, потому что мы также болеем за дело советской эстрады, которую любим и которой посвятили свою жизнь».
В. Ленидов
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий