Заметки о жонглировании. Кому нести знамя
Тук-тук-тук... Как метроном, постукивают в оркестре палочки ударника. И появляется заслуженный артист РСФСР Александр Кисс. Один. Более четверти века он выходил на манеж с сестрой.
Выступления Виолетты и Александра Кисс отличали значительность и цельность концепции, своеобразное построение номера (режиссер Н. А. Кисс). Ему была чужда вычурность. Значительное в искусстве — всегда просто. Некоторых это сбивало с толку. Видели технику. А были и вдохновенные артисты, игравшие пьесу, пронизанную яркими и образными контрастами, со сквозной линией развития. Она переносила от поры безмятежного детства к мудрой зрелости, вовлекала в драматизм борьбы, радовала мужественной сдержанностью и благородством.
Кисе — большое артистическое имя. Но огромный успех, официальное признание лучшими в мире нисколько не вскружили им голову. Что греха таить? Иной раз и большие артисты не могут устоять перед примитивными приемами, якобы усиливающими успех. По их просьбе инспектор манежа, набрав полную грудь воздуха, объявляет: «Единственный в мире исполнитель...» (хотя это и не всегда правда). Или выкрикивает: «Внимание! Спокойно!» (а это отдает балаганом).
Если бы Кисс привлекала мишура славы, инспектору пришлось бы много раз провозглашать: «Первые и единственные!» И это была бы правда. Виолетта — первая и единственная в стойке на руке на голове у Александра, жонглирующего четырьмя палочками, на второй руке крутила обруч, а на ступнях — шест с развевающимися на концах флажками. Только она могла в стойке на руках (и на одной) на голове у брата, не видя бочонка, вращать его, перебрасывать «с попа на попа», крутить сальто-мортале. Только ее «умные ножки» (как образно заметил однажды зарубежный рецензент) могли, когда артистка лежала на тринке, катать, вращать, подбрасывать большой барабан.
Александр Кисе. Да, первый. Да, пока единственный. Он сумел (с помощью отца) вдумчиво вобрать и творчески развить все лучшее, что было у предшественников. Замечательный русский художник Валентин Серов как-то заметил, что через новое всегда должно сквозить хорошее старое. И оно сквозит. Хотя каждый трюк Александра нов, самобытен, оригинален. Превосходно владея техникой, он осуществляет самые дерзновенные замыслы. Никому еще не удавалось с пятью палочками создать такую затейливую вязь комбинаций. Венец — жонглирование ими за спиной. И это после сотни разнообразных бросков!
Лишь большие мастера могли, отбивая лбом мяч, жонглировать четырьмя кольцами (выкидывали — шесть). Александр увеличил количество до шести! Когда мяч заменила прыгающая на лбу булава (что чрезвычайно усложнило трюк), колец стало семь. Кисс с одинаковой легкостью бросает и ловит как четное, так и нечетное количество предметов. А жонглирование шестью кольцами усложнил. На лоб ставит короткий перш, на него — второй в виде узенькой удлиненной корзины с мячом. Не прекращая жонглирования, молниеносным движением кольцом выбивает первый перш, на лоб падает — второй. Еще несколько бросков. Снова удар. Корзина летит назад, а на лбу прыгает мяч.
Невероятно? А что же тогда сказать о финальном трюке? Александр Кисс стоит на дощечке, лежащей на катушке, которая движется по крохотной площадочке пьедестала. На лбу двухметровый перш, увенчанный мячом. Руки выбрасывают и ловят восемь колец (восемь!). Для многих жонглеров рубеж — все еще шесть предметов. Продолжительное время «приучал» пять палочек взлетать за спиной и возвращаться в руки, и снова взлетать. И девяносто раз из ста выбрасывал. И девяносто пять бывало. Но не сто. И не было гарантии, что безукоризненно исполнит трюк во время выступления. Такую работу не мог показать зрителям. И вообще решил отказаться от трюка.
Как-то за рубежом репетицию советского артиста пришли посмотреть жонглеры из различных стран. Гости, восхищенные мастерством, попросили показать и то, что не вошло в номер. Александр стал жонглировать за спиной пятью палочками. Выбросил раз пятьдесят. Все были потрясены, заявили, что повсюду будут говорить о сенсации. Александр запротестовал — ведь это лишь эксперимент. Но после этого он возобновил многочасовые репетиции. И стал единственным исполнителем еще одного трюка. Еще одного. А могло быть куда больше. При соответствующих условиях.
Не слишком ли мы равнодушны подчас к талантам? Речь не о персональных почестях Виолетте и Александру Киссу (хотя и не грех воздать им должное), а о создании более благоприятных условий для творчества. Надо — обязательно надо! — окружить мастера способными учениками, кото„-рым он помог бы пойти дальше, осуществить задуманное им. Ибо у самого — увы — не хватит времени. Александр никогда не знал и не знает свободных минут. Репетиции. Изготовление реквизита. Выступления. И, конечно же, поиски материалов, беготня по мастерским. Разумно ли, что лучший в мире жонглер так транжирит (и не только он) время и силы? Нет. Не по-хозяйски это.
Александр Кисс оказал влияние на всех или почти на всех жонглеров. И не только на родине. С именем Кисс связан подъем и расцвет жанра, утверждение новых художественных принципов. Но мало кто знает, ценою какого неподдельного мужества создано большое артистическое имя. Мужество не оставило и тогда, когда Виолетта решила расстаться с манежем. Нелегко это. Но уходить надо. Никто еще не заметил изъянов. Сама почувствовала: не идет безукоризненно сложный трюк. Этого оказалось достаточным для взыскательной актрисы.
В цирке говорят: «Виолетта ушла непобежденной» (никому не удалось даже приблизиться к тому, что легко и свободно делала она.) Ушла Виолетта. Уйдет Александр. А кто заменит? Кто понесет знамя дальше? Равнозначной замены в искусстве не бывает и быть не может. И все же сейчас, когда Александр еще в расцвете сил, не может не тревожить вопрос: кто же понесет знамя? Кто? Способные жонглеры Эдуард Аберт, Юрий Бирюков, Альберт Петровский, Борис Евграфов? Бесспорно. И притом они очень разные. У каждого есть интересные и сложные трюки. Но этого мало. Произведение искусства ценится не по одной, пусть даже превосходной, детали, а по их совокупности, за оригинальность и своеобразие.
Наши ведущие жонглеры не так-то уж и молоды. История жанра свидетельствует, что Эверхарт, открывший законы жонглирования кольцами, Энрико Растелли, Максимилиан Труцци, Константин Никольский, Виктор Сазонов, Виолетта и Александр Кисс были значительно моложе, когда заявили о себе принципиально новыми работами. Почему же у наших жонглеров достает дерзания на трюк и не хватает духу вести поиск вглубь и вширь? Кисс, идя путем новаторов, терпели и поражения. Да, и поражения. И в юности, и тогда, когда уже были известными артистами. Однако это были поражения, через которые сверкали зарницы победы.
Почему же молодые боятся риска? Почему стремятся создать относительно чистенький номерок с каким-либо эффектным трюком* и почить на лаврах?
*Борьба идет главным образом за количество. Однако А. Кисс считает, что это, во-первых, не должно превращаться в самоцель и, во-вторых, нельзя уверенно жонглировать или даже выбрасывать 7—8—9—10—11 колец, не умея уверенно работать с пятью-шестью. Молодые же стремятся перескочить промежуточный этап. Только бы зафиксировали, что он выбрасывает такое-то количество предметов.
Почему все еще крайне робко вступают на тернистый путь новаторов? Почему копирование трюков старших товарищей удовлетворяет? Некогда Джульетта Феррони, играя роль беззаботной девчушки с пышным бантом в кудрях, прыгала через скакалку и отбивала головой мяч. Это было оригинально, а главное — естественно. Когда же через разукрашенную веревочку прыгает мужчина, то это отдает фальшью. Здесь уместно подчеркнуть роль художественной детали. То, что пристало девушке, не совсем подходит мужчине.
История развития искусства неопровержимо свидетельствует, что художник, игнорирующий содержание, не заботящийся о глубине мысли и идейности, никогда еще ничего не находил. И наоборот. Когда есть что сказать, артист находит и как сказать. Произведение объективно говорит о творческом диапазоне, степени зрелости мировоззрения артиста. Оно — показатель отношения к искусству. Номер — как человек. У него свой облик, дыхание, ритм.
Тревога о будущем цирка заставляет протестовать против практики заимствований. Ее внедрению способствовали и отсутствие теории и незнание языка цирка, позволяющего создавать яркие и содержательные художественные произведения. А на практике многие похожи. Конечно, жонглирование горящими факелами эффектно. Но когда почти каждый артист заключает номер таким трюком, то следует говорить не об эффекте, а о бедности и стереотипности мышления, о неумении использовать арсенал художественных средств.
Жанр предоставляет неограниченные возможности для поиска. Основных предметов для жонглирования — четыре. Количество их колеблется от трех до десяти. Даже бесстрастный математический закон убеждает, что может быть масса всевозможных вариантов. А если умножить их на творческую индивидуальность творца, то будут сотни оригинальных и своеобразных номеров. Должны быть! Каждый вечер в оркестре одного из цирков постукивают, как метроном, палочки ударника.
Тук-тук-тук...
И выходит лучший в мире жонглер — Александр Кисс. Он по-прежнему знаменосец в жанре. Некого поставить рядом. Пока еще некого.
И. ЧЕРНЕНКО
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий